Жан-Огюст-Доминик Энгр: неоклассический академический художник читать ~9 мин.
Французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр имел одну из самых длинных карьер во французской живописи, которая продолжалась с 1800 по 1864 год. Ученик Жака-Луи Давида – величайшего из всех художников неоклассицизма – Энгр стал ведущим сторонником неоклассической живописи после смерти Давида в 1825 году. На его особое сочетание неоклассического искусства повлияли изящная живопись Высокого Возрождения Рафаэля, тщательная живопись Северного Возрождения Яна ван Эйка и Ганса Гольбейна, а также классическая живопись барокко Николы Пуссена (1594-1665).
Среди работ Энгра – женская обнажённая натура, ряд мифологических картин, несколько религиозных картин и портретов, выполненных с той высокой «отделкой», которая требовалась Французской академии – хранительнице консервативной эстетики. Неудивительно поэтому, что его считают одним из лучших представителей «академического искусства» и одним из последних Старых мастеров своей эпохи.
По иронии судьбы, хотя он жаждал восхищения своей исторической живописью – самым возвышенным жанром в официальной Иерархии жанров – сегодня его больше ценят за портретное искусство и фигуративную живопись, оба из которых были выдающимися. К его наиболее значительным работам относятся: Купальщица Вальпинсона (Большая купальщица) (1808, Лувр, Париж); Большая одалиска (1814, Лувр); Клятва Людовика XIII (1824, собор Монтобана); Эдип и Сфинкс (1808-27, Лувр); Стратонис и Антиох (1840, Музей Конде, Шантийи); Одалиска с рабом (1842, Художественный музей Уолтерса, Балтимор); и Турецкая баня (1862-3, Лувр). Среди его величайших портретных работ: Бонапарт, первый консул (1804, Музей Куртиуса, Льеж); Портрет месье Бертина (1832, Лувр); и Портрет мадам Муатесье (1856, Национальная галерея, Лондон).
О влиянии творчества Энгра на живопись XX века см: Классическое возрождение в современном искусстве (1900-1930).
Обучение
Восхождение Энгра от провинциального студента-художника к высшему звену французских живописцев было медленным и непостоянным, хотя он оставался непоколебимо уверенным в правильности выбранного им пути. Его отец родился в Монтобане, к северу от Тулузы на юге Франции, и был в своём роде художником: миниатюристом, скульптором, каменщиком и музыкантом.
С ранних лет юного Энгра поощряли рисовать и учиться музыке. Он посещал местную школу, но его формальное образование закончилось, когда школа была закрыта во время Французской революции. В 1791 году он поступил в Королевскую академию в Тулузе, чтобы изучать фигуративный рисунок и пейзаж. Именно здесь, благодаря своему преподавателю Гийому-Жозефу Роксу (1757-1847), он проникся сильным восхищением к работам Рафаэля (1483-1520).
В 1797 году Академия присудила ему первую премию за рисунок, после чего он отправился в Париж, чтобы учиться у Жака-Луи Давида, который в то время был ведущим представителем неоклассической живописи. Он оставался в студии Давида в течение четырёх лет.
В 1799 году он поступил во Французскую академию изящных искусств Ecole des Beaux-Arts), а в 1801 году получил желанный Гран-при Рима (отложенный до 1806 года) за работу под названием: «Послы Агамемнона в шатре Ахилла» (1801, Ecole Nationale Superieure des Beaux-Art, Paris). В 1802 году он дебютировал в Салоне с картиной «Женский портрет». Это произведение ныне утрачено. Вскоре после этого он вместе с пятью другими художниками получил престижный заказ на написание портрета Наполеона Бонапарта. Его собственная работа – «Бонапарт, первый консул» (1804, Музей Куртиуса, Льеж) – заметно заимствована у Яна ван Эйка (1390-1441).
О двух других французских художниках XIX века, схожих по стилю с Энгром, см: Антуан-Жан Грос (1771-1835) и Эрнест Мейссонье (1815-1891).
Ранние работы и представления в Салон
Ранняя карьера Энгра не была особенно гладкой. В 1808 году его первоначальная версия «Эдипа и сфинкса» была раскритикована как плоская и лишённая теней, а его «Купальщица Вальпинсона» была признана недостаточно идеализированной.
Несмотря на критику, он продолжал учиться и рисовать в Риме, каждый год отправляя картины обратно в Парижскую академию для оценки. В 1811 году он закончил свою последнюю студенческую работу, огромную картину «Юпитер и Фетида» (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс), которая произвела такое же негативное впечатление на академию. Единственными художниками, которые оценили его талант, были (по иронии судьбы) Эжен Делакруа и другие художники-романтики, работавшие под руководством Пьера-Нарцисса Герена (1774-1833).
В 1819 году Энгр отправил свою картину «Большая одалиска» (1814, Лувр) для выставки в Парижском салоне. На сюжет, наложницу, лежащую спиной к зрителю, повлияла знаменитая Венера Урбинская (1538, Уффици, Флоренция) работы Тициана (ок. 1485-1576). Вытянутые пропорции обнажённой женщины и эротичность её кожи напоминают о маньеризме XVI века, но французские критики жаловались, что её спина искажена на эквивалент двух позвонков и что картина эксцентрична и причудлива. Современные критики, напротив, утверждают, что одним из даров Энгра было то, как ему удалось соединить реализм с экспрессионизмом, что, наряду с тонкой цветовой палитрой XIX века, сделало его картины более живыми и захватывающими, а не мёртвыми и академичными.
Общественное признание
В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию, где закончил историческую картину – «Въезд Карла V в Париж» – для месье де Пасторе, друга детства из его родного города Монтобана. Вскоре после этого, при содействии того же де Пасторе, он получил заказ на картину «Клятва Людовика XIII» для собора Монтобана. Видя в этом возможность реализовать свои амбиции и стать одним из лучших исторических живописцев Франции, он потратил четыре года на её завершение и осенью 1824 года сопровождал её в Париж.
Выставленная в Салоне 1824 года, картина наконец-то принесла ему признание публики, которого он так жаждал. Его прославили по всей Франции, а вскоре после этого, в январе 1825 года, король наградил его орденом Почётного легиона. Позже в том же году он был избран членом Французской академии, что позволило ему получить ряд официальных заказов. В это же время его картина «Великая одалиска», которую всего за несколько лет до этого презирали и критики, и художники, внезапно обрела широкую популярность благодаря репродукции в виде литографии. Кроме того, примерно в это время ряд консервативных академиков и художественных критиков стали рассматривать его отшлифованный классицистический стиль живописи как естественный противовес дерзкой школе романтизма, возглавляемой бывшим поклонником Энгра, Эженом Делакруа (1798-1863), отмеченным такими шедеврами, как «Смерть Сарданапала» (1827) и «Свобода, ведущая народ на баррикады» (1830). Более того, после недавней смерти в Брюсселе великого Жака-Луи Давида Энгр стал считаться новым лидером неоклассической традиции.
Новые работы, такие как переработанный «Эдип и сфинкс» (1808-27, Лувр), «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр) и «Портрет Луи-Франсуа Бертина» (1832, Лувр) принесли ему ещё больше похвал, Но прохладный приём его картины Мученичество святого Симфориана (Собор в Аутене), которая была показана в Салоне 1834 года, заставил его – в порыве негодования – отправиться в самоизгнание в Рим в качестве директора Школы Франции.
В 1840 году он вернулся в Париж, где в течение следующих двух десятилетий завершил несколько прекрасных работ, которые ещё больше укрепили его репутацию. Среди них: Стратониса и Антиох (1840, Музей Конде, Шантийи); Одалиска с рабом (1842, Художественный музей Уолтерса, Балтимор); Портрет мадам Муатесье (1856, Национальная галерея, Лондон) и Турецкая баня (1862-3, Лувр). Он также создал уменьшенную, перевёрнутую версию картины «Эдип и Сфинкс» (1864), которая сейчас находится в Художественном музее Уолтерса, Балтимор.
Дальнейшая жизнь
Хотя Энгр умел писать быстро, он часто тратил годы на работу над картиной, иногда возвращаясь к полотну после нескольких лет перерыва. Он стал известен благодаря своим портретам XIX века, хотя и жаловался, что они лишают его времени, которое он мог бы потратить на исторические сюжеты. Он часто ужинал со своими подданными, чтобы застать их врасплох, так как в момент наибольшей расслабленности он мог уловить что-то из их сущности. Его портреты месье Бертина (1832) и графини д’Оссонвиль (1845) были высоко оценены как идеальные реконструкции личностей.
В последние 10 лет своей жизни он создал некоторые из своих самых значительных работ, включая ещё один великий пример ориенталистской живописи, а именно «Турецкая баня» (1862-3), на которой изображена толпа обнажённых женщин в гареме. Всего год спустя Мане (1832-1883) выставил свою печально известную «Олимпию», которая шокировала общество, поместив обнажённую натуру рядом с одетыми джентльменами. «Турецкая баня» была более приемлемой, потому что её действие явно происходило в экзотическом фантастическом мире.
Активный до конца, Энгр умер от пневмонии в 1867 году в возрасте 86 лет. Все содержимое его мастерской, включая многие крупные картины и более 4 000 рисунков, сегодня хранится в Музее Энгра в Монтобане.
Наследие
Один из величайших художников неоклассицизма, Энгр оказал значительное влияние на последующих художников. Это наиболее заметно в работах Эдгара Дега (1834-1917), хотя Ренуар (1841-1919), Матисс (1869-1954) и Пикассо (1881-1973) признавали свой долг перед ним.
Обратите внимание, например, как в работе Пикассо «Портрет Гертруды Стайн» (1906, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) использованы заимствования из работы Энгра «Портрет месье Бертина». Хотя Энгр с большим уважением относился к классическим принципам, современные критики говорят, что в его картинах присутствует дух романтизма. Его эксперименты с искажениями формы и пространства помогли проложить путь нескольким направлениям современного искусства.
Важные картины
Картины Жана-Огюста-Доминика Энгра можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности, в Лувре в Париже. К числу его величайших работ относятся следующие:
Исторические, мифологические и сюжетные картины
Купальщица Вальпинсона (1808) Лувр.
Юпитер и Фетида (1811) Музей Гране, Экс-ан-Прованс.
Большая одалиска (1814) Лувр.
Клятва Людовика XIII (1824) Собор Монтобана.
Апофеоз Гомера (1827) Лувр.
Эдип и Сфинкс (1808-27) Лувр.
Маленькая купальщица (1828) Лувр.
Антиох и Стратониса (1840).
Одалиска и раб (1842) Художественная галерея Уолтерса, Балтимор.
Жанна д’Арк: коронация Карла VII в Реймском соборе (1854), Лувр.
Турецкая баня (1862-3), Лувр.
Эдип и Сфинкс (1864) Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
ПОРТРЕТЫ
Бонапарт, первый консул (1804) Музей Куртиуса, Льеж.
Наполеон I на императорском троне (1806) Музей вооружённых сил, Париж.
Мадемуазель Каролина Ривьер (1806 г.) Лувр.
Мадам Деваукай (1807) Музей Бонна, Байонна.
Жозеф-Антуан Мольтедо (1810) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Шарль-Жозеф-Лоран Кордье (1811) Лувр.
Портрет мадам де Сенонн (1814) Музей изящных искусств, Нант.
Граф Николай Гурьев (1821) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Мадемуазель Жанна Гонин (1821) Музей искусств Тафта, Цинциннати.
Портрет Луи-Франсуа Бертина (1832) Лувр.
Графиня д’Оссонвиль (1845) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Баронство де Ротшильд (1848) Коллекция Ротшильдов, Париж.
Принцесса де Брольи (1853) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Анализ работ таких художников XIX века, как Энгр: Анализ современной живописи (1800-2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?