Якоб Ван Рёйсдал:
голландский реалист-пейзажист читать ~5 мин.
Художник и гравёр Якоб Исаакс ван Рёйсдал признан одним из величайших представителей пейзажной живописи в эпоху голландского барокко (1580–1680).
Он родился в Харлеме в семье изготовителя рам, арт-дилера и пейзажиста Исаака ван Рёйсдала. Предположительно, Якоб обучался у своего отца и дяди, Соломона ван Рёйсдала (ок. 1602–1670), оказавшего влияние на его ранние работы. Также его учителем мог быть Алларт ван Эвердинген (1621–1675), художник-маринист. В 1648 году Рёйсдал стал членом харлемской гильдии Святого Луки, а в 1659 году получил гражданство Амстердама.
В отличие от многих ведущих мастеров голландской живописи XVII века, специализировавшихся на портретах и бытовом жанре, Рёйсдал сосредоточился на пейзаже. Он конкурировал с популярными в то время идиллическими пейзажами в итальянском стиле, которые создавали Николя Пуссен (1594–1665) и Клод Лоррен (1604–1682). Хотя сегодня он считается одним из лучших пейзажистов своей эпохи, при жизни его работы ценились невысоко. В 1681 году, когда художник тяжело заболел, меннонитская община обратилась к совету Харлема с просьбой поместить его в приют, где он и скончался в следующем году.
Две школы голландского пейзажа XVII века
Якоб ван Рёйсдал, наряду с Соломоном ван Рёйсдалом, Мейндертом Хоббемой (1638–1709) и Альбертом Кёйпом (1620–1691), был одним из четырёх выдающихся художников, оказавших сильное влияние на развитие английской школы пейзажной живописи в XVIII веке.
В то время существовало два основных стиля. Первый, продолжавший классическую традицию Клода Лоррена, представлял идеализированные пейзажи, часто с реальными или вымышленными видами Италии. Второй стиль, исконно голландский, был основан на реалистичном и точном изображении природы. При жизни Рёйсдала классический стиль был более востребован у меценатов и приносил больший доход.
Якоб ван Рёйсдал — художник
Рёйсдал был новатором. Его самые ранние датированные работы, созданные в возрасте до 20 лет, демонстрируют удивительную зрелость в передаче контрастов света и тени. Около 1650 года он посетил восточную Голландию и приграничные районы Германии. Холмистые и лесистые местности пробудили в нём романтические настроения. С 1657 года до самой смерти художник жил в Амстердаме, продолжая путешествовать по стране.
С 1650 по 1670 год Рёйсдал работал почти во всех жанрах пейзажа. Он писал панорамы с дюн, лесные чащи, просёлочные дороги с коттеджами, речные виды с водяными мельницами, бурные марины и тихие зимние деревни. С 1659 года, вдохновлённый скандинавскими пейзажами Алларта ван Эвердингена, он создал серию картин с горными ручьями и водопадами.
Живопись Рёйсдала отличается чуткостью к настроениям природы. Он мастерски передавал как возвышенное спокойствие залитых солнцем лугов, так и меланхолию мрачных зимних видов. Основным средством выражения для него были свет и тень, особенно эффектные приёмы, такие как лучи солнца, пробивающиеся сквозь густые облака.
Многие изображённые Рёйсдалом места узнаваемы, но он не всегда был строгим реалистом. Сочетание наблюдения и воображения ярко проявилось в двух версиях картины «Еврейское кладбище» (одна в Галерее старых мастеров в Дрездене, другая в Детройтском институте искусств). На этих полотнах реальные надгробия с кладбища в Аудеркерке окружены вымышленными руинами и горами. Субъективность также видна в его величественной концепции природы с гигантскими дубами и пенящимися потоками.
Тема реализма в его работах усложняется аллюзиями на циклы упадка и обновления. Это особенно заметно в «Еврейском кладбище», где радуга и свежая листва контрастируют с символами бренности — могилами, руинами и мёртвыми деревьями.
В его пейзажной палитре преобладает насыщенный зелёный цвет, который со временем, к сожалению, потемнел. Морские пейзажи художника отличаются характерным чистым серым оттенком. Фигуры на его картинах редки; считается, что некоторых из них писали Адриан ван де Велде (1636–1672) и Филипп Вауверман (1619–1668).
В отличие от других голландских пейзажистов, Рёйсдал не стремился к точному воспроизведению конкретных видов. Он тщательно конструировал композиции, вводя разнообразие в формы облаков, растений и деревьев, а также в игру света. Художник особенно преуспел в изображении неба, которое на его картинах определяет освещение всего ландшафта.
В поздние годы он чаще черпал вдохновение в работах других мастеров, чем в природе. Его излюбленными сюжетами стали бурные реки, водопады и руины замков, отчасти заимствованные из пейзажей Роланта Рогмана.
Другой известный художник из Харлема — мастер архитектурного пейзажа Питер Санредам (1597–1665).
Репутация
Несмотря на влияние на других художников, в частности на своего ученика Мейндерта Хоббему, при жизни Рёйсдал был менее популярен, чем мастера пейзажей в итальянском стиле. В XVIII веке ценителей его творчества стало больше, но подлинное признание пришло лишь в эпоху романтизма. Подъём натуралистического пейзажа в Англии и Франции в XIX веке закрепил его статус одного из величайших старых мастеров XVII века.
Избранные произведения Якоба ван Рёйсдала
Работы Якоба ван Рёйсдала хранятся в ведущих художественных музеях мира, включая Эрмитаж, Метрополитен-музей, Рейксмузеум и Национальную галерею в Лондоне. Среди его известных произведений:
«Пейзаж с пастухами и крестьянами» (1665), Галерея Уффици, Флоренция
«Вид Харлема с дюнами» (ок. 1670), Картинная галерея, Берлин
«Еврейское кладбище» (ок. 1655), Галерея старых мастеров, Дрезден
«Водопад с горным замком» (1668), Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг
«Мельница в Вейке у Дюрстеде» (ок. 1670), Рейксмузеум, Амстердам
«Поля для отбеливания холста близ Харлема» (ок. 1670), Кунстхаус, Цюрих
Лучшая коллекция гравюр Рёйсдала находится в Рейксмузеуме. В ней представлены «Кукурузное поле» и «Путешественники», которые считаются одними из лучших образцов пейзажной гравюры XVII века.
- Альберт Кёйп: Голландский пейзажист, Дордрехтская школа
- ART JOURNEY AT THE LIBRARY
- Раскрыта загадка авторства картины «Париж. Ворота Сен-Дени» из собрания Иркутского художественного музея
- Выставка «Постконструктивизм, или рождение советского ар-деко: Париж – Нью- Йорк – Москва»
- Импрессионист Эдуард Мане
- Лучшие картины импрессионистов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?