Жан-Антуан Ватто:
Французский художник эпохи рококо читать ~6 мин.
Жан-Антуан Ватто — один из величайших живописцев французского стиля рококо, выдающийся художник, чьё искусство стоит в одном ряду с талантами его знаменитых современников: венецианца Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770) и французов Франсуа Буше (1703–1770) и Жана-Оноре Фрагонара (1732–1806). Он родился в Валансьене, городе, который незадолго до этого отошёл к Франции, поэтому при жизни Ватто нередко считали фламандским художником. Наибольшую известность ему принёс созданный им жанр «галантных празднеств» (fête galante). Среди его ключевых работ маслом: «Савояр с сурком» (ок. 1716, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Отдых на пути в Египет» (ок. 1719, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Паломничество на остров Киферу» (1717, Лувр, Париж), «Жиль (Пьеро)» (ок. 1719, Лувр, Париж) и «Итальянские комедианты» (ок. 1720, Государственные музеи Берлина).
Биография
Первые уроки рисунка и живописи Ватто получил у художника Жака-Альбера Герена в родном Валансьене. Около 1702 года он отправился в Париж, где стал помощником мастера, создававшего декорации для Парижской оперы. Вероятно, именно тогда состоялось его первое знакомство с театром, который впоследствии стал одной из главных тем его творчества.
Оставшись в Париже без своего наставника, Ватто был вынужден зарабатывать на жизнь, создавая копии работ популярных старых мастеров. Возможно, в это время он начал писать и собственные картины в духе голландских реалистов, таких как Адриан Брауэр (1605–1638) и Давид Тенирс Младший (1610–1690), чьи работы были ему знакомы с детства. На протяжении всей своей карьеры Ватто всегда основывал живописные работы на предварительных набросках и даже в бедные парижские годы создал множество тонких рисунков с натуры.
Клод Жилло и Клод Одран
Вскоре после приезда в Париж Ватто посчастливилось познакомиться с Клодом Жилло (1673–1722) — театральным художником, гравёром и балетмейстером, учеником которого он стал около 1703 года. Благодаря Жилло художник вновь соприкоснулся с миром театра, в частности с Commedia dell’Arte. Эта труппа итальянских комедиантов покорила парижскую публику своими быстрыми и дерзкими пантомимами. Их представления считались настолько смелыми, что в 1697 году труппа была изгнана из города.
Память о Commedia dell’Arte жила в постановках французских актёров, которые также строили свои пьесы вокруг традиционных персонажей: Арлекина, Пьеро и Панталоне. Сцены из итальянской комедии составляли значительную часть сюжетов картин Жилло, исполненных в лёгкой, непринуждённой манере. Неудивительно, что и Ватто в период ученичества у Жилло создавал картины на театральные сюжеты, вдохновлённые реальными представлениями.
В 1707 или 1708 году их сотрудничество прекратилось, возможно, из-за профессиональной ревности со стороны Жилло. После этого Ватто перешёл в мастерскую Клода Одрана III (1658–1734), одного из ведущих художников-декораторов своего времени. Под руководством Одрана Ватто освоил весь декоративный арсенал рококо: орнаменты, гротески, изображения птиц и обезьян, а также шинуазри (китайские мотивы).
Ватто повезло учиться у Жилло и Одрана — современных художников, стоявших в стороне от официального академического искусства. По своему происхождению и складу характера Ватто и сам был аутсайдером в художественном мире Парижа. Одран служил хранителем Люксембургского дворца, что дало Ватто доступ к знаменитому циклу картин «Жизнь Марии Медичи» кисти Питера Пауля Рубенса (1577–1640). Он получил возможность беспрепятственно изучать и копировать работы своего великого соотечественника.
Техническое мастерство Рубенса, его виртуозный рисунок и колорит значительно превосходили всё, что создавалось в Париже в то время. Цикл Марии Медичи оказал огромное влияние на формирование уникального стиля Ватто.
Римская премия
В 1709 году Ватто принял участие в конкурсе на соискание престижной Римской премии (Prix de Rome), победитель которого получал пятилетнюю стипендию для обучения в Риме. Он занял второе место, но с этого момента его карьера пошла вверх. Торговец картинами Сируа, у которого художник остановился, заказал ему полотно на современную батальную тему.
Для работы над заказом Ватто вернулся в Валансьен, расположенный недалеко от мест сражений времён Войны за испанское наследство. Сохранилось немного его картин на военную тематику, однако гравюры свидетельствуют, что художника интересовали не блеск сражений и героизм, а повседневная реальность войны: лагерная жизнь, ожидающие приказа солдаты, тяготы походного быта. Его батальные сцены — это скорее зарисовки быта, подмеченные проницательным взглядом наблюдателя.
Fête Galante
Эта проницательность стала главным даром Ватто, который в полной мере проявился в жанре изобразительного искусства, неразрывно связанном с его именем, — «галантном празднестве» (fête galante). На картинах этого жанра изящно одетые молодые люди проводят время в мечтательной, романтической пасторальной обстановке. Мотив влюблённых в парковом пейзаже восходит к венецианской живописи времён Джорджоне (1477–1510) и средневековому образу «Сада любви», но именно Ватто первым вдохнул в него подлинную жизнь. Позднее к этому жанру обращались Франсуа Буше и Жан-Онор Фрагонар, в частности в своей знаменитой картине «Качели» (1767).
Именно за создание «галантных празднеств» Ватто был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры; для него была учреждена специальная категория. В качестве обязательной для вступления картины он представил полотно «Паломничество на остров Киферу» (1717, Лувр, Париж). Сюжет основан на сцене из пьесы Данкура Les Trois Cousines. На картине изображена группа паломников, покидающих Киферу — мифический остров любви. Они будто осознают, что удовольствия мимолётны, и им пора оставить зачарованный мир грёз.
Ватто оказал большое влияние на великого французского литографа и дизайнера плакатов Жюля Шере (1836–1932).
Вдохновением для Ватто вновь послужил Рубенс, но на этот раз не автор монументального цикла «Мария Медичи», а создатель картины «Сад любви» (ок. 1634, Музей Прадо, Мадрид). Серьёзность замысла нечасто ассоциируется с живописью рококо. Изысканно одетые придворные Ватто на первый взгляд могут показаться такими же условными носителями человеческих страстей, как и его арлекины. Однако Ватто был тонким психологом, понимавшим театр с его сложным переплетением искусственности и реальности.
О необычайном возрождении прикладного искусства во Франции в эпоху барокко и рококо см: Французское декоративное искусство. О предметах мебели см: Французская мебель. О художниках и ремесленниках см: Французские дизайнеры.
В 1719 году беспокойство, плохое самочувствие и финансовые дела, вероятно, побудили Ватто посетить Лондон. Предполагается, что во время своего годичного пребывания в Англии он написал картину «Туалет» (ок. 1719, Коллекция Уоллеса, Лондон). Эта реалистичная и свободно написанная работа демонстрирует венецианскую чувственность, совершенно новую для французской живописи. Рассказывают, что после возвращения в Париж, незадолго до смерти, художник по настоянию священника уничтожил несколько «нескромных» картин, возможно, похожих на «Туалет».
Незадолго до смерти Ватто написал большую картину «Жиль» (ок. 1719, Лувр, Париж). Возможно, она служила вывеской для лавки торговца картинами. Жиль — это французская адаптация Пьеро, персонажа-неудачника, козла отпущения, над которым насмехаются его товарищи. На полотне Ватто он стоит один, отчуждённый и уязвимый, с растерянным лицом и в мешковатой одежде. Возможно, художник чувствовал родство с этим персонажем, так как и сам был аутсайдером, отличавшимся от современников и талантом, и темпераментом.
Работы Жана-Антуана Ватто можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?