Дионисий читать ~6 мин.
Возможно, последний из средневековых старых мастеров русского искусства, Дионисий (также известный как Дионисий Мудрый) вырос в традициях новгородской школы иконописи, а затем был призван Иоанном III в Москву, где стал ведущей фигурой ранней московской школы живописи в конце XV века. Среди его величайших произведений – монументальная роспись, созданная для Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря в Новгороде, деисус для Успенского собора в Москве, и иконопись, выполненная им для Иосифо-Волоколамского монастыря. Эти благочестивые панно, а также его фрески считаются вершиной классического стиля в русском религиозном искусстве.
Новгородская школа иконописи
В христианском искусстве Дионисия, третьего великого русского иконописца новгородской школы, и его великого предшественника Андрея Рублёва (ок. 1360-1430) есть очень заметное различие. Вероятно, это следует объяснить тем интересом, который стали проявлять к композиции новгородские живописцы более позднего периода XV века. Если Рублёв и его современники спокойно работали в старой иконописной традиции, не чувствуя никаких ограничений, то Дионисий и некоторые его современники сознательно экспериментировали с равновесием и композицией. Увлечённость этими проблемами ярко отражена в их произведениях.
Так, например, прекрасная икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» показывает, в каком направлении развивалась их мысль. Святой изображён на фоне круто поднимающихся друг над другом гор в стиле кубизма. Их возвышающаяся вертикаль подчёркнута с одной стороны узкой вертикальной часовней, с другой – очень прямым деревом.
Верхняя часть тела святого, напротив, наклонена вперёд под прямым углом, и эту горизонтальную линию повторяет меч, занесённый для удара над его шеей. Использование таких горизонтальных линий в полностью вертикальной композиции является новым отступлением в этом виде живописи, поскольку вносит драматический дух, обусловленный композицией, а не привычной позой и содержанием. Иконы XV века благодаря таким экспериментам приобрели новое живописное качество.
Если Рублёв был примитивом в лучшем смысле этого слова, то Дионисий был взбудоражен духом вопрошания, который предшествует всем периодам бурного развития и реформ, особенно в искусстве. В данном случае приезд в Москву группы художников Раннего Возрождения из Италии послужил мощным стимулятором эволюции, и палитра и стиль Дионисия показывают, насколько сильно итальянцы повлияли на его творчество. Его краски более мягкие и, конечно, менее волнующие, хотя, возможно, такие же коварные, как и в предыдущей новгородской живописи, а фигуры ещё более вытянуты, чем это было принято в Новгороде.
Ранние произведения
Самыми ранними произведениями Дионисия являются настенные росписи в церкви Парфунтиева монастыря в Боровске, в 60 милях к юго-западу от Москвы, которые датируются 1467-70 гг. Вероятно, они были написаны ещё в юности, поскольку он работал там помощником живописца Митрофана. Однако через десять лет в качестве его помощников выступали его собственные сыновья, из чего Грабарь делает вывод, что Дионисий должен был родиться в 1440-х годах.
Фрески Ферапонтова монастыря
Как и в случае с Феофаном и Рублёвым, о жизни Дионисия практически ничего не известно. Предположительно, он умер в 1505 году. Его лучшие фрески находятся в Ферапонтовом монастыре, расположенном на крайнем севере Новгородской земли, недалеко от Кирилова на берегу Белого озера: например, «Встреча Марии и Елизаветы» (ок. 1480 г.). Они принадлежат к числу лучших шедевров новгородской живописи и являются последними стенописными украшениями, выполненными Дионисием для Новгорода.
Все его поздние росписи были выполнены для Москвы. Таким образом, оба города претендуют на него: Новгород – как на последнего из своих великих мастеров, Москва – как на лучшего из своих средневековых художников, работавших в завершающий период средневековья.
Ферапонтов монастырь возвышается среди пологих холмов и прекрасных лесов. Его церковь посвящена Богородице, а пейзаж, в котором она расположена, служит прекрасной декорацией для настенных росписей, на которых изображены сцены из цикла жизни Богородицы. Все они выполнены Дионисием, но ему помогали его сыновья. Хотя этим конкретным религиозным картинам, возможно, не хватает интенсивности более ранних новгородских работ, они по-своему привлекательны: мягкие цветовые пигменты, в основном бирюзовый, розовый и сиреневый, деликатно смешаны и сбалансированы, а кисти импрессионистов передают напряжённое оживление. Они представляют собой наиболее удачную ступеньку между двумя периодами, поскольку сохраняют лучшие черты новгородской живописи и в определённой степени предвосхищают позднюю строгановскую школу.
Стиль
Личный стиль Дионисия в византийском искусстве, прозванный «московским маньеризмом», наиболее ярко характеризуется мастерским владением цветом в живописи. Его краски нежны и прозрачны, создают гамму гармоничных аккордов, особенно в торжественных сценах с большим количеством фигур. И хотя его фигуры ещё более вытянуты, чем это было принято в Новгороде, он избежал искусственности и женоподобности. Его драпировки вылеплены с классической точностью, что придаёт силу всему изображению, а диковинные холмы и архитектурные объекты на заднем плане обладают свежей жизненной силой. Идеальное расположение фигур и удачная компоновка каждой сцены – не последнее его достижение, поскольку их присутствие, будь то на маятнике или арке, настолько удовлетворительно, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Мастер многочисленных техник, включая энкаустику и темперную живопись, Дионисий оказал, пожалуй, даже большее влияние на современных ему русских художников, чем его предшественник Рублев: действительно, лирическое воздействие его цветовых решений пронизывало большую часть искусства начала XVI века. Его стиль продолжили многочисленные последователи, в том числе его сыновья Феодосий и Владимир, украсившие в 1508 г. Благовещенский собор Кремля.
Иконопись (1482-1502 гг.)
В 1482 г. Иоанн III вызвал Дионисия в Москву для написания превосходного деисуса на иконостасе Успенского собора (примечание: деисус – это изображение сидящего Христа, справа от него Богородица, слева Иоанн Креститель, оба пытаются заступиться за человечество). Он также украсил фресками две капеллы собора. После этого Дионисию и его сыновьям было поручено обеспечить Иосифо-Волоколамский монастырь сотней икон. Дионисию, видимо, понравилось это задание, и он посвятил всю оставшуюся жизнь религиозной живописи. Поэтому тем более жаль, что до сих пор обнаружено так мало его икон.
Из ста написанных для Волоколамска икон в его описи значатся только восемьдесят семь, а несколько ещё ждут чистки. Пока они не будут приведены в первоначальное состояние, нельзя составить исчерпывающего мнения о Дионисии как об иконописце, и в настоящее время его репутация должна основываться, по крайней мере, на великолепных работах, выполненных им для Ферапонтова монастыря и в московском деисусе. Впрочем, и этих работ достаточно, чтобы доказать его исключительное мастерство.
Другие средневековые русские иконописцы
Кроме Дионисия, иконописью занимались и другие значительные средневековые русские художники (большинство из них были также искусными фрескистами): Феофан Грек (ок. 1340-1410), Даниил Чёрный, Богдан Салтанов и Симон Ушаков. Образцы их работ можно увидеть в церковных зданиях, соборах и ряде лучших художественных музеев России, включая Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств имени Пушкина.
Популярность икон в России привела к возникновению нескольких различных школ иконописи, в том числе новгородской, псковской, тверской, ярославской, владимиро-суздальской и московской. Город Санкт-Петербург был построен Петром I только в эпоху петровского искусства (1686-1725 гг.), после чего он стал важным центром русского искусства. Именно здесь, например, в 1764 г. императрица Екатерина II построила первоначальную структуру Эрмитажа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?