Иоахим Патенье:
пейзажист, нидерландское Возрождение читать ~7 мин.
Один из великих старых мастеров нидерландского Возрождения, пионер пейзажной живописи как самостоятельного жанра, Иоахим Патенье (Патинир, Патинье) стал мастером гильдии Святого Луки в Антверпене в 1515 году. Около 1520 года он стал близким другом Альбрехта Дюрера (1471-1528), знаменитого немецкого рисовальщика эпохи Возрождения, который очень уважал сочетание острого натуралистического наблюдения и новаторского чувства фантазии Патенье и считал его одним из лучших пейзажистов той эпохи.
Известно, что Патенье создал около 20 картин, ни одна из которых не датирована и только пять подписаны. В основном это религиозно-повествовательные картины с панорамными видами, в которых пейзажный элемент обычно доминирует в композиции, с деталями зданий, деревьев, крестьян, отшельников, святых семей и даже иногда Христа, написанных в тщательной, высококачественной технике.
Сегодня он считается важной фигурой во фламандской живописи, его наиболее известные работы включают: «Отдых во время бегства в Египет» (1515 г., Музей Koninklijk, voor Schone Kunsten, Антверпен; и Прадо); «Крещение Христа» (1515 г., Музей истории искусств, Вена); «Искушение святого Антония» (Прадо); Покаяние святого Иеронима (1518, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Путешествие в подземный мир (1522, Прадо); и Проповедь Иоанна Крестителя (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Патенье считается одним из самых творческих художников Северного Возрождения, чьи работы являются связующим звеном между Иеронимом Босхом (1450-1516) и Питером Брейгелем Старшим (1525-1569).
Биографические сведения об Иоахиме Патенье (Патинире, Патинье) – самом выдающемся нидерландском пейзажисте – крайне скудны, и первое упоминание его имени встречается только в 1515 году, когда он записан как мастер антверпенской гильдии. Его имя встречается рядом с именем Геррита Давида (1460-1523), который вступил в гильдию в том же году и, возможно, был мастером Патенье в Брюгге до его поселения в Антверпене – эта теория подтверждается тематикой некоторых работ Патенье, таких как «Крещение Христа», и использованием им техники пуантилизма для выделения листвы.
Дружба с Дюрером
Во время своего визита в Антверпен в 1520 году Альбрехт Дюрер подружился с Патенье. В его дневнике записано, как он одолжил у Патенье краски и нанял одного из его учеников в обмен на несколько гравюр и рисунок, а также картину маслом их немецкого современника Ганса Бальдунга Грина (1484-1545). Дюрер также купил картину Патенье «Лот и его дочери». 5 мая 1521 года он присутствовал на свадьбе Патенье с его второй женой Жанной Нюц, а позже написал два её портрета, один из которых, возможно, является рисунком в серебряной технике, хранящимся сейчас в Веймарском музее.
Квентин Массис (1466-1530) был ещё одним художником, имевшим тесные связи с Патенье. Он написал несколько фигур на картине Патенье «Искушение святого Антония» (Прадо) и был назначен опекуном дочерей художника после его смерти. Вероятно, это произошло в 1524 году, поскольку Жанна Нюйтс названа «вдовой Жоакима Патенье» в документе от 5 октября 1524 года.
Картины
Прославленный при жизни, Патенье был признан Геварой, художественным советником Филиппа II, одним из величайших нидерландских мастеров Северного Возрождения. В 1521 году три его работы были записаны как находящиеся во дворце Гримани в Венеции. Многие картины учеников или подражателей были ошибочно приписаны Патенье. На самом деле не более десятка знаменитых пейзажных картин бесспорно принадлежат его руке, в том числе «Бегство в Египет» (Антверпенский музей), «Крещение Христа» (Вена, КМ.), «Святой Иероним» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Искушение Святого Антония» (Прадо). Из них только пять содержат его подпись.
Пейзажная живопись Патенье
Следуя традиции Яна Ван Эйка (1390-1441), Патенье, похоже, испытал влияние Босха (старше его на 30 лет) в том, как он изображает пейзаж с высоты птичьего полёта. Как и у Босха, фигуры на переднем плане кажутся оторванными от окружающей среды, а религиозная тематика – лишь предлог для изображения чудесного мира фантазии. Как истинный человек эпохи Возрождения, Патенье направил свой талант на пейзажи в то время, когда открытие новых земель и далёких мест повсеместно вызывало страстный интерес.
В свою безграничную вселенную Патенье помещает крошечные фигурки, озабоченные привычными действиями своей повседневной жизни. Его картины полны натуралистических деталей. На картине «Святой Иероним» (Лувр) маленькая собачка прыгает за летящей птицей, а на заднем плане картины «Отдых во время бегства в Египет» (Прадо) реалистичные детали сбора урожая сочетаются с поклонением богу Ваалу, что служит поводом для включения фантастических сооружений, окружённых зубчатыми скалистыми утесами.
Воображаемые пейзажи Патенье воссоздают и объединяют в одной разнообразной сцене природные элементы сельской местности вокруг Антверпена и скалы близ Динанта, омываемые Мёзом. Но его фантастические скалы – это также наследие христианской символики, всё ещё широко распространённой в начале XVI века. См. также Дунайская школа пейзажной живописи (1490-1540), на которую, возможно, повлияли работы Патенира).
Воздушная перспектива его композиций построена в виде последовательности трёх цветных плоскостей: так, в версии Святого Иеронима в Национальной галерее в Лондоне взгляд сначала привлекает голубая мантия святого, выделяющаяся на фоне тёплого коричневого цвета скал позади него. Второй план, изображающий долину между скалами, написан в холодных светлых тонах; и, наконец, взгляд останавливается на горах в туманной дали. Используя всю гамму серых тонов для скал и нежно-розовый для вершин крыш, Патенье очень тонко подчёркивает эту схему. Ярусы сползают к довольно высокому горизонту – хорошо отработанный приём, который использовали Брейгель и Геркулес Сегерс (1589-1638).
Религиозно-историческая живопись
Патенье ограничился несколькими темами религиозного искусства, в том числе: Бегство в Египет (Прадо; Вена, К.М.; Антверпенский музей); Святой Христофор (Эскориал); Искушение Святого Антония (Прадо); Сожжение Содома (Роттердам, B.V.B.; Оксфорд, Ашмолеанский музей); Крещение Христа (Вена, КМ.; Метрополитен-музей); Святой Иероним (Вена, КМ.; Прадо; Лондон, Н.Г.; Лувр; Метрополитен-музей; Музей Карлсруэ); и два более редких сюжета: Видение святого Губерта (частное собрание) и Переправа через Стикс (Путешествие в подземный мир) (Прадо).
Эта историческая картина с последним названием (также известная как «Рай и ад») стоит особняком от остальных работ Патенье, которые в целом отличаются безмятежным настроением. Изображая средневековую идею «избранных» и «проклятых», Патенье создал удивительно светскую картину, в которой между небесным царством в традиции Ван Эйка и пылающим инферно, напоминающим Иеронима Босха, простирается огромная, темно-синяя река, уходящая в новые горизонты. Не менее поразителен жестокий экспрессионизм картины «Сожжение Содома», написанной в коричнево-красных тонах, с фантасмагорическими скалистыми утёсами, сгруппированными на заднем плане без учёта правил перспективы.
Патенье ничего не знал об искусстве эпохи Возрождения в Италии. Его методы, использование чистого цвета, смешение фантазии с точными фактическими деталями делают его наследником средневековых художников XV века. Тем не менее, он навязывает средневековью новый и непривычный стиль живописи и прокладывает путь Брейгелю. Его ученики, такие как Квентин Массис, и многочисленные подражатели поддерживали его идеи на протяжении всего XVI века. Их продолжили фламандские художники Херри Мет де Блес, Лукас Кассель, Йос де Момпер, Ян Брейгель Старший и Гиллис ван Конинкслоо.
Картины Иоахима Патенье можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Нидерландское Возрождение
Другие фламандские художники, связанные с Нидерландским Возрождением, включают Роберта Кампена (1375-1444) из Турне, Роджер ван дер Вейден (1398-1464), работавший в Турнее и Брюсселе, Дирк Боутс (1410-1475), работавший в Лувене, уроженец Амьена Симон Мармион (1401-1465), Ханс Мемлинг из Брюгге (ок. 1430-94), уроженец Гента Хуго ван дер Гоес (1440-1482), Геррит Давид (1460-1523) из Брюгге и Антверпена; обученный миниатюристу Ян Провост (1465-1529) и антверпенский художник Йос ван Клив (1490-1540).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?