Жан-Огюст-Доминик Энгр:
неоклассический академический художник читать ~9 мин.
Карьера французского художника Жана-Огюста-Доминика Энгра была одной из самых продолжительных во французской живописи и продолжалась более шести десятилетий, с начала XIX века до его смерти в 1867 году. Ученик Жака-Луи Давида, величайшего художника-неоклассика, Энгр стал ведущим представителем неоклассической живописи после смерти Давида в 1825 году. В его самобытной манере неоклассицизм сочетался с влиянием изящной живописи Высокого Возрождения Рафаэля, скрупулёзной живописи Северного Возрождения Яна ван Эйка и Ганса Гольбейна, а также классической живописи барокко Николы Пуссена (1594–1665).
Среди работ Энгра — женская обнажённая натура, ряд мифологических картин, несколько религиозных полотен и портретов, выполненных с той высокой степенью «отделки» (fini), которой требовала Французская академия — хранительница консервативной эстетики. Неудивительно, что его считают одним из лучших представителей академического искусства и одним из последних старых мастеров своей эпохи.
По иронии судьбы, хотя он жаждал признания как автор исторических полотен — самого возвышенного жанра в официальной иерархии жанров, — сегодня его больше ценят за портреты и жанровые сцены, в которых он достиг непревзойдённого мастерства. К его наиболее значительным работам относятся: Купальщица Вальпинсона (Большая купальщица) (1808, Лувр, Париж); Большая одалиска (1814, Лувр); Клятва Людовика XIII (1824, собор Монтобана); Эдип и Сфинкс (1808–27, Лувр); Антиох и Стратоника (1840, Музей Конде, Шантийи); Одалиска с рабом (1842, Художественный музей Уолтерса, Балтимор); и Турецкая баня (1862–63, Лувр). Среди его величайших портретных работ: Бонапарт, первый консул (1804, Музей Куртиуса, Льеж); Портрет месье Бертина (1832, Лувр); и Портрет мадам Муатесье (1856, Национальная галерея, Лондон).
О влиянии творчества Энгра на живопись XX века смотрите в статье: Классическое возрождение в современном искусстве (1900–1930).
Обучение
Путь Энгра от провинциального студента-художника до высшего эшелона французских живописцев был медленным и тернистым, хотя сам он оставался непоколебимо уверенным в правильности выбранного пути. Его отец, родившийся в Монтобане к северу от Тулузы, был разносторонним мастером: миниатюристом, скульптором, каменщиком-декоратором и музыкантом.
С ранних лет юного Энгра поощряли рисовать и учиться музыке. Он посещал местную школу, но его формальное образование прервалось из-за закрытия школы во время Французской революции. В 1791 году он поступил в Королевскую академию в Тулузе, чтобы изучать рисунок фигуры и пейзаж. Именно здесь, благодаря своему преподавателю Гийому-Жозефу Року (1757–1847), он проникся глубоким восхищением работами Рафаэля (1483–1520).
В 1797 году Академия присудила ему первую премию за рисунок, после чего он отправился в Париж учиться у Жака-Луи Давида, который в то время был ведущим представителем неоклассической живописи. Он провёл в мастерской Давида четыре года.
В 1799 году Энгр поступил в парижскую Школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), а в 1801 году получил желанный Гран-при Рима (поездка была отложена до 1806 года) за работу Послы Агамемнона в шатре Ахилла (1801, Национальная высшая школа изящных искусств, Париж). В 1802 году он дебютировал в Салоне с картиной Женский портрет, которая ныне утрачена. Вскоре он вместе с пятью другими художниками получил престижный заказ на написание портрета Наполеона Бонапарта. Его работа — Бонапарт, первый консул (1804, Музей Куртиуса, Льеж) — демонстрирует явное влияние творчества Яна ван Эйка (1390–1441).
О двух других французских художниках XIX века, близких Энгру по стилю, смотрите в статьях: Антуан-Жан Гро (1771–1835) и Эрнест Мейссонье (1815–1891).
Ранние работы и выставки в Салоне
Начало карьеры Энгра не было гладким. В 1808 году его первоначальная версия картины Эдип и Сфинкс была раскритикована за плоскостность и недостаток светотени, а его Купальщица Вальпинсона — за недостаточную идеализацию.
Несмотря на критику, он продолжал учиться и работать в Риме, каждый год отправляя картины в Парижскую академию для оценки. В 1811 году он закончил свою последнюю студенческую работу — монументальное полотно Юпитер и Фетида (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс), которое было так же холодно встречено академиками. По иронии судьбы, его талант оценили лишь Эжен Делакруа и другие художники-романтики, учившиеся у Пьера-Нарцисса Герена (1774–1833).
В 1819 году Энгр представил свою картину Большая одалиска (1814, Лувр) на Парижском салоне. Сюжет картины, изображающей наложницу со спины, навеян знаменитой «Венерой Урбинской» (1538, Уффици, Флоренция) кисти Тициана (ок. 1485–1576). Вытянутые пропорции обнажённой фигуры и эротичность её кожи напоминают о маньеризме XVI века. Однако французские критики жаловались, что её спина была сочтена неестественно удлинённой (считается, что на три позвонка), а саму картину назвали эксцентричной и причудливой. Современные же критики утверждают, что уникальный дар Энгра заключался в его способности соединять реализм с экспрессией, что, наряду с тонкой цветовой палитрой XIX века, делало его картины живыми и волнующими, а не безжизненно-академичными.
Общественное признание
В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию, где завершил историческое полотно Въезд Карла V в Париж по заказу месье де Пасторе, друга детства из его родного города Монтобана. Вскоре при содействии того же де Пасторе он получил заказ на картину Клятва Людовика XIII для собора Монтобана. Видя в этом возможность реализовать свои амбиции и стать одним из лучших исторических живописцев Франции, он потратил четыре года на её завершение и осенью 1824 года лично сопровождал её в Париж.
Выставленная в Салоне 1824 года, картина наконец-то принесла ему долгожданное общественное признание. Его прославили по всей Франции, а в январе 1825 года король наградил его орденом Почётного легиона. Позже в том же году он был избран членом Французской академии, что обеспечило ему ряд официальных заказов. В то же время его Большая одалиска, которую всего несколько лет назад презирали критики и художники, внезапно обрела широкую популярность благодаря литографическим репродукциям. Кроме того, ряд консервативных академиков и художественных критиков стали рассматривать его отточенный классицистический стиль живописи как противовес дерзкой школе романтизма, возглавляемой Эженом Делакруа (1798–1863), отмеченной такими шедеврами, как Смерть Сарданапала (1827) и Свобода, ведущая народ (1830). После недавней смерти Жака-Луи Давида в Брюсселе Энгр стал считаться новым лидером неоклассической традиции.
Новые работы, такие как переработанная Эдип и Сфинкс (1808–27, Лувр), Апофеоз Гомера (1827, Лувр) и Портрет Луи-Франсуа Бертина (1832, Лувр), принесли ему ещё большее признание. Однако прохладный приём его картины Мученичество святого Симфориона (Собор в Отёне), показанной в Салоне 1834 года, побудил его в порыве негодования уехать в Рим, где он занял пост директора Французской академии.
В 1841 году он вернулся в Париж, где в течение следующих двух десятилетий создал несколько выдающихся работ, ещё более укрепивших его репутацию. Среди них: Антиох и Стратоника (1840, Музей Конде, Шантийи); Одалиска с рабом (1842, Художественный музей Уолтерса, Балтимор); Портрет мадам Муатесье (1856, Национальная галерея, Лондон) и Турецкая баня (1862–63, Лувр). Он также создал уменьшенную, зеркально отражённую версию картины Эдип и Сфинкс (1864), которая сейчас находится в Художественном музее Уолтерса, Балтимор.
Дальнейшая жизнь
Хотя Энгр умел писать быстро, он часто работал над картиной годами, иногда возвращаясь к полотну после многолетнего перерыва. Он прославился своими портретами XIX века, хотя и сетовал, что они отнимают у него время, которое он мог бы посвятить историческим сюжетам. Он часто обедал со своими моделями, чтобы наблюдать за ними в непринуждённой обстановке и уловить сущность их характеров. Его портреты месье Бертина (1832) и графини д’Оссонвиль (1845) были высоко оценены как совершенные воплощения личностей.
В последние 10 лет своей жизни он создал некоторые из своих самых значительных работ, включая ещё один великий пример ориенталистской живописи — картину Турецкая баня (1862–63), на которой изображены многочисленные обнажённые женщины в гареме. Всего год спустя Мане (1832–1883) выставил свою нашумевшую Олимпию, которая шокировала общество, изобразив современную обнажённую женщину рядом с одетыми мужчинами. Турецкая баня была более приемлемой, поскольку её действие было перенесено в экзотический вымышленный мир гарема.
Энергичный до самого конца, Энгр умер от пневмонии в 1867 году в возрасте 86 лет. Всё содержимое его мастерской, включая многие крупные картины и более 4 000 рисунков, сегодня хранится в Музее Энгра в его родном Монтобане.
Наследие
Один из величайших художников-неоклассиков, Энгр оказал значительное влияние на последующих художников. Это наиболее заметно в работах Эдгара Дега (1834–1917), хотя и Ренуар (1841–1919), Матисс (1869–1954) и Пикассо (1881–1973) признавали его влияние.
Обратите внимание, например, как в работе Пикассо Портрет Гертруды Стайн (1906, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) заимствованы мотивы из Портрета месье Бертина кисти Энгра. Хотя Энгр с большим уважением относился к классическим принципам, современные критики отмечают, что в его картинах присутствует дух романтизма. Его эксперименты с искажением формы и пространства помогли проложить путь нескольким течениям в современном искусстве.
Важные картины
Картины Жана-Огюста-Доминика Энгра можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности в Лувре в Париже. К числу его величайших работ относятся следующие:
Исторические, мифологические и сюжетные картины
Купальщица Вальпинсона (1808) Лувр.
Юпитер и Фетида (1811) Музей Гране, Экс-ан-Прованс.
Большая одалиска (1814) Лувр.
Клятва Людовика XIII (1824) Собор Монтобана.
Апофеоз Гомера (1827) Лувр.
Эдип и Сфинкс (1808-27) Лувр.
Маленькая купальщица (1828) Лувр.
Антиох и Стратоника (1840) Музей Конде, Шантийи.
Одалиска и раб (1842) Художественная галерея Уолтерса, Балтимор.
Жанна д’Арк на коронации Карла VII в Реймсском соборе (1854) Лувр.
Турецкая баня (1862-3) Лувр.
Эдип и Сфинкс (1864) Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Портреты
Бонапарт, первый консул (1804) Музей Куртиуса, Льеж.
Наполеон I на императорском троне (1806) Музей армии, Париж.
Мадемуазель Каролина Ривьер (1806) Лувр.
Мадам Девосе (1807) Музей Бонна, Байонна.
Жозеф-Антуан Мольтедо (1810) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Шарль-Жозеф-Лоран Кордье (1811) Лувр.
Портрет мадам де Сенонн (1814) Музей изящных искусств, Нант.
Граф Николай Гурьев (1821) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Мадемуазель Жанна Гонин (1821) Музей искусств Тафта, Цинциннати.
Портрет Луи-Франсуа Бертина (1832) Лувр.
Графиня д’Оссонвиль (1845) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Баронесса де Ротшильд (1848) Коллекция Ротшильдов, Париж.
Принцесса де Брольи (1853) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Анализ работ художников XIX века, таких как Энгр: Анализ современной живописи (1800–2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?