Лоренцо Гиберти: скульптор и ювелир читать ~6 мин.
Флорентийский скульптор, дизайнер и ювелир Лоренцо Гиберти был одним из самых значительных старых мастеров Раннего Возрождения. В скульптуре периода кватроченто во Флоренции его превзошёл только его ученик Донателло (1386-1466). Он прекрасно понимал античные формы, хотя критики утверждают, что он находился под чрезмерным влиянием интернациональной готики и не обладал глубоким пониманием классического искусства, которым обладали Донателло и два его великих современника – живописец Мазаччо (1401-1428) и архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446).
Тем не менее Гиберти был одной из великих фигур в скульптуре эпохи Возрождения, наиболее известной благодаря двум наборам скульптурных рельефов для дверей Баптистерия во Флоренции, которые занимали его большую часть жизни: первый набор в период (1403-24) и второй набор – так называемые «Врата Рая» в период (1425-52). Он, несомненно, оказал большое влияние на ранний флорентийский Ренессанс, и его работы почитались как художниками, так и публикой.
Биография
Его автобиография (первая, написанная западным художником) начинается с его профессионального дебюта в 1400 году, когда он отправился из Флоренции в Пезаро, чтобы написать фрески для Пандольфо Малатеста. Он обучался ювелирному делу в мастерской Бартоли ди Микеле, известного как Бартолуччо.
Гиберти вернулся во Флоренцию в 1401 году, получив известие о конкурсе, объявленном Арте ди Калимала (гильдией суконщиков) на изготовление новой бронзовой двери в баптистерий, которая должна была соответствовать той, что была завершена Андреа Пизано в 1338 году. Для этого нужно было отлить образец рельефной панели на библейский сюжет Жертвоприношения Исаака.
Среди семи финалистов были флорентиец Филиппо Брунеллески (1377-1446), выдающийся сиенский скульптор Якопо делла Кверча (1374-1438) и Гиберти. Гиберти, самый молодой, победил; сравнение его конкурсного рельефа и рельефа Брунеллески (единственных двух сохранившихся: оба находятся в Национальном музее Флоренции) показывает, что он заслужил это. Более зрелый, чем его соперник, и технически более совершенный, рельеф уже демонстрирует его вкус к фигурам all’antica (в античной манере) – обнажённая коленопреклонённая фигура Исаака взята из античного торса. Фактически, рельеф сочетает в себе смесь классических и готических влияний, которые в разной степени сохранялись в его творчестве до конца.
Когда в 1403 году был подписан контракт на строительство новой двери баптистерия, была оговорена программа Нового Завета из 28 четырёхлистников, расположенных по четыре в ряд. Работа, прерываемая другими заказами, растянулась на два десятилетия. В этот период мастерская Гиберти увеличилась в размерах. В 1407 году у него работало 11 помощников, а позже к ним добавились ещё – Донателло (1386-1466), Паоло Уччелло (1397-1475), Микелоццо и Беноццо Гоццоли. Это была крупнейшая и самая влиятельная мастерская скульпторов во Флоренции в первой половине XV века.
Примерно к 1415 году большинство рельефов в форме трилистника было отлито. Рама вокруг них была сделана позже. По её углам были установлены 48 голов пророков (многие из них заимствованы из римской скульптуры), а бронзовые косяки и перемычки были украшены полевыми цветами, сосновыми шишками и орешником. Только в апреле 1424 года северная дверь баптистерия была окончательно установлена. Гиберти, который начал работу над ней ещё молодым человеком, было уже за сорок.
Тем временем он выполнял и другие заказы: проекты витражей (для Флорентийского собора), папских митр и ювелирных изделий. Три флорентийские гильдии заказали ему три бронзовые статуи для внешних ниш церкви гильдии Ор Сан Микеле: Иоанн Креститель (1413-14), святой Матфей (1419-22) и святой Стефан (1425-29). Первая из них по стилю была преимущественно интернациональной готикой, вторая – классической (под влиянием Донателло и Нанни ди Банко), а третья синтезировала оба стиля. Технически все три работы демонстрируют непревзойдённое мастерство Гиберти в крупномасштабном литье из бронзы.
К этим же годам относится ряд мелких бронзовых рельефов: два рельефа для крестильной купели в Сиене (1420-7), надгробная доска Леонардо Дати (1425-7; Санта Мария Новелла, Флоренция), святилище святых Протуса, Гиацинта и Немезия (Национальный музей, Флоренция).
Кульминацией их растущего живописного мастерства становятся четыре превосходных рельефа святилища святого Зенобия (1432-42; Флорентийский собор); классический характер этой рельефной скульптуры отражает визит Гиберти в Рим (1425-30). Эта поездка оказала глубокое влияние на новый стиль, который он разрабатывал в течение 1430-х годов, примером чего может служить новая дверь флорентийского баптистерия, заказанная Arte di Cali mala в 1425 году (через восемь месяцев после установки северной двери).
Гиберти утверждал, что ему был дан карт-бланш на разработку дизайна новой двери, но возможно, что ветхозаветная программа была составлена флорентийскими гуманистами. Как бы то ни было, новая дверь отказалась от четырёхлистника своего предшественника. Двери имеют размеры 9 футов на 4 фута и состоят из десяти квадратных рельефных панелей.
Каждое крыло состоит из пяти панелей и окружено рамкой, украшенной 24 головами пророков в хороводах, чередующихся с 24 статуэтками в нишах, с четырьмя лежащими фигурами сверху и снизу. Говорят, что Микеланджело назвал новую дверь «Вратами Рая», хотя эта история может быть апокрифической.
Кроме размера, новые панели отличаются от северной двери качеством изображения и сложностью повествования. Они демонстрируют линейную и воздушную перспективу, усиленную градацией от высокого рельефа на переднем плане к мелкому рельефу на заднем, что соответствует уменьшению размеров фигур.
Гиберти объяснил свою систему перспективы в автобиографии. Он также подчеркнул, что его повествования «изобилуют фигурами» – это характерно для интернациональной готики. Но он упустил из виду, что многие из этих фигур, в отличие от его предыдущего репертуара all’antica, были взяты с рельефов римских саркофагов, которые можно увидеть в Риме. Гиберти, несомненно, делал с них рисунки. Однако парадоксально, что его стиль, несмотря на многочисленные античные заимствования, никогда не достигает классицизма Донателло, который усвоил античность, не подражая ей так прямо.
На отливку десяти панелей «Райских врат» ушло десять лет (ок. 1428-37), но работа над чеканкой и рамами продолжалась в 1440-х годах. Только в 1452 году, после окончательной обработки позолотой, «Врата рая» – лучшее достижение Гиберти – были установлены у восточного входа в баптистерий. Через три года Гиберти умер.
Он оставил после себя процветающую мастерскую (которую возглавил Витторио, его младший сын), выдающуюся коллекцию древностей и, в рукописи, незаконченную историю и теорию фигуративного искусства, состоящую из трёх частей Commentarii. Первая книга посвящена древнему искусству, вторая – современному, а фрагментарная третья – теоретическим проблемам. Вторая книга представляет собой новаторскую попытку художника описать достижения своих предшественников и таким образом сформулировать эпоху, которую мы сегодня обозначаем как Раннее Возрождение.
Статус Гиберти в искусстве Возрождения XV века остаётся спорным: для одних он – один из его отцов, для других – скульптор поздней готики, опередивший при жизни неустанно прогрессировавшего Донателло. Несомненно, Донателло в конечном итоге подорвал раннее неоспоримое лидерство Гиберти во флорентийской скульптуре. Однако карьера Гиберти служит примером новой роли художника в постфеодальном обществе, так что рассматривать его лишь как реакционного поборника интернациональной готики (стиля, оказавшего столь сильное влияние на его молодость) довольно неточно. Комментарии показывают, как он боролся с фундаментальными живописными проблемами, лежащими в основе истинно ренессансного стиля (такими как линейная перспектива), а «Врата рая» показывают, с какими усилиями он их решал.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?