Паоло Уччелло:
художник раннего Возрождения, Битва при Романо читать ~7 мин.
Биография художника Раннего Возрождения, прославившегося картиной «Битва при Сан-Романо».
Биография
Один из самых выдающихся старых мастеров раннего итальянского Возрождения, флорентийский художник Паоло ди Доно (1397–1475) получил прозвище «Уччелло» (что по-итальянски значит «птица») за свою любовь к изображению птиц и других животных. Он был моложе «отцов-основателей» Раннего Возрождения, таких как Филиппо Брунеллески (1377–1446), Лоренцо Гиберти (1378–1455) и Донателло (1386–1466), но старше Мазаччо (ок. 1401–1428) и Пьеро делла Франческа (1420–1492).
Уччелло принадлежал к поколению художников, чьё творчество отражало общий переход от плоских декоративных форм интернациональной готики к натурализму. Его работы характеризуются увлечённостью линейной перспективой, а также страстью к чистым цветам и композициям, напоминающим гобелены. В своих картинах Уччелло часто создавал сказочный мир, наполненный причудливыми фигурами, животными и драматическим повествованием.
Сегодня он считается одним из величайших мастеров исторической живописи эпохи флорентийского Возрождения. Среди его самых известных работ: триптих «Битва при Сан-Романо» (ок. 1456, темпера, панно; ныне разделён между Национальной галереей в Лондоне, галереей Уффици во Флоренции и Лувром в Париже), фреска «Потоп и Отступление вод» (ок. 1447, Кьостро Верде, церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция), «Святой Георгий и дракон» (ок. 1470, Национальная галерея, Лондон) и «Чудо об осквернённой гостии» (ок. 1467–1469, Национальная галерея Марке, Урбино).
Ранние годы и обучение
Известно, что к 1407 году Уччелло стал учеником в мастерской Лоренцо Гиберти, где оставался до 1415 года, после чего вступил в гильдию врачей и аптекарей (Arte dei Medici e Speziali), в которую входили и художники. Однако дальнейшие подробности его ранней деятельности и художественного образования неясны. Предполагается, что с 1425 по 1431 год он работал над созданием мозаик для фасада собора Святого Марка в Венеции. Т.е., он находился вдали от Флоренции в тот период, когда Мазаччо создавал знаменитые фрески в капелле Бранкаччи (1425–1428; церковь Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция). В то время в Венеции всё ещё была жива память о Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427). Благодаря ему, а также ранним произведениям Пизанелло (ок. 1394–1455) и активной деятельности Никколо ди Пьетро, Дзанино ди Пьетро и Якобелло дель Фьоре, в городе процветал стиль интернациональной готики.
Возвращение во Флоренцию
Уччелло вернулся во Флоренцию в 1431 году, но его репутация ещё не была прочной. В 1432 году, прежде чем нанять художника, совет попечителей собора запрашивал в Венеции сведения о его мастерстве мозаичиста. Тем не менее, по возвращении Уччелло быстро освоил новые идеи искусства Возрождения. Это демонстрирует его фреска «Конный памятник сэру Джону Хоквуду», написанная в 1436 году на стене Флорентийского собора.
Благодаря использованию ракурса и светотеневой моделировки создаётся обманчивая иллюзия (тромплёй), будто фреска с изображением английского кондотьера является конной статуей. Эта работа действительно заменила собой скульптурный монумент, который планировалось установить изначально. К сожалению, первая версия фрески не понравилась заказчикам, и Уччелло был вынужден её переписать.
Прошло немало времени, прежде чем художник получил должное признание. Ведь он не только не был упомянут в трактате Альберти «О живописи» (1436), где были перечислены многие великие художники Раннего Возрождения, но и Доменико Венециано (1410–1461) в своём письме из Перуджи в 1438 году не назвал его имени, хотя упоминал других мастеров, таких как Фра Анджелико (ок. 1400–1455) и Филиппо Липпи (ок. 1406–1469).
«Потоп»
Созданные Уччелло в 1443 году картоны для витражей флорентийского собора, в том числе изображения четырёх пророков для циферблата часов, демонстрируют его дальнейшие эксперименты с построением иллюзорного трёхмерного пространства. Около 1447 года художник написал знаменитую фреску «Потоп и Отступление вод» в Зелёном монастыре (Кьостро Верде) при церкви Санта-Мария-Новелла. В этой работе ключевую роль играют светотеневая моделировка, архитектурные элементы, свет и тень. Фреску можно считать визуальной интерпретацией теорий, изложенных Леоном Баттистой Альберти в его трактате «О живописи» («Della Pittura», 1436). Два основных принципа искусства, по Альберти, — красота, основанная на геометрии, и орнаментальность как элемент декора — нашли в этой работе полное воплощение.
Уччелло противопоставляет фигуры молодых и старых, одетых и нагих людей, птиц и животных, словно стремясь соответствовать требованию Альберти к copia (изобилию и разнообразию) в композиции. Сведение линий к единой точке схода и знаменитый мацоккьо (головной убор в форме обруча), который носит одна из фигур на переднем плане, характерны для увлечения Уччелло построением пространства по законам геометрии.
Шедевр: «Битва при Сан-Романо»
Самая значительная работа Уччелло — это серия из трёх огромных панно, написанных темперой около 1456 года и изображающих битву при Сан-Романо. (Сейчас панно находятся в Национальной галерее в Лондоне, галерее Уффици во Флоренции и Лувре в Париже). Работа была заказана семьёй Бартолини Салимбени, но позже была приобретена Лоренцо де Медичи, который изменил форму панно, чтобы вписать их в интерьер спальни своего загородного дворца.
Эта работа, ставшая своего рода иконой искусства флорентийского Ренессанса, изображает насыщенную действием сцену исторической победы флорентийской армии над сиенцами в 1432 году. Вместе с тем она служит напоминанием о могуществе и влиянии семьи Медичи во флорентийской политике. С художественной точки зрения «Битва при Сан-Романо» представляет собой удивительное сочетание научной перспективы и декоративной, почти сказочной трактовки сюжета. Сломанные копья служат не только свидетельством ожесточённой схватки, но и выполняют роль перспективных линий, направляющих взгляд зрителя вглубь композиции.
На лондонском панно фигура упавшего рыцаря, изображённая в смелом ракурсе, вместе с обломками копий на земле создаёт эффект перспективной сетки, организующей пространство картины. Уччелло мастерски сочетал новую линейную перспективу с правилами воздушной перспективы, согласно которым тёплые цвета (например, красный) визуально выступают вперёд, а холодные (например, синий или зелёный) — отступают на задний план.
Другие картины
«Святой Георгий и Дракон» (ок. 1470, Национальная галерея, Лондон) использует схожие, но менее явные приёмы перспективы. Изображённая в профиль принцесса сохраняет изящество и удлинённые пропорции, характерные для готического стиля. Картина написана на холсте, а не на более привычном для творчества художника панно. Это свидетельствует об изменении вкусов: работа была создана как предмет для частной коллекции, а не как стационарный объект религиозного поклонения.
«Охота в лесу» (ок. 1468–1470, Музей Ашмола, Оксфорд), вероятно, последняя работа Уччелло, представляет собой настоящий красочный карнавал, изображающий сцену охоты. Движение животных стилизовано: их передние лапы подняты, а задние отталкиваются от земли. Это повторение формулы, использованной для изображения лошадей в «Битве при Сан-Романо» и «Святом Георгии и Драконе», которое прекрасно передаёт их пружинистый бег.
Наследие
Непреходящим вкладом Уччелло в живопись Раннего Возрождения стала его способность сочетать строгую геометрическую структуру, характерную для искусства кватроченто, с поэтическими и сказочными деталями. Иными словами, он объединил научные методы живописи своей эпохи с красочным декоративным искусством интернациональной готики. Однако, несмотря на художественные достижения, Уччелло не достиг финансового благополучия.
По свидетельству Джорджо Вазари, в последние годы он вёл уединённую жизнь. В налоговой декларации 1469 года, за шесть лет до смерти, художник заявил: “Я стар и не могу работать”. До середины XX века его репутация была неоднозначной. Однако сегодня он является одним из самых популярных художников кватроченто. Его ценят не только за мощь и выразительность фигур и форм, но и за уникальный колорит и богатое воображение. Картины Уччелло можно увидеть в лучших художественных музеях мира.
О разборе значимых картин эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин.
Список лучших произведений искусства можно найти в разделе Величайшие картины всех времён.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КРАСКИ
Чтобы получить представление о пигментах, используемых Паоло Уччелло, см.:
Цветовая палитра эпохи Возрождения.
СПИСОК ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ
Список художников из Чинквеченто в Италии см.:
Художники Высокого Возрождения.
ИСТОРИЯ
Об эволюции искусства за пределами Флоренции в XVI веке:
Высокое Возрождение (1490–1530)
Ренессанс в Риме (Папский)
Ренессанс в Венеции (Цвет).
- Архитектура эпохи Возрождения
- Цветовая палитра эпохи Возрождения: пигменты, используемые итальянскими художниками эпохи Возрождения
- Рисунки эпохи Возрождения
- Портреты эпохи Возрождения (1400-1600)
- Искусство эпохи Возрождения во Флоренции
- Самые важные художественные школы эпохи Возрождения
- Лоренцо Монако: флорентийский художник, интернациональная готика
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?