Паоло Уччелло:
художник раннего Возрождения, Битва при Романо читать ~6 мин.
Биография художника раннего Возрождения известного «Битвой при Романо».
Биография
Один из самых выдающихся старых мастеров раннего итальянского Возрождения, флорентийский художник Паоло ди Доно получил прозвище «Уччелло» (птица) из-за его картин с птицами и животными. Моложе традиционных «основателей» раннего Возрождения, таких как Филиппо Брунеллески (1377-1446), Лоренцо Гиберти (1378-1455) и Донателло (1386-1466), но старше Мазаччо (около 1401-28) и Пьеро делла Франческа (1420-92), Уччелло принадлежал к поколению художников, озабоченных общим движением от плоских декоративных форм интернационального готического искусства к натурализму. Его работы характеризуются одержимостью линейной перспективой и страстью к чистым цветам и гобеленовым композициям. В своих картинах Уччелло часто создаёт сказочный мир фигур, животных и драматического повествования. Сейчас он рассматривается как один из лучших исторических художников эпохи флорентийского Возрождения, его самые известные работы: Битва при Сан-Романо (c.1456, темпера на панели, разделены между Национальной галереи Лондона, Уффици Флоренция и Лувр, Париж); Всемирный потоп (1446 г., фреска, Кьостро Верде, Санта-Мария-Новелла, Флоренция), Святой Георгий и дракон (около 1456, Национальная галерея, Лондон) и Чудо осквернённого воинства (около 1467, Galleria Nazionale, Урбино).
Ранняя жизнь и обучение
Мы знаем, что к 1407 году Уччелло был учеником Лоренцо Гиберти, в мастерской которого он оставался до 1415 года, когда он присоединился к гильдии художников Arte de ’Medici e Speziali. Но дальнейшие подробности ранней деятельности Уччелло и его художественного обучения не ясны. Считается, что с 1425 по 1431 год он был занят созданием мозаики на соборе Святого Марка в Венеции и поэтому находился вдали от Флоренции в период, когда Мазаччо создавал важные фрески капеллы Бранкаччи (1425-28; Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция). В Венеции все ещё жила память о Джентиле да Фабриано (около 1370-1427) и благодаря ранним произведениям Пизанелло (c.1394-1455) и обширной деятельности Никколо ди Пьетро, Дзанино ди Пьетро и Якобелло дель Фьоре, процветал интернациональный готический стиль.
Возвращение во Флоренцию
Уччелло вернулся во Флоренцию в 1431 году, его репутация ещё не была установлена, так как в 1432 году совет, отвечающий за структуру собора, собирал справки в Венеции о его способностях как мозаиста, прежде чем нанять его. Тем не менее, быстрое усвоение новых идей в искусстве эпохи Возрождения после его возвращения во Флоренцию демонстрирует его фресковый портрет сэра Джона Хоквуда, завершённый в 1436 году на стене Флорентийского собора. В ракурсе и моделировании создаётся тромпель. иллюзия, что фреска этого английского вождя наёмников представляет собой статую – картина действительно была заменой первоначально запланированного скульптурного объекта. К сожалению, фреска монумента Хоквуду не понравилась и Уччелло был вынужден перекрасить её. Должно было пройти некоторое время, прежде чем Уччелло получит должное признание. Ибо он не только не был упомянут в «Трактате о живописи» Альберти (1436 г.), хотя были перечислены все великие художники раннего Возрождения, но и в 1438 г. Доменико Венециано (1410–1461) в письме из Перуджи не упомянул его, хотя он знал о более молодых художниках, таких как Фра Анджелико (около 1400–1455) и Филиппо Липпи (около 1406–69).
Потоп
Картина Уччелло «Четыре пророка» 1443 года, расположенная вокруг циферблата собора, ещё больше расширяет его эксперименты в сторону кажущегося трёхмерного живописного пространства. Затем, примерно в 1445 году Уччелло написал «Всемирный потоп» в Зелёном монастыре Санта-Мария-Новелла во Флоренции; здесь моделирование, архитектура, свет и тень играют важную роль. Всемирный потоп можно рассматривать как визуальную интерпретацию теорий изложенных Альберти в его трактате «Делла Питтура» («О живописи») 1436 года. Два основных принципа искусства Альберти – красота, вытекающая из геометрии и декоративная форма как орнамент – полностью реализованы в этой работе. Уччелло противопоставляет молодые, старые, одетые и обнажённые фигуры, птиц и животных, как будто чтобы удовлетворить требования Альберти в Della Pittura для обильной и разнообразной композиции. И падение к одной точке схода и странный воротник в форме пончика, который носит одна из фигур на переднем плане, характерны для интереса Уччелло к геометрически сконструированному пространству.
Его шедевр: битва при Сан-Романо
Самая большая работа Уччелло состоит из трёх огромных панно, выполненных темперой около 1456 года, на которых изображена битва при Сан-Романо. (Панели сейчас находятся по-отдельности в Национальной галерее в Лондоне, в Уффици во Флоренции и в Лувре в Париже). Работа была заказана семьёй Бартолини Салимбени, но позже была захвачена и изуродована Лоренцо де Медичи, чтобы украсить другое пространство в спальне его летнего дворца. Во многих смыслах икона искусства эпохи Возрождения во Флоренции, эта картина представляет собой кровавую и насыщенную боевыми действиями сцену битвы изображающую исторический триумф флорентийской армии над сиеной в 1432 году. С другой стороны, она служит для обозначения силы семьи Медичи во флорентийской политике. С художественной точки зрения «Битва при Сан-Романо» представляет собой волшебное сочетание научной перспективы и праздничной любви к событиям и действиям. Сломанные копья служат признаком рукопашного боя и действуют как линии перспективы, ведущие взгляд внутрь к горизонту. На лондонской панели упавший рыцарь в ракурсе и изогнутые доспехи образуют часть перспективной шахматной доски событий. Уччело аккуратно увязал новую линейную перспективу с существующими правилами, касающимися визуального впечатления, что тёплые цвета (например, красный) выходят на передний план, а холодные (например, синий или зелёный) отступают.
Другие картины
Святой Георгий и Дракон (ок. 1455-60, Национальная галерея, Лондон) использует похожие, но менее очевидные приёмы перспективы; профилированная принцесса все ещё сохраняет вытянутую готичность. Картина написана на холсте, а не на более обычном для работ художника панно, что свидетельствует об изменении вкуса: это переносное обладание красотой, а не фиксированный религиозный объект.
«Охота в лесу» (1468-70, Эшмоловский музей, Оксфорд), возможно, последняя работа Уччелло, представляет собой настоящий карнавал в красках, демонстрирующий охотничий отряд. Движение животных стилизовано: передние лапы подняты, а задние – на земле. Это повторение формулы использованной для лошадей в картинах «Битва при Сан-Романо» и «Святой Георгий и Дракон» и прекрасно демонстрирует их упругость.
Наследие
Неизменным вкладом Уччелло в живопись раннего Возрождения была его способность снабжать базовую геометрическую структуру кватроченто поэтическими деталями. Иными словами, он объединяет научные живописные техники раннего Возрождения с красочным декоративным искусством интернационального готического стиля. Однако, несмотря на свои художественные достижения, Уччелло не приобрёл финансовой обеспеченности. В последние годы своей жизни, по словам Джорджо Вазари, он жил жизнью отшельника и в налоговой декларации 1469 года, за шесть лет до своей смерти, он назвал себя «старым и неспособным работать». Его репутация художника до середины 20 века была несколько неровной. Однако сейчас он один из самых популярных художников кватроченто, которого уважали не только за силу и мощь его фигур и форм, но также за его колорит и воображение. Его картины можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Об оценке важных картин эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин.
Список лучших произведений искусства можно найти в разделе Величайшие картины всех времён.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЦВЕТА
Чтобы получить представление о пигментах, используемых Паоло Уччелло, см.:
Цветовая палитра эпохи Возрождения.
СПИСОК ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ
Список художников из Чинквеченто в Италии см.:
Художники высокого Возрождения.
ИСТОРИЯ
Описание эволюции искусства за пределами Флоренции в 16 веке здесь:
Высокое Возрождение (1490-1530)
Ренессанс в Риме (Папский)
Ренессанс в Венеции (Цвет).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?