Симон Вуэ:
Французский художник эпохи барокко, придворный художник Людовика XIII читать ~7 мин.
Симон Вуэ — один из ключевых художников французского барокко первой половины XVII века, внёсший значительный вклад в развитие французской живописи. Его карьера делится на два основных периода: годы в Италии, завершившиеся возвращением во Францию в 1627 году, и парижский период, длившийся с 1627 года до его смерти 22 года спустя. Он рано проявил свой талант, начав работать портретистом в Англии в возрасте 14 лет.
В возрасте 23 лет он уехал в Италию и с 1613 по 1627 год жил в Риме. Там он приобрёл значительную известность и в 1624 году стал президентом Академии Святого Луки. Вначале находившись под сильным влиянием Караваджо (1571–1610), он позже обогатил свой стиль, обратившись к классицизму Доменикино (1581–1641) и Гвидо Рени (1575–1642). Их живопись в стиле барокко оставалась верна принципам качественного рисунка и композиции.
В 1627 году король Людовик XIII (1601–1643) вызвал его в Париж и назначил своим первым придворным художником. Вуэ быстро обрёл огромную популярность. Его главным вкладом стало привнесение во французское искусство более сдержанного варианта итальянского барокко. Этот стиль избегал как натурализма Караваджо, так и экзальтации итальянских мастеров барокко, чьё творчество было тесно связано с задачами Контрреформации.
Он работал в различных жанрах, создавая произведения религиозного искусства, масштабные полотна исторической живописи и портреты членов королевской семьи. Художник также создавал картоны для гобеленов. К числу его лучших работ в стиле барокко относятся «Психея, созерцающая спящего Амура» (1626, Музей изящных искусств, Лион) и «Принесение во храм» (1641, Лувр, Париж). Среди его учеников был Шарль Лебрен (1619–1690), ведущий художник эпохи правления короля Людовика XIV (1643–1715).
Ранняя жизнь
Ранние годы Вуэ, как и многих его французских современников — Клода Виньона (1593–1670), Николя Пуссена (1594–1665), Клода Лоррена (1600–1682) и Валантена де Булонь (1591–1632), — были наполнены путешествиями. Он был сыном художника Лорана Вуэ, сведения о котором скудны. Предположительно, в юности Симон побывал в Англии, затем отправился в Константинополь (1611–1612) и Венецию (1612–1613).
Карьера в Риме
Достоверно известно, что в 1613 году Вуэ уже находился в Риме. За исключением короткого периода в Генуе, где он работал на семью Дориа в 1621–1622 годах, художник жил в Риме до своего возвращения во Францию. Однако он также посещал Венецию и, весьма вероятно, бывал в Милане, Пьяченце, Парме, Болонье и Флоренции. В 1617 году он получил патент от короля Франции, а в следующем году — королевскую пенсию.
К 1620 году Вуэ стал лидером французской общины художников в Риме. Он получал престижные заказы в столице и за её пределами, у него были влиятельные покровители и ценители его таланта. Его работы высоко ценились и входили в самые известные коллекции того времени. В 1624 году его избрали президентом римской Академии Святого Луки. В том же году его репутация укрепилась благодаря заказу для собора Святого Петра в Риме, от которого сохранились лишь фрагменты, а также работе над оформлением церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина.
Римские работы Вуэ хорошо известны. Среди них алтарные образы, некоторые из которых до сих пор находятся на своих первоначальных местах (in situ): «Рождество Богородицы» (1618–1620, церковь Сан-Франческо-а-Рипа, Рим); «Распятие» (1621–1622, церковь Сант-Амброджо, Генуя); «Обрезание» (1622, церковь Сант-Анджело-а-Сеньо, Неаполь); росписи капеллы Алалеони (1623–1624) и церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина в Риме; «Явление Богородицы святому Бруно» (1626, церковь Сан-Мартино, Неаполь); «Апофеоз святого Теодора» (1627, Галерея старых мастеров, Дрезден). Также известны его станковые картины: «Влюблённые» (1617–1618, галерея Паллавичини, Рим); «Гадалка» (Национальная галерея Канады, Оттава); «Святой Иероним и ангел» (Национальная галерея искусств, Вашингтон); и «Время, побеждённое Надеждой, Любовью и Красотой» (1627, Прадо, Мадрид). Сохранилась и серия изысканных портретов, отличающихся свободной манерой исполнения и трогательной непосредственностью.
Несмотря на влияние Вуэ на неаполитанскую школу живописи, документальных свидетельств о его пребывании в Неаполе нет, и современные исследователи склоняются к тому, что такого визита не было. Надписи на двух картинах, созданных для Неаполя — «Обрезание» (1622, Музей Каподимонте, Неаполь) и «Святой Бруно получает устав карфузианского ордена» (ок. 1624, Чертоза-ди-Сан-Мартино, Неаполь) — подтверждают, что они были написаны в Риме. Эти работы были высоко оценены в Неаполе за их новаторство и оказали значительное влияние на местных караваджистов. Они способствовали не только смягчению тенебризма, но и подготовили почву для восприятия творчества Артемизии Джентилески и развития поздней неаполитанской живописи барокко.
Контакты между Вуэ и Массимо Станционе (1585–1656) могли установиться, когда Станционе участвовал в оформлении церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина во время своего второго пребывания в Риме. Также прослеживаются параллели между работами Вуэ 1622–1625 годов и творчеством Баттистелло Караччоло (1578–1635).
За время пребывания в Италии живописная манера Вуэ стремительно развивалась. В период с 1614 по 1620 год он отошёл от караваджизма, воспринятого через творчество Бартоломео Манфреди (1582–1622), и изучал работы Орацио Борджанни и Карло Сарачени (1579–1620). После пребывания в Генуе он испытал влияние Орацио Джентилески (1563–1639) и Артемизии Джентилески (1593–1656), а также болонских классицистов, в особенности Джованни Ланфранко (1582–1647). Под влиянием Ланфранко Вуэ постепенно выработал более светлый, декоративный стиль барокко, который окончательно сформировался уже во французский период.
Карьера во Франции
В 1626 году Вуэ женился на Вирджинии да Веццо, считавшейся одной из лучших художниц-миниатюристок Италии. В 1627 году, перед возвращением в Париж по призыву Людовика XIII, он вновь посетил Венецию и написал там как минимум одну работу (см. также: Венецианская живопись). Во Франции король назначил его своим официальным художником. Проследить карьеру Вуэ в этот период сложно из-за обилия заказов на церковные росписи, большие декоративные ансамбли и вотивные картины.
Многие из его ансамблей были утрачены или разделены, например, серия «Знаменитые люди», заказанная кардиналом Ришелье для его дворца (ныне Пале-Рояль) около 1636–1638 годов. Это затрудняет анализ развития его стиля. Кроме того, в работе над заказами всё активнее участвовали многочисленные помощники из его мастерской, в том числе его брат Обен, зятья Франсуа Тортебат и Мишель Дориньи, а также Луи и Анри Тестелены, Николя Шаперон, Шарль Пуарсон и другие.
Некоторые даты помогают в изучении его французского периода. Вуэ овдовел в 1638 году и вновь женился в 1640, в год возвращения Пуссена в Париж. В 1648 году он принял деятельное участие в основании Королевской академии живописи и скульптуры и умер в следующем году. В это время за первенство боролись два его самых одарённых ученика: Шарль Лебрен (1619–1690) и Эсташ Лесюр (1616–1655).
В последние годы жизни Вуэ использовал более яркую цветовую палитру в декоративных работах, таких как росписи для замков в Шильи, Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло и Видевиле, а также для парижских особняков (отель Бульон, отель Сегье и других). Тот же подход он применял и в станковой живописи, в частности, в многочисленных картинах на сюжет «Мадонна с Младенцем», которые часто гравировались и получали широкое распространение.
Однако лучшими работами Вуэ считаются большие аллегорические композиции, такие как «Время, побеждённое Купидоном, Венерой и Надеждой», и религиозные полотна, написанные для парижских церквей (например, «Успение Богородицы» в Сен-Никола-де-Шан, «Мученичество святого Евстафия» в Сент-Эсташ). К их числу относится и «Принесение во храм», хранящееся в Лувре, где также находится прекрасная коллекция рисунков и других графических работ художника.
Наследие и влияние
Хотя Вуэ участвовал в украшении Люксембургского дворца и создал множество картонов для гобеленов Лувра, ему не довелось работать над оформлением Версальского дворца. Строительство Версаля во второй половине XVII века стимулировало расцвет французского декоративного искусства и дизайна интерьеров. Тем не менее Вуэ оказал большое влияние на некоторых французских художников и декораторов, которые работали в Версале, включая Шарля Лебрена и Жана Лепотра (1618–1682).
Произведения Симона Вуэ хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- Необычный спектакль о хитроумном Фигаро появился в репертуаре театра кукол им. Образцова
- Выставка произведений Виталия ОРЛОВСКОГО
- Выставка Егора Астапченко «Горизонт внутри» 6+
- ДЕТСКИЙ СПЕКТАКЛЬ (3+) «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. Чуковский
- Проект «Прозрачность» Ирины Сидориной
- Детский спектакль (3+). Федорино горе. К. Чуковский, театр «Птица двух Миров»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?