Тенебризм читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве слово «тенебризм» (от итальянского «тенеброзо», что означает «тёмный») описывает стиль живописи, характеризующийся глубокими тенями и чётким контрастом между светлыми и тёмными областями. По сути, это композиционная техника (которую часто путают с светотенью), в которой некоторые области картины остаются полностью чёрными, что позволяет сильно осветить одну или несколько областей – обычно от одного источника света. Эти картины иногда называют «ночными картинами», написанными в «тёмной манере». Тенебризм чаще всего упоминается в связи с работами, созданными в эпоху маньеризма и барокко, в частности работами Караваджо (1571-1610), а также других тенебристов работавших в Неаполе, Нидерландах и Испании.
Подробнее о караваджизме на юге Италии, где религиозное движение известное как квиетизм, было особенно сильным, см.: Караваджо в Неаполе (1607-10 гг.) и Живопись в Неаполе (1600-1700 гг.). Подробнее см.: Неаполитанская школа живописи (ок. 1600-56), а о более поздних событиях – см.: Неаполитанское барокко (ок. 1650-1700).
Влияние Караваджо было таким, что его художественные методы породили целую группу подражателей (Караваджистов) и общеевропейское движение (Караваджизм). Однако искусство Караваджо – это нечто большее, чем манипуляции со светом и тенью, поэтому термин тенебризм не является синонимом караваджизма.
ТЕРМИНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цвет в живописи
Живопись маслом
Сфумато.
В чём разница между тенебризмом и светотенью?
На первый взгляд может быть довольно близкое сходство между двумя техниками рисования – тенебризмом и светотенью. Оба предполагают использование контрастных областей светлого и тёмного. Однако есть явная разница. Тенебризм используется исключительно для драматического эффекта – он также известен как «драматическое освещение». Это позволяет художнику выделить лицо, фигуру или группу фигур, в то время как контрастирующие тёмные области картины иногда остаются полностью чёрными. Напротив, светотень предполагает использование меньшего количества тени для увеличения трёхмерности объекта. Например, в своей картине Самсон и Далила (1609-1610, Национальная галерея, Лондон) фламандский художник Рубенс использует светотени чтобы подчеркнуть мускулистую природу тела Самсона и пышные изгибы груди Далилы. Кьяроскуро обычно используется для улучшения моделирования человеческих фигур, а не для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя или затемнить целые области холста для драматического эффекта. Таким образом, тенебризм и светотень нередко используются на одном полотне.
О другой технике иллюзионистской живописи см.: Ракурс.
Другие известные тенебристы
Появившись во время католической контрреформации, которая преднамеренно использовала искусство для пропаганды католической ортодоксии, тенебризм быстро стал характерной чертой испанского барокко, его использовал сначала Франсиско Рибальта (1565–1628), а затем такие художники, как Франсиско де Сурбаран (1598-1664) и Джузепе де Рибера (1591–1652), а также его использовал итальянская художница в стиле барокко Артемезия Джентилески (1597–1651) и римский художник, родившийся в Германии, Адам Эльсхаймер (1578–1610), чьи ночные картины занимали большую площадь, показывая своего рода золотую середину между чистым тенебризмом и чистой светотенью. Как бы то ни было, тенебризм достиг новых высот в руках Геррита ван Хонтхорста (1592-1656) и Рембрандта (1606-1669) из голландской школы барокко, а также Гвидо Рени (1575-1642) и Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591-1666) из итальянского барокко. Жорж Де Ла Тур (1593–1652) был величайшим образцом французского тенебризма, выдающимися представителями которого были также братья Ленен; а Джозеф Райт из Дерби (1734–1797) был величайшим мастером тенебризма в Англии.
Знаменитые тенебристские художники и картины
Караваджо (1571–1610)
Мученичество святого Матфея (1600) Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Распятие Святого Петра (1601 г.) Санта-Мария-дель-Пополо, Рим.
Преображение по дороге в Дамаск (1601 г.) Рим.
Смерть Богородицы (1601-1606 гг.) Лувр, Париж.
Погребение Христа (1601-1603 гг.) Музеи Ватикана, Рим.
Геррит ван Хонтхорст (1590–1656)
Отрицание Святого Петра (1620) Институт искусств Миннеаполиса.
Поклонение пастухов (1622) Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Жорж Де Ла Тур (1593-1652)
Святой Иосиф Плотник (1635-40) Лувр, Париж.
Магдалина с дымящимся пламенем (1640 г.) Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Артемезия Джентилески (1597–1651)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620) Галерея Уффици, Флоренция.
Франсиско де Сурбаран (1598-1664)
Святой Франциск Ассизский (1650-60) Национальный музей искусства Каталонии.
Веласкес (1599–1660)
Продавец воды из Севильи (1618–222) Апсли-Хаус, Лондон
Распятый Христос (1632) Прадо, Мадрид.
Рембрандт, Харменс ван Рейн (1606–1669)
Николаес Рутс (1631) Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпана (1632 г.) Маурицхёйс, Гаага.
Ночной дозор (1642) Рейксмузеум, Амстердам.
Сусанна и старцы (1647) Старая галерея, Берлин.
Вирсавия держит письмо царя Давида (1654 г.) Лувр, Париж.
Возвращение блудного сына (1666-69) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Джозеф Райт из Дерби (1734-97)
Эксперимент над птицей в воздушном насосе (1768), Национальная галерея, Лондон.
Кузнечная мастерская (1771 г.) Художественная галерея Дерби.
См. также: Глоссарий по живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
И все таки после Караваджо тяжело воспринимать другое искусство
Комментирование недоступно Почему?