Византийское искусство читать ~15 мин.
Между эдиктом императора Константина I в 313 году, признавшем христианство официальной религией, и падением Рима от рук вестготов в 476 году, были приняты меры для разделения Римской империи на западную половину (управляемую из Рима) и восточную (управляемую из Византии). Таким образом, в то время как западный христианский мир упал в культурную бездну варварского средневековья, его религиозные, светские и художественные ценности были поддержаны его новой восточной столицей в Византии (позже переименованной в Константинополь). Вместе с передачей имперской власти Византии тысячи римских и греческих художников и мастеров приступили к созданию нового набора восточно-христианских образов и икон, известных как византийское искусство. Это было исключительно христианское искусство, хотя этот стиль был заимствован (в частности) из методов и форм греческого и египетского искусства, он распространился на все уголки Византийской империи, где процветало православное христианство. Особые центры раннехристианского искусства включали Равенну в Италии, Киев, Новгород и Москву в России. Для более подробной информации см. также: Христианское искусство, Византийский период.
Эволюция визуального искусства
Хронологию и даты см. здесь: Хронология истории искусства.
Общие характеристики
Стиль, характерный для византийского искусства, почти полностью был связан с религиозным выражением; особенно с переводом церковного богословия на художественный язык. Византийская архитектура и живопись (скульптур в византийскую эпоху было создано немного) оставались единообразными и анонимными и развивались в рамках жёсткой традиции. Результатом стала изысканность стиля, с которой мало что могло сравниться в западном искусстве.
Византийское средневековое искусство началось с мозаик, украшающих стены и купола церквей, а также с фресковой росписи. Эффект от этих мозаик был настолько прекрасен, что форма была принята в Италии, особенно в Риме и Равенне. Формой общественного искусства в Константинополе, были иконы (от греческого слова «Eikon» означает «образ») – святой образ на панели или картине – которые были разработаны в монастырях восточной церкви, используя энкаустику, восковые краски на портативных деревянных панелях. (См.: Иконы и иконопись) Самая большая коллекция этого типа раннего библейского искусства находится в монастыре Святой Екатерины на Синае, основанном в VI веке императором Юстинианом. Также обратите внимание на написанное под влиянием Византии Евангелие от Гарима (390-660) – самый древний в мире иллюстрированный евангельский манускрипт (из Эфиопии).
Восстановление средневекового искусства
Подробнее об искусстве Карла Великого и Оттосов см.: Каролингское искусство (750-900) и Оттоновское искусство (900-1050).
Романская эра
Романское искусство (1000–1200 гг.).
Об итальянско-византийских стилях см.:
Романская живопись в Италии.
О более абстрактных, линейных стилях см.:
Романская живопись во Франции.
О признаках исламского влияния см.:
Романская живопись в Испании.
В период 1050–1200 годов нарастала напряжённость между Восточной Римской империей и медленно возрождавшимся городом Римом, папы которого сумели (осторожными дипломатическими маневрами) сохранить свою власть в качестве центра западного христианского мира. В то же время итальянские города-государства, такие как Венеция, становились богатыми благодаря международной торговле. В результате в 1204 году Константинополь попал под влияние венецианцев.
Это привело к исходу известных художников из города обратно в Рим – в противоположность тому, что произошло 800 лет назад, – и к началу периода проторенессанса, примером которого являются фрески капеллы Скровеньи Джотто ди Бондоне. Однако, даже когда оно пошло на убыль, византийское влияние продолжало сказываться в XIII и XIV веках, в сиенской школе живописи и интернациональном готическом стиле (1375-1450), особенно в международных готических иллюминациях, таких как Великолепный часослов герцога Беррийского, братьев Лимбург. См. также панно и алтарь в византийском стиле, в том числе мадонну Строганова Дуччо (1300) и Алтарь Маэсты (1311).
Примечание. Информацию о других важных исторических периодах, подобных византийской эпохе, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
Византийские мозаики (около 500-843 гг.)
Используя раннехристианские адаптации позднеримских стилей, византийцы разработали новый визуальный язык, выражающий ритуалы и догмы объединённой церкви и государства. Вначале варианты процветали в Александрии и Антиохии, но имперская бюрократия все чаще брала на себя крупные заказы и художников из метрополии отправляли в регионы, которые в них нуждались. Основанный в Константинополе, византийский стиль в конечном итоге распространился далеко за пределы столицы, от Средиземного моря до южной Италии, через Балканы и в Россию.
Рим, оккупированный вестготами в 410 году, был снова разграблен вандалами в 455 году, а к концу века Теодорих Великий установил власть остготов в Италии. Однако в шестом веке император Юстиниан (годы правления 527-65) восстановил имперский порядок в Константинополе, захватив остготскую столицу Равенну (Италия) в качестве своего западного административного центра. Юстиниан был прекрасным организатором и одним из самых замечательных меценатов в истории искусства. Он строил и перестраивал в огромных масштабах по всей Империи: его величайшее произведение – собор Святой Софии в Константинополе, в котором работало около 10 000 ремесленников и рабочих. Собор украшен самыми богатыми материалами, которые могла предоставить Империя. Он по-прежнему великолепен, но почти не сохранились самые ранние мозаики, поэтому именно в Равенне сейчас находятся самые впечатляющие остатки византийского искусства шестого века. См.: Мозаики Равенны (ок. 400-600).
Внутри сухого кирпичного фасада церкви Сан-Витале в Равенне прихожанин ослеплён тщательно контролируемым взрывом цвета, сияющего на сверкающем золоте. Мозаичное искусство и мрамор с красивой текстурой покрывают почти все поверхности стен, закрывая архитектуру, на которой они расположены. Золото, заливающее фон, предлагает бесконечность, взятую из смертного времени, в которой плавают сверхъестественные образы. В апсиде, окутанные своей далёкой тайной, бесстрастно правят Христос и святые. Тем не менее, на двух боковых панелях мозаики, на одной изображён император Юстиниан со свитой, а на другой напротив – его жена Феодора с её придворными дамами. Сохраняется явная попытка натуралистического портрета, особенно в лицах Юстиниана и Феодоры. Даже в этом случае их тела, кажется, скорее плавают, чем стоят внутри трубчатых складок их драпировок.
В Сан Витале и вообще в византийском искусстве объёмная скульптура играет минимальную роль. Однако мраморные капители (относящиеся к периоду до Юстиниана) вырезаны с удивительной деликатностью, с чисто восточными, очень стилизованными завитками виноградной лозы и загадочными животными. Редким примером византийской фигуративной скульптуры является импрессионистская голова, возможно, голова Феодоры, в которой сохранилась римская традиция натуралистического портретного искусства.
На востоке самая важная из сохранившихся работ Юстиниана находится в церкви (немного позже Церковь Сан-Витале) монастыря Святой Екатерины на горе Синай. Там, в великом «Преображении», в апсиде, фигуры снова являются важными существами, невесомо подвешенными в золотой эмпирее. Контуры, однако, более свободны и менее жёстки, чем у Сан-Витале, а конечности фигур странно сочленены – почти сборка составных частей. Это должно было стать характерной и стойкой чертой византийского стиля.
В других местах (особенно в Салониках) были и другие вариации стилей мозаики. Относительно немного осталось от более дешёвой фрески и ещё меньше от рукописей. Очень мало иллюминированных рукописей VI века на пурпурном пергаменте демонстрируют сопоставимое развитие от классических условностей к строгой формальности, хотя перо и чернила как правило, дают большую свободу в структуре и жестах. В знаменитом Евангелии Рабула 586 года из Сирии, яркая интенсивность плотных образов может даже напомнить работы Руо двадцатого века. Сохранились рельефные панно из слоновой кости, как правило, это обложки консульских диптихов. Этот тип диптиха состоял из двух связанных между собой створок из слоновой кости с записями. Резьба на внешней стороне, представляющая религиозные или имперские темы, обладает ясностью и отстранённостью, характерными для лучших мозаик, и великолепно выполнена.
В VIII и IX веках развитие византийского стиля было катастрофически прервано во всех видах искусства. Все не просто остановилось на своём пути: во всех византийских регионах произошло полное и широкомасштабное уничтожение существующих предметов. Изобразительное искусство издавна подвергалось нападкам на том основании, что Библия осуждает поклонение изображениям; примерно в 725 г. иконоборцы (те, кто хотел уничтожить религиозные изображения) победили тех, кто считал их оправданными, издав первый из ряда императорских указов, направленный против изображений. По этому поводу бушевали жаркие споры, но иконоборчество также было утверждением имперской власти над церковью, которую считали слишком богатой и слишком могущественной. Несомненно, именно благодаря церкви сохранилась некоторая традиция искусства, которая снова расцвела, когда запрет был снят в 843 году.
Византийское искусство: возрождение и развитие (843-1450)
Прекращение иконоборчества – разрушительной кампании против изображений и тех, кто верил в них – произошло в 843 году. Последовавшее возрождение религиозного искусства основывалось на чётко сформулированных принципах: изображения воспринимались как ценные не для поклонения, а как каналы, через которые верующие могли направить свою молитву и каким-то образом закрепить присутствие божественности в своей повседневной жизни. В отличие от более позднего западного готического возрождения, византийское искусство редко имело дидактическую или повествовательную функцию, но было по существу безличным, церемониальным и символическим: оно было элементом выполнения религиозного ритуала. Расположение изображений в церквях было кодифицировано, как и литургия, и в целом придерживалось установленным канонам: великие мозаичные циклы были развёрнуты вокруг Вседержителя (Христос в роли правителя и судьи) находится в центре главного купола, а Богородица с младенцем – в апсиде. Ниже обозначены места для основных событий христианского года – от Благовещения до Распятия и Воскресения. Внизу снова иератические фигуры святых, мучеников и епископов выстроились по порядку.
Конец иконоборчества открыл эпоху большой активности, так называемого македонского Возрождения. Оно продолжалось с 867 года, когда Василий I, основатель македонской династии, стал абсолютным правителем того, что теперь было чисто греческой монархией, почти до 1204 года, когда Константинополь был разграблен. По всей империи, и особенно в её столице, обновляли отделку церквей: в соборе Святой Софии в Константинополе мозаики огромных размеров отражали старые темы, иногда с большой деликатностью и изысканностью.
Несмотря на постоянную эрозию своей территории, Византия рассматривалась Европой как свет цивилизации, почти легендарный золотой город. Литература, учёность и сложный этикет окружали македонский двор; Император 10 века Константин VII Порфирогенитос ваял и сам иллюминировал написанные им рукописи. Хотя его власть продолжала уменьшаться, император пользовался огромным авторитетом, а византийский стиль оказался непреодолимым для остальной Европы. Даже при режимах, враждебных Константинополю в политическом и военном отношении, византийское искусство было воспринято, а его средневековые художники приветствовались.
В Греции церковь Успения Пресвятой Богородицы в Дафни, недалеко от Афин, построенная примерно в 1100 году, представляет собой одни из лучших мозаик этого периода: в Распятии на кресте присутствует классическое ощущение великой деликатности, а на купольной мозаике Пантократор – один из самых грозных в Византийской церкви. В Венеции огромные просторы Сан-Марко (начало 1063 г.) были украшены художниками, импортированными с Востока, но их работы были в значительной степени уничтожены пожаром в 1106 г., а более поздние работы венецианских мастеров выполнены в менее чистом стиле. На Сицилии первый норманнский король Роджер II (правил в 1130–1154 гг.) был активно враждебен Византийской империи, однако он привозил греческих художников, которые создали один из лучших циклов мозаики в апсиде и пресвитерии в Чефалу. Проникновение византийского искусства на Русь началось в 989 году со вступления Владимира Киевского в брак с византийской принцессой Анной и его обращением в восточное христианство. Византийские мозаисты работали в соборе Святой Софии в Киеве к 1040-м годам, и влияние Византии на русскую средневековую живопись оставалось решающим ещё долгое время после падения Константинополя.
Примечание: Ювелирное дело и драгоценные металлы были ещё одной византийской специализацией, особенно в Киеве (около 950–1237 гг.), где восточные православные ювелиры подняли на новый уровень эмаль в стиле клуазонне (с перегородками) и эмалирование.
Светские картины и мозаики македонского возрождения мало сохранились – их самое яркое проявление было потеряно при сожжении легендарного Большого дворца в Константинополе во время разграбления 1204 года. Оставшиеся работы сохранили отчётливые классические черты – панели из слоновой кости Шкатулки Вероли являются примером – такие особенности также можно найти в религиозных рукописях и в некоторых рельефах из слоновой кости (объёмные скульптуры были запрещены как уступка иконоборцам). Свиток Иисуса Навина воспевает воинскую доблесть героев Ветхого Завета, отражает сюжеты римских колонн с рельефной скульптурой, таких как колонна Траяна в Риме; знаменитый Парижский Псалтырь примерно 950 года – замечательно римский как по чувствам, так и по иконографии: на одной иллюстрации молодой Давид, как музицирующий пастырь, практически неотличим от языческого Орфея, и его даже сопровождает аллегорическая нимфа по имени Мелодия.
Примечание: не следует недооценивать важность византийских фресок в развитии западной средневековой живописи. Посмотрите, например, очень реалистичные настенные росписи в византийской монастырской церкви Святого Пантелеймона в Горно-Нерези, Республика Македония.
В 1204 году Константинополь был разграблен латинскими крестоносцами и они правили городом до 1261 года, когда вернулись византийские императоры. Тем временем мастера мигрировали в другие места. В Македонии и Сербии фресковая живопись уже была создана и эта традиция неуклонно продолжалась. Сохранилось около 15 основных циклов фресок, в основном греческих художников. Фрески, несомненно, поощряли беглость выражения и эмоциональные чувства, которые не часто проявляются в мозаике.
Последние два столетия Византии, в её упадке, были тревожными и раздираемыми войнами, но, к удивлению, привели к третьему великому художественному расцвету. Фрагментарный, но все же внушительный Деисис в соборе Святой Софии в Константинополе, возможно, был построен после латинского господства, а не в XII веке. Он приобрёл новую нежность и человечность, которые получили продолжение – например, в великолепном цикле начала 14 века монастырской церкви Христа в Хоре. В России сложился самобытный стиль, нашедший отражение не только в таких шедеврах, как иконы Рублева, но и в индивидуальных интерпретациях традиционных тем Феофана Грека. Византийский эмигрант, работавший в лихом, почти импрессионистском стиле в 1370-х годах в Новгороде. Хотя центральный источник византийского стиля был потушен турецким завоеванием Константинополя в 1453 году, его влияние продолжалось в России и на Балканах, в то время как в Италии византийский стиль (смешанный с готикой) сохранился в эпоху до-ренессансной живописи (ок.1300-1400), открытой работами Дуччо ди Буонинсенья (около 1255-1319) и Джотто (1270-1337).
Византийские иконы
Иконы, как правило, небольшие и легко транспортируемые, являются самой известной формой византийского искусства. Существует поверие, что первая икона была написана святым Евангелистом Лукой, на ней изображена Дева, указывающая на Младенца на левой руке. Однако ни о каких примерах, датируемых периодом до VI века, не известно. Иконы становились все более популярными в Византии в VI и VII веках, в какой-то степени ускоряя реакцию иконоборчества. Хотя иконоборцы утверждали, что иконам поклоняются, их истинная функция заключалась в помощи в медитации; через видимый образ верующий мог постичь невидимую духовность. Сконцентрированные в небольшой иконостас, они выполняли ту же функцию в доме, что и мозаичные украшения церквей – сигнализируя о присутствии божественности. Производство икон для православных церквей никогда не прекращалось.
Таким образом, датировка икон является довольно предположительной. Недавнее открытие в монастыре Святой Екатерины на горе Синай – ряд икон, которые можно было бы с некоторой уверенностью упорядочить в хронологическом порядке. Представлено много разных стилей. Ранний Святой Петр отличается фронтальной простотой, прямым взглядом широко раскрытых глаз, что снова и снова встречается на однофигурных иконах. Он также обладает почти учтивой элегантностью и достоинством в сочетании с живописной энергией, придающей фигуре отчётливое напряжение. Подобное эмоциональное качество есть и в хорошо сохранившейся «Мадонне и святых», несмотря на симметрию и довольно грубую лепку. Обе наверняка были из Константинополя.
Сразу после иконоборческого периода религиозные изображения из более богатых материалов, из слоновой кости, мозаики или даже из драгоценных металлов, возможно, были более популярными, чем нарисованные. С XII века иконы стали появляться часто и один великий шедевр можно датировать 1131 годом или незадолго до этого. Известная как «Владимирская Богородица», она была отправлена в Россию вскоре после того, как была написана в Константинополе. Дева по-прежнему указывает на Младенца как воплощение божественного в человеческом облике, но нежность позы, щека к щеке, является иллюстрацией нового гуманизма.
С XII века тематика икон значительно расширилась, хотя давно установившиеся темы и формулы, важные для удобства верующих, были сохранены. Головы Христа, Девы и святые покровители продолжались, но появлялись сцены действий – особенно Благовещения и Распятия. Позже для иконостасов, или хоровых ширм, были написаны композитные панно, содержащие множество сюжетных сцен. Спустя долгое время после того, как производство прекратилось в Константинополе с турецким завоеванием, оно продолжалось и развивалось в Греции и (с чётко различимыми региональными стилями) в России, а также в Сербии, Румынии и Болгарии.
В России отдельные мастера появились ещё до падения Константинополя, наряду с такими важными центрами, как новгородская школа иконописи. Самым известным русским иконописцем был монах Андрей Рублев (ок. 1370-1430), чей знаменитый шедевр – Икона Святой Троицы (1411-25) – лучшая из всех русских икон. Он превзошёл византийские формулы и манеры новгородской школы, основанные византийским беженцем Феофаном Греком. Иконы Рублева уникальны своей прохладной цветовой гаммой, мягкими формами и тихим сиянием.
Последним из великих русских иконописцев новгородской школы был Дионисий (ок. 1440–1502), известный своими иконами для Волоколамского монастыря и Деисусом для Успенского собора в Москве. Фактически, он был первым известным деятелем московской школы живописи (около 1500-1700 гг.), чьи византийские иконы были созданы такими мастерами, как Никифор Савин, Прокопий Кирин и великий Симон Ушаков (1626-1686).
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов в указанной выше статье из выдающейся книги Дэвида Пайпера «Иллюстрированная история искусства».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?