Караваджизм читать ~5 мин.
Термин «караваджизм» описывает технику тенебризма и кьяроскуро, популяризированную радикальным итальянским художником-маньеристом Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), и использованный им в его религиозном искусстве, жанровых картинах и натюрмортах, который впоследствии был широко принят другими современными художниками в Италии и по всей Европе.
Фактически, его стиль не только широко копировался – особенно потому, что его натурализм делал его идеальным средством для католического искусства контрреформации – но и его фирменное кьяроскуро стало определяющим элементом новой эры искусства барокко XVII века, не в последнюю очередь в работах виртуозных портретистов Диего Веласкеса и Рембрандта ван Рейна. Его художественное мастерство и репутация были высоко оценены современниками, несмотря на бурный образ жизни, который привёл к его ранней кончине в возрасте 38 лет, когда он успел закончить не более 60-70 картин.
Величайшие картины Караваджо
К шедеврам Караваджо относятся:
Призвание святого Матфея (1599-1600) Сан-Луиджи деи Франсези, Рим.
Мученичество святого Матфея (1599-1600) Сан-Луиджи деи Франсези, Рим.
Преобразование по дороге в Дамаск (1601 г.) Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Распятие Святого Петра (1601 г.) Часовня Черази, Санта-Мария-дель-Пополо.
Смерть Богородицы (1601–1616) Лувр, Париж.
Погребение Христа (1601-1603 гг.) Музеи Ватикана, Рим.
Amor Vincit Omnia (1602) Gemaldegalerie SMPK, Берлин.
Что такое караваджизм? – Характеристики
В отличие от своего ведущего современника Аннибале Карраччи (1540-1609), Караваджо отвергал традиционную идеализацию, при которой картина создавалась скорее для удовлетворения вкуса к изяществу и гармонии, чем к правде. Вместо этого он использовал смелый, непристойный реализм, усиленный теневым кьяроскуро и драматическим использованием света и тени (тенебризм). Его религиозные фигуры были основаны на мужских и женских моделях, набранных на улицах, которых он рисовал прямо с натуры без каких-либо рисунков или подготовительных эскизов. Как следствие, ему удалось создать немедленный и мощный эффект, драматизм которого подчёркивался во всех его картинах использованием смело контрастирующих светлых и тёмных тонов.
Не всем меценатам нравилось реалистическое отношение Караваджо к религиозным темам, в результате чего несколько его работ были отвергнуты. Однако, благодаря его популистской известности, эти отвергнутые заказы обычно раскупались кардиналами и богатыми дворянами.
См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Тенебризм против кьяроскуро
Караваджизм охватывает как кьяроскуро, так и тенебризм. Поскольку обе техники предполагают ярко выраженное использование света и тени, их можно спутать, хотя между этими двумя терминами существует чёткая теоретическая разница. Кьяроскуро – это метод светотени, который используется для придания фигурам ощущения трёхмерного объёма. Тенебризм – это когда художник оставляет некоторые участки картины полностью чёрными, позволяя одному или двум участкам быть сильно освещёнными для сравнения. Таким образом, тенебризм позволяет художнику контролировать «действие» на своём полотне.
Кто были самые значительные караваджисты?
Фирменный стиль тенебризма Караваджо повлиял на развитие фламандского барокко и соседнего голландского барокко, а также испанского барокко. Ведущими выразителями стиля караваджеск были выдающиеся итальянцы Орацио Джентилески (1563-1639), его выдающаяся дочь Артемизия Джентилески (1593-1656) – наиболее известная своим хорошо известным шедевром Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620, Уффици, Флоренция) – и живописец сцен в тавернах Бартоломео Манфреди (1582-1622), а также испанец из Неаполя Хусепе Рибера (1591-1652), известный своими интенсивными религиозными работами.
Благодаря влиянию квиетизма (который предпочитал максимально тесный контакт между художником и зрителем: ключевое преимущество реалистичных фигур Караваджо) Неаполь стал важным источником религиозной живописи Контрреформации, а также важным центром караваджизма. Кроме Риберы, среди практикующих художников были Баттистелло Караччоло (1578-1635), Маттиа Прети (1613-1699), Гвидо Рени (1575-1642) и многие другие. Подробнее см: Караваджо в Неаполе, а также Живопись в Неаполе (1600-1700). О караваджовом искусстве начала XVII века в Неаполе см: Неаполитанская школа живописи (1600-1656); о более поздних художниках см: Неаполитанское барокко (ок. 1650-1700).
В Голландии, где главным центром северного караваджизма была Утрехтская школа голландского реализма, главными выразителями были религиозные и жанровые художники Геррит ван Хонтхорст (1590-1656), Хендрик Тербрюгген (1588-1629) и Дирк ван Бабурен (1595-1624). Караваджо также оказал большое влияние на Рембрандта (1606-1669), в частности, на использование им драматического кьяроскуро. В Испании его последователем был Франсиско Зурбаран (1598-1664); во Франции, если Жорж де Ла Тур (1593-1652) дал наиболее лирическую интерпретацию караваджизма, то братья Ле Нен привнесли в него подлинный караваджистский реализм; в то время как в Англии Джозеф Райт из Дерби (1734-1797), создатель знаменитого шедевра «Эксперимент над птицей в воздушном насосе» (1768, Национальная галерея, Лондон), был несравненным последователем.
Упадок
Караваджизм впервые вышел из моды в Риме в конце 1620-х годов, хотя он сохранился в других частях Италии, в частности на Сицилии. В нидерландском Утрехте и восточной Франции он оставался влиятельным вплоть до 1650-х годов.
Вклад в изобразительное искусство
Обработка света и тени в караваджизме помогла оживить итальянскую живопись, улучшив трёхмерность фигур. Кроме того, это позволило художникам контролировать фокус картины, тем самым увеличивая её драматическое содержание. И наконец, в руках виртуозного художника, такого как Рембрандт, она позволяла добиться большей эмоциональной глубины и характерности. Все эти качества были взяты на вооружение голландскими художниками-реалистами, а также художниками XVII века, работавшими над религиозной исторической живописью, связанной с вдохновляющим римско-католическим движением Контрреформации, известным как барокко.
Работы знаменитых караваджистов можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?