Пьетро Лоренцетти:
итальянский художник, сиенская школа читать ~4 мин.
Пьетро Лоренцетти (ок. 1280–1348) — один из ведущих представителей сиенской школы живописи и старший брат художника Амброджо Лоренцетти. Хотя его имя, возможно, упоминается в документе 1305 года, полной уверенности в этом нет. Пьетро, как и Симоне Мартини, формировался в период, когда в сиенском искусстве доминировала зрелая манера Дуччо ди Буонинсенья. Однако, в отличие от многих современников, Пьетро отличался чрезвычайно драматичным и страстным темпераментом.
В начале своего пути художник приложил значительные усилия, чтобы освободиться от влияния Дуччо, и вскоре обратился к наследию Джотто. У флорентийского мастера он заимствовал приёмы построения глубокого пространства, адаптировав их к художественному языку сиенского треченто. Одним из ярких примеров этого синтеза является фреска Мадонна с Младенцем между святыми Франциском и Иоанном Евангелистом в Нижней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи. Этот подход также очевиден в работах 1310–1320-х годов, ставших заметным вкладом в живопись Предренессанса.
Среди его характерных произведений — Богородица с Младенцем и ангелами и Распятие (Музей в Кортоне), полиптих Богородица с Младенцем и святыми (ныне разделён между церковью в Монтикьелло, музеем Хорн во Флоренции и Музеем изящных искусств в Ле-Мане), Богородица во славе (Художественный музей Филадельфии) и небольшое Распятие со святыми (Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс).
Мощный стиль живописи
Эти произведения демонстрируют эволюцию мощного стиля Пьетро Лоренцетти и его интерес к передаче пафоса и трагического красноречия. Художник черпал вдохновение в работах скульптора Джованни Пизано, сочетая природный талант с глубокой эмоциональностью, выраженной через яркие и насыщенные краски. Ему удалось преобразовать аристократическую сиенскую традицию в реалистичный и гуманистический стиль, свобода которого подчёркивается широким выбором тем и пластической энергией.
Кульминацией его творческих поисков стали фрески в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, изображающие Страсти Христовы — от Входа в Иерусалим до Несения креста. Некоторые критики приписывают их создание мастерской художника. Другим шедевром является большой полиптих Мадонна с Младенцем и святыми для Пьеве-ди-Санта-Мария в Ареццо. Заказанный в 1320 году, он стал его первой датированной работой и знаменует начало зрелого периода творчества Лоренцетти.
Монументальное Распятие доминирует над другими сценами в трансепте базилики в Ассизи. Художник окружил крест пёстрой толпой верующих, солдат и всадников, словно перенеся смятенную массу людей с Распятия Чимабуэ в театрализованное пространство. Этот шедевр оказал огромное влияние на современников благодаря новаторству в композиции, экспрессии и иконографии. Цикл также включает фрески Снятие с креста, Положение во гроб, Воскресение и Стигматизация святого Франциска.
Флорентийское влияние
Созданный в 1329 году алтарный образ для церкви кармелитов в Сиене (ныне в Национальной пинакотеке) демонстрирует знакомство Пьетро с новым флорентийским искусством Проторенессанса, в частности с работами Мазо ди Банко. Особенно это заметно в пределле алтаря со сценами из жизни монахов-кармелитов. Здесь пророческий пыл фресок Ассизи уступает место более гармоничной и светской композиции со строгими, почти классическими пропорциями и цветом.
Три панели полиптиха (ок. 1331–1332) с изображением святых Варфоломея, Цецилии и Иоанна Крестителя из Креволе (ныне в Национальной пинакотеке Сиены) обнаруживают сходство с работами, приписываемыми «мастеру Дижонского триптиха». К этой группе относят Мадонну с Младенцем из коллекции Лёзера (Флоренция, Палаццо Веккьо), боковые панели из Музея Метрополитен и другие небольшие работы.
Эти произведения стилистически связаны с большим алтарным образом, начатым в 1335 году для Сиенского собора. Его центральной частью стала знаменитая панель Рождество Девы Марии, датированная 1342 годом (Сиена, Музей собора). Эта работа стала одной из трёх в серии алтарей для собора, наряду с Маэстой Дуччо и Благовещением Симоне Мартини.
Репутация и наследие
Прекрасная Мадонна во славе (1340, Уффици), написанная для церкви в Пистойе, и полиптих Сцены из жизни блаженной Умильты (после 1332 года, Уффици; две панели в Берлине) завершают стилистическую эволюцию Пьетро Лоренцетти, сосредоточенную на синтезе формы и цвета в духе Джотто.
Искусство Пьетро Лоренцетти оказало глубокое влияние на его последователей, таких как Никколо ди Сенья. Будучи одним из самых ярких художников Проторенессанса, он оставил неизгладимый след в сиенской живописи, и его поэтическая манера ощущалась в работах местных мастеров ещё долгое время после его смерти.
Примечание: Другими представителями сиенской школы живописи XIV века, помимо братьев Лоренцетти, были Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Сассетта (Стефано ди Джованни) и Маттео ди Джованни. В XV веке одним из крупнейших представителей школы был Джованни ди Паоло (ок. 1400–1482).
Работы Пьетро Лоренцетти хранятся во многих лучших художественных музеях мира, а его важнейшие фресковые циклы и алтарные образы по-прежнему можно увидеть в церквях и музеях Сиены, Ареццо и Ассизи.
- Джованни ди Паоло: сиенский художник, 15 век
- Сассетта: итальянский художник, Сиенская школа живописи
- Чимабуэ: Фресковый живописец эпохи Возрождения, Флоренция
- На кухне пожилой француженки обнаружен шедевр эпохи Возрождения кисти Чимабуэ
- Триптих, трёхпанельный алтарь
- Доменико Венециано: художник раннего итальянского Возрождения
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Джентиле да Фабриано: художник раннего Возрождения, интернациональная готика
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?