Пьетро Лоренцетти: итальянский художник, сиенская школа читать ~5 мин.
Пьетро Лоренцетти, один из ранних представителей сиенской школы живописи, был, вероятно, на десять лет старше своего брата Амброджо Лоренцетти, но нет полной уверенности, что документ 1305 года относится к этому художнику. Как и Симоне Мартини, он рос в то время, когда в художественном климате доминировала зрелая живопись Дуччо ди Буонинсенья, но в отличие от этих двух старых мастеров, Пьетро проявлял чрезвычайно драматический, страстный темперамент.
После трудного начала и значительных усилий по освобождению от традиций Дуччо он вскоре стал обращаться к Джотто, у которого он перенял глубокие членения пространства, приспособив их к традиционному треченто языку Сиены. Самым значительным его произведением в этом отношении является триптих с Девой с Младенцем между святым Франциском и святым Иоанном Крестителем, написанный на фреске (Ассизи, базилика Сан Франческо, Нижняя церковь), но согласованность этих начал в равной степени очевидна в последующих работах, все они датируются периодом между 1310 и 1320 годами и являются заметным вкладом в живопись XIV века Предренессанса.
Среди наиболее характерных работ – Богородица с младенцем и ангелами и распятие (Музей Кортоны); полиптих, изображающий Богородицу с младенцем и святых (ныне разделён: Церковь Монтикьелло; Флоренция, Домашний музей; Музей Ле-Мана); Богородица в величии (Музей Филадельфии, колл. Джонсона); и небольшое Распятие и святые (Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогга).
Мощный стиль живописи
Эти работы позволяют нам проследить эволюцию мощного стиля Пьетро Лоренцетти и показывают его озабоченность проблемами, которые являются полностью современными в их стремлении выразить пафос или трагическое красноречие. Даже когда он черпает вдохновение в буйстве стихий в скульптурах Джованни Пизано, его природный талант сопровождается глубоким выражением чувств, переданных красками, тона которых попеременно ярки и глубоки. Таким образом, ему удаётся преобразовать аристократическую традицию Сиены в реалистический и человеческий стиль изображения, свобода которого подчёркивается ещё более широким выбором тем и энергией, которая является одновременно пластической и формальной.
Кульминацией этих поисков стала прекрасная фресковая роспись нижней церкви С. Франческо в Ассизи (которую некоторые критики, однако, приписывают мастерской Пьетро), а также Сцены Страстей (от Входа Христа в Иерусалим до Восхождения на Голгофу) и большой полиптих Дева с младенцем и святыми (всё ещё находящийся на своём первоначальном месте в главном алтаре Пьеве в Ареццо), заказанный в 1320 году и ставший его первой датированной работой. Эти картины знаменуют начало зрелого периода творчества Лоренцетти, когда он создаёт произведения с масштабной изобретательностью, требуемой искусством фрески, на темы пафоса или трагедии, мощные в своей интенсивности. В этом кроется доминирующая тема, объединяющая фрески левого трансепта Нижней церкви Ассизи.
По своим размерам и духовному величию огромное Распятие доминирует над другими сценами в этом трансепте. Художник окружил сцену крестных страданий смятенной и пёстрой толпой верующих, солдат и всадников, как будто воющая толпа из Чимабуэ Распятия была перенесена в театральную декорацию. Этот шедевр оказал влияние не только на сиенскую живопись, но и на многое другое искусство того периода благодаря огромным инновациям в декорациях, выразительности и иконографии. Другие фрески цикла не менее восхитительны и включают Сцены Страстей после смерти Христа (от Сложения до Воскресения), и Стигматизацию Святого Франциска.
Флорентийское влияние
В 1329 году появляется алтарный образ, ранее находившийся в церкви кармелитов (Сиена, Национальная пинакотека), который, особенно в своей удивительной пределле (Сцены из жизни монахов-кармелитов), показывает знакомство Пьетро Лоренцетти с новым флорентийским искусством проторенессанса, а точнее с работой Мазо ди Банко. Здесь пророческий пыл фресок Ассизи смягчён, и работа демонстрирует восхитительную композицию, более богатую и мирскую, со строгими, почти классическими, цветами и пропорциями.
Три панели полиптиха (датируются 1331-2 гг.), изображающие святых Варфоломея, Цецилию и Иоанна Крестителя (ранее находились в Пьеве Сан Чечилия в Кремоле; Сиена, P.N.) обнаруживают заметное родство с произведениями, которые ранее приписывались гипотетическому художнику, близкому по стилю к Лоренцетти, условно известному как «мастер Дижонского триптиха» (эта работа сейчас находится в Дижонском музее).
Из этой группы следует выделить Богородицу с младенцем из коллекции Лёзера (Флоренция, Палаццо Веккьо), а также сопровождающие её панели (сейчас в музее Метрополитен) и небольшие картины с изображением Богородицы с младенцем в окружении святых (Балтимор, коллекция Уэйтерса; Милан, Музей Польди-Пеццоли; Берлин Далем), Христос перед Пилатом (Ватикан), или небольшая панель с Святым Сабинусом перед губернатором (Лондон, N. G.), которые должны быть связаны с большим алтарным образом, начатым в 1335 году для Сиенского собора, центральная панель которого состояла из Рождения Девы Марии, датируемого 1342 годом (Сиена, Музей оперы Метрополитаны).
Репутация
Прекрасная «Богородица в величии» (1340, Уффици), ранее находившаяся в Пистойе, и полиптих с описанием «Сцены из жизни блаженной Умилиты», выполненный, безусловно, после 1332 года (Уффици; две панели в Берлин-Далеме), завершают стилистическое развитие Пьетро Лоренцетти, сосредоточенное на нео-джоттовском изучении синтеза форм и цвета.
Искусство Пьетро Лоренцетти оказало глубокое влияние, которое продолжили его многочисленные последователи и подражатели (Николо ди Сегна, мастер Сан-Пьетро д’Овиле). Один из самых интересных художников Проторенессанса, можно с уверенностью сказать, что в течение долгого времени после смерти Лоренцетти ни один сиенский художник не оставался незатронутым отпечатком его несравненной поэтической личности.
Примечание: Другими представителями сиенской школы живописи в XIV веке, помимо братьев Лоренцетти, были: Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Сассетта (Стефано ди Джованни) и Маттео ди Джованни. В XV веке одним из крупнейших представителей школы был Джованни ди Паоло (ок. 1400-82).
Картины Пьетро Лоренцетти можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Чимабуэ: Фресковый живописец эпохи Возрождения, Флоренция
- Триптих, трёхпанельный алтарь
- Доменико Венециано: художник раннего итальянского Возрождения
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Джентиле да Фабриано: художник раннего Возрождения, интернациональная готика
- Джованни ди Паоло: сиенский художник, 15 век
- Перуджино: итальянский художник эпохи Возрождения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?