Сассетта:
итальянский художник, Сиенская школа живописи читать ~5 мин.
Один из лучших старых мастеров Раннего Возрождения в Сиене, Сассетта (Стефано ди Джованни) был лидером сиенской школы живописи в середине XV века. В его работах сочетались более древний декоративный стиль интернациональной готики и новые идеи, идущие от Возрождения во Флоренции. Художник большой силы и изобретательности продолжал сиенские традиции в их прекрасном колорите и изящном рисунке. Его самой значительной работой был алтарный образ, состоящий из восьми панелей со сценами из жизни святого Франциска, написанный в 1437–1444 годах для церкви Сан-Франческо в Борго-Сан-Сеполькро — родном городе Пьеро делла Франческа (1420–1492). Сассетта вместе с Джованни ди Паоло (ок. 1417–1482) считается величайшим сиенским живописцем кватроченто и оказал большое влияние на живопись Сиены. Его репутация быстро упала после смерти, но была возрождена историком искусства Бернардом Беренсоном (1865–1959) в начале XX века.
Ранние работы
Урождённый Стефано ди Джованни, Сассетта, вероятно, обучался в сиенской мастерской Паоло ди Джованни Феи. Алтарный образ «Евхаристия» (1423–1426), написанный темперой для Капеллы искусств в Лане, является его самой ранней известной работой. Сейчас он разделён на отдельные части. Панели пределлы находятся в Будапеште («Святой Фома на молитве»). Другие части находятся в музее Боуса, Барнард-Касл («Святое причастие»), Ватикане («Святой Фома перед распятием»), частной коллекции («Чудо освящённого воинства») и в Национальной пинакотеке, Сиена («Тайная вечеря», «Святой Антоний, избиваемый демонами»). Там же находятся восемь святых с пилястр и два пророка с пинаклей. «Ангел» и «Дева Мария» из «Благовещения» с пинаклей сейчас находятся, соответственно, в музее Масса-Мариттима и художественной галерее Йельского университета.
«Святой Антоний Аббат», находящийся в частной коллекции в Италии, — единственное сохранившееся большое панно из этого алтаря. В этой работе художник использует метод, который, переводя перспективу через ритм, заключает податливые готические каденции в хрупкую трёхмерную рамку. Однако его «современность» заключается лишь в том, что он предоставляет ясные, прозрачные декорации для самых сокровенных средневековых мечтаний. Это глубокое отличие от гуманистической и рациональной позиции флорентийцев наложило отпечаток на всю сиенскую живопись на протяжении всего столетия.
Зрелые работы
В 1430–1433 годах Сассетта, как и Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319) до него, выполнил большой алтарный образ для Сиенского собора, посвящённый «Мадонне снегов» (Палаццо Питти, Флоренция). Его искусство становилось всё более тонким, представляя собой оригинальный синтез строгих правил перспективы, установленных Джотто и более поздней флорентийской школой, и поэтической нереальности бесхитростного видения. Особенно прекрасным примером искусства Сассетты является пределла, на которой изображена «История основания Санта-Мария-Маджоре в Риме», где свет нового времени открывает концентрические небеса средневековой космологии.
С этого времени в Сиене не было художника, который не был бы обязан чем-то Сассетте. Он, со своей стороны, с интересом следил за культурным прогрессом своей эпохи и, в частности, Флоренции. Если центральный мотив «Богородица с ангелами» в полиптихе церкви Сан-Доменико в Кортоне по-прежнему несёт на себе чрезвычайно тонкую печать готического искусства, то точное построение четырёх боковых фигур святых и безмятежные тональные гармонии восходят к Фра Анджелико (1395–1455), мистический дух которого также соответствовал духу Сассетты.
«Поклонение волхвов» (коллекция Киджи-Сарацини, Сиена) и маленькие панели с изображением «Шествия волхвов» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), которые дополняют оригинальный полиптих, отражают блеск и роскошный вкус Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427). Они также обнаруживают контраст в своих основных элементах наряду со строгим единством стиля. Это даёт основание полагать, что данный полиптих предшествует «Мадонне снегов», которая была написана незадолго до сохранившихся частей «Распятия» с «Богородицей и святым Иоанном» и панно «Святой Мартин, делящийся плащом с нищим» (собрание Киджи-Сарацини, Сиена). Здесь смешение тонкого расчёта и изобретательного воображения отражает достижения тосканской школы в области перспективы.
Другие версии «Богородицы с младенцем» (Национальная пинакотека, Сиена; Музей Гроссето; Национальная галерея искусств, Вашингтон) и изысканная пределла, часть неизвестного полиптиха, изображающая «Агонию в саду», «Поцелуй Иуды» и «Восхождение на Голгофу» (Институт искусств Детройта), также относятся к четвёртому десятилетию века. Синтез влияния Фра Анджелико, Мазолино (1383–1440) и Паоло Уччелло (1397–1475) с фантазийным готическим миром является одним из самых оригинальных в тосканском искусстве.
Стиль
Живописный стиль Сассетты соответствует переходному периоду, когда придворная интернациональная готика постепенно уступает место раннему Возрождению. В нём обнаруживается влияние Мазаччо (1401–1428) и Мазолино. В своих композициях Сассетте удаётся сохранить элегантную проработку контуров и пространственную перспективу, которые Симоне Мартини (1285–1344) ввёл в сиенское искусство примерно столетием ранее. В то же время он разработал свой собственный, часто сказочный сюжет и восхитительную, хотя и бесхитростную колористику.
Шедевр
В 1437 году Сассетте было поручено выполнить большой алтарный образ «Святого Франциска» для церкви Сан-Франческо в Борго-Сан-Сеполькро, но он завершил его только в 1444 году. На нём изображены «Богородица на троне между святым Антонием Падуанским и святым Иоанном Евангелистом» (Лувр), «Блаженный Раньери Расини и святой Иоанн Креститель» (коллекция Беренсона, Сеттиньяно) и, на обороте, «Восемь сцен из жизни святого Франциска» (семь в Национальной галерее, Лондон; одна в Музее Конде, Шантийи), окружающие «Святого Франциска во славе» (коллекция Беренсона, Сеттиньяно).
От пределлы сохранились только две панели с изображением «Чуда блаженного Раньери» (Гемальдегалерия, Берлин; Лувр). Это, несомненно, шедевр Сассетты, плод зрелой карьеры и искусства, отражающий идеалы умирающей цивилизации. Истории о святом Франциске возвышены, как в мистической и придворной легенде.
Сассетта умер в Сиене в 1450 году от болезни, подхваченной, как говорили, во время работы на открытом воздухе над фресками для Порта-Романа. Из них сохранилась только «Слава ангелов» в склепе.
Среди сиенских живописцев, испытавших непосредственное влияние Сассетты, — Сано ди Пьетро, Пьетро ди Джованни д’Амброджо и мастер триптиха «Оссерванца». Некоторые из работ последнего до сих пор приписываются Сассетте, особенно знаменитая серия панелей, иллюстрирующих «Жизнь святого Антония» (Национальная галерея искусств, Вашингтон; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Галерея искусств Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут).
Другие крупные сиенские художники: Пьетро Лоренцетти (активен 1320–1345) и Амброджо Лоренцетти (активен 1319–1348), Доменико (1400–1447) и Таддео (1362–1422) ди Бартоло, а также Маттео ди Джованни (1430–1495).
Работы Сассетты можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях Италии и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?