Пьетро да Кортона: художник и архитектор эпохи барокко читать ~8 мин.
Одного из великих старых мастеров XVII века, Кортону – названного в честь своего родного города в Тоскане – превосходит только Бернини (1598-1680) как самый талантливый художник и архитектор барочного искусства в Риме.
Внёс заметный вклад в пропагандистскую кампанию Ватикана по созданию католического искусства контрреформации – его главным покровителем была влиятельная семья Барберини, для дворца которой он создал свою самую знаменитую фресковую роспись Аллегория божественного провидения и власти Барберини (1633-9). Эта потолочная работа с оптическими эффектами открытого неба прекрасно демонстрирует ракурс и другие иллюзионистские приёмы, столь характерные для барочной живописи. Она также отражает отношение Кортоны к тому, что историческая живопись может принимать характер эпоса, для которого уместно множество фигур.
Напротив, соперник Кортоны Андреа Сакки (1599-1661) считал, что классическая чистота требует как можно меньшего количества фигур. К фантастическим настенным и потолочным фрескам Кортоны – предвосхитившим фрески Тьеполо столетием позже – относятся также «Четыре века человека» (Зал делла Стуфа) и аллегорические «Планеты» для дворца Питти во Флоренции (1637-47), а также золотые и лепные украшения в Кьеза Нуова (1647-65).
Кроме этих масштабных фресок, Кортона выполнил целый ряд масляных картин – преимущественно христианского искусства, включая такие алтарные полотна, как «Рождение Богородицы» (1643, установлен в Кьеза Нуова, ныне в Пинакотеке Национале, Перуджа) и Мадонна Пассерини (1626-8, установлена в капелле Пассерини в Сан-Агостино, ныне в Музее Коммунале, Кортона). Восхищаясь искусством гобеленов, Кортона, кроме того, был одним из великих архитекторов барокко, его шедевром стала церковь Сан-Мартина-э-Лука в Риме (1635-64).
Ранние годы
Родился Пьетро Берреттини и воспитывался в Кортоне флорентийцем Андреа Коммоди, в 1612 году он отправился с ним в Рим в то время, когда художественная жизнь города, во времена правления папы Павла V, была богата контрастами и множеством различных стилей. Сначала Пьетро был слишком занят, делая рисунки с колонны Траяна и других классических останков или с Рафаэля из Полидоро, чтобы осознавать другие влияния, такие как караваджизм.
Однако около 1620 года его первый покровитель маркиз Марчелло Саккетти познакомил его с Кассиано даль Поццо (1588-1657) – секретарём кардинала Франческо Барберини (1597-1669) и покровителем французского классициста Николя Пуссена (1594-1665), у которого Кортона приобрёл вкус к классической древности, который оставался в его творчестве до конца его жизни. Он также узнал о переменах, произошедших в живописи между 1620 и 1630 гг, примером чего является барочная манера Джованни Ланфранко (1582-1647) – на которого повлияли Агостино Карраччи (1557-1602) и Корреджо (1494-1534) – см. потрясающую работу последнего «Успение Богородицы (Пармский собор)» (1526-30)n (1524-30).
Фрески Палаццо Маттеи
После написания двух фресок на вилле Арригони (сейчас называется Вилла Мути) во Фраскати (ок. 1616 г.) он продемонстрировал свою приверженность новому римскому высокому барокко в трёх работах, написанных примерно до 1624 года: Жертвоприношение Поликсены и Триумф Вакха (Капитолийская галерея, Рим) и Клятва Семирамиды (Коллекция Махон, Лондон), а также во фресках для потолка галереи Палаццо Маттеи (до 1625 года: Сцены из жизни Соломона).
Во всех работах Кортоны проявляется его дар вдыхать жизнь в свой яркий мифологический мир и создавать убедительную атмосферу, благодаря примеру Рубенса (1577-1640) и, прежде всего, Тициана (1487-1576). Влияние последнего господствовало в Риме с 1621 года, когда сюда прибыли вакханки Людовизи . Пьетро был одним из первых практиков неовенецианского стиля, примером чему может служить его мифологическая живопись Триумф Вакха, которая сыграла столь важную роль в развитии Николя Пуссена.
Фрески в церкви С. Бибиана
Но именно религиозные картины для церкви С. Бибиана в Риме (1624-6), выполненные по заказу папы Урбана VIII, принесли Пьетро первую настоящую славу. С этого момента его деятельность была очень активной. В 1627-1629 годах он занимался оформлением капеллы и длинной галереи на вилле Саккетти в Кастель-Фузано (его соперничество с Андреа Сакки, который работал под его началом, вероятно, относится к этому времени).
Самая известная его работа этих лет – «Похищение сабинянок» (1629, Капитолийская галерея, Рим), шедевр римского высокого барокко, в котором действуют два противоположных принципа: атмосфера, наполненная страстными эмоциями, и лежащий в её основе классицизм, заимствованный у Рафаэля (1483-1520). Кроме того, появляется новое понимание природы. Пьетро также пишет алтарные картины (Святой Бернард, предлагающий правило Деве Марии, 1626, Музей искусств Толедо, Огайо; Богородица с четырьмя святыми, 1628, церковь Сант-Агостино, Кортона) – религиозное искусство, отражающее чувство иерархии кампании Контрреформации.
Шедевр: Аллегория божественного провидения и власти Барберини
Будучи ведущим членом Академии Святого Луки с 1634 по 1638 год, Пьетро да Кортона находился в расцвете сил, когда в 1633-1639 годах расписывал потолок Большого салона в Палаццо Барберини. Эта Аллегория божественного провидения и власти Барберини – одна из лучших картин барокко – была вдохновлена галереей Палаццо Фарнезе и создала поразительную тромплейную иллюзию потолка как огромного открытого неба, в котором нарисованные фигуры парят как небесные существа в небесах. Воплощая эту идею божественной инвеституры в живописных терминах, Пьерро также создал картину, служащую абсолютизму XVII века.
Это был период его академического спора с Сакки о композиции и ограничении количества фигур. В то же время он начал отходить от барокко. Эти две тенденции противостоят друг другу в картинах Палаццо Барберини и подчёркиваются картинами Сакки «Божественная мудрость» в соседней комнате (1629-33). Барочная по атмосфере, она классическая по ограниченному количеству фигур.
Палаццо Питти, Флоренция
По приглашению Фердинанда II, герцога Тосканского, Пьетро совершил три визита во Флоренцию. Во время первого из них, в июне 1637 года, он начал украшать дворец Питти фресками «Четыре века света», выполненными в том же неовенецианском стиле, что и потолки Барберини. После их завершения в 1641 году он начал работу над залами Планет в Питти, впервые используя белую и золотую лепнину, но к 1647 году ему удалось закончить только залы Венеры, Юпитера и Марса, оставив зал Аполлона для завершения его учеником, Чиро Ферри (1634-1689), который также расписал зал Сатурна.
Кьеза Нуова, Палаццо Памфили
Вернувшись в Рим в последний раз в 1647 году во время папства Иннокентия X (Памфили), Пьетро украсил купол Кьезы Нуова (более современная версия декора Ланфранко для церкви Сант Андреа делла Валле) и потолок галереи в Палаццо Памфили (История Энея, 1651-4). В этом, самом большом достижении последних лет своей жизни, Пьетро адаптировал свой стиль к цветистому барокко Франческо Борромини (1599-1667), архитектора галереи.
Вернувшись к системе деления на секции и используя более бледные цвета, он придал единство всей серии, отказавшись от лепнины и написав одно непрерывное небо за всеми различными сценами. В это же время он создал карикатуры для купола правого нефа собора Святого Петра в Риме (1652) и написал Жертвоприношение Диане (1653, Палаццо Барберини).
Ещё одной монументальной работой, выполненной Кортоной в этот период, стала картина маслом, известная как Мученичество святого Лаврентия (1653, Капелла Франчески, Флоренция). Она была заказана бароном Филиппо Франчески для его семейной капеллы, где и по сей день украшает алтарь.
Архитектура Кортоны
К концу жизни Кортона расширил свою и без того огромную деятельность, включив в неё архитектуру, и лишь небольшую часть своего времени посвятил живописи. Он выступал лишь в качестве руководителя работ по оформлению галереи дворца Монтекавалло, а также апсиды Кьеза Нуова, а оформление Квиринала полностью оставил художникам школы «классического барокко».
В своей последней декоративной работе, своде нефа в Кьеза Нуова (Видение святого Филиппа Нери во время строительства церкви, 1664-5), он создал новую иллюзию: он отделил декоративную часть от живописной, изобразив своего рода открытое окно в потолке. В этом он предвосхитил великого фрескиста рококо Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770). Тот же дар к свежим идеям он проявил в своих алтарных картинах, например, в церкви Сан-Карло-аи-Катинари (Святой Карл, несущий священный гвоздь больным чумой, 1667), которая написана с большой технической свободой.
Будучи одним из величайших архитекторов на службе у папы Урбана VIII, он участвовал в нескольких важных проектах, включая те, что связаны с церквями Святых Луки и Мартины (1635-64, Рим); Санта-Мария-делла-Паче, фасад (1656-7, Рим); и Санта-Мария-ин-Виа-Лата (1658-62, Рим). Подробнее об архитектурном дизайне этого периода см: Архитектура барокко.
Наследие
Посвятив себя служению богатым и влиятельным людям – его карьера охватывает правление шести пап – Пьетро да Кортона был художником торжествующей церкви и абсолютизма. Он является основателем искусства, наследниками которого стали Лука Джордано (1632-1705), Андреа Поццо (1642-1709) – см. его бессмертную работу Апофеоз святого Игнатия (1688-94) – Франческо Солимена (1657-1747) и Тьеполо. Картины Пьетро да Кортона можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?