Маттиа Прети:
итальянский фресковый художник эпохи барокко, караваджист читать ~5 мин.
Маттиа Прети — один из самых влиятельных старых мастеров неаполитанской барочной живописи середины XVII века, работавший по всей Италии и на Мальте. В начале своего пути он был последователем Караваджо (1571–1610), но позже сосредоточился на масштабной фресковой живописи на религиозные темы. В этом направлении его главным вдохновителем стал Джованни Ланфранко (1582–1647), чьё творчество сильно повлияло на искусство барокко в Риме и неаполитанскую школу. Также на Прети оказал влияние Гверчино (1591–1666) из болонской школы.
В Риме лучшими работами Прети в стиле барокко стали фрески в церквях Сант-Андреа-делла-Валле и Сан-Карло-аи-Катинари (1650–1651). В конце 1650-х годов, после катастрофической чумы 1656 года, он активно работал в Неаполе. В память об эпидемии художник создал семь огромных фресок на городских воротах, подготовительные модели (эскизы) которых сегодня можно увидеть в музее Каподимонте.
В 1661 году Прети переехал на Мальту, где создал множество монументальных росписей для собора Святого Иоанна в Валлетте и других церквей острова. Сегодня Прети считается одним из ключевых итальянских художников эпохи барокко юга Италии. Он стоит в одном ряду с такими мастерами, как Ланфранко, Хусепе де Рибера (1591–1652), Лука Джордано (1634–1705) и Франческо Солимена (1657–1747), которые определили развитие живописи Неаполя в XVII веке.
Ранняя жизнь и художественные влияния
Прети родился в Калабрии, на крайнем юге Италии, за что получил прозвище «Рыцарь из Калабрии» (Il Cavalier Calabrese). Его ранняя жизнь и художественное образование остаются загадкой. Биограф художника Бернардо де Доминичи утверждает, что Прети покинул родные края в 17 лет и отправился в Рим вместе с братом Грегорио, также художником.
В Риме Прети познакомился с караваджизмом, изучая как работы самого Караваджо, так и творчество его последователей. Среди них были Баттистелло Караччоло (1578–1635) — видный караваджист неаполитанской школы, французские художники Валентин де Булонь (1591–1632) и Никола Турнье (1590–1639), а также мастера круга Бартоломео Манфреди (1582–1622). (См. также: Караваджо в Неаполе, 1607, 1609–10).
Ранние станковые картины Прети, написанные под этим влиянием, — это преимущественно жанровые сцены с изображением музыкантов и игроков в карты. Примеры можно найти в Академии Альбертина в Турине, Галерее Дориа-Памфили в Риме, коллекции Лонги во Флоренции, Музее Ашмола в Оксфорде и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Религиозные сюжеты в этот период встречаются реже (см. работы в Палаццо Россо, Генуя; Пинакотека Брера, Милан).
Другим источником вдохновения для него стали неовенецианские художники, работавшие в Риме, — Пьер Франческо Мола (1612–1666), Пьетро Теста (1612–1650) и Николя Пуссен (1594–1665). Прети адаптировал их стиль для своих сюжетов (Вакханалия, коллекция Рагги, Рим; Триумф Силена, Музей изящных искусств Тура). Фреска Милосердие святого Карло в церкви Сан-Карло-аи-Катинари (1642) написана под влиянием Андреа Сакки (1599–1661). В том же году Прети стал рыцарем Мальтийского ордена, а в 1650 году был принят в ряды виртуозов Пантеона.
Зрелая карьера художника
Перемещения Прети в 1640-х годах восстановить трудно. Де Доминичи писал, что художник путешествовал в Испанию для изучения испанского барокко и во Фландрию, где познакомился с фламандским барокко и встретился с Рубенсом (1577–1640), однако документальных подтверждений этим поездкам нет. Несомненно, он путешествовал по Италии, изучая работы эмилианских фрескистов, таких как Ланфранко, Доменикино (1581–1641) и особенно Гверчино, чьё влияние стало основополагающим для его стиля.
С конца 1650 до середины 1651 года Прети работал над фресками Истории святого Андрея в апсиде церкви Сант-Андреа-делла-Валле в Риме, демонстрируя глубокое понимание эмилианской живописи. С 1653 по 1656 год он находился в Модене, где расписывал купол и апсиду собора Сан-Бьяджо. Он также создал фрески в капелле Реликвий в городском соборе (Дуомо), которые не сохранились.
Прети в Неаполе
В 1656 году Прети прибыл в Неаполь, опустошённый чумой, унёсшей жизни многих выдающихся художников. Он стал одной из центральных фигур, вдохнувших новую жизнь в местную живопись. Переосмыслив неаполитанский караваджизм Баттистелло и Риберы, Прети выработал собственный стиль. Он использовал свет как основу композиции, позволяя формам появляться из тени, и сочетал кьяроскуро для моделировки объёмов с тенебризмом для драматической выразительности. Всё это дополнялось богатой цветовой палитрой, созданной под влиянием Тициана и венецианской живописи.
За четыре года в Неаполе Прети выполнил множество заказов: фрески в память о чуме на городских воротах (1656–1659, не сохранились), росписи в церкви Сан-Доменико-Сориано, а также картины для храмов и частных коллекционеров. Среди них — Мадонна Константинопольская (1656), Святой Себастьян (1657), Пир Ирода в Каподимонте, две версии Возвращения блудного сына (1657–1658), Распятие Святого Петра (около 1658–1660), а также цикл «Истории из жизни святых Пьетро Челестино и Екатерины Александрийской» для церкви Сан-Пьетро-а-Майелла (1657–1659).
Переезд на Мальту
После недолгого пребывания в Вальмонтоне близ Рима в 1660–1661 годах, где он расписал Палаццо Памфили, Прети почти на 40 лет поселился на Мальте. Там он начал работу над грандиозным циклом фресок в соборе Святого Иоанна в Валлетте, изображающих сцены из жизни и мученичества святого Иоанна Крестителя (1661–1666). Работы выполнялись в технике масляной живописи прямо по каменному своду.
Прети продолжал работать до глубокой старости. Многие его картины до сих пор хранятся на Мальте, другие отправлялись в Италию. Среди немногих точно датированных работ этого периода — «Проповедь святого Бернардина» (1674) для церкви Сан-Доменико в Сиене. Точная датировка его поздних мальтийских работ затруднена.
Создание реплик с вариациями, повторение деталей, владение гибким стилем и активное участие мастерской — всё это усложняет установление точной хронологии. Предположительно, работы художника отвечали запросам его заказчиков. Картины, созданные для церкви в его родном городе Таверна в Калабрии, куда Прети приезжал в 1672 году после смерти брата, образуют более целостную и изученную группу.
Работы Маттиа Прети представлены во многих ведущих художественных музеях мира, в том числе в Музее Каподимонте в Неаполе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?