Ангерран де Шаронтон (Картон):
французский художник читать ~8 мин.
Ангерран Картон — один из величайших старых мастеров Франции XV века. Его основной вклад во французскую живопись связан с созданием религиозных панельных картин, придворных иллюминированных рукописей и алтарного искусства.
Документально подтверждено шесть картин Картона, но сохранились только две из них. Это «Богоматерь Милосердия» (1452, Музей Конде, Шантийи), созданная при участии Пьера Виллатта, и «Коронование Богородицы Святой Троицей» (1453–1454, Муниципальный музей, Вильнёв-ле-Авиньон). Эти произведения христианского искусства сочетают элементы фламандской живописи (влияние Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена) и готической скульптуры с мотивами сиенской школы живописи, в частности Симоне Мартини. Кроме того, искусствоведы Лувра приписывают Картону знаменитую «Пьету из Вильнёв-ле-Авиньон», также известную как «Авиньонская Пьета» (ок. 1454–1456, Лувр), — возможно, лучшую французскую картину той эпохи, написанную темперой. Благодаря этому он стоит в одном ряду с Жаном Фуке (1420–1481) как один из ведущих живописцев Европы XV века.
Биография
Картон (латинизированная версия фамилии Шаронтон или Шарретон) родился в Пикардии около 1415 года. Предположительно, он получил художественное образование между 1430 и 1440 годами. Судя по многочисленным готическим элементам в его работах, стиль художника сформировался на севере Франции. Монументальность его фигур и композиций восходит к скульптуре готических соборов, но также заметно влияние фламандских художников, таких как Ян ван Эйк (1390–1441), Робер Кампен (ок. 1378–1444) и Рогир ван дер Вейден (1400–1464). В 1430-е годы Пикардия находилась в сфере влияния Бургундии, что облегчало подобные контакты. Близким фламандским современником Картона был Петрус Кристус (ок. 1410–1475).
Реализм, который Картон перенял из этих источников, делает его художником, чувствительным к формам, чертам лиц, пейзажам и новым веяниям городской жизни. Однако он всегда подчинял это богатство деталей собственному видению формы, которое в равной степени было заимствовано как из живописи северной Франции, так и с юга (Миди). От светской готической традиции он унаследовал умение работать с внушительными и выразительными арабесками. Прованс же дал ему особое качество света и пейзажа, что выразилось в чётких контурах, подчёркнутых короткими тенями, и в упрощённых, гранёных массах.
Картон никогда не был в Италии, несмотря на параллели в его творчестве с работами Доменико Венециано (1410–1461), Паоло Уччелло (1397–1475) и Андреа дель Кастаньо (ок. 1420–1457). На него повлияло итальянское искусство Возрождения, которое было «транслировано» в Прованс во времена Симоне Мартини и Маттео Джованнетти, у которых он заимствовал несколько мотивов. Сходство некоторых деталей с флорентийским искусством Раннего Возрождения объясняется его знакомством с картинами из коллекций флорентийских банкиров и купцов, обосновавшихся в Провансе.
В Провансе он встретил художника, который, как и он сам, был выходцем с севера, сформировался под влиянием искусства ван Эйка и мастеров из Турне, но также испытал влияние юга, став основателем провансальского стиля, отличавшегося гранёными формами. Это был мастер алтарного образа «Благовещение», выполненного в Эксе между 1443 и 1445 годами — как раз в то время, когда Картон жил в этом городе.
Такая восприимчивость доказывает, что Картон был относительно молод, когда приехал в Прованс. В 1444 году он упоминается в документах в Эксе, два года спустя — в Арле, а в следующем году — в Авиньоне, где он оставался до 1466 года. После этой даты сведения о нём обрываются. Дата его смерти неизвестна, но сохранились семь контрактов, заключённых им с различными заказчиками: дворянами, купцами, священнослужителями и другими художниками. Все они касаются больших алтарных картин, включая пределлы (1446–1447, 1452, 1453–1454, 1461, 1462–1464 и 1466), а также процессионного знамени (1457–1458).
Две из упомянутых в контрактах картин сохранились, что позволяет по стилистическому сходству с уверенностью приписать художнику ещё две недокументированные работы. Примечательно, что нет свидетельств о заказах Картону от Рене Анжуйского, правителя Прованса, хотя тот был активным меценатом. При этом Картон создавал миниатюры для важных лиц при дворе Рене, например, иллюминированную рукопись «Миссал Жана де Мартина» (Национальная библиотека Франции, Париж) для канцлера Прованса.
Дева Милосердия
Алтарный образ La Vierge de Miséricorde («Дева Милосердия») (Музей Конде, Шантийи) был заказан в 1452 году в Авиньоне у Картона и Пьера Виллатта. Заказчиком выступил Пьер Кадарт, сеньор дю Тор, пожелавший, чтобы его покойные родители были изображены у ног Богородицы вместе со своими святыми покровителями, двумя Иоаннами. В контракте также упоминалась пределла, но без указания сюжета. Благодаря сходству с «Коронованием Девы Марии» авторства Картона установлено, что основную панель выполнил он, а Пьер Виллатт, вероятно, написал менее важную часть — утраченную пределлу. Картина в Шантийи впечатляет грандиозностью композиции и доминирующим ритмом.
Коронование Девы Марии
Контракт на картину Le Couronnement de la Vierge («Коронование Девы Марии») (хоспис в Вильнёв-ле-Авиньоне) — самый подробный из сохранившихся для средневекового произведения искусства. Он был заключён в 1453 году между Картоном и Жаном де Монтаньяком, каноником и капелланом церкви Шартрёз в Вильнёве. Работа предназначалась для алтаря Святой Троицы и должна была быть закончена к сентябрю 1454 года. Указанный в контракте помост утрачен.
Замысел был чрезвычайно амбициозным. Он должен был изобразить христианское мироздание: Рай со святыми, Чистилище, мир с двумя святыми городами — Римом и Иерусалимом, и Ад. Святой Дух должен был быть представлен в виде голубя, а между Отцом и Сыном не должно было быть различий, согласно догмату Флорентийского собора 1439 года.
Некоторые детали были оставлены на усмотрение художника. Так, вокруг Троицы Картон написал узор из красных и синих ангелов, похожий на тех, что изображены на «Меленском диптихе» Фуке (1450–1455, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; Картинная галерея, Берлин). Картина «Коронация» стала своего рода отчётом о паломничестве заказчика Жана де Монтаньяка в Рим и Иерусалим, которое он совершил после выздоровления от болезни.
При создании алтаря Картон опирался на воспоминания о скульптуре соборов северной Франции. Нижняя часть картины функционирует как пределла: на ней изображена панорама Земли с подземным миром, где показаны Чистилище и Ад. Эта панорама служит своего рода перемычкой, поддерживающей «тимпан» с доминирующей фигурой Святой Троицы. В XV веке стиль, выработанный мастером «Благовещения из Экса» и Картоном, стал одним из великих стилей латинской Европы, наравне с флорентийским, испанским и португальским.
Богородица с младенцем
Ни один известный документ не упоминает алтарный образ «Богородица с младенцем между святым Иаковом и святым Агриколой с двумя донаторами» (Авиньонский музей), который, вероятно, остался незавершённым. Его происхождение неизвестно, а гербы стёрты, что не позволяет идентифицировать донаторов. Однако цвет, рисунок, плотность письма, напряжённость лиц и запавшие глаза, характерное изображение Богородицы и рук — всё указывает на кисть Картона. Если епископ — это святой Агрикола, особо почитаемый в Авиньоне, то картина может относиться к раннему периоду творчества Картона в городе, около 1447–1450 годов.
Авиньонская Пьета
Тематика и композиция «Авиньонской Пьеты» (Лувр), в частности то, как святой Иоанн снимает терновый венец, повлияли на «Тарасконскую Пьету», написанную около 1456 года (Париж, Музей Клюни). Это доказывает, что «Авиньонская Пьета» была создана ранее этой даты. Она почти наверняка предназначалась для монастыря Шартрёз в Вильнёве, а стилистические особенности — композиция, фигура Христа, прорисовка глаз, рук и скал — указывают на авторство Картона.
До очистки грязь, покрывавшая картину, полностью искажала её цвет, который на самом деле довольно чистый и строгий, а также изменяла формы, создавая ложное кьяроскуро. Донатор, каноник в амисе, имеет поразительное сходство с портретом Жана де Монтаньяка, который дважды появляется в «Коронации Девы». Вероятно, вернувшись из паломничества, Монтаньяк решил заказать вотивную картину с изображением себя, которая должна была быть помещена у его могилы в Шартрёз.
«Коронация Богородицы» не заняла место вотивной картины (она не была поставлена рядом с гробницей донатора и изображает его очень сдержанно, в виде крошечной молящейся фигурки). В свою очередь, «Пьета» с ориентализированным Иерусалимом и донатором-каноником на переднем плане может считаться новой, «актуальной» версией проекта 1449 года, задуманной после паломничества. По примеру мастера из Флемаля, ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, донатор изображён не в виде архаичной маленькой фигурки, а в том же масштабе, что и святые персонажи.
Наследие
Несмотря на статус Картона как одного из великих средневековых художников и его значительное влияние на религиозное искусство в Провансе, а также на более поздние работы в Германии и Италии, он оставался в полной безвестности до 1900 года, когда «Коронация Богоматери» была выставлена в Париже. С тех пор осознание его значимости и количество картин, приписываемых ему, неуклонно росло, достигнув кульминации в атрибуции ему «Авиньонской Пьеты» в середине 1960-х годов.
О других художниках, работавших во Франции XV века, см.:
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411)
Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414)
Братья Лимбург (активны в 1390–1416)
Подробнее о европейских иллюминаторах рукописей и миниатюрной живописи см.:
Средневековая иллюминация рукописей (ок. 1000–1500)
Романские иллюминированные рукописи (ок. 1000–1150)
Готические иллюминированные рукописи (ок. 1150–1350)
Работы Ангеррана Картона можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Европы.
- Фламандская живопись
- Мельхиор Брудерлам: фламандский художник, интернациональная готика
- Петрус Кристус: фламандский художник
- Рогир Ван дер Вейден: фламандский религиозный художник
- Триптих, трёхпанельный алтарь
- Перуджино: итальянский художник эпохи Возрождения
- Пьетро Лоренцетти: итальянский художник, сиенская школа
- Джованни ди Паоло: сиенский художник, 15 век
- Джентиле да Фабриано: художник раннего Возрождения, интернациональная готика
- «Красавица и чудовище» Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнёв, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?