Жан Оноре Фрагонар:
французский художник эпохи рококо читать ~7 мин.
Французский художник и гравёр эпохи рококо Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806) из ученика Франсуа Буше (1703–1770) превратился в одного из самых ярких и разносторонних художников Франции XVIII века. Особенное влияние на его творчество оказали Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682). Мастер живописи, рисунка мелом и гравюры, он создал ряд выдающихся шедевров на религиозные, мифологические и жанровые сюжеты, а также великолепные пейзажи.
Примечательно, что после многообещающего старта в качестве исторического живописца он отошёл от канонов Королевской академии. Фрагонар предпочёл сосредоточиться на «низких» жанрах, которые лучше отвечали его импульсивному темпераменту. Когда Великая французская революция (1789–1793) сделала его лёгкий и галантный стиль неактуальным, он почти перестал писать. Художник занял административную должность в Лувре и окончил жизнь в безвестности. Среди его самых известных работ — «Качели» (1767) и «Фонтан любви» (ок. 1785), хранящиеся в Собрании Уоллеса; «Задвижка» (ок. 1778, Лувр, Париж); «Читающая девушка» (ок. 1770, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Поцелуй украдкой» (ок. 1787, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Биография
Фрагонар родился в Грасе — центре французской парфюмерной промышленности. Возможно, именно это, а также жизнерадостность и лёгкость его искусства объясняют, почему его называют «ароматной эссенцией» XVIII столетия. В возрасте шести лет он с семьёй переехал в Париж, где по рекомендации Франсуа Буше поступил в мастерскую Жана-Батиста Симеона Шардена (1699–1779). Из-за несходства темпераментов он пробыл там менее года. Тем не менее Шардену, очевидно, удалось привить ученику твёрдое владение рисунком, поскольку юноша сразу же был принят в ателье Буше и вскоре стал его лучшим учеником.
Фрагонар помогал своему наставнику в работе над несколькими крупными заказами, включая большие гобелены. Он также сделал ряд копий с картин Буше, таких как «Геркулес и Омфала», и Рембрандта, например, «Девушка с метлой». На него также оказал влияние итальянский художник эпохи барокко Джованни Бенедетто Кастильоне (1609–1664).
Лауреат Римской премии
В 1752 году Фрагонар получил Римскую премию за историческую картину «Иеровоам, приносящий жертву идолам» (1752), хотя на тот момент не являлся студентом Академии. Узнав об этом, Буше якобы заметил: “Это не имеет значения, вы — мой ученик”. Премия давала право на обучение в Риме в течение 3–5 лет.
В 1753 году он начал трёхлетнюю стажировку в Королевской школе для одарённых воспитанников (École royale des élèves protégés). Там были созданы такие работы, как «Психея показывает сёстрам дары Амура» (1754, Национальная галерея, Лондон) и «Христос, омывающий ноги ученикам» (1755, Собор Граса). Среди других работ этого периода, в которых заметно сильное влияние наставника, — мифологические картины «Юпитер и Каллисто» и «Цефал и Прокрис» (обе — 1755, Музей изобразительных искусств, Анже), а также четыре декоративные сцены из сельской жизни: «Пастушка», «Жатва», «Садовник» и «Женщина, собирающая виноград» (все 1754–1755, Детройтский институт искусств).
В 1756 году Фрагонар отправился в Рим. Там он проигнорировал признанных мастеров Высокого Возрождения, таких как Рафаэль и Тициан, отдав предпочтение более свободной живописной традиции. Её примером служил великий венецианский фрескист Джамбаттиста Тьеполо. Фрагонар также создал серию рисунков с видами садов виллы д’Эсте в Тиволи. Мотивы этих работ позже прослеживались во многих его произведениях, включая картину маслом «Сады виллы д’Эсте» (1762–1763, Собрание Уоллеса, Лондон).
После возвращения в Париж в 1761 году Фрагонар работал в основном для частных коллекционеров. В 1765 году его приняли во Французскую академию за мифологическую картину в «большом стиле» под названием «Корез и Каллироя» (Лувр). Работа получила признание философа и критика Дени Дидро. Полотно было с восторгом принято публикой, куплено королём и заставило многих увидеть во Фрагонаре спасителя французской исторической живописи — высшего жанра в академической иерархии.
Отказ от исторической живописи
Став знаменитым, Фрагонар мог бы продолжить традиционный путь исторического живописца и легко получить должность Первого художника короля (Premier Peintre du Roi). Однако вскоре он отказался от этого направления в пользу галантных и эротических сцен, которые принесли ему наибольшую известность. Он редко выставлялся в официальном Салоне, предпочитая ему неофициальный «Салон корреспонденции». Коллеги обвиняли его в том, что он жертвует творческой свободой ради выгодных заказов, но его тонкий колорит, виртуозный мазок и остроумие придавали даже самым интимным картинам живость и очарование.
Среди примеров этого периода — «Снятая рубашка», «Обет любви», «Кувырок», а также знаменитая композиция «Качели» (1767, Собрание Уоллеса, Лондон). Картина была выполнена по заказу барона де Сен-Жюльена и изображает его любовницу на качелях, которые раскачивает епископ. Кроме того, Фрагонар создал серию пейзажей, вдохновлённых творчеством голландских мастеров, таких как Якоб ван Рёйсдал (1628–1682).
С 1768 по 1772 год Фрагонар написал серию портретов в совершенно новом жанре, известном как «figure de fantaisie» (фантазийные фигуры). Эти картины, которые художник иногда создавал менее чем за час, были демонстрацией его технического мастерства. Они изображали моделей в причудливых, часто испанских, костюмах и были исполнены с такой виртуозностью, что казались скорее фантазией, чем портретом. Примеры включают портреты Дени Дидро (1769, Лувр) и аббата Ришара де Сен-Нона (1769, Лувр).
Кроме станковых картин, Фрагонар создавал множество произведений декоративного искусства для частных заказчиков, среди которых были мадам де Помпадур и финансист Жак-Онесим Бержере де Гранкур. Кульминацией этой деятельности стала серия из четырёх картин «Этапы любви» (1771–1772, Коллекция Фрика, Нью-Йорк). Её заказала мадам Дюбарри, фаворитка Людовика XV, для своего нового павильона в Лувесьенне. В серию вошли полотна: «Погоня», «Свидание», «Коронованный влюблённый» и «Любовное письмо».
Однако вскоре заказчица отвергла картины. Вероятной причиной стало то, что стиль рококо не соответствовал строгой неоклассической архитектуре павильона, созданной Клодом-Николя Леду. Так или иначе, к 1774 году полотна Фрагонара были заменены работами Жозефа-Мари Вьена (1716–1809).
Хотя Фрагонар не принял новый неоклассицизм, в конце 1770-х он пытался адаптировать свой стиль, используя более гладкий мазок и включая в репертуар больше картин на религиозные сюжеты. Одновременно он создал ряд декоративных пейзажей в традиции «галантных празднеств» Антуана Ватто (1684–1721). Ярким примером является «Праздник в Сен-Клу» (ок. 1775–1780, Банк Франции, Париж). В 1780-е годы его единственными значительными работами стали «Фонтан любви» (ок. 1785, Собрание Уоллеса) и множество книжных иллюстраций, в частности к басням Лафонтена, «Неистовому Роланду» Ариосто и «Дон Кихоту» Сервантеса.
Французская революция лишила Фрагонара его аристократических покровителей: многие были гильотинированы, другие эмигрировали. В 1789 году он покинул Париж и нашёл убежище у своего кузена в Грасе. Благодаря дружбе с влиятельным художником Жаком-Луи Давидом (1748–1825), Фрагонар получил административную должность в Лувре и был назначен членом (позже — президентом) Консерватории искусств.
На этих должностях он проработал до 1800 года. Фрагонар умер в безвестности шесть лет спустя, лишённый пенсии и квартиры в Лувре. Так закончилась жизнь одного из самых самобытных французских живописцев, чья спонтанность техники напоминает Рубенса, а воображение и утончённость создают яркие поэтические композиции — лучшие образцы своей эпохи.
Фрагонар оказал большое влияние на французского литографа и плакатиста Жюля Шере (1836–1932).
В семье Фрагонара было ещё несколько художников: его невестка Маргарита Жерар (1761–1837), одна из лучших женщин-художниц Франции; его сын Александр-Эварист Фрагонар (1780–1850), специализировавшийся на исторических работах; и внучатая племянница его жены, импрессионистка Берта Моризо (1841–1895).
Картины Жана-Онора Фрагонара, одного из величайших художников рококо, сегодня находятся во многих лучших художественных музеях мира.
- «Деревенская жена» Уильяма Уичерли, краткое содержание
- «Gym Candy» Карла Дюккера, краткое содержание
- Париж закрывает Лувр и Орсе
- В Ставропольском музее открытием выставки Леонида Попандопуло «Река времени» начался год Греции в России
- Выставка Натальи Ходюк «Размышления» открылась на презентации нового проекта Воронежской Академии искусств
- Франсуа Буше: французский живописец эпохи рококо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?