Лоренцо Гиберти:
скульптор и ювелир читать ~7 мин.
Флорентийский скульптор, дизайнер и ювелир Лоренцо Гиберти был одним из значимых старых мастеров Раннего Возрождения. В скульптуре периода кватроченто во Флоренции его превзошёл только ученик Донателло (1386–1466). Гиберти обладал прекрасным пониманием античных форм. Однако критики указывают на его чрезмерное влияние интернациональной готики, отмечая, что он не достиг того глубокого осмысления классического искусства, которым обладали Донателло, а также его великие современники — живописец Мазаччо (1401–1428) и архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446).
Тем не менее Гиберти является одной из ключевых фигур в скульптуре эпохи Возрождения. Он известен прежде всего двумя сериями скульптурных рельефов для дверей Баптистерия во Флоренции, работа над которыми заняла бо́льшую часть его жизни: первый набор был создан в период с 1403 по 1424 год, а второй, получивший название «Врата Рая», — с 1425 по 1452 год. Гиберти оказал значительное влияние на ранний флорентийский Ренессанс, а его работы высоко ценились как среди художников, так и у широкой публики.
Биография
Автобиография Гиберти — первая, написанная западным художником — начинается с его профессионального дебюта в 1400 году. В это время он покинул Флоренцию и отправился в Пезаро для создания фресок по заказу Пандольфо Малатеста. Гиберти обучался ювелирному делу в мастерской Бартоли ди Микеле, известного также как Бартолуччо.
В 1401 году Гиберти вернулся во Флоренцию, узнав о конкурсе, объявленном Арте ди Калимала (гильдией суконщиков). Целью конкурса было создание новой бронзовой двери для баптистерия, которая должна была гармонировать с дверью, выполненной Андреа Пизано в 1338 году. Участникам необходимо было отлить образец рельефной панели на библейский сюжет «Жертвоприношение Исаака».
Среди семи финалистов конкурса были флорентиец Филиппо Брунеллески (1377–1446), выдающийся сиенский скульптор Якопо делла Кверча (1374–1438) и сам Гиберти. Победу одержал Гиберти, который был самым молодым участником. Сравнение его конкурсного рельефа с рельефом Брунеллески — единственными двумя сохранившимися образцами, хранящимися в Национальном музее Флоренции, — подтверждает заслуженность его победы. Рельеф Гиберти, отличавшийся большей зрелостью и техническим совершенством по сравнению с работой соперника, уже тогда демонстрировал его предпочтение фигурам all’antica (в античной манере). Например, обнажённая коленопреклонённая фигура Исаака заимствована из античного торса. В действительности, рельеф представляет собой сочетание классических и готических влияний, которые в разной степени проявлялись в его творчестве до конца жизни.
В 1403 году был подписан контракт на изготовление новой двери для баптистерия. Согласно договору, программа предусматривала 28 четырёхлистников со сценами из Нового Завета, расположенных по четыре в ряд. Работа, периодически прерываемая выполнением других заказов, заняла два десятилетия. В течение этого периода мастерская Гиберти значительно расширилась. К 1407 году в ней работали 11 помощников, а позднее к ним присоединились Донателло (1386–1466), Паоло Уччелло (1397–1475), Микелоццо и Беноццо Гоццоли. Эта мастерская стала крупнейшей и наиболее влиятельной среди скульптурных мастерских Флоренции в первой половине XV века.
Примерно к 1415 году бо́льшая часть рельефов в форме трилистника была отлита. Рама вокруг них была создана позднее. По её углам были размещены 48 голов пророков, многие из которых выполнены в стиле римской скульптуры. Бронзовые косяки и перемычки были украшены изображениями полевых цветов, сосновых шишек и орешника. Окончательная установка северной двери баптистерия состоялась только в апреле 1424 года. Гиберти, начавший работу над ней в юности, к тому времени был уже за сорок лет.
Параллельно Гиберти выполнял другие заказы. Среди них — проекты витражей для Флорентийского собора, а также создание папских митр и ювелирных изделий. Три флорентийские гильдии заказали ему три бронзовые статуи для внешних ниш церкви Ор Сан Микеле: Иоанна Крестителя (1413–1414 годы), святого Матфея (1419–1422 годы) и святого Стефана (1425–1429 годы). Первая статуя была выполнена преимущественно в стиле интернациональной готики, вторая — в классическом, под влиянием Донателло и Нанни ди Банко, а третья синтезировала оба стиля. С технической точки зрения, все три работы демонстрируют выдающееся мастерство Гиберти в крупномасштабном литье из бронзы.
К этим же годам относится ряд небольших бронзовых рельефов: два рельефа для крестильной купели в Сиене (1420–1427 годы), надгробная доска Леонардо Дати (1425–1427 годы, Санта Мария Новелла, Флоренция), а также святилище святых Протуса, Гиацинта и Немезия (Национальный музей, Флоренция).
Кульминацией развития его живописного мастерства стали четыре превосходных рельефа святилища святого Зенобия (1432–1442 годы, Флорентийский собор). Классический характер этой рельефной скульптуры отражает визит Гиберти в Рим (1425–1430 годы). Эта поездка оказала глубокое влияние на новый стиль, который он разрабатывал в течение 1430-х годов. Примером такого развития стала новая дверь Флорентийского баптистерия, заказанная Арте ди Калимала в 1425 году — через восемь месяцев после установки северной двери.
Гиберти утверждал, что ему был предоставлен карт-бланш на разработку дизайна новой двери. Однако существует предположение, что ветхозаветная программа была составлена флорентийскими гуманистами. Независимо от этого, новая дверь отказалась от использования четырёхлистника, характерного для её предшественницы. Двери имеют размеры 2,74 метра в высоту и 1,22 метра в ширину и состоят из десяти квадратных рельефных панелей.
Каждое крыло состоит из пяти панелей и окружено рамкой, украшенной 24 головами пророков, расположенными в виде хоровода, чередующихся с 24 статуэтками в нишах. Дополнительно имеются четыре лежащие фигуры сверху и снизу. Существует предание, что Микеланджело назвал новую дверь «Вратами Рая», хотя эта история может быть апокрифической.
Кроме своих размеров, новые панели отличаются от северной двери качеством изображения и сложностью повествования. Они демонстрируют принципы линейной и воздушной перспективы, усиленные градацией от высокого рельефа на переднем плане к мелкому рельефу на заднем, что соответствует уменьшению размеров фигур.
Гиберти объяснил свою систему перспективы в автобиографии. Он также подчеркнул, что его повествования «изобилуют фигурами» — это является характерной чертой интернациональной готики. Однако он не отметил, что многие из этих фигур, в отличие от его предыдущего репертуара all’antica, были заимствованы с рельефов римских саркофагов, которые можно увидеть в Риме. Гиберти, несомненно, делал с них рисунки. Парадоксально, однако, что его стиль, несмотря на многочисленные античные заимствования, никогда не достигал уровня классицизма Донателло, который ассимилировал античность, не прибегая к прямому подражанию.
На отливку десяти панелей «Райских врат» ушло десять лет (приблизительно 1428–1437 годы). Однако работа над чеканкой и рамами продолжалась в 1440-х годах. Только в 1452 году, после окончательной обработки позолотой, «Врата Рая» — считающиеся лучшим достижением Гиберти — были установлены у восточного входа в баптистерий. Через три года после этого Гиберти скончался.
Он оставил после себя процветающую мастерскую, которую возглавил его младший сын Витторио, выдающуюся коллекцию древностей и неоконченную рукопись, состоящую из трёх частей «Commentarii». Этот труд представляет собой историю и теорию изобразительного искусства. Первая книга посвящена древнему искусству, вторая — современному, а фрагментарная третья — теоретическим проблемам. Вторая книга является новаторской попыткой художника описать достижения своих предшественников и таким образом сформулировать эпоху, которую сегодня обозначают как Раннее Возрождение.
Положение Гиберти в искусстве Возрождения XV века остаётся предметом дискуссий: для одних он является одним из его основателей, для других — скульптором поздней готики, который при жизни опередил неуклонно развивающегося Донателло. Несомненно, Донателло в итоге подорвал раннее неоспоримое лидерство Гиберти во флорентийской скульптуре. Однако карьера Гиберти служит иллюстрацией новой роли художника в постфеодальном обществе. Поэтому рассматривать его лишь как консервативного приверженца интернациональной готики — стиля, оказавшего сильное влияние на его юность, — не совсем корректно. «Комментарии» показывают, как он стремился к решению фундаментальных живописных проблем, лежащих в основе подлинно ренессансного стиля, таких как линейная перспектива. «Врата Рая» демонстрируют масштабность его усилий в этом направлении.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?