Жан Оноре Фрагонар: французский художник эпохи рококо читать ~7 мин.
Французский художник и гравёр эпохи рококо Жан-Оноре Фрагонар из ученика Франсуа Буше (1703-1770) превратился в самого яркого, плодовитого и разностороннего художника Франции XVIII века. Особое влияние на него оказала живопись Тьеполо (1696-1770) и Бартоломе Эстебана Мурильо (1618-1682). Мастер изобразительного искусства, рисования мелом и гравюры, он создал ряд выдающихся шедевров на такие разнообразные темы, как религия, мифология, жанровые сцены и пейзажи.
Необычно, что после многообещающего начала в качестве исторического живописца он отошёл от академического искусства Французской королевской академии, предпочитая сосредоточиться на менее значительных жанрах, которые отвечали его спонтанному темпераменту. Когда Французская революция (1789-93) сделала его легкомысленный стиль устаревшим, он практически перестал писать картины, занял административную должность в Лувре в Париже и закончил свою жизнь в безвестности. Среди его работ: «Качели» (1767) и «Фонтан любви» (1780), находящиеся в коллекции Уоллеса; «Задвижка» (1778, Лувр, Париж); «Читающая девушка» (1776, Национальная галерея искусств, Вашингтон); и «Поцелуй украдкой» (1787, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Биография
Фрагонар родился в Грасе – ныне одном из центров французской парфюмерной промышленности, и, возможно, именно это, а также весёлость и легкомыслие его искусства, объясняет то, что его называют «ароматной эссенцией» XVIII века. В возрасте шести лет его семья переехала в Париж, где по рекомендации Франсуа Буше он учился в мастерской Жана Симеона Шардена (1699-1779). Из-за темпераментных разногласий он пробыл у него менее 12 месяцев, хотя Шардену, видимо, удалось привить ему дисциплинированное владение рисунком, так как молодой художник сразу же поступил в ателье Буше и быстро стал его лучшим учеником. Он помогал своему перегруженному работой шефу в выполнении нескольких важных заказов, включая большие гобелены, и сделал ряд копий с картин Буше, таких как Геркулес и Омфала, и Рембрандта, например Девушка с метлой. На него также оказал влияние итальянский художник XVII века эпохи барокко Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664).
Лауреат Римской премии
В 1752 году Фрагонар получил Римскую премию (стипендию, позволяющую студентам-победителям парижской Королевской академии живописи и скульптуры провести 3-5 лет обучения в Риме) за историческую картину «Иеровоам, приносящий жертву идолам» (1752), хотя он и не был студентом Академии: Буше заметил: “Это не имеет значения, вы мой ученик”.
В 1753 году он начал трёхлетнюю стажировку в Королевской школе для детей, где были созданы такие работы, как «Психея, показывающая сёстрам подарки Купидона» (1754, Национальная галерея, Лондон) и «Христос, омывающий ноги ученикам» (1755, Грасский собор). Среди других работ этого периода, в которых заметно сильное влияние его наставника, – мифологические картины «Юпитер и Каллисто» и «Цефал и Прокрис» (обе – 1755, Музей изобразительных искусств, Анжер), а также четыре декоративные сцены из сельской жизни: Пастушка, Жатва, Садовник, и Женщина, собирающая виноград (все 1754-5, Детройтский институт искусств).
В 1756 году Фрагонар получил 5-летнюю стипендию в Риме, где он игнорировал признанных мастеров Высокого Возрождения, таких как Рафаэль и Тициан, отдавая предпочтение более свободной и экзотической традиции, примером которой является великий художник фресок рококо Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770). Он также выполнил серию летних рисунков садов, окружающих виллу д’Эсте в Тиволи, отголоски которых легли в основу многих его более поздних работ. См. также картину маслом «Сады виллы д’Эсте» (1762-3, Коллекция Уоллеса, Лондон).
После возвращения в Париж в 1761 году он работал в основном для коллекционеров, пока не был принят во Французскую академию на основе своей мифологической работы – написанной в манере гранд – под названием «Корес и Каллирхо» (1765, Лувр). Получившая признание Дени Дидро (1713-1784), выдающегося философа, писателя и художественного критика, картина была щедро расхвалена, куплена короной и заставила многих увидеть во Фрагонаре спасителя французской исторической живописи – тогда ещё высшего жанра в академической Иерархии жанров.
Отказ от исторической живописи
Теперь прославленный Фрагонар, продолжая традиционный путь исторического живописца, мог бы легко стать официальным художником короля Франции («Premier Peintre du Roi»). Однако вскоре он отказался от этого направления в пользу эротических картин, за которые он наиболее известен. Более того, он редко выставлялся в Салоне, предпочитая неофициальный форум Салона корреспонденции. Хотя его коллеги-художники обвиняли его в том, что он жертвует своей художественной целостностью ради выгодного покровительства коллекционеров, его тонкий колорит, спонтанная работа кистью и остроумная характеристика обеспечили даже его самым интимным картинам непередаваемую живость и веселье:
Среди примеров – «Снятая рубашка», «Обет любви», «Кувырок», а также знаменитая композиция «Качели» (1767, Коллекция Уоллеса, Лондон), выполненная по заказу барона де Сен-Жюльена и изображающая его любовницу на качелях, которую толкает епископ. Кроме того, он завершил серию пейзажей, вдохновлённых такими североевропейскими мастерами, как Якоб ван Рюйсдаль (1630-1681).
С 1768 по 1772 год Фрагонар написал серию портретных картин в совершенно новом жанре, известном как «figure de fantaisie». Представляя собой бравурное проявление технического блеска, эти картины – иногда выполненные с натуры за 60 минут или менее – изображали субъектов в испанских костюмах, запечатлённых в различных настроениях, и были выполнены с такой виртуозностью, что представляли собой скорее фантазию, чем портрет. Примеры включают: Дени Дидро (1769, Лувр, Париж), Аббат Ришар де Сен-Нон (1769, Лувр, Париж), Франсуа-Анри, герцог д’Харкур (1770, частная коллекция) и Анна-Франсуа д’Харкур, герцог де Боврон (1770, Лувр, Париж).
Кроме этих станковых картин, Фрагонар выполнил множество произведений декоративного искусства для частных коллекционеров, включая мадам де Помпадур и финансиста Жака-Онесима Беже де Гранкура. Кульминацией этой работы стал его шедевральный набор из четырёх работ под названием «Прогресс любви» (1770-73, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), заказанный мадам дю Барри, самой красивой из всех любовниц Людовика XV, для её нового павильона в Лувесьенне. Однако через некоторое время четыре картины Фрагонара («Встреча» , «Погоня», «Преследование», «Коронованный любовник» и «Любовные письма») были отвергнуты мадам дю Барри – либо из-за их явных иллюзий в отношении её амурной натуры, либо из-за их несовместимости с классической строгостью архитектуры Клода-Николя Леду. Во всяком случае, к 1774 году они были заменены неоклассическим искусством, созданным Жозефом-Мари Вьеном (1716-1809).
Хотя Фрагонар ни в коем случае не принимал новый неоклассицизм, он пытался адаптировать свой стиль в конце 1770-х годов, в частности, используя более полированную кисть и включая в свой репертуар больше религиозных и сюжетных картин. В то же время он создал ряд декоративных пейзажей в традициях «Шампетрских праздников» Жана-Антуана Ватто (1684-1721). Ярким примером является «Праздник в Сен-Клу» (ок. 1775-80, Банк де Франс, Париж). В 1780-е годы его единственными значительными работами были «Фонтан любви» (1785, Коллекция Уоллеса, Лондон), произведение сентиментального неоклассицизма, и множество книжных иллюстраций – в частности, к «Сочинениям» Лафонтена, «Орландо Фуриозо» Ариосто и «Дон Кихоту» Сервантеса.
Французская революция лишила Фрагонара его аристократических клиентов: многие были гильотинированы, другие изгнаны. В 1789 году он покинул Париж и нашёл убежище у своего кузена Александра Мобера в Грасе, хотя благодаря его прежней дружбе с влиятельным политическим художником Жаком-Луи Давидом (1748-1825) он получил административную должность во дворце Лувр и был назначен членом (позже президентом) Консерватории искусств.
На этих должностях он проработал до 1800 года и умер в безвестности шесть лет спустя после того, как был изгнан из своей луврской квартиры и лишён пенсии. Так закончилась жизнь одного из самых оригинальных французских живописцев конца XVIII века, художника, чья спонтанность и плавность техники напоминают Рубенса в его лучшие годы, и чьё воображение, остроумие и утончённость в совокупности создают яркие поэтические композиции, являющиеся примером лучших сторон эпохи.
Фрагонар оказал большое влияние на великого французского литографа и плакатиста Жюля Шере (1836-1932).
В семье Фрагонара было ещё несколько художников, в том числе его невестка Маргарита Жерар (1761-1837), считавшаяся одной из лучших женщин-художниц Франции, его сын Александр-Эварист Фрагонар (1780-1850), специализировавшийся на исторических работах, и его правнучка импрессионистка Берта Моризо (1841-1895).
Картины Жана-Онора Фрагонара, одного из величайших художников рококо, находятся во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?