Питер Санредам: художник-архитектор церковных интерьеров читать ~5 мин.
Один из великих старых мастеров, известный своими характерными картинами белёных церковных интерьеров, Питер Янс Санредам опережает своего младшего современника Эмануэля де Витте (1615-1692) как величайший архитектурный живописец Золотого века голландского барокко (ок. 1600-80 гг.).
Активно работая в основном в городе Харлеме, он был первым художником, который создавал архитектурно верные изображения зданий, а не более фантазийные изобретения, которые отстаивал маньеризм, который был доминирующим стилем конца XVI века. В этом смысле он был одним из самых чистых голландских художников-реалистов, чьё приземлённое протестантское искусство контрастировало с более драматичным и ярким католическим искусством Контрреформации (1560-1700).
Его особый стиль голландского реализма с его акцентом на архитектурную правдивость отличает его от де Витте, чьи церковные интерьеры иногда дополнялись (эффектно, но причудливо) элементами других зданий. Будучи мастером рисунка, Санредам в значительной степени полагался на подготовительные эскизы, чтобы добиться точности перспективы и пропорций, к которым он стремился, и именно этот профессиональный подход сделал его столь влиятельным в барочной живописи во всех Низких странах. В своей особой марке христианского искусства он достиг того, что Рембрандт (1606-1669), Ян Вермеер (1632-1675) и Хармен ван Стенвик (1612-1656) сделали для портретов, жанровой живописи и натюрмортов ванитас, соответственно. Среди наиболее известных его картин маслом – пара под названием «Интерьер Бууркерка, Утрехт» (1644). Одна из них выставлена в Национальной галерее в Лондоне, другая входит в коллекцию Художественного музея Кимбелла в Форт-Уэрте, штат Техас.
Подробнее о хронологии нидерландской живописи см: Хронология истории искусства (2 500 000 лет до н.э. – настоящее время).
Образование и обучение
Питер получил начальные навыки наброска и живописи от своего отца, гравёра, после чего в возрасте 15 лет поступил в ученики к Франсу Питерсу де Гребберу (1573-1649), специалисту по пейзажам и портретам. К сожалению, несмотря на исключительный талант художника, Санредам страдал как от своего маленького роста, так и от деформации позвоночника (он был карликом и горбатым). В 1622 году он вступил в гильдию Святого Луки в Харлеме, а в 1626 году создал свой первый серьёзный образец библейского искусства, озаглавленный «Христос, изгоняющий торговцев из храма».
Карьера художника
Несмотря на ранние эксперименты с религиозным искусством и его эпизодический вклад в школу голландской реалистической жанровой живописи, Санредам известен главным образом своими картинами церквей. А его знание архитектуры барокко, приобретённое благодаря дружбе с такими голландскими архитекторами барокко, как Якоб ван Кампен (1596-1657), Саломон де Брей (1597-1664) и Питер Пост (1608-1669), может объяснить строгость и суровые линии этих работ. Его пятьдесят шесть известных картин отличаются математической точностью, им обычно предшествовали тщательно проработанные эскизы и очень точные рисунки, с полностью проработанной перспективной проекцией. В настоящее время известно около 140 таких работ.
Санредам выполнял свои рисунки мелом, а также карандашом и пером, а затем писал акварелью, чтобы придать изображению текстуру и цвет. Его рисунки отличаются исключительной детализацией и используют свет и тени для передачи атмосферы интерьера. Что особенно важно, они фиксируют точные измерения интерьера, что позволяет ему создавать научную линейную перспективу, подобно Андреа Поццо (1642-1709), итальянскому специалисту по квадрантуре.
В его композициях часто отсутствуют люди и церковная утварь, что позволяет зрителю сосредоточиться на самих зданиях и их архитектурных формах. Его предпочтение ровного света и геометрии лучше всего оценить, сравнив его картины с картинами Эмануэля де Витте, который включал в них людей и животных, а также церковную утварь, в сочетании с мощными контрастами света.
Санредам путешествовал по Низким странам (Нидерландам), чтобы изучить основные характеристики памятников, которые он рисовал. В 1632 году он посетил Хертогенбос – родину голландского художника эпохи Возрождения Иеронима Босха (1450-1516) – где сделал рисунки «Интерьера собора Святого Иоанна» (Британский музей; Королевские музеи изящных искусств Бельгии). Он вернулся в Ассенделфт, затем отправился в Алкмар (1634) и Харлем (1635-6), где написал «Церковь Святого Бавона» (Рейксмузеум; Варшавский музей). В 1636 году он отправился в Утрехт, где нарисовал «Собор Святого Мартина» (Муниципальный архив, Утрехт), «Церковь Святого Иакова» (Музей Бойманса ван Бойнингена, Роттердам), «Церковь Святого Иоанна» (Музей Гамбурга) и «Церковь Святой Марии» (Музей Тейлера, Харлем).
Один из самых продуктивных периодов его творчества пришёлся на время пребывания в Амстердаме (1641), где он писал национальные исторические памятники в противовес итальянскому направлению того времени. К этому периоду относятся рисунки, изображающие Старую ратушу в Амстердаме, которые были подготовительными эскизами для большой, светящейся панорамы того же здания (1641-57, Рейксмузеум). Также в 1641 году он написал «Интерьер церкви Святой Марии в Утрехте» (Рейксмузеум), произведение большой строгости, а в 1642 году – «Церковь Святого Иакова в Утрехте» (Старая Пинакотека, Мюнхен).
В следующем году он выполнил «Вид Пантеона» по рисункам, сделанным в Италии Маэртеном ван Хеемскерком (Берлин-Далем). Одна из самых известных его работ, «Интерьер Одульфускерка в Ассендельфте» (Рейксмузеум), настоящая симфония охры, белых и серых тонов, датируется 1649 годом. Затем он создал серию видов Харлема, включающую Ньиве Керк (1650-5), построенный незадолго до этого его другом Якобом ван Кампеном.
В 1661 году Санредам вернулся в Алкмаар, где написал «Церковь Святого Лаврентия». В Утрехте (1663) он написал картину «Площадь Святой Марии»; подготовительный эскиз находится в музее Тейлера в Харлеме. Церковные интерьеры Санредама, более строгие, чем у Эммануэля де Витте, типичны для монохромной темы голландской живописи XVII века. Его прохладный тонкий выбор цветов состоит в основном из белых и бежевых.
В остальном научная точность его архитектурных картин, приторность атмосферы, точность и ясность формального языка не только ставят его выше таких современников, как Герард Хоукгест (1600-1661) и Хендрик ван Влит (1611-1675), но и придают его работам квазиабстрактное качество, предвосхищающее модернистские композиции XX века Пита Мондриана (1872-1944) и Лионеля Файнингера (1871-1956).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?