Андреа Мантенья:
итальянский художник эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Андреа Мантенья — одна из самых выдающихся фигур в живописи Раннего Возрождения. Итальянский художник и гравёр прославился монументальными полотнами с реалистичными фигурами, которые часто изображал в ракурсе с низкой точки обзора для придания им величия. Наряду с архитектором Филиппо Брунеллески и скульптором Донателло, Мантенья считается одним из важнейших старых мастеров Раннего Возрождения (1400–1490). Его особенно ценят за иллюзионистские живописные техники, такие как ракурс и линейная перспектива. Кроме того, он создал несколько величайших рисунков эпохи Возрождения.
К его наиболее заметным работам относятся темперный шедевр «Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1480, Пинакотека ди Брера, Милан), цикл фресок в Камера дельи Спози (1465–1474, Палаццо Дукале, Мантуя), а также серия картин «Триумфы Цезаря» (1484–1492, дворец Хэмптон-Корт, Англия).
Обучение живописи
Андреа Мантенья родился около 1431 года в Изола-ди-Картуро, недалеко от Виченцы, в семье плотника. В возрасте одиннадцати лет он стал учеником падуанского художника и антиквара Франческо Скварчоне (1395–1468). Скварчоне был большим поклонником Древнего Рима и искусства перспективы, и этот энтузиазм он передал молодому ученику.
Мантенья быстро освоил ремесло и уже в 17 лет покинул мастерскую учителя, разорвав контракт, поскольку считал, что Скварчоне наживается на его таланте. В 1453 году художник женился на Николозии Беллини. Её братьями были знаменитые живописцы Джованни Беллини и Джентиле Беллини, которые оказали заметное влияние на раннее творчество своего шурина.
Ранние работы
Одна из самых ранних известных религиозных картин Мантеньи — «Святой Иероним в пустыне» (1448–1451, Художественный музей Сан-Паулу). Фигуры на ней выглядят костистыми, грубоватыми и реалистичными. В юности художник предпочитал нейтральные тона, но со временем его палитра стала более красочной.
Его первой крупной работой был алтарный образ, созданный в 1448 году для церкви Санта-София в Падуе; к сожалению, это произведение утеряно. В том же году Мантенья вместе с группой других художников начал расписывать капеллу Оветари церкви Эремитани. Эти фрески были почти полностью уничтожены во время бомбардировки в 1944 году.
Среди других важных работ раннего периода — фрески с изображением двух святых над входом в церковь Сант-Антонио в Падуе (1452) и алтарный образ «Святой Лука» для церкви Санта-Джустина (1453), который сейчас находится в Пинакотеке Брера в Милане.
Придворный художник в Мантуе
В 1459 году Мантенья переехал в Мантую по приглашению правителя города, Людовико III Гонзага, и стал его придворным художником. Он оставался на службе у семьи Гонзага до конца своей жизни и к 1484 году был посвящён в рыцари — редкая честь для художника того времени. Для своих покровителей он создал одни из лучших произведений, включая знаменитые росписи Camera degli Sposi («Брачный чертог»), также известной как Camera Picta («Расписанная палата»).
Работая над фресками с 1465 по 1474 год, Мантенья полностью преобразил интерьер, используя технику trompe l’oeil. Самый известный элемент росписи — иллюзионистический окулюс (круглое окно) на потолке, сквозь который на зрителя смотрят улыбающиеся путти и придворные дамы. Этот приём стал чрезвычайно популярен в искусстве эпохи барокко два столетия спустя.
Оплакивание мёртвого Христа
Одна из величайших картин XV века, «Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1480, Пинакотека ди Брера, Милан), является, вероятно, самым известным примером ракурса в искусстве Возрождения. На полотне изображено тело Иисуса, лежащее на мраморной плите. Рядом с ним в скорби застыли Дева Мария, Святой Иоанн и Мария Магдалина.
В отличие от большинства религиозных произведений кватроченто, этот образ Христа лишён идеализации. Раны от гвоздей, безжизненный цвет кожи и резкое сокращение тела в линейной перспективе создают ощущение холодного, почти натуралистичного реализма и придают фигуре скульптурную объёмность. Интерес к греческой скульптуре и умение моделировать формы Мантенья перенял от своего учителя Скварчоне. Картина была найдена в мастерской художника после его смерти и продана для уплаты долгов.
Триумфы Цезаря
В 1484 году Мантенья начал работу над серией из девяти монументальных полотен «Триумфы Цезаря», которая отражает его глубокий интерес к античности. Он завершил этот цикл в 1492 году, и сегодня он считается одним из главных шедевров художника. В 1629 году картины были приобретены английским королём Карлом I и в настоящее время хранятся во дворце Хэмптон-Корт. С 1488 года Мантенья также работал в Риме, где создал серию фресок в капелле Бельведер в Ватикане, однако они были уничтожены в 1780 году по приказу папы Пия VI.
Другие картины и гравюры
Среди других крупных работ художника — «Мадонна делла Виттория» (1496, Лувр), «Смерть Богородицы» (ок. 1461, Прадо, Мадрид), «Святой Георгий» (ок. 1460, Галерея Академии, Венеция), «Поклонение волхвов» (1462, Уффици, Флоренция), «Мадонна с херувимами» (1485, Пинакотека ди Брера, Милан), «Святое семейство» (ок. 1495–1500, Дрезденская галерея) и «Парнас» (1497, Лувр, Париж).
Мантенья был также новатором в области гравюры. Хотя он редко подписывал свои работы, его техника, характеризующаяся чёткими контурами и параллельной штриховкой для создания тени, оказала огромное влияние на других художников, в особенности на Альбрехта Дюрера.
Андреа Мантенья умер в Мантуе 13 сентября 1506 года и был похоронен в посвящённой ему капелле в базилике Сант-Андреа. Его творчеством восхищались современники, а его новаторские приёмы, особенно в области перспективы и иллюзионистической росписи, повлияли на поколения художников, включая Леонардо да Винчи и Микеланджело. Работы мастера хранятся в лучших художественных музеях мира, таких как Лувр, Уффици, Пинакотека ди Брера, Прадо и Национальная галерея искусства в Вашингтоне.
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко
- Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы
- Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа
- Два гения - Пикассо и Дали на выставке «Рапсодия страсти» в музее Крамского
- «Оурика» Клэр де Дюрас, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?