Якоб Ван Рёйсдал:
голландский реалист-пейзажист читать ~5 мин.
Художник и гравёр Якоб Исаакс ван Рёйсдал широко считается величайшим представителем пейзажной живописи в эпоху голландского барокко (1580-1680).
Родился в Харлеме, в семье рамщика, арт-дилера и пейзажиста Исаака ван Рёйсдала. Возможно, учился у своего отца, а также у своего дяди Соломона ван Рёйсдала (1600-1670), который оказал влияние на его ранние картины, и у Алларта ван Эвердингена (1621-1675), голландского художника-мариниста и пейзажиста. В 1648 году он стал членом гильдии художников Святого Луки в Харлеме, а в 1659 году получил право на проживание в Амстердаме за заслуги в области искусства.
В отличие от многих ведущих фигур голландской живописи XVII века, которые занимались портретной живописью и голландским реалистическим жанровым живописью, Рёйсдал соперничал с популярностью идиллических пейзажей в итальянском стиле Николя Пуссена (1594-1665) иКлода Лоррена (1604-1682). В результате, несмотря на то, что сейчас он считается одним из лучших пейзажистов своего времени, при жизни его работы были настолько мало оценены, что в 1681 году меннонитская секта, с которой он был связан, обратилась к совету Харлема с просьбой о его помещении в городской приют, где он и умер в следующем году.
Две школы голландского пейзажа XVII века
Якоб ван Рёйсдал вместе с Саломоном ван Рёйсдалем (1603-1670), Мейндерт Хоббема (1638-1709) и Аэльберт Кёйп (1620-1690) были четырьмя очень важными художниками, которые оказали сильное влияние на развитие английской школы пейзажной живописи в следующем столетии.
Но существовали два стиля. Первый — продолжение классической традиции, популяризованной Клодом Лорраном — создавал идеальные пейзажи, часто изображая сцены итальянской деревни, реальные или вымышленные. Второй, коренной голландский реалистический стиль, возник непосредственно из природы, которая изображалась с большой точностью. При жизни Рёйсдала классический стиль больше ценился меценатами и, следовательно, был более прибыльным.
Якоб ван Рёйсдал — художник
Он был очень новаторским: самые ранние датированные работы, виды окрестностей Харлема, написанные, когда ему ещё не было 20 лет, демонстрируют удивительную зрелость, особенно в контрастах света и тени и ярких цветах. Около 1650 года Рёйсдал посетил Восточную Голландию и приграничные с Голландией районы Германии — холмистые, лесистые местности, которые пробудили в нём романтические настроения. С 1657 года до самой смерти он жил в Амстердаме, хотя продолжал путешествовать по Голландии.
В период с 1650 по 1670 год он пробовал себя почти во всех жанрах пейзажной живописи: панорамы, написанные с дюн, возвышающихся над обширной плодородной равниной вокруг Харлема, лесные пейзажи и густые лесные массивы, просёлочные дороги, окаймлённые коттеджами и пшеничными полями, речные пейзажи с живописными водяными мельницами, бурные морские пейзажи, более спокойные пляжные сцены и зимние деревни. С 1659 года Рёйсдал также написал серию видов горных ручьёв и водопадов, вдохновлённых скандинавскими пейзажами Алларта ван Эвердингена (1621-1675).
Масляная живопись Рёйсдала отличается чувствительным откликом на различные настроения природы, будь то возвышающее переживание обширных, светящихся панорам зелёных лугов и золотых пшеничных полей или изображение мрачных, пустынных зимних пейзажей. Основным средством выражения настроения в его пейзажах являются свет и тень, особенно такие драматичные и захватывающие приёмы, как неровные лучи солнца, пробивающиеся сквозь густые облака.
Отсутствие света также вызывает сильные эмоции, как, например, в меланхоличных лесных интерьерах с мёртвыми деревьями и застоявшимися лужами. Многие виды, запечатлённые Рёйсдалем, до сих пор узнаваемы, но он не всегда был реалистом. Сочетание наблюдения и воображения иллюстрируется двумя версиями «Еврейское кладбище в Оудеркерке» (Галерея Старых мастеров, Дрезден и Детройтский институт искусств). На этих картинах вымышленные горы и руины окружают надгробия, нарисованные в Оудеркерке, недалеко от Амстердама. Некоторая субъективность прослеживается и в величественной и мощной концепции природы Рёйсдала, выраженной в гигантских дубах, пенящихся горных потоках и далёких горизонтах.
Вопрос реализма также усложняется случайными аллюзиями на циклические процессы упадка, роста и обновления. Они не обязательно носят явно аллегорический характер. Они особенно заметны в картинах «Еврейское кладбище», где радуга и новая листва контрастируют с такими символами бренности жизни, как могилы, руины и мёртвые деревья.
Преобладающим цветом его пейзажной палитры является насыщенный зелёный, который, к сожалению, со временем потемнел, в то время как его морские картины имеют характерный чистый серый оттенок. Фигуры присутствуют лишь в редких случаях, и некоторые из них, как полагают, взяты из рисунков недолго прожившего Адриана ван де Вельде (1636-1672) и Филиппа Вауэрмана (1619-1968).
В отличие от других великих голландских пейзажистов, Рёйсдал не стремился к живописному запечатлению конкретных сцен, но тщательно продумывал и компоновал свои композиции, вводя в них бесконечное разнообразие тонких контрастов в формировании облаков, растений и форм деревьев, а также в игре света. Он особенно преуспел в изображении облачных пейзажей, которые куполообразно раскинулись над ландшафтом и определяют свет и тень объектов.
В поздние годы он черпал вдохновение у других мастеров, а не в природе. Например, его любимыми сюжетами были бурные реки и водопады, а также руины замков на вершинах гор, заимствованные из швейцарских пейзажей Рогмау.
Другой известный художник из Харлема — точный архитектурный живописец: Питер Санредам (1597-1665).
Репутация
Несмотря на значительное влияние на других голландских художников, в частности на своего ученика и друга Мейндерта Хоббемы (1638-1709), Рёйсдал был гораздо менее популярен при жизни, чем художники, писавшие пейзажи в итальянском стиле. В XVIII веке было много ценителей его творчества, но его значение было полностью признано только в романтический период, с последующим подъёмом натуралистического пейзажа в Англии и Франции в первой половине XIX века. Сейчас он считается одним из величайших старых мастеров XVII века.
Избранные произведения Якоба ван Рёйсдала
Пейзажи Якоба ван Рёйсдала можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, включая Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Рейксмузеум в Амстердаме и Национальную галерею в Лондоне. Среди этих произведений:
Пейзаж с пастухами и крестьянами (1665) Уффици, Флоренция
Харлем, вид с дюн (1670) Галерея живописи SMPK, Берлин
Еврейское кладбище (ок. 1670) Галерея старых мастеров, Дрезден
Водопад с горным замком (1668) Музей герцога Антона Ульриха
Мельница в Вийке близ Дуурстеде (1670) Рейксмузеум, Амстердам
Отбелочные поля близ Харлема (1670) Кунстхаус, Цюрих
Лучшая коллекция гравюр Руисдаэля находится в Рейксмузеуме, где представлены «Кукурузное поле и» «Путешественники», которые являются одними из лучших образцов пейзажной гравюры XVII века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?