Величайшие картины эпохи Возрождения читать ~16 мин.
Искусство Ренессанса не возникло бы без вклада более ранних направлений искусства, их художников и скульпторов. Искусство Проторенессанса, например, было обязано готическому искусству XIII века и готической скульптуре – последняя также оказала большое влияние на Джотто (1267-1337) и его революционные фрески капеллы Скровеньи. См: «Предательство Христа (Поцелуй Иуды)» (1305) и «Оплакивание Христа» (1305).
Поздняя интернациональная готика, стиль, связанный с королевскими дворами различных европейских монархов, также оказала большое влияние, как и консервативная итальянская сиенская школа живописи, возглавляемая Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319), создателем Строгановской Мадонны с младенцем и Маэстинского алтарного образа. Папское покровительство, а также поддержка со стороны таких династий, как семья Медичи во Флоренции, были ещё одним важным фактором, обеспечившим рост и успех живописи Предренессанса в течение XIV века.
Живопись раннего итальянского Возрождения (ок. 1400-1490)
Эстетика раннего Возрождения в значительной степени опиралась на гуманизм – благородство человека – и в её изображениях широко использовалась индивидуальная фигура, а не стереотипные или символические фигуры. В религиозных картинах художники проявляли заметно больший реализм в изображении человеческих лиц и тел. Кроме того, они лучше организовывали пространство картины и освоили использование линейной перспективы. Короче говоря, живопись Раннего Возрождения отказалась от иератических традиций византийского искусства в пользу более реалистичного, более гуманистического идиома, хотя и в рамках христианского искусства XV века. Подробнее см: Флорентийское Возрождение (1400-1490).
Величайшие картины раннего Возрождения
Перед вами подборка самых влиятельных картин итальянского Возрождения (ок. 1400-1530). Масляная живопись постепенно вытесняла темперу, хотя последняя – наряду с фресковой росписью – всё ещё была популярна. См. также Анализ знаменитых картин.
Термины в живописи
См: Диптих (двухпанельная картина); Триптих (трехпанельная картина); Полиптих (много панелей).
Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427)
Поклонение волхвов (алтарь Строцци) (1423) темпера, Уффици, Флоренция
Кварацейский алтарь (1425) темпера на дереве, различные музеи
Пизанелло (Антонио Пизано) (1394-1455)
Портрет молодой женщины (1436-8) темпера на дереве, Лувр, Париж
Паоло Уччелло (1397-1475)
Битва при Сан Романо (ок. 1456) Национальная галерея Лондон; Уффици; Лувр
Охота в лесу (1470) масло на холсте, Музей Ашмолеан, Оксфорд
Фра Анджелико (ок. 1400-55 гг.)
Триптих Линайуоли (1433) темпера на панели, Музей Сан-Марко, Флоренция
Богородица и младенец, окружённые святыми (1436) темпера на дереве, Кортона
Noli Me Tangere (1441) фреска, Музей Сан-Марко дельи Анджелико, Флоренция
Благовещение (ок. 1450) фреска, Музей Сан-Марко
Томмазо Мазаччо (1401-28)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424-8) Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
Изгнание из райского сада (1425-6) Фреска, Капелла Бранкаччи
(1426) яичная темпера на дереве, Национальная галерея, Лондон
Денежная дань (1427-8) фреска, Капелла Бранкаччи, Флоренция
Святая Троица (1428) фреска, Санта Мария Новелла, Флоренция
Фра Филиппо Липпи (1406-1469)
Дева с младенцем и святыми Августином и Фредианом (1437) темпера, Лувр
Коронация Девы (1441-5) темпера на дереве, Уффици, Флоренция
Благовещение с двумя коленопреклонёнными донорами (1445) масло, GNd’AA, Рим
Сцены из жизни Иоанна Крестителя (1457) Собор С. Собор Стефано
Доменико Венециано (1410-1461)
Алтарный образ Святой Люсии (ок. 1445-7) темпера на дереве, Галерея Уффици, Флоренция.
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Крещение Христа (1440-50) темпера на панели, Национальная галерея, Лондон
Крещение Христа (1448-50) темпера на дереве, Национальная галерея, Лондон
Флагелляция Христа (1460) масло и темпера, GNdM, Урбино
Портреты Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца (1465-66) Уффици
Воскрешение Христа (1463) фреска, Пинакотека Чивика, Сансеполькро
Мадонна Брера (1472-4) масло на панели, Пинакотека ди Брера, Милан
Винченцо Фоппа (ок. 1428 – ок. 1516)
Дева с младенцем (Мадонна с книгой) (1464-8) темпера, ЦС, Милан
Джентиле Беллини (1429-1507)
Шествие на площади Святого Марка (1496) темпера, Галерея Венецианской академии.
Святой Марк, проповедующий в Александрии (1505) масло на холсте, Пинакотека Брера, Милан
Антонелло да Мессина (1430-1479)
Христос, увенчанный тернием (1470) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мужской портрет (1475) масло на тополе, Национальная галерея, Лондон
Кондотьеро (1475) масло на дереве, Лувр, Париж
Святой Себастьян (1478) масло на холсте, Галерея Старых мастеров, Дрезден
Андреа Мантенья (1430-1506)
Фрески Камера дельи Спози (ок. 1474) Палаццо Дукале, Мантуя
Плач над мёртвым Христом (ок. 147-80) темпера, Пинакотека ди Брера
Джованни Беллини (1430-1516) Отец венецианской живописи
Экстаз Святого Франциска (1480) масло/темпера на тополе, Коллекция Фрика
Алтарный образ святого Иова (1480) масло/темпера на панели, Галерея Академии, Венеция
Алтарный образ Фрари (1488) масло на дереве, S. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Портрет дожа Леонардо Лоредана (1501) Национальная галерея, Лондон)
Алтарь Сан-Дзаккария (1505) масло на панели, церковь Сан-Дзаккария, Венеция
Алессандро Боттичелли (1445-1510)
Мужской портрет (1474-5) темпера, Уффици, Флоренция
Примавера (Весна) (1478) темпера на панели, Уффици, Флоренция
Восстание против закона Моисея (1481-2) фреска, Сикстинская капелла, Ватикан
Рождение Венеры (1482-6) темпера на холсте, Уффици, Флоренция
Святой Августин в келье (1490-4) темпера на панели, Уффици, Флоренция
См. также: Искусство эпохи Возрождения во Флоренции.
Доменико Гирландайо (1449-1494)
Старик с мальчиком (1490) масло на панели, Лувр, Париж
Поклонение пастухов (1485) масло на панели, церковь Святой Троицы, Флоренция
Пьетро Перуджино (1450-1523)
Христос, вручающий ключи Святому Петру (1481-2) фреска, Сикстинская капелла, Ватикан
Пьета (1494-5) темпера, Уффици, Флоренция
Итальянская живопись Высокого Возрождения (ок. 1490-1530)
Высокое Возрождение стало зенитом эстетики Возрождения – и вершиной её исполнения. Художники совершенствовали изображение реального мира, осваивая такие иллюзионистические приёмы, как линейная перспектива и ракурс, и разрабатывая новые техники, такие как кьяроскуро и сфумато штриховка. Однако реализм смешивался с классической красотой, определяемой греческими представлениями об идеально пропорциональном человеческом теле и позе. В то же время масляная живопись была доминирующим средством, а её богатый тональный спектр позволял художникам изображать расстояние исключительно с помощью градации тонов – живописная техника, известная как атмосферная перспектива.
Величайшие картины Высокого Возрождения
Это наша подборка лучших образцов итальянской живописи Высокого Возрождения. Они представляют собой сливки «colorito» искусства этого периода. Список лучших образцов рисунка – того, что художники XV века называли «disegno», – см: Лучшие рисунки эпохи Возрождения. В целом, искусство Высокого Возрождения стало важным элементом в развитии и преподавании изобразительного искусства на всем континенте.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Дева со скал (1483) масло на дереве, Лувр, Париж
Дама с горностаем (ок. 1490 г.) масло по дереву, Чарторыйский музей, Краков
Тайная вечеря (1495-98) фреска, монастырь Санта Мария делле Грацие, Милан
Мона Лиза (1503) масло на дереве, Лувр, Париж
Дева и дитя со Святой Анной (1506-13) масло на дереве, Лувр, Париж
Филиппино Липпи (1457-1504)
Дева с младенцем и святыми (Мадонна Отто) (1485) темпера, Уффици
Поклонение волхвов (1496) темпера на панели, Уффици, Флоренция
Цикл фресок/капелла Строцци (1487-1502) Санта Мария Новелла, Флоренция
Цикл фресок/капелла Караффа (1489-1492) Санта Мария сопра Минерва, Рим
Пьеро ди Козимо (1461-1521)
Портрет Симонетты Веспуччи (1482) темпера, Музей Конде, Шантийи
Микеланджело (1475-1564)
Святое семейство (Тондо Дони) (1504-6) темпера на дереве, Уффици, Флоренция
Фреска Бытия (1508-12) – включая Сотворение Адама – и Фреска Страшного суда (1535-41), составляющие его знаменитые циклы в Фрески Сикстинской капеллы
Джорджоне (1477-1510)
Буря (ок. 1506-8) масло на холсте, Галерея Академии, Венеция
Портрет старой женщины (ок. 1508
Спящая Венера (1510) масло на холсте, ГАМ, Дрезден
См. также: Искусство Ренессанса в Венеции.
Тициан (ок. 1477-1576 гг.)
Мужской портрет (1512) масло на холсте, Национальная галерея, Лондон
Успение Богородицы (1516-8) S. Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Вакх и Ариадна (1522) Национальная галерея, Лондон
Вакханалия андрийцев (1523-5) Прадо, Мадрид.
Венера Урбинская (1538) масло на холсте, Уффици, Флоренция
Папа Павел III с внуками (1546) Музей Национале ди Каподимонте
Венера и Адонис (1553) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
«Похищение Европы» (1559-62) масло, Музей Изабеллы Стюарт Гарденер, Бостон
См. также: Венецианская портретная живопись (ок. 1400-1600).
Рафаэль (1483-1520)
Афинская школа (1510-11) фреска, Комнаты Рафаэля в Ватикане
Сикстинская Мадонна (1513) масло на холсте, Gemaldegallerie, Дрезден
Мадонна с кафедры (1514) масло на дереве, Galleria Palatina, Флоренция
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-15) масло на холсте, Лувр, Париж
Преображение (1518-20) масло на панели, Музей Ватикана, Рим
Портрет папы Льва X с кардиналами (1518) масло на дереве, дворец Питти, Флоренция
См. также: Искусство Ренессанса в Риме.
Андреа дель Сарто (1486-1530)
Мадонна с гарпиями (1517) масло на дереве, Галерея Уффици, Флоренция
Тайная вечеря (1527) фреска, Музей дель Ченаколо, Флоренция
Антонио Аллегри да Корреджо (1489-1534)
Видение Святого Иоанна Евангелиста (1522) фреска, Сен-Джованни-Еванжелиста, Парма
Успение Богородицы (Пармский собор) (1524-30) купольная фреска
Поклонение пастухов (1528) Галерея Старых мастеров, Дрезден
Юпитер и Ио (1531-2) масло на холсте, Музей истории искусств, Вена
Французская живопись эпохи Возрождения (ок. 1400-1550)
Живопись во Франции была сильнее привязана к придворным традициям интернациональной готики. Фуке был исключительным художником, испытавшим влияние Мазаччо, а также фламандских живописцев и братьев Лимбург. Он оказал особое влияние на внедрение прогрессивных идей итальянского Возрождения во Франции.
Братья Лимбурги – Павел, Ян, Герман (ок. 1387-1416)
The Великолепный часослов герцога Беррийского (1416) Musee Conde Chantilly.
Жан Фуке (1420-1481)
Мелунский диптих (1455) масло на панели, Конинклийский музей изящных искусств, Антверпен
Портрет Карла VII Французского (1445-50) масло на панели, Лувр, Париж
Нидерландская живопись эпохи Возрождения (1430-1580)
В Голландии и Фландрии был влажный климат, совершенно не подходящий для фресковой живописи – одна из причин, по которой масло стало столь популярным. Действительно, эта область Северного Возрождения славилась микроскопической точностью своих картин, особенно в области портретов (см. Ян ван Эйк), хотя детали фона были ещё одной специализацией, примером чему служат работы Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.
Величайшие картины нидерландского и фламандского Возрождения
Здесь представлены некоторые из наиболее влиятельных картин нидерландского Возрождения в XV и XVI веках. Северные композиции, как правило, включали больше светских сюжетов, чем итальянские, хотя алтарное искусство оставалось популярным. Доминирующим методом живописи было масло на панели: холст был относительно редким до конца периода. Подробнее см: Фламандская живопись (1400-1800) и Фламандские художники (1400-1750).
Робер Кампен: Мастер фламандской живописи (1378-1444)
Триптих «Сейлерн» («Погребение») (1410) Институт Курто, Лондон.
Алтарный образ Мероде (ок. 1427 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Благовещение (1430-40) масло на панели, Музей Прадо, Мадрид
Диптих Верльского алтаря (1438) масло на панели, Музей Прадо, Испания
Портрет Робера де Масмина (без даты) масло, Gemaldegalerie SM, Берлин
Ян ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) масло на дереве, Сен-Баво-Катердаль, Бельгия
Человек в красном тюрбане (1433) масло на панели, Национальная галерея, Лондон
Портрет Арнольфини (1434) масло на дереве, Национальная галерея
Мадонна Ролина (1435) масло на дереве, Лувр, Париж
Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Снятие с креста (Снятие) (1435-40) масло, музей Прадо, Мадрид
Алтарный образ «Семь таинств» (1445) Музей изящных искусств Конинклик, Антверпен
Плач перед гробом (1450) масло на панели, Галерея Уффици
Петрус Кристус (ок. 1410-75)
Портрет молодой девушки (1470) Гемальдегалерия, Берлин.
Дирк Баутс (1415-1475)
Тайная вечеря (1464-7) масло на дереве, церковь Святого Петра, Лёвен, Бельгия
Мученичество Святого Эразма (1468) масло на панели, Синт-Питерскирк, Лувен
Ханс Мемлинг (ок. 1433-94 гг.)
Страсти Христовы (1470) масло на дереве, Галерея Сабауда, Турин
Портрет старухи (1470) масло на панели, Музей изящных искусств, Хьюстон
Триптих Страшный суд (1471) масло на панели, Музей Народове, Гданьск
Триптих Донна (1480) масло на дубе, Национальная галерея, Лондон
Мужской портрет (1490) масло на дереве, Уффици, Флоренция
Хуго Ван Дер Гус (1440-1482)
Алтарный образ Портинари Триптих (1475) масло на дереве, Уффици, Флоренция
Иероним Босх (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1504) масло на дереве, Музей Прадо, Мадрид
Страшный суд (1505-10) масло на дереве, Бильденкунсте, Вена
Искушение святого Антония (1510) масло на дереве, Музей Прадо, Мадрид
Ecce Homo (1515-6) масло на панели, Музей изобразительных искусств, Гент
Иоахим Патинир (Патенье) (1485-1524)
Отдых во время бегства в Египет (1515) Koninklijk Museum, Антверпен; & Prado
Путешествие в подземный мир (1522) масло на панели, Прадо, Мадрид
Ян Ван Скорел (1495-1562)
Потоп (1530) масло на панели, музей Прадо, Мадрид
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569 гг.)
Падение мятежных ангелов (1562) масло, Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Безумная Мег (Dulle Griet) (1562) панно, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Вавилонская башня (1563) масло на дереве, Kunsthistorisches Museum, Вена
Охотники на снегу (1565) масло на панели, K. M., Вена
Резня невинных (ок. 1565-7) масло на дубе, K.M., Вена
Вифлеемская перепись (1566) темпера, Музей изящных искусств, Брюссель
Крестьянская свадьба (1568) масло на дубе, K.M., Вена
Притча о слепых (1568) темпера, MN di C, Неаполь
Нидерландские пословицы (1559) масло на дубе, Staatliche Museen, Берлин
Картины немецкого Возрождения (ок. 1430-1580)
Если итальянское искусство XV века основывалось на гуманизме и идеализированном стиле Древней Греции, а нидерландское – на мастерстве работы с маслом, то живопись немецкого Возрождения – несколько изолированного за Рейном и Альпами – находилась под влиянием эмоционального характера его истории и культуры. Эмоциональность, которая породила шедевры позднеготической скульптуры и резьбы по дереву, а также живописные чудеса, такие как «Альтерпик Изенгейма» Маттиаса Грюневальда. Романтические атмосферные пейзажи Дунайской школы стали ещё одной иллюстрацией этой задумчивой чувствительности. В то же время немецкая страсть к порядку и материализму очевидна в прекрасных портретах Кранаха, Гольбейна и Дюрера.
Величайшие картины немецкого Возрождения
Перед вами подборка самых значительных картин, написанных в Германии в XV и XVI веках.
Стефан Лохнер (1400-1451)
Страшный суд (ок. 1440) масло на дереве, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Михаэль Пахер (1434-1498)
Алтарный образ Вольфганга (1471-81) Зальцкаммергут.
Алтарный образ Отцов Церкви (1484) масло на дереве, Альте Пинакотека, Мюнхен
Мартин Шонгауэр (1440-1491)
Святое семейство (1470) масло на дереве, Альте Пинакотека, Мюнхен
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Автопортрет с меховым воротником (1500) масло на дереве, Альте Пинакотека, Мюнхен
Молодой заяц (1502) акварель, Альбертина, Вена
Большой кусок дёрна (1503) акварель, Альбертина, Вена
Адам и Ева (1507) масло на дереве, Музей Прадо, Мадрид
Четыре апостола (диптих) (1526) масло на дереве, Альте Пинакотека, Мюнхен
Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Адам и Ева (1528) масло на панели, Уффици, Флоренция
Портрет Лютера с женой (диптих) (1529) масло на дереве, Уффици, Флоренция
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенгеймский алтарь (1512-15) масло на панели, Музей д’Унтерлинден, Кольмар
Альбрехт Альтдорфер (1480-1538)
Битва Александра при Иссе (1529) масло на дереве, Альте Пинакотека, Мюнхен
Ганс Бальдунг Грин (1484-1545)
Алтарный образ Коронации Богородицы (1512-16) масло, Фрибург-им-Брайсгау.
Смерть и дева (1520) масло на панели, Кунстмузеум, Базель
Три возраста человека со смертью (ок. 1540) масло на панели, Прадо, Мадрид
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)
Дама с белкой и скворцом (1526-8) масло, Национальная галерея, Лондон
Купец Георг Гизе (1532) масло на панели, Gemaldegalerie SMPK, Берлин
«Послы» (1533) масло на дубе, Национальная галерея, Лондон
«Портрет Генриха VIII» (1540) масло на дереве, Galleria Nazionale d’Arte, Рим
Маньеристская живопись (ок. 1530-1600)
Маньеризм был связующим звеном между идеализированным стилем искусства Ренессанса и религиозной театральностью барокко. Стремясь вырваться из смирительной рубашки классической эстетики, маньеристская живопись была заметно более искусственной и менее натуралистичной. Изображения обычно ассоциировались с вытянутыми человеческими формами, напряжёнными позами, неестественными пропорциями, необычным освещением или перспективой, а также аляповатыми цветами.
Величайшие картины маньеристов
Вот наш выбор самых влиятельных картин маньеристов XVI века.
Якопо Понтормо (1494-1556)
Козимо Медичи Иль Веккьо (1518-19) масло на панели, Уффици, Флоренция
Низложение (1528) масло на дереве, Санта Феличита, Флоренция
Посещение (1529) масло на дереве, Сан Микеле, Карминьяно
Тинторетто (Якопо Робусти) (1518-1594)
Адам и Ева (1550) масло на холсте, Галерея Академии, Венеция
Распятие (1565) масло на холсте, Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция
Рождество Христово (1579-81) масло на холсте, Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция
Рай (ок. 1590) масло на холсте, Палаццо Дукале, Венеция
Тайная вечеря (1592-4) масло на холсте, Сан-Джорджо Маджоре, Венеция
Пармиджанино (1503-1540)
Мадонна с длинной шеей (1535) масло на панели, Уффици, Флоренция
Аньоло Бронзино (1503-1572)
Плач (1530) масло на панели, Уффици, Флоренция
Портрет Лукреции Панциатичи (1540) масло на панели, Уффици, Флоренция
Джорджо Вазари (1511-1574)
Свадьба Эстер и Ахасура (1548) масло, Государственный музей, Ареццо
Якопо Бассано (1515-1592)
Тайная вечеря (1547) масло на холсте, Галерея Боргезе, Рим
Усекновение главы Иоанна Крестителя (ок. 1550 г. масло на холсте, Государственный художественный музей, Копенгагенский пейзаж с притчей о сеятеле (1570) масло на холсте, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
Лето (1573) масло на дереве, Музей Лувр, Париж
Император Рудольф II в роли Вертумна (1591) масло/дерево, Скоклостерс Слотт, Швеция
Паоло Веронезе (Паоло Калиари) (1528-1588)
Свадебный пир в Кане (1563) масло на холсте, Лувр, Париж
Голгофа (1570-80) масло на холсте, Лувр, Париж
Пир в доме Левия (1573) масло на холсте, Галерея Академии, Венеция
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541-1614)
Троица (1577-9) масло на холсте, Музей Прадо, Мадрид
Погребение графа Оргаса (1586-88) Санто-Томе, Толедо
Обнажение Христа (1577-79) Собор Толедо
Христос, изгоняющий торговцев из храма (1600) Национальная галерея, Лондон
Открытие пятой печати Апокалипсиса (1608) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Шпрангер Бартоломеус (1546-1611)
Гермафродит с нимфой Салмакидой (1582) масло/холст, КМ, Вена
Минерва, побеждающая невежество (1591) масло на холсте, КМ, Вена
Адам Эльсхаймер (1578-1610)
Бегство в Египет (1609) масло на дереве, Альте Пинакотека, Мюнхен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?