Симон Вуэ: Французский художник эпохи барокко, придворный художник Людовика XIII читать ~7 мин.
Ключевой вклад в развитие французской живописи и один из лучших художников французского барокко в первой половине XVII века, карьера Вуэ состоит из двух основных частей: его годы в Италии, которые закончились в 1627 году с его возвращением во Францию, и парижский период, с 1627 года до его смерти 22 года спустя. Он начинал как вундеркинд, работая портретистом в Англии в нежном возрасте 14 лет.
В 23 года он отправился в Италию и в период 1613-27 годов поселился в Риме, где приобрёл значительную репутацию и стал президентом Академии художеств в Риме (1624). Под сильным влиянием Караваджо (1571-1610), его живопись позже расширилась и охватила классический стиль Доменикино (1581-1641) и Гвидо Рени (1575-1642), чья барочная живопись осталась верна принципам хорошего рисунка и композиции.
В 1627 году он был вызван в Париж королём Людовиком XIII (1601-1643), который назначил его придворным художником. Он оказался исключительно популярен в Париже: главным его вкладом стало внедрение приглушённого стиля итальянского барокко, который избежал как шокирующего натурализма Караваджо, так и эмоциональности более интенсивных художников итальянского барокко, оказавшихся в плену религиозной Контрреформации.
Его творчество охватывало все виды религиозного искусства, а также крупноформатную историческую живопись и королевский портрет. Он также был известен своими гобеленами. Его лучшие картины в стиле барокко включают: «Психея, наблюдающая за спящим Амором» (1626, Музей изящных искусств, Лион) и «Представление в храме» (1641, Лувр, Париж). Среди его учеников были Шарль Лебрен (1619-1690), ведущий художник во время правления короля Людовика XIV (1643-1715).
Ранняя жизнь
Начало творчества Вуэ, как и многих его французских современников, Клода Виньона (1593-1670), Николя Пуссена (1594-1665), Клода Лоррена (1600-1682) и Валентина де Булонь (1591-1632), было весьма авантюрным. Сын художника Лорана Вуэ, о котором почти ничего не известно, он, по-видимому, был отправлен в Англию, когда был совсем юным, затем в Константинополь в 1611-12 годах и в Венецию в 1612-13 годах.
Карьера в Риме
Независимо от того, верны ли все эти предположения, Вуэ определённо был в Риме в 1613 году и, за исключением короткого времени, которое он провёл в Генуе, работая на семью Дориа в 1621-2 годах, жил там до своего возвращения во Францию. Однако он провёл время в Венеции и почти наверняка посетил Милан, Пьяченцу, Парму, Болонью и Флоренцию. В 1617 году он получил бревет от короля Франции, а в следующем году – королевскую пенсию.
К 1620 году он утвердился в качестве лидера французской колонии в Риме; он получал престижные заказы в столице и других местах, у него были важные покровители и поклонники. Его работы высоко ценились и включались в самые известные коллекции того времени. В 1624 году его призвали стать президентом Римской академии Святого Луки. В том же году его репутация ещё больше укрепилась благодаря заказу на базилику Святого Петра в Риме, от которой сохранились лишь фрагментарные эскизы, и он взялся за оформление церкви Сан-Лоренцо в Лучине.
Работы Вуэ из Рима хорошо известны. Среди них алтарные образы, некоторые из которых находятся in situ: в том числе Рождение Девы Марии (1618-20, церковь Сан Франческо а Рипа, Рим); Распятие (1621-2, церковь Сан Амброджо, Генуя); Обрезание (1622, церковь Сан. Анджело а Сегно, Неаполь); оформление капеллы Алалеони 1623-4 гг. в Риме и церкви Сан Лоренцо ин Лучина; Явление Богородицы святому Бруно (1626 г., церковь Сан Мартино, Неаполь); Апофеоз святого Теодора (1627 г., Гемальдегалерия, Дрезден). Кроме того, известны станковые картины: Влюблённые (1617-18, Рим, Гал. Паллавичини); Гадалка (Национальная галерея, Оттава); Святой Иероним и ангел (Национальная галерея искусств, Вашингтон); и Побеждённые временем (1627, Прадо). Есть также серия очень тонких портретов, которые демонстрируют прекрасное свободное обращение и трогательную спонтанность.
Несмотря на его влияние на неаполитанскую школу, нет никаких записей о пребывании Вуэ в Неаполе, а недавняя критика склонна отвергать идею такого визита. На самом деле надписи на двух картинах, написанных для Неаполя – Обрезание (1622, Музей Каподимонте, Неаполь) и Святой Бруно, принимающий правила Картузианского ордена (ок. 1624, Дом капитула, Чертоза ди Сан Мартино, Неаполь) – гласят, что он написал их в Риме. Эти работы получили большое признание в Неаполе благодаря своей современности и оригинальности и оказали значительное влияние на местных караваджистов. Они не только способствовали модификации тенебризма, но и подготовили почву для принятия работ Артемизии Джентилески, а также более поздней неаполитанской барочной живописи.
Связь между Вуэ и Массимо Станционе (1585-1656) могла возникнуть, когда Станционе сотрудничал в оформлении церкви Сан-Лоренцо ин Лучина во время своего второго пребывания в Риме. Существуют также параллели между работами Вуэ 1622-25 годов и работами Баттистелло Караччоло (1578-1635).
Время пребывания Вуэ в Италии стало свидетелем быстрого развития его живописи. В период с 1614 по 1620 год он отошёл от караваджизма , который он усвоил благодаря Бартоломео Манфреди (1582-1622), и изучал работы Орацио Борджанни и Карло Сарачени (1579-1620). После периода жизни в Генуе он находился под влиянием Орацио Джентилески (1563-1639) и Артемизии Джентилески (1593-1656), а также болонских классицистов, особенно Джованни Ланфранко (1582-1647). Под влиянием Ланфранко Вуэ постепенно достиг более лёгкого, декоративного и барочного стиля, который полностью сформировался в его французский период.
Карьера во Франции
В 1626 году он женился на Вирджинии да Веццо, одной из лучших миниатюристок в Италии, и в 1627 году вновь посетил Венецию, где написал по крайней мере одну работу (см. также Венецианская живопись) – Перед поездкой в Париж, где он был отозван Людовиком XIII, который должным образом назначил его официальным художником короля. Проследить карьеру Вуэ во Франции сложнее, настолько многочисленны были заказы, которые он получал – на церковные росписи, огромные декоративные ансамбли и вотивные работы.
Многие из ансамблей, например, набор «Знаменитые люди», заказанный Ришелье для Кардинальского дворца (ныне Пале-Рояль) около 1636-8 годов, были разделены, а все церковные росписи были удалены, если не утрачены, что затрудняет анализ развития его стиля. Кроме того, несколько важных мастерских – например, Франсуа Тортебат и Мишель Дориньи, который женился на двух дочерях художника, а также брат Вуэ Обен, Луи и Анри Тестелин, Николя Шаперон, Шарль Пуэрсон и многие другие – похоже, все чаще сотрудничали при выполнении его картин.
Некоторые даты, однако, помогают в изучении его карьеры. Вуэ потерял жену в 1638 году и снова женился в 1640 году, в год возвращения Пуссена в Париж. В 1648 году он принял активное участие в основании Академии, а умер в следующем году, в то время, когда два его ученика, наиболее одарённые, боролись за первенство: Шарль Лебрен (1619-1690) и Эсташ Ле Сюр (1616-1655).
В последние годы жизни Вуэ использует более яркий цветной стиль в декоративном искусстве (замки Шилли, Сен-Жермен-ан-Лайе, Фонтенбло и Видевиль; в Париже отели Бульон и Сегье, а также отели Перро, Бретонвилье и Тубоф). (См. также: Школа Фонтенбло ок. 1528-1610). Он применял ту же формулу в своих станковых картинах, в частности, в многочисленных картинах с изображением Девы Марии и Младенца, большинство из которых были гравированы и широко распространены, и в которых он специализировался.
Однако именно большие аллегорические композиции Время, побеждённое Купидоном, Венера и Надежда, и религиозные работы, написанные для церквей Парижа (Успение Богородицы, в Сен-Никола-де-Шамп; Мученичество святого Юстаса, в Сент-Эсташ), а также хранящиеся в Лувре (например, Сретение в храме), которые представляют собой лучшее из того, что создал Вуэ. В Лувре также имеется прекрасная коллекция эскизов Вуэ и работ на бумаге.
Влияние на Версальский дворец
К сожалению, хотя Вуэ помогал украшать Люксембургский дворец и создал множество карикатур для гобеленов Лувра, ему не довелось участвовать в украшении Версальского дворца, строительство которого в середине-конце XVII века стимулировало мини-ренессанс французского декоративного искусства и дизайна интерьера. Однако он оказал большое влияние на некоторых французских дизайнеров, которые это сделали, включая Шарля Лебрена и Жана Ле Потра (1618-1682).
Картины Симона Вуэ можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях по всему миру.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?