Фламандская живопись читать ~20 мин.
Родина фламандской живописи на протяжении своей истории имела много разных названий. Древние римляне говорили о Батавии, позже она стала называться Бельгией, поскольку земли вокруг дельты Рейна были отнесены к римской провинции Belgica Secunda. В средние века её называли Нидерландами (Низкими странами). Проще говоря, северная часть (Голландия) стала протестантской и получила независимость от Испании около 1609 г., а южная (Фландрия) осталась католической и продолжала находиться под властью Габсбургов. Только в 1830 году она стала государством Бельгия.
Живопись стала играть важную роль в Бельгии сравнительно поздно. Фламандская живопись сыграла важную роль в развитии западного искусства в два периода: в конце Средневековья и в эпоху расцвета барокко. В обоих случаях центральное место занимало религиозное искусство.
Ян ван Эйк и Рубенс – две вершины, которые существуют в невероятно богатой истории искусства этой маленькой страны: не в период расцвета искусства, но одна – в первые годы интенсивного нового начала, а другая – как вдохновенное завершение.
Религиозная живопись из Фландрии сравнительно поздно вошла в визуальное поле западного искусства. Поздно, но с огромной интенсивностью и богатой внутренней силой. От этой живописи исходило глубокое благочестие, полное равновесие в вопросах мира сего и мира иного. Людей того времени, да и сегодня, волновала невероятная техническая точность и высокое качество исполнения великолепных полотен.
Фламандская живопись XV века: Миниатюры и панно
Именно уроженец Ипра Мельхиор Бродерлам (1350-1411) в самом начале нидерландского Возрождения открыл новую эру во фламандском искусстве. Именно его завершённый шедевр Дижонский алтарь (1393-99) во многом определил момент, когда техника книжной иллюминации была вытеснена искусством панельной живописи. Отныне миниатюрист перестал быть главным художником. На его место пришла новая порода художников – живописцы. Дижонский алтарь Бродерлама стал произведением масштабного искусства, полностью вытеснившим преимущественно декоративный подход фламандских миниатюристов, таких как братья Лимбург (ум. 1416) и Жакмар де Эсдин (ок. 1355-1414).
Миниатюрная живопись, по определению, могла запечатлеть лишь несколько отдельных деталей. Шедевр Бродерлама изменил все. Отныне христианское искусство стало рассматриваться во всеоружии реализма. Отныне живопись прочно укоренилась в мире. Во Фландрии зародилась живописная революция, отголоски которой будут ощущаться во всей Европе.
Ян ван Эйк (1390-1441)
Ян ван Эйк и его брат Хуберт, родившийся около 1370 г., стали первыми великими мастерами ранней нидерландской живописи. Хотя о Хуберте ван Эйке известно только то, что он вместе с братом создал знаменитый алтарный образ в Генте, другие работы могут быть с определённой долей уверенности приписаны Яну ван Эйку. (См. «Человек в красном тюрбане» (1433) и «Портрет Арнольфини» (1434), оба в Национальной галерее, Лондон).
Ян, несомненно, был вдохновенным новатором, наделённым огромным талантом, интеллектуальной основой для трогательных композиций, которые он с успехом воплощал в жизнь. Они же дали ему и выдающиеся технические способности, необходимые для создания задуманных картин. С появлением ван Эйка в живописи западного мира зазвучал совершенно новый тон. Итальянские, немецкие и французские художники неожиданно обратились к Нидерландам, которые должны были определить развитие искусства на ближайшие годы.
Роберт Кампен, мастер Флемаля (1378-1444)
Старший современник Яна ван Эйка Роберт Кампен оказал ещё одно сильное влияние на фламандскую живопись. В частности, он известен своими интимными деталями и использованием обыденности в таких работах, как Алтарь Мероде (1425 г., Нью-Йорк, Клойстерс) и алтарный образ, озаглавленный Триптих Сейлерн (1410 г., Галерея Института Курто).
Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Рогир ван дер Вейден, который был примерно на 10 лет моложе Яна ван Эйка, отправился в Италию, где посетил Рим, Флоренцию и Венецию, чтобы учиться у итальянских мастеров. Он также многое перенял у Яна ван Эйка, но особенностью этого художника, жившего в Брюсселе, было художественное сочетание искусства Раннего Возрождения с новым духом ремесленничества и точности в нидерландском искусстве.
Если Ян ван Эйк может считаться родоначальником старой нидерландской живописи, то Рогиру ван дер Вейдену можно поставить в заслугу то, что он привнёс в живопись региона традиции итальянского искусства, и, наоборот, его собственный эмоциональный стиль оказался влиятельным как в Германии, так и в Италии. Например, «Сошествие с креста» (ок. 1435-40, Прадо).
Долгое время считалось, что Рогир ван дер Вейден был учеником Яна ван Эйка, которым он, вероятно, был непродолжительное время. (Он также был учеником Роберта Кампена в Турнее.) Однако его индивидуальный художественный стиль развивался дальше, чем простое копирование ван Эйка. Удивительно, но этот живописец, чьё художественное восприятие было важным для многих поколений немецких, фламандских и голландских художников, долгое время оставался в забвении. Впервые мы познакомились с его творчеством после исследований, проведённых в середине XIX века.
Петрус Кристус (1420-1473) – один из учеников Яна ван Эйка, продолжатель стиля великого мастера. Он даже достиг определённой степени художественного мастерства Эйка. В его работах впервые достигнуто соединение стилистических особенностей ранних мастеров ван Эйка и ван дер Вейдена. См. его знаменитый шедевр: Портрет молодой девушки (1470 г., Старая галерея, Государственные музеи, Берлин)
Этот симбиоз более очевиден на примере другого художника – Диерика Бутса (ок. 1420-1475). С его появлением во фламандском искусстве этого времени контингент художников с севера Нидерландов значительно увеличивается. Он родился в Харлеме около 1420 г., позже переехал на юг страны. Возможно, что в этом решении сыграла роль репутация и значимость фламандской масляной живописи, а также финансовое положение.
Города на севере были относительно бедны, и стиль жизни там был суровым, в то время как крупные центры на юге должны были обладать магической притягательностью.
Кстати: фламандская техника масляной живописи оказала влияние и на искусство кватроченто в Италии, в частности, на Джованни Беллини (1430-1516), одного из ведущих представителей венецианской живописи XV века, и на флорентийского художника Пьеро ди Козимо (1462-1522), фантастический реализм которого сделал его одним из самых передовых художников того времени.
В искусстве Бута было воплощено всё то, что с большим трудом создавало в своих картинах первое поколение фламандских живописцев. Он занимался теми же темами, использовал схожие фигуры и персонажи, свет, окружающий фигуры на его картинах, напоминал свет ван Эйка, а композиции – ван дер Вейдена.
В середине XV века старый уважаемый город Гент становится центром искусства Северного Возрождения. В первую очередь это относится к художнику Гуго ван дер Гусу, а также к Юстусу Гентскому (ок. 1460-80 гг.). Этих двух художников объединяет не только город, но и несколько необычная судьба, отличающаяся от обычного существования среднего класса. Один из них умер в монастыре, будучи психически ненормальным, а другого неуравновешенный, лихорадочный дух заставил вести беспокойную жизнь в Италии.
Гуго ван дер Гус (1440-1482)
Гуго ван дер Гус быстро завоевал репутацию выдающегося живописца. Однако после блестящего взлёта славы он неожиданно удалился в монастырь, где вёл монашеский образ жизни. Несколько лет он ещё писал картины, но его душевное состояние постоянно ухудшалось. Он умер в монастыре в 1482 году. Его творчество, созданное всего за 15 лет, включая шедевр «Алтарь Портинари» (1476-9), обеспечило ему место в истории искусства как одному из самых значительных художников этого региона.
Йос ван Вассенхове (ок. 1460-80 гг.)
Йос ван Вассенхове, как правильно называть Юстуса из Гента, ещё молодым человеком отправился в Италию. Там он вскоре приобрёл очень хорошую репутацию. Раннее знакомство с фламандской живописью он носил в себе и стремился соединить её с итальянским искусством. В Гент он так и не вернулся; итальянцы могли бы считать его почти своим, если бы он не унаследовал драгоценную суть фламандской живописи. Именно Юстус Гентский принёс в эту южную страну новое формальное восприятие и фон, проистекающий из глубокой религиозности.
Ханс Мемлинг (ок. 1433-94)
Ханс (Ганс) Мемлинг, родившийся в Германии в 1430-1440 годах, был тем художником, который способствовал закреплению и распространению полученного мастерства во фламандском искусстве. Ян ван Эйк был главным зачинателем, Рогир ван Вейден привнёс динамичную композицию, Дирк Боутс продолжил и обогатил достигнутое.
В случае с Мемлингом основы были уже заложены и ощутимы, поэтому он мог работать полно и непрерывно, стремясь к широкому эффекту. Он продолжил искусство предыдущих мастеров в смысле утончённости и работал с безошибочным чувством очарования, меры и цвета вокруг внутренней гармонии. Драматическое изображение не было его сильной стороной, в его картинах прослеживается предпочтение статичности. Мемлинг – мастер гармонии, хорошо сбалансированной во всех отношениях. В его работах сконцентрированы положительные элементы великой эпохи в искусстве. Например, его знаменитые Триптих «Страшный суд» (1471, Гданьск) и Триптих «Донн» (1477-80, Национальная галерея, Лондон).
Последним из ранних нидерландских старых мастеров был Герард Давид (1460-1523) из Харлема, который работал в Брюгге вместе с Мемлингом и стал его преемником после смерти Мемлинга. После Герарда Давида пришёл Ян Провост из Монса (1465-1539), ученик Симона Мармиона в Валансьенне. Его, в свою очередь, оттеснило влияние антверпенской школы, которая в дальнейшем затмила брюггскую. Два других ученика Давида, Адриан Исенбрандт (ум. 1551) и Амброзиус Бенсон (ум. 1550), продолжали его стиль в Брюгге до 1550 г.).
Сам Герард Давид находился под влиянием северной нидерландской школы. Она сформировалась сначала в Харлеме под руководством её основателя Альберта ван Уотера (1450-1460-е гг.), пейзажиста, и его ученика Геертгена тота Синт Янса (1460-1495), затем в Делфте под руководством мастера Virgo inter Virgines (ок. 1480-1500), известного своими пустынными пейзажами и грубыми фигурами, и, наконец, у художника-провидца Иеронима Босха (1450-1516) и его последователя Питера Брейгеля (1525-1569).
Отметим также вклад Жана Клуэ (1485-1540) в развитие такого специализированного жанра, как миниатюрный портрет. Клуэ был одним из самых ранних портретистов миниатюристов в Европе.
Фламандская живопись XVI века
Иероним Босх и Питер Брейгель
Нидерландское искусство на севере страны часто имело содержание из области фантастики. Его истоки можно найти в работах старого нидерландского живописца, творчество которого также можно отнести к фламандскому искусству. Ни один художник западного мира не ставил перед последующими поколениями таких больших проблем, как Иероним Босх, живший в Хертогенбосе примерно с 1450 по 1516 год. Например, его «Сад земных наслаждений» (1505 г., Прадо, Мадрид).
Личные подробности его жизни общеизвестны, но о нём можно иметь лишь частично проверенные сведения. Однако его необычные работы, наполненные темами и фигурами из другого мира, его религиозные, визионерские картины, его изображения обычаев и нравов эпохи причудливы и тесны, наполнены загадочным смыслом.
Его влияние было велико ещё при жизни, и значительная часть работ Питера Брейгеля может быть понята только при условии знания предшествующего творчества Босха. Босх и семья художников Брейгелей, кроме Питера Брейгеля Старшего, были его сыновья Питер Младший (1564-1638) (по прозвищу Ад Брейгель) и Ян Старший, а также несколько внуков занимались нидерландской живописью, основные произведения которой лежат в быстро развивающейся области северо-нидерландского искусства. Однако многие из их произведений по своему происхождению и воздействию имеют тесную внутреннюю связь с фламандским искусством. Из многочисленных шедевров Брейгеля см: «Голландские пословицы» (1559, Государственный музей, Берлин), «Безумная Мег» (Dulle Griet) (1562, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен) и «Вавилонская башня» (1563, Исторический музей, Вена).
Они были, так сказать, гражданами двух миров, жившими в эпоху политических потрясений, за которыми последовало культурное размежевание двух образовавшихся наций. Их творчество стало новаторским для той формы нидерландского искусства, которая развивалась на севере, в то время как корни их способностей были заложены в южных традициях.
Антверпен
Антверпен был главным центром фламандской школы в XVI веке, в этот период его постепенно завоёвывал итальянизм. Квентин Массис (ок. 1465-1530) и пейзажист Иоахим Патенье (1485-1524) были первыми важными представителями, которые способствовали переходу к искусству Возрождения. К числу других важных представителей фламандского искусства этого периода относятся: Бернард ван Орлей (1488-1541) в Брюсселе, Ян Госсаерт (1478-1536) в Мабусе, а также Франс Флорис (1516-1570) и Ян Массис (ум. 1575) в Антверпене.
Портретные работы выполнялись большинством художников, в том числе Адрианом Томасом Ки (1544-1589) и его братом Виллемом, брюггскими портретистами Питером Пурбусом (1523-1584) и его сыном Франсом Пурбусом Старшим (1545-1581), а также международным придворным художником Антонисом Мором (1519-1576) из Утрехта.
В антверпенской школе процветали несколько жанровых живописцев. Среди них: Ян ван Хемессен (1519-1556), амстердамец Питер Аертсен (1508-1575) и его племянник Йоахим Букелаер (1535-1574), предположительно первый жанрист, писавший рыбные стойла.
Пейзажная живопись была характерно фламандской, в ней участвовали антверпенский художник Эрри Мет де Блес (активная деятельность в 1-й половине XVI в.) (также называемый Эрри де Патенир) и Якоб Гриммер. Позже появились братья Лукас Валкенборх (ок. 1535-97) и Мартен Валкенборх (1534-1612), работавшие в традициях Питера Брейгеля Старшего; Гиллис ван Конинкслоо (1544-1607); Йос де Момпер (1564-1635) и Тобиас Верхехт (1561-1631), первый учитель Рубенса. В конце века фламандские живописцы Давид Винкебонс (1576-1630) и Роландт Савери (1576-1639) ввели в Амстердаме и Утрехте пейзажную живопись – или, по крайней мере, жанровые сцены в пейзажном окружении.
Фламандская живопись XVII века
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
В XVII веке один единственный художник, Питер Пауль Рубенс, затмил собой все гениальные и творческие силы, которые были до него. Дело не только во властной внешней форме его работ, но и в ярком содержании его картин, которые оказывают красочное воздействие. Ни один другой живописец не был так способен воспринять сложное наследие Ренессанса и без усилий преобразовать его в новую, вполне состоятельную художественную форму.
Рубенс никогда не страдал от принуждения к рисованию, как многие другие художники. Он творил скорее от радости, в художественном подъёме, который позволял ему отвлечься от интроспективных проблем. Он подчинялся вкусам того времени, и невероятный успех его работ мог бы лишить его творческой потенции, если бы не тот факт, что восторженное признание церкви, светских правителей и широкой публики питало его космополитическое творческое существо. К числу его величайших произведений относятся: «Сошествие с креста» (Рубенс) (1612-14); «Самсон и Дилайла» (1609-10); «Похищение дочерей Левкиппа» (1618); «Суд Париса» (1636).
Когда Рубенс родился в небольшом вестфальском городке Зигене в 1577 году, казалось, что его не ждёт большой успех в жизни. Его отец, Ян Рубенс, был высокопоставленным офицером при дворе испанского губернатора, который потерял свою популярность и был вынужден отправиться в изгнание в Вестфалию. Только после смерти отца семье разрешили вернуться в Антверпен, город, который находился в процессе восстановления после полного разрушения за несколько лет до этого во время войны.
В Антверпене молодой Рубенс получил глубокое образование, а также обратился к живописи, хотя записи о его обучении не сохранились. Ему было чуть больше двадцати лет, когда он почувствовал влечение к Италии, где получил хорошую должность при дворе герцога Мантуанского, а вместе с ней и возможность изучать работы итальянских художников Высокого Возрождения. Рубенс с увлечением впитывал всё, знакомился и понимал произведения Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (Раффаэлло Санти) (1483-1520), Микеланджело (1475-1564) и, прежде всего, Тициана (ок. 1485-1576). Он принимал их и даже в своих копиях менял их на безошибочные работы Рубенса. Его живопись постепенно обретала форму – этому немало способствовало продвижение по дипломатической службе, так как деловые поездки легко совмещались с изучением великих произведений искусства.
Его репутация дипломата и художника быстро росла, женитьба заложила основу счастливой семейной жизни, а поскольку он женился на представительнице знатного рода, его престиж ещё больше возрос. Для сторонних наблюдателей удивительно, как Рубенсу удавалось без видимых трудностей выполнять огромные объёмы работ: многочисленные дипломатические поручения, путешествия, функции советника и, помимо всего этого, множество картин.
Более того, выбор темы, сценическое построение и размеры картин никак нельзя назвать экономией времени. Известно, что в его мастерской, по крайней мере на время, работало несколько человек, но все творения, в которых безошибочно видна рука Рубенса, складываются в труд всей жизни, который кажется слишком большим для одного человека. Не следует забывать, что не менее важными, по крайней мере в глазах современников, были его задачи как учтивого советника и посредника.
Когда Рубенс умер в 1640 г. в Антверпене как знаменитый живописец и дипломат, он оставил после себя великолепное творчество, оказавшее глубокое влияние как на его современников, так и на художников, пришедших после него.
Учениками, последователями и подражателями Рубенса были: Каспар де Крейер (1584-1669), Якоб Йорданс (1593-1678); анималисты Франс Снайдерс (1579-1657), Пауль де Вос (1591-1678), Ян Фит (1611-1660); пейзажисты Лукас ван Уден (1595-1672), Ян Вильденс (1586-1653), Жак д’Артуа (1613-1686), Гиллис Петерс (1612-1653) и его младший брат Бонавентура Петерс (1614-1652), оба известные своими прибрежными картинами.
Антонис Ван Дейк (1599-1641)
Другим важным фламандским художником, работавшим в мастерской Рубенса, был Антонис Ван Дейк – уроженец Антверпена. Его художественные способности проявились очень рано. Хотя его стиль имеет ряд общих черт с Рубенсом, он быстро выработал свою собственную, неповторимую руку.
После получения статуса мастера он на короткое время был принят в мастерскую Рубенса для работы над срочными картинами. Рубенс также позволял ему выполнять заказы, с которыми он сам не мог справиться, так как у него было много других дел. Даже в те годы, когда ван Дейк работал как независимый, уважаемый художник или как собственный заказчик, все равно иногда случалось, что оба художника работали вместе.
Сильной стороной творчества ван Дейка было портретное искусство. Его зоркий глаз видел отличительные и характерные черты, но прежде всего он стремился уловить выражение лица, и в этом ему помогала острая универсальная техника. Если в картине было запечатлено главное, он был склонен игнорировать менее важные детали.
Влияние Ван Дейка на английскую фигуративную живопись весьма значительно. Он совершил много поездок в Италию, но назначение при королевском дворе в Англии, где он пользовался почётом и уважением, оказало решающее влияние на поколения английских живописцев, которые пошли по его стопам.
Ван Дейк умер в 1641 году, будучи ещё совсем молодым. Фландрия потеряла обоих своих знаменитых художников XVII века в течение двух лет. Их смерть ознаменовала начало периода упадка. Тяжёлое время предстояло и стране, ослабленной тяжёлыми потерями в войне с нидерландскими государствами и истощённой чрезмерно раздутым королевским хозяйством.
Фламандская жанровая живопись XVII века
В северных провинциях было много живописцев, которые концентрировались на определённых темах, соответствующих предпочтениям тамошних жителей. Они достигли огромного мастерства в этой отрасли искусства и целенаправленно специализировались на этих ограниченных мотивах. Также и во фламандской живописи после Рубенса мы наблюдаем явление, когда очень талантливые художники не довольствовались какой-либо темой, а искали средства к существованию в специализации.
Одним из таких художников, работавших с ограниченными темами, был Якоб Йорданс (1593-1678), который стал в основном выразительным изобразителем повседневной жизни. Его направлением была жанровая живопись, сцены из сельской и городской жизни, в которых с юмором проявляется сильный, оптимистичный, любящий удовольствия характер фламандцев. Йорданс вёл спокойную жизнь. Он родился в 1593 г. в Антверпене и остался в родном городе, где стал уважаемым мастером. Он не совершал больших путешествий, по возможности избегал крупных государственных заказов, жил и работал в удовлетворительных условиях.
Адриан Брувер (1605-1638) – фламандское и нидерландское искусство
Короткая жизнь другого жанрового живописца, Адриана Брувера, кажется, была менее упорядоченной. Он был странником между двумя мирами. Его беспокойный образ жизни заставлял его перемещаться между Северной Голландией и Фландрией, поэтому его работы трудно отнести исключительно к какой-либо стране.
Он родился во Фландрии и покинул родину в 16 лет. Вероятно, он учился в Антверпене, работал в Амстердаме и, в конце концов, писал картины у Франса Халса (1582-1666), которому он во многом обязан своим стилем. Около 1631 г. он стал свободным мастером в Антверпене и до самой смерти вёл непостоянную богемную жизнь с постоянными тщетными попытками наладить нормальное существование среднего класса, которые то и дело разрушались из-за пьянства, политических споров и непомерных долгов.
Его выдающиеся художественные качества странно контрастируют с зачастую приземлённым содержанием его картин. В его изображении инстинктивных человеческих черт легко распознать сочувственное понимание. Его тёплый природный юмор поднимает картины на новый уровень. Он открыл дорогу целой плеяде нидерландских художников, изображавших крестьянскую жизнь. Правда, его преемники смогли лишь перенять декорацию его сценариев, но глубинные мотивы, лежащие в их основе, остались для них недоступными, а безошибочное чувство градации цвета Брувера – полностью утраченным.
За Брувером последовали Йос ван Краесбек и Давид Тенирс Младший (1610-1690). Тенирс, происходивший из фламандской семьи художников, был единственным, кто создал стиль жанровой живописи, возвысившийся над обширной областью посредственности. Хотя его нельзя назвать подражателем Брувера, влияние Брувера несомненно, тем не менее Тенирс стал успешным ведущим мастером голландской реалистической жанровой живописи.
Тесные связи с Рубенсом (в 1637 г. он женился на дочери Яна Брейгеля, которая была подопечной Рубенса), безусловно, помогли ему упрочить своё положение в обществе, однако в его живописи можно обнаружить лишь очень лёгкие намёки на великого мастера. Тенирсу подражали и подражают Давид Райкаэрт, Маттеус фон Хельмонт и Виллем ван Херп.
Среди других выдающихся фламандских живописцев XVII в. можно назвать Корнелиса де Воса (ок. 1584-1651 гг.), успешно работавшего с буржуазией; художника военных сцен Адама Франса ван дер Меулена (1632-1690 гг.), который прославился изображением многих кампаний Людовика XIV; Яна Сиберехтса (1627-1703 гг.), одним из первых начавшего писать топографические пейзажные «портреты» загородных домов.
Фламандская живопись XVIII века
В начале XVIII века во Фландрии происходило развитие живописи, которое имело параллели с политикой. Несмотря на то, что фламандское искусство было одним из ключевых элементов Гранд-тура, страна и искусство потеряли смысл в европейском «концерте». Уже следующее поколение после Питера Пауля Рубенса и Теньера не считалось фламандцами из-за политического сдвига границ: Жан-Антуан Ватто (1684-1721), родившийся в Валенсьене, пограничном с Фландрией регионе, был французом, поскольку город был передан Франции за шесть лет до его рождения. Однако корни этой ключевой фигуры в искусстве рококо уходят в традиции великих фламандских живописцев, прежде всего Рубенса. А творческая карьера привела его в Париж.
На этом фоне искусство Фландрии XVIII века можно охарактеризовать следующим образом.
Традицию исторической живописи поддерживали Гийом Херрикс (1682-1745), Жак ван Рур (1686-1747), Мартен Геерартс (1707-1791) и Питер Верхеген (1728-1811), а новый стиль неоклассической живописи представляли Андрис Корнелис Ленс (1739-1822) из Антверпена и другие. Образцами жанровой живописи стали работы Ван ден Босше (1681-1715), Яна Юзефа Хореманса Старшего (1682-1759) и его сына Яна Юзефа Хореманса Младшего (1700-1776), а среди пейзажистов – Жан Демарн (1754-1829).
Работы фламандских мастеров можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности, в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, Музее изящных искусств Антверпена, Старой галерее в Берлине.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Движения и школы на хронологической шкале
см.: Хронология искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?