Якопо Бассано:
венецианский маньерист читать ~7 мин.
Якопо Бассано (урождённый Якопо даль Понте, ок. 1510–1592) — один из великих старых мастеров венецианской школы XVI века, работавший в период маньеризма. Начав обучение в Венеции у Бонифацио Веронезе (1487–1553), он вернулся в родной город Бассано-дель-Граппа, где основал семейную мастерскую. Его творчество сформировалось под влиянием ведущих венецианских живописцев, таких как Лоренцо Лотто (1480–1556), Тициан (ок. 1488/1490–1576), Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588). На стиль Бассано также повлияли мастера маньеризма, в частности Пармиджанино (1503–1540) и Франческо Сальвиати (1510–1563). Его работы отличает яркий колорит, точность в деталях и простота повествования.
Бассано известен прежде всего своими работами на религиозные и библейские сюжеты. Он часто представлял их в виде буколических жанровых сцен с реалистичными изображениями животных, что позволяло ему органично сочетать священную историю с мотивами повседневной жизни. Как виртуозный рисовальщик, Бассано создавал подготовительные эскизы, часто используя яркие мелки. Художник также был выдающимся мастером портрета.
Хотя ранние работы художника могут показаться несколько провинциальными, со временем его стиль развился в сложный синтез, вобравший колористические достижения Тициана и Паоло Веронезе. Бассано внёс значительный вклад в венецианскую живопись. Среди его известных произведений — «Портрет бородатого мужчины» (1535); «Портрет кардинала» (1545, Музей изобразительных искусств, Будапешт); «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (ок. 1550, Государственный музей искусств, Копенгаген); «Пейзаж с притчей о сеятеле» (1560-е, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид); «Земной рай» (ок. 1573, Галерея Дориа-Памфили, Рим) и «Наполнение Ноева ковчега» (ок. 1590, Прадо, Мадрид).
Ранний период
Получив первые уроки живописи у своего отца, Франческо даль Понте Старшего (1475–1539), Якопо Бассано отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Бонифацио де Питати, известного как Бонифацио Веронезе. Уже в 1535 году он выполнил для ратуши родного города три картины на библейские сюжеты (ныне в Музее Бассано), в которых соединились идеи наставника и собственные творческие поиски.
Будучи выходцем с материковой части Венецианской республики (террафермы), Бассано был восприимчив как к североитальянскому реализму, так и к течениям маньеризма. В 1535–1540 годах он испытал влияние живописи Порденоне (1483–1539), заимствовав у него пластическую выразительность фигур. Освободившись от манеры Бонифацио, он обогатил эти формы поразительным реализмом в таких работах, как «Самсон и филистимляне» (Галерея старых мастеров, Дрезден) и «Поклонение волхвов» (Коллекция Эксетера, Бёргли-хаус, Линкольншир).
Маньеризм, вошедший в моду в Венеции около 1540 года, открыл перед художником новые горизонты, и он с энтузиазмом откликнулся на них. Каждая его картина этого периода была творческим экспериментом.
Ранняя карьера: 1540–1550-е
В этот период Бассано создал ряд разнообразных работ. Картина «Мученичество святой Екатерины» (Музей Бассано) напоминает о влиянии Понтормо (1494–1556), особенно его «Усекновения главы Иоанна Крестителя». Стройные, элегантные фигуры в ограниченном пространстве демонстрируют эмилианское изящество. В то же время «Дорога на Голгофу» (Национальная галерея, Лондон) вдохновлена немецкими гравюрами, а в «Отдыхе во время бегства в Египет» (Пинакотека Амброзиана, Милан) маньеристские ритмы сочетаются с острыми реалистичными деталями. Гравюры, привозимые в Венецию из Эмилии и северных стран, служили для него источником динамичных композиционных решений. Его колорит становится светлее, а тона — более холодными.
Середина карьеры: 1550-е
В это десятилетие стиль Бассано становится более зрелым. «Тайная вечеря» (ок. 1547, Галерея Боргезе, Рим), знаменующая завершение этого этапа, демонстрирует изучение светотени (кьяроскуро) Тинторетто. Картина также показывает знакомство с работами гравёра Андреа Скьявоне (1510/15–1563), что заметно и в «Несении креста» (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Формальное напряжение в композициях остаётся высоким, а детализация пространства предвосхищает реализм испанского барокко XVII века.
Реализм предыдущего десятилетия приобретает новые черты. Если раньше детали были очерчены строгими контурами, то теперь, как в картине «Лазарь и богач» (Художественный музей Кливленда), они растворяются в затенённом пространстве, что придаёт им бо́льшую выразительность. Тени обретают атмосферную ценность, а изображение рассветов и закатов сообщает композициям подлинный пейзажный характер.
Работы этого периода наполнены удивительной светлостью. Холодный колорит, обусловленный широким применением белил, придаёт им лирическое, почти визионерское звучание, во многом обязанное маньеризму. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500–1576). В это время Бассано также начинает по-новому интерпретировать библейские сюжеты, помещая их в пасторальные пейзажи.
Поздний творческий путь: 1560–1570-е
«Распятие» из церкви Сан-Теонисто (1562, Городской музей, Тревизо) — важная веха в творческой хронологии Бассано. Фигура Христа на кресте выделяется на фоне широкого неба, затемнённого тяжёлыми облаками и пронзённого отблесками света. У подножия креста, где стоят Дева Мария и Иоанн, свет становится холодным и прозрачным. Это новаторское видение произвело сильное впечатление на Эль Греко (1541–1614) и Паоло Веронезе. В картине «Святой Иероним» (Галерея Академии, Венеция) Бассано развивает этот подход, достигая реализма, который предвосхитил живопись XVII века.
В «Поклонении пастухов» (1568, Музей Бассано), одной из серии больших алтарных картин, художник начинает новый этап. Освободившись от визионерских исканий прошлых лет, он сосредоточился на лирике света и выразительности мазка в повествовательных полотнах, где смешивались реальность и вымысел.
Картины этого периода, буколические и пасторальные по духу, основаны на библейских сюжетах, включая циклы о Всемирном потопе и Страстях Христовых. Действие часто разворачивается ночью в сельской местности, дворцах или на кухнях, где важную роль играет свет от факелов, свечей и тлеющих углей. Этот приём, заметный в работах «Отплытие в Ханаан» (Дворец дожей, Венеция) и «Благовещение пастухам» (Национальная галерея, Прага), предвещает появление караваджизма. Сельское вдохновение проявляется и в аллегорических сериях, посвящённых месяцам и временам года. Подробнее о нововведениях Бассано в алтарной живописи см.: Венецианские алтарные образы (ок. 1500–1600).
Этот тип буколической масляной живописи пользовался большой популярностью у коллекционеров в Венеции и за её пределами, поэтому Бассано получал заказы на создание множества копий оригинальных картин. Работа распределялась по мастерской, где примерно с 1570 года активную роль играл его сын Франческо, а позже к нему присоединились и другие сыновья. Из-за этого атрибуция отдельных работ позднего периода затруднена.
Последние годы
Около 1580 года стиль Бассано вновь изменился. Его интерпретация сцен Страстей Христовых становится более трагичной, наполненной чувством страдания. Драматизм поздних работ, рождённый как личными переживаниями, так и влиянием позднего творчества Тициана и Тинторетто, был совершенно новым для художника. Примером может служить картина «Сусанна и старцы» (1585, Музей изящных искусств, Ним).
Наследие
Бассано провёл почти всю жизнь в родном городе, создавая произведения для местных церквей и заказчиков вдали от Венеции — центра триумфа Веронезе и Тинторетто. Несмотря на это, он стоит в одном ряду с ними как одна из ключевых и самобытных фигур венецианского маньеризма. Его искусство чинквеченто развивалось в двух направлениях: фантазийном, которое нашло отклик в творчестве Эль Греко, и натуралистическом, предвосхитившем световые эффекты Веласкеса и даже импрессионистов. См. также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Семья и мастерская
У Якопо Бассано было четыре сына, которые стали художниками и продолжили его стиль: Франческо Младший (1549–1592), Джованни Баттиста (1553–1613), Леандро (1557–1622) и Джироламо (1566–1621). Двое из них, Франческо и Леандро, добились наибольшей известности. Франческо, переехавший в Венецию в 1579 году, писал бытовые и сельские сцены, а также создал ряд полотен в стиле Тинторетто для Дворца дожей. Его жизнь оборвалась трагически: он покончил с собой, выбросившись из окна.
Леандро прибыл в Венецию несколькими годами позже и прославился как портретист. Он адаптировал стиль отца к художественным вкусам Венеции конца XVI века, что видно в его серии «Двенадцать месяцев» (Музей истории искусств, Вена). В конце 1590-х годов за свои заслуги он был посвящён в рыцари дожем Венеции.
Картины Якопо Бассано и его мастерской можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира, в частности в Городском музее Бассано-дель-Граппа.
- Тинторетто: венецианский художник-маньерист
- Найденная на чердаке картина, возможно, принадлежит кисти Караваджо
- Усекновение головы Иоанна Крестителя
- Величайшие картины эпохи Возрождения
- В мае - июле 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде пройдут мероприятия Обменных Дней культуры России и Аргентины
- В мае - июле 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде пройдут мероприятия Обменных Дней культуры России и Аргентины
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?