Пьетро да Кортона:
художник и архитектор эпохи барокко читать ~7 мин.
Пьетро да Кортона (настоящее имя — Пьетро Берреттини; 1596–1669) — один из величайших старых мастеров XVII века, получивший прозвище в честь родного города в Тоскане. Наряду с Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) и Франческо Борромини (1599–1667) он считается одним из самых ярких представителей искусства барокко в Риме.
Художник внёс заметный вклад в искусство католической Контрреформации. Его главным покровителем была влиятельная семья Барберини, во дворце которой он создал свою самую знаменитую фреску — «Аллегория Божественного Провидения и власти Барберини» (1633–1639). Эта потолочная роспись с эффектом открытого неба демонстрирует мастерское владение ракурсом и другими иллюзионистскими приёмами, характерными для живописи барокко. Она также отражает убеждение Кортоны в том, что историческая живопись может иметь эпический размах с множеством действующих лиц.
В противовес этому его соперник Андреа Сакки (1599–1661) считал, что классическая строгость требует минимального числа фигур. Среди других знаменитых фресок Кортоны, предвосхитивших работы Тьеполо, — росписи «Четыре века человека» в Зала делла Стуфа и аллегорические «Планеты» во флорентийском Палаццо Питти (1640–1647), а также декорации в церкви Кьеза Нуова (Санта-Мария-ин-Валличелла) (1647–1665).
Кроме масштабных фресок, Кортона создал множество картин маслом, в основном на религиозные сюжеты. К ним относятся алтарные образы, такие как «Рождество Богородицы» (1643) и «Мадонна Пассерини» (1626–1628). Кортона также создавал эскизы для гобеленов. Кроме того, он был одним из великих архитекторов барокко, чей шедевр — церковь Санти-Лука-э-Мартина в Риме (1635–1664).
Ранние годы
Пьетро Берреттини родился в Кортоне и там же начал обучение у флорентийского живописца Андреа Коммоди. В 1612 году он переехал вместе с наставником в Рим. В то время художественная жизнь города при папе Павле V отличалась многообразием стилей. Изначально Пьетро посвящал себя изучению античности, делая зарисовки с колонны Траяна и других памятников, а также копируя работы Рафаэля и Полидоро да Караваджо, что отвлекало его от иных течений, например, караваджизма.
Около 1620 года его первый покровитель, маркиз Марчелло Саккетти, представил его Кассиано даль Поццо (1588–1657). Даль Поццо был секретарём кардинала Франческо Барберини и покровителем французского классициста Николя Пуссена (1594–1665). Благодаря этому знакомству Кортона проникся любовью к античности, которая сохранилась в его творчестве на всю жизнь. В 1620–1630-х годах он осваивал новые живописные тенденции, примером которых служила барочная манера Джованни Ланфранко (1582–1647). На Ланфранко, в свою очередь, повлияли Агостино Карраччи (1557–1602) и Корреджо (ок. 1489–1534) с его знаменитой росписью «Вознесение Девы Марии» в Пармском соборе (1526–1530).
Фрески Палаццо Маттеи
Продемонстрировав приверженность стилю высокого барокко во фресках виллы Арригони во Фраскати (ок. 1616), Кортона закрепил успех несколькими работами, созданными до 1624 года. К ним относятся «Жертвоприношение Поликсены», «Триумф Вакха» (Капитолийские музеи, Рим) и «Клятва Семирамиды», а также росписи потолка галереи Палаццо Маттеи на тему «Сцены из жизни Соломона» (до 1625).
Во всех этих произведениях проявился его дар вдыхать жизнь в яркие мифологические миры, черпая вдохновение в работах Рубенса (1577–1640) и особенно Тициана (ок. 1488/1490–1576). Влияние венецианской школы усилилось в Риме после 1621 года с прибытием «Вакханалий» Тициана. Кортона стал одним из первых последователей неовенецианского стиля, что отразилось в его мифологической живописи, например, в «Триумфе Вакха».
Фрески в церкви Санта-Бибиана
Настоящую славу Пьетро принесли религиозные росписи для церкви Санта-Бибиана в Риме (1624–1626), заказанные папой Урбаном VIII. С этого момента его карьера пошла вверх. В 1627–1629 годах он работал над оформлением виллы Саккетти в Кастель-Фузано, где, вероятно, и началось его соперничество с Андреа Сакки.
Самой известной работой тех лет стала картина «Похищение сабинянок» (1629–1631, Капитолийские музеи), шедевр римского высокого барокко. В ней сочетаются страстная динамика и классицизм, восходящий к Рафаэлю (1483–1520). В тот же период Кортона создал алтарные образы, такие как «Святой Бернард, предлагающий правило Деве Марии» (1626) и «Богородица с четырьмя святыми» (1628), отражающие иерархический дух искусства Контрреформации.
Шедевр: Аллегория Божественного Провидения и власти Барберини
В 1634–1638 годах Пьетро да Кортона возглавлял Академию Святого Луки. Находясь в расцвете творческих сил, в 1633–1639 годах он расписал потолок Большого салона в Палаццо Барберини. Эта фреска, «Аллегория Божественного Провидения и власти Барберини», является одной из величайших работ эпохи барокко. Вдохновлённая росписями галереи Палаццо Фарнезе, она создаёт поразительную иллюзию trompe-l’œil: потолок кажется открытым небом, в котором парят мифологические фигуры. Так Кортона прославил могущество семьи Барберини и папский абсолютизм XVII века.
В этот период обострился его академический спор с Сакки о принципах композиции. Картина Сакки «Божественная мудрость» (1629–1633) в соседнем зале Палаццо Барберини служит контрастом работе Кортоны: она барочная по духу, но классическая по строгости и ограниченному числу фигур.
Палаццо Питти, Флоренция
По приглашению великого герцога Тосканского Фердинанда II Медичи Пьетро трижды посещал Флоренцию. Во время первого визита в 1637 году он начал расписывать Палаццо Питти, создав фрески «Четыре века человека» в неовенецианском стиле. Завершив их в 1641 году, он приступил к росписи залов, посвящённых Планетам, впервые применив декор из белой и золотой лепнины. К 1647 году были закончены залы Венеры, Юпитера и Марса; зал Аполлона и зал Сатурна завершил его ученик Чиро Ферри (1634–1689).
Кьеза Нуова и Палаццо Памфили
Вернувшись в Рим в 1647 году, во время понтификата Иннокентия X из рода Памфили, Пьетро украсил купол церкви Кьеза Нуова и потолок галереи Палаццо Памфили фресками на тему «Истории Энея» (1651–1654). В этой работе, ставшей главным достижением его позднего периода, Кортона адаптировал свой стиль, чтобы гармонировать с архитектурой галереи, созданной Франческо Борромини. Он отказался от лепнины и разделительных рамок, написав единое небо, объединяющее все сцены.
В это же время он создал картоны для мозаик купола собора Святого Петра (1652) и написал картину «Жертвоприношение Диане» (1653, Палаццо Барберини). Ещё одной значительной работой этого периода стала картина «Мученичество святого Лаврентия» (1653), написанная по заказу для семейной капеллы барона Филиппо Франчески во Флоренции, где она находится и сегодня.
Архитектура Кортоны
К концу жизни Кортона всё больше времени уделял архитектуре, оставляя живопись на второй план. Он руководил работами по оформлению галереи Квиринальского дворца (тогда Палаццо Монтекавалло) и апсиды Кьеза Нуова, доверив исполнение художникам школы «классического барокко».
В своей последней крупной декоративной работе, росписи свода нефа в Кьеза Нуова («Видение святого Филиппа Нери во время строительства церкви», 1664–1665), он применил новый иллюзионистский приём, изобразив своего рода окно в потолке. Этим он предвосхитил находки великого мастера рококо Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770). Тот же дар к свежим идеям он проявил в своих алтарных картинах, например, в церкви Сан-Карло-аи-Катинари («Святой Карл, несущий священный гвоздь больным чумой», 1667).
Как один из ведущих архитекторов на службе папы Урбана VIII, он реализовал несколько крупных проектов, включая церкви Санти-Лука-э-Мартина (1635–1664), фасад Санта-Мария-делла-Паче (1656–1657) и Санта-Мария-ин-Виа-Лата (1658–1662) в Риме. Подробнее об архитектурном дизайне этого периода см: Архитектура барокко.
Наследие
Пьетро да Кортона служил богатым и влиятельным покровителям, его карьера охватывала понтификаты шести пап. Он стал художником торжествующей церкви и эпохи абсолютизма. Кортона считается основателем стиля, наследниками которого стали Лука Джордано (1634–1705), Андреа Поццо (1642–1709) — автор знаменитой росписи «Апофеоз святого Игнатия» (1691–1694), Франческо Солимена (1657–1747) и Джамбаттиста Тьеполо. Картины Пьетро да Кортоны хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- «Грохот города» - выставка итальянского художника Маттео Боато в Нижнем новгороде
- Подведены итоги III кинофестиваля дебютов «Движение»
- «Артдокфест» — диалог на амбразуре нонконформизма
- Владимирский драмтеатр с успехом представил спектакль «Визит дамы», поставленный Вадимом Данцигером
- Спектаклем «Визит алой дамы» завершился сезон в Пензенском областном драмтеатре
- V международный культурный фестиваль «ЦВЕТЫ РОССИИ» Словакия 2015
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?