Виллем Клас Хеда:
художник-натюрморт читать ~4 мин.
Виллем Клас Хеда (Willem Claesz. Heda), представитель харлемской школы голландского реализма, внёс важный вклад в развитие натюрморта ванитас в XVII веке. Он известен мастерством в жанре «завтраков» (ontbijtjes) — форме протестантского искусства Реформации, которое иносказательно говорило о быстротечности жизни и осуждало человеческую неумеренность.
Наряду со своим современником Питером Класом (1597–1660), Хеда считается одним из самых влиятельных представителей жанра ванитас. Его ставят в один ряд с другими старыми мастерами, работавшими над «банкетными» натюрмортами (pronkstilleven), такими как Хармен ван Стенвик (1612–1656) из делфтской школы; Виллем Кальф (1619–1693) и Рахель Рюйш (1664–1750) из Амстердама; Ян Давидс де Хем (1606–1683) из утрехтской школы; и Франс Снейдерс (1579–1657) из антверпенской школы.
К числу его лучших работ относятся: «Стол для завтрака с ежевичным пирогом» (1631, Галерея старых мастеров, Дрезден); «Натюрморт с устрицами, роммером, лимоном и серебряной чашей» (1634, Рейксмюсеум, Амстердам); «Натюрморт с оливками» (1634, Музей изящных искусств, Гент); «Натюрморт с позолоченным бокалом» (1635, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам); «Натюрморт с устрицами, серебряной таццей и стеклянной посудой» (1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); «Завтрак с крабом» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Ветчина и столовое серебро» (1649, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва); и «Натюрморт с пирогом, серебряным кувшином и крабом» (1658, Музей Франса Халса, Харлем).
Ранняя жизнь
Хеда родился в Харлеме. Он был сыном городского архитектора Класа Питерса и братом художника Корнелиса Класа Хеды. О раннем периоде жизни художника известно мало, и картины того времени не сохранились. Предполагается, что он начал свой творческий путь около 1615 года. Достоверно известно, что он вступил в харлемскую гильдию Святого Луки и с 1620-х годов принимал активное участие в её деятельности.
Хотя его ранние картины в жанре ванитас утрачены, он, по-видимому, был хорошо принят в городе и удостоился похвалы от местных сановников, таких как голландский проповедник и поэт Самуэль Ампцинг. Созданные им «завтраки» отличались от работ современников уравновешенностью и гармонией композиции. Они были выполнены в сдержанной, почти монохромной цветовой гамме (серо-зелёные или коричневатые тона), которая вскоре стала его отличительной чертой.
Краткий очерк искусства Золотого века Нидерландов см. в статье: Голландская живопись XVII века (1600–1680).
Живопись натюрморта: зрелый стиль
Художественной зрелости Хеда достиг в 1630-х годах, создав такие шедевры, как «Стол для завтрака с ежевичным пирогом» (1631) и «Натюрморт с устрицами, серебряной таццей и стеклянной посудой» (1635). Его натюрморты отличаются натурализмом, который проявляется в мастерской передаче фактуры драпировок, блеска серебряной посуды и тонкого стекла. Гармонично расположенные предметы демонстрируют виртуозное владение светом и цветом.
Зрелый стиль Хеды продолжал развиваться: в композициях появились новые элементы, такие как смятая салфетка и опрокинутые сосуды. Из еды он предпочитал изображать пирог с начинкой, ветчину и устриц. Интересно, что после 1629 года художник по неизвестным причинам перестал изображать сельдь в своих работах. В конце 1650-х годов Хеда начал использовать более широкую цветовую гамму, включать в свои работы больше фруктов и скрученных листьев, что придало его полотнам более мягкий вид.
Творчество Хеды часто сравнивают с работами его современника из Харлема Питера Класа. Его также сопоставляют с произведениями старшего коллеги Флориса ван Дейка (1575–1651), известного своими «банкетными» натюрмортами (bancketjes) с изображением сыра. Хеда дружил с Дирком Халсом (1591–1656), младшим братом портретиста Франса Халса (1582–1666), который также жил в Харлеме.
В 1660-х годах Хеда отошёл от своего излюбленного жанра «завтраков» (ontbijtjes) в сторону роскошных натюрмортов в стиле пронк (pronkstilleven), который развивали Виллем Кальф и другие художники. Его цветовая палитра также изменилась: он стал использовать более тёплые коричневые тона, характерные для работ Кальфа. Считается, что он оставил живопись около 1670 года и умер в Харлеме около 1680 года. Среди его учеников были его сын Геррет Виллемс Хеда (ок. 1625–1702), а также другие художники-реалисты: Мартен Болема де Стомме (1611 – ок. 1664), Хендрик Херсхоп (1626–1690) и Арнольд ван Берестейн (ок. 1629–1654).
Репутация и новое открытие
Несмотря на признание со стороны современников в Харлеме, из-за скудности биографических сведений о художнике большинство голландских историков искусства и биографов долгое время обходили его творчество вниманием. Лишь после переоценки голландской реалистической жанровой живописи французским критиком Теофилем Торе-Бюргером (1807–1869), который также «заново открыл» великого Яна Вермеера, искусство Хеды получило широкую известность.
Увидев картину «Натюрморт с позолоченным бокалом» (1635) в роттердамском Музее Бойманса — ван Бёнингена, Торе-Бюргер поставил Хеду в один ряд с великими мастерами голландского барокко XVII века, такими как Ян Стен (1626–1679), Самюэл ван Хогстратен (1627–1678), Питер де Хох (1629–1683) и Габриель Метсю (1629–1667).
Натюрморты Виллема Класа Хеды можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Другие голландские художники-реалисты
Биографии других голландских реалистов XVII века см. в следующих статьях:
Геррит ван Хонтхорст (1592–1656) — караваджист утрехтской школы.
Адриан Брауэр (1605–1638) — прославился своими картинами из таверн.
Рембрандт (1606–1669) — виртуозный портретист, мастер светотени.
Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) — харлемский художник-пейзажист.
- Натюрморт
- Ванитас: натюрморт с библейским посланием
- Натюрморт
- Жан Шарден: французский художник, позднее барокко
- Франс Снейдерс: художник натюрмортов в стиле барокко, анималист
- Спектакль, поставленный десять лет назад Петром Фоменко, снова на сцене
- Кукольный спектакль для детей «Королевский пирог»
- Концерт, посвященный солисту Большого театра, Народному Артисту СССР А. Пирогову
- Мхатчики. Михаил Булгаков и Григорий Конский
- «20/40. Акварельные пейзажи. Времена года»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?