Сассетта: итальянский художник, Сиенская школа живописи читать ~5 мин.
Один из лучших старых мастеров Раннего Возрождения в Сиене, Сассетта (Стефано ди Джованни) был лидером сиенской школы живописи в середине XV века. В его работах сочетались более древний декоративный стиль интернациональной готики и новые идеи, идущие от Возрождения во Флоренции. Художник большой силы и изобретательности, продолжавший сиенские традиции в их прекрасном колорите и изящном рисунке, его самой значительной работой был алтарный образ, состоящий из восьми панелей со сценами из жизни Святого Франциска, написанный в 1437-44 годах для церкви Сан Франческо в Борго Сан Сеполькро – родном городе Пьеро делла Франческа (1420-1492). Сассетта вместе с Джованни ди Паоло (ок. 1417-82) считается величайшим сиенским живописцем кватроченто и оказывает большое влияние на живопись преренессанса в Сиене. Его репутация быстро упала после его смерти, но была возрождена историком искусства Бернардом Беренсоном (1865-1959) в начале XX века.
Ранние работы
Урождённый Стефано ди Джованни, Сассетта, вероятно, обучался в сиенской мастерской Паоло ди Джованни Феи. Алтарный образ Евхаристии (1423-6), написанный темперой для Капеллы искусств в Лане, является его самой ранней известной работой. Сейчас она состоит из отдельных частей. Панели пределлы находятся в Будапеште («Святой Фома на молитве»). Другие части находятся в музее Боуса, Барнард-Касл («Святое причастие»), Ватикане («Святой Фома перед распятием»), частной коллекции («Чудо освящённого воинства») и в Национальной пинакотеке, Сиена («Тайная вечеря, святой Антоний избитый»), где также есть восемь святых с пилястр и два пророка с пинаклей. Ангел и Дева с Благовещения с пинаклей сейчас находятся, соответственно, в музее Масса-Мариттима и художественной галерее Йельского университета.
«Святой Антоний Аббат», находящаяся в частной коллекции в Италии, – единственное сохранившееся большое панно. В этой работе художник использует метод, который, переводя перспективу через ритм, заключает податливые готические каденции в хрупкую трёхмерную рамку. Однако его «современность» заключается лишь в том, что он предоставляет ясные, прозрачные декорации для самых сокровенных средневековых мечтаний. Это глубокое отличие от гуманистической и рациональной позиции флорентийцев наложило отпечаток на всю сиенскую живопись на протяжении всего столетия.
Зрелые работы
В 1430-1433 годах Сассетта, как и Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319) до него, выполнил большой алтарный образ для Сиенского собора, посвящённый Мадонне снегов (Питти Палаццо, Флоренция). Его искусство становилось все более тонким, представляя собой оригинальный синтез строгих правил перспективы, установленных Джотто и более поздней флорентийской школой, и поэтической нереальности бесхитростного видения. Особенно прекрасным примером искусства Сассетты является пределла, на которой изображена История основания Санта Мария Маджоре в Риме, где свет нового времени открывает концентрические небеса средневековой космологии.
С этого времени в Сиене не было художника, который не был бы обязан чем-то Сассетте, который, со своей стороны, с интересом следил за культурным прогрессом своей эпохи и, в частности, Флоренции. Если центральный мотив «Богородица и ангелы» в полиптихе церкви Сан-Доменико в Кортоне по-прежнему несёт на себе чрезвычайно тонкую печать готического искусства, то точное построение четырёх боковых фигур святых и безмятежные тональные гармонии восходят к Фра Анджелико (1395-1455), мистический дух которого также соответствовал духу Сассетты.
Поклонение волхвов (коллекция Чиги-Сарацини, Сиена) и маленькие панели с изображением Шествия волхвов (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), которые дополняют оригинальный полиптих, где отразились блеск и роскошный вкус Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427 гг.), также обнаруживают контраст в своих основных элементах, наряду со строгим единством стиля. Это даёт основание полагать, что данный полиптих предшествует «Мадонне на снегу», которая была написана незадолго до сохранившихся частей «Распятия» с «Богородицей и святым Иоанном» и панно с «Святой Мартин, делящийся плащом с нищим» (собрание Чиджи-Сарацини, Сиена). Здесь смешение тонкого расчёта и изобретательного воображения отражает достижения тосканской школы в области перспективы.
Другие версии Богородицы с младенцем (Национальная пинакотека, Сиена; Музей Гроссето; Национальная галерея искусств, Вашингтон) и изысканная пределла, часть неизвестного полиптиха, изображающая Агонию в саду, Поцелуй Иуды и Восхождение на Голгофу (Институт искусств Детройта), также относятся к четвёртому десятилетию века. Синтез влияния Фра Анджелико, Мазолино (1383-1440) и Паоло Уччелло (1397-1475) с фантазийным готическим миром является одним из самых оригинальных в тосканском искусстве.
Стиль
Живописный стиль Сассетты соответствует переходному периоду, когда придворная интернациональная готика постепенно уступает место раннему Возрождению, обнаруживая влияние Мазаччо (1401-28) и Мазолино. В своих композициях Сассетте удаётся сохранить элегантную проработку контуров и пространственную перспективу, которые Симоне Мартини (1285-1344) ввёл в сиенское искусство примерно столетием ранее, и в то же время разработать свой собственный, часто сказочный, сюжет и восхитительную, хотя и безыскусную колористику.
Шедевр
В 1437 году Сассетте было поручено выполнить большой алтарный образ Святого Франциска для церкви Сан-Франческо в Борго Сан-Сеполькро, но он завершил его только в 1444 году. На ней изображены Богородица, стоящая на троне между святым Антонием и святым Иоанном Евангелистом (Лувр), блаженный Раньери Расини и святой Иоанн Креститель (коллекция Беренсона, Сеттиньяно) и, на обороте, восемь сцен из жизни святого Франциска (семь в Национальной галерее, Лондон; одна в Музее Конде, Шантийи), окружающие Святого Франциска во славе (коллекция Беренсона, Сеттиньяно).
От пределлы сохранились только две панели с изображением Чуда блаженного Раньери (Гемальдегалерия, Берлин; Лувр). Это, несомненно, шедевр Сассетты, плод карьеры и искусства, отражающий идеалы умирающей цивилизации. Истории о святом Франциске возвышены, как в мистической и придворной легенде.
Сассетта умер в Сиене от болезни, подхваченной, как говорили, во время работы на открытом воздухе над фресками для Порто Романо. Из них сохранилась только «Слава ангелов» в склепе.
Среди сиенских живописцев, испытавших непосредственное влияние Сассетты, – Сано ди Пьетро, Пьетро ди Джованни д’ Амброджо и мастер триптиха Оссерванца, некоторые из работ которого до сих пор приписываются Сассетте, особенно знаменитая серия панелей, иллюстрирующих Жизнь святого Антония (Национальная галерея искусств, Вашингтон; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Галерея искусств Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут).
Другие крупные сиенские художники: Пьетро Лоренцетти (активен 1320-45) и Амброджо Лоренцетти (активен 1319-48), Доменико (1400-1447) и Таддео (1362-1422) ди Бартоло, а также Маттео ди Джованни (1430-1495).
Работы Сассетты можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях Италии и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?