Якопо Бассано: венецианский маньерист читать ~7 мин.
Один из великих старых мастеров Венецианского Возрождения в период маньеризма XVI века, Бассано учился в Венеции у Бонифацио Веронезе (1487-1553), а затем поселился в своём родном городе Бассано, где основал собственную мастерскую. Под влиянием других венецианских живописцев, таких как Лоренцо Лотто (1480-1556), Тициан (1487-1576), Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588), а также Пармиджанино (1503-1540) и Сальвиати (1510-1563), его работы отличаются необычайной яркостью, точностью деталей и простотой повествовательных элементов.
Почитаемый в основном за религиозное искусство и библейские сцены, он часто писал их в форме буколических жанровых картин, дополненных точными рисунками животных – формат, позволявший реальным чертам проступать сквозь религиозный сюжет. Будучи виртуозным рисовальщиком, Бассано обычно использовал яркие мелки в своих подготовительных эскизах. Он также был выдающимся представителем портретного искусства.
Если его ранние картины кажутся несколько провинциальными, то в дальнейшем его стиль превратился в сложный синтез колорита Тициана и Паоло Веронезе (1528-1588). Он внёс значительный вклад в развитие венецианской живописи, его работы включают: Портрет бородатого мужчины (1535); Портрет кардинала (1545, Будапешт); Усекновение главы Иоанна Крестителя (ок. 1550, Государственный художественный музей, Копенгаген); Пейзаж с притчей о сеятеле (1560-70, Тиссен-Борнемиса, Мадрид); Земной рай (ок. 1573, Галерея Дориа-Памфилия, Рим); и Животные, входящие в ковчег (1590, Прадо, Мадрид).
Ранний период
После обучения у своего отца, Франческо Старшего (1475-1539), Бассано (урождённый Якопо да Понте) отправился в Венецию, чтобы работать в мастерской Бонифация де Питати (Веронезе). В 1535 году он написал для ратуши Бассано три работы на библейские темы (Музей Бассано), которые представляют собой смесь влияния Бонифацио и его собственных идей.
Приехав с «материка», Бассано был восприимчив к северному итальянскому реализму, но в равной степени и к маньеристским течениям. В 1535-1540 годах он проявил интерес к живописи венецианского исторического живописца Порденоне (1483-1539) и перенял у него пластическую структуру, на которую – теперь уже свободную от влияния Бонифация – он смог привить портреты поразительного реализма (Самсон и филистимляне, Гемальдегалерия, Дрезден; Поклонение волхвов, Коллекция Эксетера, Бергли-хаус, Линкольншир).
Маньеризм, вошедший в моду в Венеции около 1540 года, открыл перед ним новые возможности, и он с энтузиазмом откликнулся на него. Каждая его картина была для него экспериментом.
Ранняя карьера: 1540-50
В этот период Бассано создал последовательно ряд работ самого разного характера: Мученичество святой Екатерины (Музей Бассано), которое напоминает Усекновение главы Иоанна Крестителя (Государственный художественный музей, Копенгаген) Понтормо (1494-1556), где стройные фигуры, расположенные в более ограниченном пространстве, полностью эмилианские в своей элегантности; «Дорога на Голгофу» (Национальная галерея, Лондон), вдохновлённая немецкими гравюрами; «Отдых во время бегства в Египет» (Амброзиана, Милан), где маньеристские ритмы дополняют жестокие правдивые прозрения. Гравюры, поступавшие в Венецию из Эмилии и с севера, представляли для него захватывающие, вихревые последовательности. Его цвет стал светлее, а тона потеряли свою теплоту.
Середина карьеры: 1550-60
В это десятилетие стиль Бассано стал более зрелым. Тайная вечеря (ок. 1550, Галерея Боргезе, Рим), знаменующая собой завершение периода творчества Бассано, является доказательством того, что он изучал кьяроскуро Тинторетто , и показывает, что он был знаком с творчеством далматинского художника и гравёра Скьявоне (1522-1582) (Дорога на Голгофу, Будапештский музей). Формальное напряжение по-прежнему очень сильно, а пространство содержит детали, которые по своему реализму напоминают работы художников испанского барокко XVII века.
Реализм предыдущего десятилетия приобретает новый облик. Если раньше детали были ограничены строгими контурами, то теперь, как в картине «Лазарь и ныряльщица» (Кливлендский музей), они появляются в пространстве, полном теней, в результате чего они становятся гораздо более выразительными. Тени теперь приобретают свою истинную атмосферную ценность; рассветы и закаты придают композициям, в которых они появляются, характер настоящих пейзажей.
В этот период работы Бассано наполняются удивительной светлотой, холодный колорит которой обусловлен очень широким применением пигмента, и придают им лирическое, образное чувство, которое во многом обязано маньеризму. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500-76). В это время Бассано также начал по-новому интерпретировать Библию в картинах, написанных на фоне пасторальных пейзажей.
Поздний творческий путь: 1560-70
Распятие в церкви Сан-Теонисто (1562, Музей Тревизо) – важнейшая веха в хронологии творчества Бассано как живописца, которую иначе трудно восстановить. Христос на кресте изолированно выделяется на фоне широкого неба, затемнённого тяжёлыми тучами, пересекаемыми отблесками света, в то время как ниже, где стоят Мария и Иоанн, свет холодный и прозрачный. Эль Греко (1541-1614) нашёл это удивительное новое видение ошеломляющим, как и Паоло Веронезе. В картине «Святой Иероним» (Академия, Венеция) Бассано идёт тем же путём, но более глубоко, чтобы прийти к истине, которая предвосхищает Борджанни и реализм XVII века.
В «Поклонении пастухов» (1568, Музей Бассано), одной из серии больших алтарных картин, Бассано начал новый этап своего развития. Освободившись от галлюцинаторных фантазий прежних лет, он предался лиризму света и магии прикосновения в повествовательных картинах, в которых смешалось естественное и искусственное.
Буколические и пасторальные по вдохновению, картины этого периода опираются на самые разные библейские эпизоды в качестве сюжета; они включают циклы о Потопе и о жизни и Страстях Христовых. Их действие происходит в сельской местности или во дворцах и кухнях, часто ночью, где игра света, факелов, свечей и тлеющих углей играет важную роль (Отплытие в Ханаан, Дворец дожей, Венеция; Благовещение пастухам, Пражский музей), предвещая наступление караваджизма. Сельское вдохновение этого периода также проявляется в серии аллегорий месяцев и времён года, иллюстрирующих сельскохозяйственную и домашнюю жизнь в разные времена года. Подробнее о нововведениях Якопо Бассано в росписи редос и триптихов см: Венецианские алтарные образы (ок. 1500-1600 гг.).
Этот тип буколической масляной живописи был очень популярен среди коллекционеров в Венеции и за рубежом, и Бассано был призван изготовить множество копий оригинальных картин. Работа была распределена по всей мастерской, причём примерно с 1570 года особенно активную роль играл его сын Франческо, к которому позже присоединились другие сыновья. Отныне атрибуция отдельных работ затруднена.
Живопись в последние годы жизни
Около 1580 года стиль Бассано претерпел новые изменения. Его интерпретация сцен из Страстей становится более трагичной, переполненной чувством страдания. Рождённый экстремальными переживаниями юности и столкновением с поздними работами Тициана и Тинторетто (Сусанна и старцы, 1585, музей Нима), драматизм последних работ совершенно новый.
Наследие
Всю свою жизнь Бассано спокойно провёл в родном городе, создавая произведения для церквей там и в окрестностях, в отдалении от Венеции, места триумфа Веронезе и Тинторетто. Несмотря на это, он, наряду с ними, является одной из главных фигур венецианского маньеризма, причём в совершенно личном плане. Его искусство чинквеченто колеблется между двумя тенденциями: одна, фантазийная и галлюцинаторная, повторилась в Эль Греко; другая, натуралистическая и светлая, привела к тому, что его сравнивают с Веласкесом и импрессионистами. См. также: Наследие венецианской живописи на европейское искусство.
Семья
У Бассано было четыре сына, которые также были художниками и продолжили его стиль: Франческо Младший (1549-1592), Джамбаттиста (1553-1613), Леандро (1557-1622) и Джероламо (1566-1621). Двое из них, Франческо и Леандро, стали знаменитыми. Франческо, поселившийся в Венеции в 1579 году, продолжал писать бытовые и деревенские сцены, а позже создал ряд работ в стиле школы Тинторетто («Дворец дожей»), после чего выбросился из окна наверху.
Леандро, прибывший в Венецию несколько лет спустя, отличился как портретист и адаптировал стиль своего отца в соответствии со вкусом Венеции конца XVI века (серии Месяцы, К.М. Вена). В 1596 году дож посвятил его в рыцари.
Картины Якопо Бассано можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, в частности в Музее Чивико в Бассано.
- Тинторетто: венецианский художник-маньерист
- Найденная на чердаке картина, возможно, принадлежит кисти Караваджо
- Величайшие картины эпохи Возрождения
- В мае - июле 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде пройдут мероприятия Обменных Дней культуры России и Аргентины
- В мае - июле 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Великом Новгороде пройдут мероприятия Обменных Дней культуры России и Аргентины
- «Во времена бабочек» Хулии Альварес, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?