Питер Санредам:
художник-архитектор церковных интерьеров читать ~5 мин.
Питер Янс Санредам, один из великих старых мастеров, известен своими характерными изображениями белёных церковных интерьеров. Он по праву считается ведущим архитектурным живописцем Золотого века голландского барокко (около 1600–1680 годов), предвосхитив в этом жанре своего младшего современника Эмануэля де Витте (1617–1692).
Санредам, работавший преимущественно в Харлеме, стал первым художником, кто начал создавать архитектурно точные портреты существующих зданий. Его подход отличался от фантазийных композиций в духе маньеризма, доминировавшего в конце XVI века. В этом смысле он был одним из наиболее последовательных голландских реалистов. Его сдержанное протестантское искусство, отражавшее аскетизм кальвинистских храмов, контрастировало с драматизмом и пышностью католического искусства Контрреформации (1560–1700).
Особый стиль голландского реализма Санредама, основанный на точности, отличает его от де Витте, который для большего эффекта мог дополнять свои церковные интерьеры элементами других зданий. Будучи мастером рисунка, Санредам тщательно прорабатывал подготовительные эскизы для достижения идеальной перспективы и пропорций. Этот профессионализм сделал его влиятельной фигурой в живописи барокко в Нидерландах. В своём подходе к христианскому искусству он добился той же значимости, какой достигли Рембрандт (1606–1669) в портретной живописи, Ян Вермеер (1632–1675) в бытовом жанре и Хармен ван Стенвик (1612–1656) в натюрмортах «ванитас». Среди его известнейших картин — пара работ под названием «Интерьер Бууркерк, Утрехт» (1644). Одна из них находится в Национальной галерее в Лондоне, а другая — в коллекции Художественного музея Кимбелла в Форт-Уэрте.
Подробнее о хронологии нидерландской живописи см: Хронология истории искусства (2 500 000 лет до н.э. – настоящее время).
Образование и обучение
Первые навыки рисунка и живописи Питер получил от своего отца, гравёра Яна Питерса Санредама. В возрасте 15 лет он стал учеником Франса Питерса де Греббера (1573–1649), мастера пейзажей и портретов. Санредам обладал исключительным талантом, но при этом имел физические особенности: маленький рост и искривление позвоночника. В 1623 году он вступил в харлемскую гильдию Святого Луки, а в 1626 году создал один из первых образцов своего библейского искусства — картину «Христос, изгоняющий торговцев из храма».
Карьера художника
Несмотря на ранние опыты в религиозной живописи и отдельные работы в жанре голландского реализма, Санредам прославился прежде всего изображениями церквей. Его глубокое знание архитектуры барокко, подкреплённое дружбой с ведущими архитекторами, такими как Якоб ван Кампен (1596–1657), Саломон де Брей (1597–1664) и Питер Пост (1608–1669), объясняет строгость и чистоту линий в его работах. Известно около 56 его картин, которым предшествовали тщательно проработанные эскизы и точные чертёжи с выверенной перспективой. До наших дней дошло примерно 140 таких подготовительных работ.
Санредам создавал свои рисунки мелом, карандашом и пером, после чего часто добавлял акварельные размывки для передачи цвета и фактуры. Его рисунки отличаются высокой детализацией, а свет и тень используются для создания атмосферы. На них он фиксировал точные размеры интерьеров, что позволяло ему строить математически верную линейную перспективу, подобно итальянскому мастеру квадратуры Андреа Поццо (1642–1709).
В его композициях редко встречаются люди или церковная утварь. Это позволяет зрителю сосредоточиться на архитектуре и чистоте форм. Предпочтение ровного света и строгой геометрии особенно заметно при сравнении его картин с работами Эмануэля де Витте, который, напротив, населял свои интерьеры людьми и животными, используя драматические контрасты света и тени.
Санредам много путешествовал по Нидерландам, изучая памятники архитектуры. В 1632 году он посетил Хертогенбос, родину Иеронима Босха (около 1450–1516), где создал рисунки «Интерьера собора Святого Иоанна». Позже он работал в Алкмаре (1634) и Харлеме (1635–1636), где написал «Церковь Святого Бавона». В 1636 году в Утрехте он зарисовал «Собор Святого Мартина», «Церковь Святого Иакова», «Церковь Святого Иоанна» и «Церковь Святой Марии».
Один из самых продуктивных периодов его творчества пришёлся на пребывание в Амстердаме (1641). Там он создавал изображения национальных памятников, противопоставляя их популярному в то время итальянизирующему направлению. К этому периоду относятся эскизы Старой ратуши в Амстердаме, послужившие основой для большой панорамной картины (1657, Рейксмузеум). Тогда же были написаны «Интерьер церкви Святой Марии в Утрехте» (1641, Рейксмузеум) и «Церковь Святого Иакова в Утрехте» (1642, Старая пинакотека, Мюнхен).
В 1643 году он создал «Вид Пантеона», основываясь на рисунках, сделанных в Италии Маартеном ван Хемскерком. Одна из самых известных его работ, «Интерьер Одульфюскерк в Ассендельфте» (1649, Рейксмузеум), представляет собой гармоничное сочетание охристых, белых и серых тонов. Позже он написал серию видов харлемской Ньиве Керк, построенной незадолго до этого его другом Якобом ван Кампеном.
В 1661 году Санредам вернулся в Алкмар, где написал «Церковь Святого Лаврентия». В Утрехте в 1663 году он создал картину «Площадь Святой Марии». Интерьеры Санредама, более строгие, чем у де Витте, являются характерным примером монохромной живописи Голландии XVII века. Его сдержанная палитра состоит преимущественно из белых и бежевых оттенков.
Научная точность его архитектурных видов, безмятежность атмосферы и ясность формального языка не только ставят его выше современников, таких как Герард Хукгест (1600–1661) и Хендрик ван Влит (1611–1675), но и придают его работам почти абстрактное качество. В этом он предвосхитил модернистские композиции XX века Пита Мондриана (1872–1944) и Лионеля Файнингера (1871–1956).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?