Жан-Антуан Ватто:
Французский художник эпохи рококо читать ~6 мин.
Жан-Антуан Ватто был лучшим живописцем французского стиля рококо, художник, рядом с которым меркнут живописные таланты его современников – венецианца Джамбаттиста Тьеполо (1696-70), французов Франсуа Буше (1707-1770) и Жана-Онора Фрагонара (1732-1806). Он родился в Валансьене – город только недавно отошёл к Франции, и при жизни его считали фламандским художником. Его лучше всего помнят по fetes-galantes, популярной форме романтизма начала XVIII века, его основные работы масляной живописи включают: Савоярди с сурком (1707, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Святое семейство во время бегства в Египет (1715, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Паломничество на Китеру (1717, Лувр), Итальянская комедия (1718, SMPK, Берлин), Жиль (Пьеро) (1719, Лувр) и Охотничья вечеринка (1720, Коллекция Уоллеса, Лондон).
Биография
Сначала он учился основам рисунка и живописи у художника Жака-Альбера Герена в Валансьене. Примерно в 1702 году Ватто отправился в Париж в качестве помощника то ли Жерена, то ли другого местного художника, создававшего декорации для Парижской оперы. Вероятно, это был первый контакт Ватто с театром. Впоследствии он увлёкся им.
Оставленный в Париже своим мастером, Ватто был вынужден заниматься полукустарным производством копий популярных старых мастеров. Возможно, именно в это время он начал писать собственные картины, знакомые ему по детству в Валансьене, выполненные в стиле голландских реалистов Адриана Брувера (1605-1638) и Давида Тенирса (1610-1690). На протяжении всей жизни его картины всегда основывались на рисунках, и даже в первые годы жизни в Париже, когда он жил в бедности, он сделал много тонких рисунков с натуры.
Клод Жилло и Клод Одран
Довольно скоро после приезда в Париж ему посчастливилось познакомиться с Клодом Жилло (1673-1722), театральным художником, балетмейстером и гравёром, а к 1703 году он, возможно, стал его учеником. При Жилло он возобновил свои связи с театром и, в частности, с Commedia dell’Arte. Эта труппа итальянских комедиантов захватила Париж своими быстрыми и непочтительными пантомимами; их представления считались настолько скандальными, что труппа была изгнана из города в 1697 году.
Память о Commedia dell’Arte сохранилась в постановках французских комедиантов, которые также строили свои пьесы вокруг традиционных персонажей Арлекина, Пьеро и Панталоне. Сцены из «Комедии» составляют большую часть сюжетов картин Жилло, выполненных в довольно непринуждённой манере. Неудивительно, что картины, которые Ватто создал во время своего ученичества у Жилло, – это сцены из «Комедии», которые, как и картины его мастера, были написаны по мотивам реальных представлений.
Клод Жилло прекратил ученичество Ватто в 1707 или 1708 году, возможно, из-за профессиональной ревности. Он передал своё ученичество Клоду Одрану III (1658-1734), одному из ведущих декоративных живописцев того времени, в мастерской которого работали несколько художников для воплощения его замыслов. Под руководством Одрана Ватто усвоил полный словарь рококо: шпалеры, птицы и обезьяны, а также шинуазри (китайские мотивы).
Несмотря на эти изменения, Ватто повезло, что он учился у Жилло и Одрана, которые были современными художниками, не вписывающимися в основной поток французской академической живописи, так как по склонностям, а также по рождению Ватто был аутсайдером в парижском мире искусства. Одран был хранителем Люксембургского дворца, и через него Ватто имел регулярный доступ к «Жизни Марии Медичи» циклу картин Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Он мог беспрепятственно изучать и копировать серию картин своего великого соотечественника.
Техническое мастерство Рубенса, его рисовальные навыки и работа с красками намного превосходили все картины, создававшиеся в Париже в то время, и цикл Марии Медичи стал самым важным влиянием на развитие стиля Ватто.
Римская премия
В 1709 году Ватто представил картину на желанный конкурс Prix de Rome, лауреаты которого получали 5-летнюю стипендию для изучения изобразительного искусства в Риме. Он занял второе место, и его судьба начала улучшаться. Сируа, дилер, у которого он впоследствии остановился, заказал ему картину современной батальной сцены.
Ватто вернулся в Валансьенн, недалеко от мест сражений во время кампаний герцога Мальборо, чтобы сделать свою работу как можно более естественной. До наших дней дошли лишь немногие из его картин с военными сценами, но гравюры показывают, что Ватто интересовала не сама битва или шик сражения, а скрытая реальность: лагеря, солдаты, ожидающие приказа, и общая бездеятельность войны. Его военные картины похожи на репортажи современного военного корреспондента, ведь он обладал острым глазом, способным вычленить важное в повседневной жизни.
Fete Galante
Эта проницательность была величайшим даром Ватто, и он использовал её в полной мере в том виде изобразительного искусства, с которым наиболее тесно связано его имя, – fete galante (fetes champetres). На картинах этого типа красиво одетые молодые люди коротают свой досуг в мечтательной, романтической пасторальной обстановке. Этот тип сцен с влюблёнными в парковой зоне восходит к Джорджоне (1477-1510) и средневековому «Саду любви», но Ватто был первым художником рококо, вдохнувшим в эту идиому реальную жизнь, к которой позже вернулись Франсуа Буше и Жан-Онор Фрагонар в своей знаменитой работе о любви и соблазнении «Качели (Фрагонар)» (1767).
Именно как художник галантных праздников Ватто был зачислен в Академию; специально для него была создана новая категория. Картина, которую он выбрал для поступления, называлась «Паломничество на Китеру» (1717, Лувр, Париж). В основе картины лежит сцена из современной пьесы Les Trois Cousines. В ней показано возвращение группы людей с острова любви Китеры в тот момент, когда они осознают, что любовные утехи преходящи, и что им пора покинуть свой зачарованный остров и отправиться на материк.
Ватто оказал большое влияние на великого французского литографа и дизайнера плакатов Жюля Шере (1836-1932).
Вдохновением для Ватто вновь стал Рубенс: не столько Рубенс из цикла «Мария Медичи», сколько Рубенс, написавший картину «Сад любви» (ок. 1634, Музей Прадо, Мадрид). Серьёзность сюжета, как правило, не считается атрибутом живописи рококо, и изысканно одетые и безупречно воспитанные придворные Ватто на первый взгляд могут показаться столь же маловероятными, как его арлекины и пьеро, чтобы быть носителями человеческих страстей. Но Ватто был прежде всего художником, который понимал театр с его контрастными слоями искусственности и реальности.
О необычайном возрождении прикладного искусства во Франции в эпоху барокко и рококо см: Французское декоративное искусство. О предметах мебели см: Французская мебель. О художниках и ремесленниках см: Французские дизайнеры.
Беспокойство, плохое самочувствие и финансовые мотивы могли побудить Ватто посетить Лондон в 1719 году. Вероятно, именно во время года пребывания в Англии он создал картину «Туалет» (1719, Коллекция Уоллеса, Лондон). Реалистичная и свободно написанная, она демонстрирует венецианскую чувственность, совершенно новую для французской живописи. После смерти Ватто, спустя всего год после его возвращения в Париж из Лондона, священник убедил его уничтожить несколько «оскорбительных» картин, которые, вероятно, были похожи на «Туалет».
Незадолго до смерти Ватто написал большую картину «Жиль» (1719, Лувр, Париж) в качестве театральной афиши для театральной труппы. «Жиль был французской адаптацией Пьеро, козла отпущения и изгоя, которого высмеивали его товарищи. На картине Ватто он стоит изолированный и уязвимый, с глупым лицом и плохо сидящей одеждой. Возможно, Ватто чувствовал родство с Джайлсом, ведь он тоже был аутсайдером, отличавшимся от своих современников как темпераментом, так и талантом.
Работы Жана-Антуана Ватто можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?