Братья Ленен:
французские жанристы читать ~9 мин.
Братья Ленен — Антуан (около 1588–1648), Луи (около 1593–1648) и Матьё (1607–1677) — французские художники, которые внесли большой вклад в развитие французской живописи в первой половине XVII века. В своём творчестве они опирались на традиции нидерландского Возрождения, в частности на голландскую реалистическую школу, а не на классицизм римского барокко. Подобно голландским реалистам, братья Ленен специализировались на жанровой и портретной живописи. Они изображали крестьян, нищих и ремесленников с уникальным для своего времени реализмом, интерпретируя голландские традиции во французском ключе.
Их персонажи неизменно показаны с большим достоинством и самообладанием.
Точные детали биографии братьев остаются неизвестными, как и вклад каждого из них в совместные работы. К числу их лучших картин в стиле барокко, хранящихся в Лувре в Париже, относятся: Кузнец в своей кузнице (около 1639), Крестьянская семья (1641), Крестьянская трапеза (1642) и Счастливая семья (или Возвращение с крестин) (1642). Реалистичный стиль Лененов в искусстве барокко резко контрастирует с классицизмом таких их современников, как Николя Пуссен (1594–1665) или Клод Лоррен (1604–1682).
Ранняя жизнь
Забытые после XVII века и вновь открытые для публики в середине XIX века писателем и критиком Жюлем Шанфлёри, братья Ленен сегодня считаются одними из лучших французских художников эпохи барокко. Судя по всему, они выросли в обеспеченной и просвещённой семье, но при этом поддерживали тесный контакт с местным крестьянством. Их отец, Исаак Ленен, происходил из семьи фермеров и виноградарей из-под Лана. Он получил должность в местном соляном складе (1595), а также владел несколькими домами, виноградниками и лесами в окрестностях города.
Три брата — Антуан, Луи и Матьё — занялись живописью, что было естественным для Лана, где вокруг собора и монастырей существовал активный художественный центр. В течение года они обучались живописи у странствующего художника, а затем отправились в Париж для продолжения учёбы. Братья решили не вступать в гильдию живописцев и скульпторов, поскольку это был долгий и дорогостоящий процесс. Вместо этого они поселились в Сен-Жермен-де-Пре, где в 1629 году Антуан получил звание мастера-живописца и открыл вместе с братьями мастерскую на улице Принцессы. С тех пор они жили в Париже, но никогда полностью не порывали связей с Ланом, где у них оставались семья и собственность.
Ранние работы и королевское признание
Мастерская, в которой братья тесно сотрудничали, быстро стала известной. В 1632 году они получили от властей Парижа заказ на портреты городских магистратов (ныне утеряны). В 1633 году Матьё стал одним из официальных живописцев города, а затем, до 1643 года, написал портрет королевы Анны Австрийской, супруги Людовика XIII (также утерян), что говорит о его статусе художника при королевском дворе.
Позже братьям Ленен поручили расписать Капеллу Богоматери в церкви Сен-Жермен-де-Пре (ансамбль был утрачен во время Революции) и создать алтарные obrazy для четырёх капелл собора Нотр-Дам (из которых один, «Распятие» 1646 года, утерян). Их успех подтверждают упоминания в литературе того времени (Дю Бай, 1644; Скюдери, 1646). В 1648 году все трое были приняты в недавно основанную Королевскую академию живописи и скульптуры. Однако вскоре после этого Антуан и Луи скоропостижно скончались, предположительно от чумы.
Жизнь и карьера Матьё Ленена
Оставшись единственным наследником, Матьё стал владельцем значительного состояния. Он имел склонность к военной службе, с 1633 года был лейтенантом парижской роты и, вероятно, после службы в королевской армии, принял титул «сьер де Ла Жюмель». Матьё стремился занять высокое положение в парижском обществе, что противоречило его ремеслу живописца.
Некоторое время он продолжал писать (например, Портрет Мазарини, подаренный Академии в 1649 году, ныне утерян; Мученичество святых Криспина и Криспиниана, 1654, утрачено), но со временем отошёл от дел. В 1662 году он был награждён орденом Святого Михаила, что было практически равносильно получению дворянского титула.
Стремление Матьё забыть о своём простом происхождении привело к тому, что он не сделал ничего для сохранения памяти о братьях. Это во многом объясняет, почему после его смерти 20 апреля 1677 года имя Ленен было так быстро забыто.
Реконструкция карьеры братьев Ленен
Творчество братьев прослеживается по 15 подписанным и датированным полотнам, созданным между 1640 и 1647 годами. Долгое время считалось, что они были провинциальными художниками, учившимися у одного из странствующих фламандских живописцев и приехавшими в столицу довольно поздно. Предполагалось, что их реалистичные крестьянские сюжеты не нашли отклика у парижской публики, что заставило их безуспешно пробовать себя в «высоком жанре» и портрете.
Жанровая живопись и уличные сцены (Бамбоччанти)
Это мнение, окрашенное романтизмом XIX века, не подтверждается фактами. Напротив, братья Ленен быстро добились успеха в Париже благодаря своим портретам и религиозному искусству, в основном картинам на досках для церквей. Около 1640 года, когда ученики Симона Вуэ (1590–1649) стали более влиятельными, в высшем обществе вошли в моду крестьянские и бурлескные сцены. Вероятно, братья решили поддержать свой успех, посвятив значительную часть творчества этому жанру, в частности, сценам в духе «бамбоччанти», но в французской интерпретации. (Примечание: Название «бамбоччанти» происходит от прозвища голландского художника Питера ван Лара (1599–1642), Иль Бамбоччо, который популяризировал этот жанр уличных сцен).
Групповой портрет
Кроме реалистичных жанровых сцен, братья Ленен писали групповые портреты. Этот жанр был ещё относительно нов для Франции, где портреты в основном ограничивались официальными и вотивными (обетными) изображениями. Следуя примеру голландских живописцев, они превращали групповые портреты в подобие жанровых сцен, уменьшая их размер. Такие нововведения, по-видимому, пользовались большим успехом у парижских заказчиков.
Историческая живопись
Их серьёзная религиозная и историческая живопись (grand peinture) остаётся малоизученной. Аллегорическая фигура «Победа» (Лувр), вероятно, предназначавшаяся для украшения камина, и две мифологические картины — Вакх и Ариадна (Музей изящных искусств, Орлеан) и Венера в кузнице Вулкана (1641, Музей изящных искусств, Реймс) — свидетельствуют о том, что они не всегда мастерски владели композицией, но компенсировали это свежестью взгляда и тонкостью исполнения.
В других религиозных произведениях проявляются те же сильные и слабые стороны. Серия Жизнь Богородицы, написанная около 1630–1632 годов (из шести картин найдены четыре, включая «Поклонение пастухов», Лувр), ещё не демонстрирует того мастерства, которое видно в алтарных образах для собора Нотр-Дам (из четырёх найдены два: «Святой Михаил посвящает своё оружие Деве Марии», Невер, и «Рождество Богородицы», Париж).
В полотнах с более простой композицией монументальность форм подчёркивает реализм и сдержанность эмоций («Отдых на пути в Египет», частное собрание; «Кающаяся Магдалина», частное собрание). Ряд работ среднего и малого формата можно отнести к жанровым картинам. Некоторые из них отличаются высоким качеством, как, например, «Поклонение пастухов» (Национальная галерея, Лондон), другие же настолько посредственны, что кажутся работами подражателей или учеников (известно о как минимум двух подмастерьях в их мастерской).
Портреты
Сохранилось лишь несколько портретов, которые с уверенностью приписываются братьям Ленен. Они различаются по формату и стилю: например, Старая дама (копия с оригинала 1644 года, Авиньонский музей) и Мужской бюст (Музей Пюи). Более известны их групповые портреты, такие как серия, основанная на картине Караульная (1643, Лувр), и пять картин, включая Игроков в трик-трак (Лувр). Среди них выделяются более тяжеловесная и близкая к голландским образцам композиция «Воссоединение» (Лувр), а также малоформатные работы с импрессионистической техникой: «Воссоединение семьи» (1642, Лувр) и «Портреты в интерьере» (1647, Лувр).
Крестьянские сцены
Главное наследие Лененов — это картины из крестьянской жизни. Здесь разнообразие и качество исполнения поражают. Два больших полотна воплощают всё лучшее в их искусстве: Крестьянская семья (1641, Лувр) и Крестьянская трапеза (1642, Лувр).
Сила композиции, напоминающей барельеф, сдержанные тона, где коричневые и серые оттенки подчёркнуты лишь несколькими яркими мазками, и уверенная манера письма усиливают искренность наблюдения, лишённого как приукрашивания, так и жестокости. В изображении крестьян есть глубина психологического анализа, которая точно передаёт дух эпохи.
Интерьеры и влияние Караваджо
Некоторые из этих качеств вновь появляются в небольших интерьерных сценах, таких как «Визит к бабушке» (Эрмитаж) или «Счастливая семья» (1642, Лувр). В картине «Кузнец в своей кузнице» (Лувр) к этому добавляется виртуозная работа со светом и смелость мазка. Большинство сюжетов связано с репертуаром фламандской живописи, но их психологическая глубина, вероятно, происходит от караваджизма: см., например, Игроки в карты (Музей Гране, Экс-ан-Прованс) или Драка (1640, Музей изящных искусств, Спрингфилд).
Главными наследниками жанровой живописи братьев Ленен считаются Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) и Жан-Батист Грёз (1725–1805).
Пейзажи
В отличие от интерьеров, существует удивительная серия крестьянских сцен на открытом воздухе. В некоторых из них доминирует определённый мотив (Телега, 1641, Лувр), другие представляют собой чистый пейзаж (Крестьяне в пейзаже, Уодсворт Атенеум, Хартфорд). Но чаще всего эти два аспекта сбалансированы («Доярка», Эрмитаж). Чистые цвета и необычайно смелая манера письма — реалистичное изображение пейзажа и серебристая атмосфера — устанавливают неожиданную связь между эпохой Жана Фуке (1420–1481) и творчеством Камиля Коро (1796–1875).
Проблема атрибуции
Вопрос атрибуции работ представляет большую сложность. Творчество братьев Ленен быстро стали копировать, а в XVIII веке появилось множество ложных атрибуций. Не менее сложно определить авторство картин «Мастера процессий», таких как «Процессия с откормленным быком» (частное собрание) и «Процессия с бараном» (Художественный музей Филадельфии), или автора более строгих работ, например, «Путешественники в гостинице» (Институт искусств Миннеаполиса).
Разделение работ между тремя братьями — давняя проблема искусствоведения. Решение, предложенное историком Полем Жамо в 1929 году, до сих пор считается наиболее вероятным: Антуану приписывают небольшие картины с изображением детей и групповые портреты; Луи — крестьянские сцены, в которых проявились его психологическая проницательность и современное чувство пейзажа; Матьё — элегантные групповые портреты, такие как Игроки в трик-трак. Однако это разделение не лишено трудностей и не может быть применено ко всем работам. Оно также не учитывает постоянного сотрудничества братьев; большинство крупных произведений, за исключением портретов, по-видимому, выполнены несколькими руками.
Художественный стиль и наследие
Произведения мастерской Ленен удивительно разнообразны, но при этом обладают глубоким внутренним единством. Каждый из братьев по-своему воплощал идеал элегантности и света, к которому стремилась парижская живопись между 1630 и 1650 годами. Их реализму свойственны простота композиции, построенной на чётких планах, приглушённый, но ясный колорит, тщательно проработанная атмосфера и баланс между психологизмом и выразительностью.
Если такие художники, как Лоран де Ла Ир (1606–1656) и Эсташ Лесюёр (1616–1655), опирались на итальянскую традицию, то братья Ленен в портретах и жанровых сценах, тесно связанных с фламандской традицией, достигли совершенно оригинального стиля, который кажется почти уникальным для европейской живописи XVII века.
Среди других французских художников эпохи барокко можно выделить Жоржа де Ла Тура (1593–1652) и влиятельного директора Французской академии Шарля Лебрена (1619–1690).
Картины братьев Ленен можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности в Лувре.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?