Маттиа Прети:
итальянский фресковый художник эпохи барокко, караваджист читать ~6 мин.
Один из самых влиятельных старых мастеров середины XVII века неаполитанской барочной живописи, Маттиа Прети работал по всей Италии и на Мальте. Изначально он был увлечённым последователем Караваджо (1571-1610), но позже специализировался на крупномасштабной фресковой живописи на религиозные темы, главным вдохновителем которой был Джованни Ланфранко (1582-1647), чьи работы оказали большое влияние на барочное искусство в Риме и на неаполитанскую школу живописи на юге Италии. На него также оказал влияние Гверчино (1591-1666) из Болонской школы.
В Риме лучшими работами Прети в стиле барокко стали фрески в Сант-Андреа делла Валле и Сант-Карло ай Катинари (1650-51). Активно работая в Неаполе в конце 1650-х годов, после катастрофической чумы 1656 года, он создал семь огромных фресок в память об эпидемии, модели которых можно увидеть в городском музее Каподимонте.
В 1661 году Прети поселился на Мальте, где выполнил множество фресок для собора Валлетты и других церквей по всему острову. Сейчас Прети считается одним из самых влиятельных итальянских художников эпохи барокко на юге страны и стоит в одном ряду с Ланфранко, Хусепе Риберой (1591-1652), Лукой Джордано (1634-1705) и Франческо Солименой (1657-1747), оказавшими ключевое влияние на живопись Неаполя, в течение семнадцатого века.
Ранняя жизнь и художественные влияния
Родился в Калабрии на крайнем юге Италии – отсюда его прозвище «Рыцарь Калабрии» – ранняя жизнь и художественное образование Прети (если оно вообще было) остаются загадкой. Де Доминичи, его преданный биограф, говорит, что Прети покинул Калабрию в возрасте 17 лет и поселился в Риме вместе со своим братом Грегорио, который также был художником.
В Риме Прети сразу же познакомился с караваджизмом, как непосредственно с картинами Караваджо, так и с работами его последователей, в число которых входили (говорят) Баттистелло Караччоло (1578-1635) – первый значительный караваджист неаполитанской школы живописи, а также французские художники Валентин де Булонь (1591-1632) и Николя Турнье (1590-1639), и круг живописцев, верных стилю Бартоломео Манфреди (1582-1622). (См. также: Караваджо в Неаполе, 1607, 1609-10)
Ранние станковые картины Прети – в основном форма жанровой живописи, изображающая группы музыкантов и игроков в карты, – были написаны под этим влиянием (см. его работы в Академии Альбертина, Турин; Галерее Дориа Памфили, Рим; Коллекции Лонги, Флоренция; Ашмолеанском музее, Оксфорд; Эрмитаже, Санкт-Петербург). Религиозные сюжеты в это время встречаются реже (но см. работы в Палаццо Россо, Генуя; Брера, Милан).
Другим источником вдохновения были неовенецианские художники в Риме – Пьер Франческо Мола (1612-1666), Пьетро Теста (1612-1650) и Николя Пуссен (1594-1665). Прети адаптировал их стиль к различным сюжетам (Вакханалия, коллекция Рагги, Рим; Триумф Силена, Музей изящных искусств Тура). Фреска Благотворительность Сан-Карло в церкви Сан-Карло-аи-Катинари датируется 1642 годом и написана под влиянием Андреа Сакки (1599-1661). В том же году Прети стал рыцарем Иерусалимского ордена, а в 1650 году был принят в виртуозы Пантеона.
Зрелая карьера художника
Трудно восстановить перемещения Прети в 1640-х годах. Де Доминичи говорит, что он отправился в Испанию, чтобы изучать испанское барокко, и во Фландрию, где он воочию познакомился с фламандским барокко и встретил Рубенса (1577-1640), но документальных подтверждений этому нет. Однако он должен был побывать в Италии, чтобы изучить работы эмильских фрескистов Ланфранко (1582-1647) и Доменикино (1581-1641), и особенно Гверчино, чьё влияние стало основополагающим для его стиля. Так же, как и венецианская живопись, которая позже была импортирована в Неаполь Лукой Джордано.
С конца 1650 до середины 1651 года он работал над фресками Истории Сан Андреа в апсиде Сан Андреа делла Валле в Риме, которые демонстрируют его усвоение эмилианской живописи. С 1653 по начало 1656 года он находился в Модене, расписывая фресками купол и апсиду собора Сан-Бьяджо. Он также написал фрески в капелле реликвария в Дуомо, ныне разрушенной.
Прети в Неаполе
В 1656 году Прети прибыл в Неаполь, город, поражённый чумой, где только что погибли многие из самых выдающихся живописцев того поколения. Вскоре он стал единственным художником, способным вдохнуть новую жизнь в местную живопись. Переработав неаполитанский караваджизм Баттистелло и Риберы, Прети создал стиль, использующий свет как основу композиции и позволяющий формам возникать из тени, используя смесь кьяроскуро (для моделировки) и тенебризма (для драматической концентрации). Это сочетается с необычайным разнообразием в использовании цвета, на которое повлияли Тициан и венецианская цветная живопись.
Во время 4-летнего пребывания в Неаполе Прети получил множество заказов: фрески (в память о чуме) на городских воротах (1656-59, ныне разрушены), фрески в церкви Сан Доменико Сориано и многочисленные картины для церквей и коллекционеров – Мадонна Константинопольская (1656) для Сант Агостино дельи Скальци, Святой Себастьян (1657) для Святой Марии деи Сетте Долори, Банкет в Каподимонте, две версии Блудного сына (1657-58) в Каподимонте и Палаццо Реале, Распятие Святого Петра (1665-67) сейчас в Институте изящных искусств Барбера, два полотна для церкви Сант-Лоренцо (документированы в 1660 году) и, прежде всего, важный цикл «Истории из жизни святых Пьетро Челестино и Катерины ди Алессандрия» для свода нефа церкви Сан-Пьетро-а-Майелла, документированный в 1657-59 годах. По словам де Доминичи, слава Прети в Неаполе стала настолько велика, что Джордано и его последователи начали активно дискредитировать его.
Переезд на Мальту
После короткого пребывания в Вальмонтоне под Римом в 1660-1661 годах, где он расписал фресками аллегорические сцены в Палаццо Памфили (заказ, который ранее получил Мола), Прети почти на 40 лет поселился на Мальте. Он начал с грандиозного цикла «Истории о жизни и мученичестве святого Иоанна Крестителя» и «Благородные рыцари Мальты», написанных с особой подготовкой маслом прямо на своде и апсиде собора святого Иоанна в Валлетте (1661-66).
Прети продолжал работать до глубокой старости. Многие картины до сих пор находятся на Мальте, другие были отправлены в Италию – среди немногих задокументированных работ – «Проповедь святого Бернардино» (1674), которая сейчас находится в церкви Сан-Доменико, Сиена. Датировать его работы в этот долгий период пребывания на Мальте становится всё труднее.
Реплики, включающие вариации, повторение деталей, владение расчётливым и адаптируемым стилем и растущее вмешательство мастерской – все это затрудняет установление хронологии. Но, предположительно, его работы соответствовали потребностям его покровителей. Картины, созданные для его родового дома в Таверне, Калабрия, куда Прети приехал в 1672 году после смерти брата, привлекают больше внимания и образуют более целостную группу.
Картины Маттиа Прети можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, включая Музей Каподимонте, Неаполь.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?