Виллем Клас Хеда:
художник-натюрморт читать ~5 мин.
Виллем Класзон Хеда, представитель Харлемской школы голландского реализма, внёс важный вклад в ванитас натюрмортную живопись XVII века. В частности, он известен своим мастерством в жанре, известном как «завтраки» (ontbijt или ontbijtjes), форме протестантского искусства Реформации, которое осуждало человеческое обжорство и чувственное потакание.
Сегодня Хеда и его современник Питер Клас (1597-1660) считаются самыми влиятельными представителями жанра живописи ванитас, и стоят в одном ряду с другими старыми мастерами, занимавшимися «банкетными произведениями» (pronkstilleven), такими как Хармен ван Стенвик (1612-1656) из школы Делфта; Виллем Кальф (1619-1693) и Рахель Рюйш (1664-1750) из Амстердама; Ян Давидс де Хем (1606-1683) из Утрехтской школы; и Франс Снайдерс (1579-1657) из Антверпенской школы.
К числу его лучших работ относятся: Стол для завтрака с ежевичным пирогом (1631, Gemaldegalerie Alte Meister); Натюрморт с устрицами, роммером, лимоном и серебряной чашей (1634, Rijksmuseum, Амстердам); Натюрморт с оливками (1634, Музей изящных искусств, Гент); Натюрморт с золочёным бокалом (1635, Музей Бойманса Ван Бойнингена, Роттердам); Натюрморт с устрицами, серебряной тазой и стеклянной посудой (1635, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Завтрак из краба (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург); Ветчина и столовое серебро (1649, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва); и Натюрморт с пирогом, серебряным фужером и крабом (1658, Музей Франса Хальсмузеума, Харлем).
Ранняя жизнь
Родился в Харлеме, сын городского архитектора Класа Питерса, братом которого был художник Корнелис Клас Хеда. О ранней жизни Хеды известно немного, и от этого периода не сохранилось ни одной картины, хотя считается, что он начал свою живописную карьеру около 1615 года. Во всяком случае, он вступил в харлемскую гильдию Святого Луки, активным членом которой стал в 1620-х годах.
Хотя его ранний стиль живописи «Ванитас» уже утрачен, он, по-видимому, был хорошо принят в городе и заслужил похвалу местных харлемских сановников, таких как голландский министр и поэт Самуэль Ампзинг. Он также создал ряд «Завтраков», которые значительно отличались от работ его современников благодаря равновесию и гармонии композиции, а также особым эффектам, которые они содержали. Кроме того, они были выполнены в монохроматическом стиле (серо-зелёные или коричневатые тона), который вскоре стал его визитной карточкой.
Краткий очерк искусства Золотого века Нидерландов – см: Голландская живопись XVII века (1600-1680).
Живопись натюрморта: Зрелый стиль
Хеда достиг художественной зрелости в 1630-х годах, создав такие работы, как «Стол для завтрака с ежевичным пирогом» (1631, Gemaldegalerie Alte Meister) и «Натюрморт с устрицами, серебряной тазой и стеклянной посудой» (1635, Metropolitan Museum of Art, New York). Натюрморты отличаются натурализмом, который проявляется в прекрасно переданной драпированной ткани и множестве серебряных столовых приборов, бокалов и тонкого стекла, а также в гармонично расположенных продуктах, но при этом они демонстрируют мастерское владение светом и цветом, а также тонкость кисти.
Зрелый стиль Хеды продолжал развиваться с добавлением новых элементов, таких как смятая салфетка и опрокинутые вазы, в его экспозиции предметов. Что касается еды, то он предпочитал показывать пирог с фаршем, ветчину и устриц. И по какой-то странной причине он никогда не включал изображение селёдки в свои картины после 1629 года. В конце 50-х годов Хеда начал использовать более широкую цветовую гамму в своих натюрмортах. Кроме того, он стал включать в свои работы больше фруктов и скрученных листьев, а также меньше стекла и металла: это изменение придало его работам более мягкий вид.
Хеда часто сравнивают с его современником из Харлема Питером Класом, но его также ставят в один ряд со старшим Флорисом Класом ван Дейком (1575-1651), известным своими натюрмортами «Bancket» (банкет), обычно с изображением сыра. Он также дружил с Дирком Хальсом (1591-1656), младшим братом портретиста Франса Хальса (1582-1666), который также жил в Харлеме.
В 1660-х годах Хеда отошёл от своего специализированного жанра завтраков (ontbijtjes) в сторону стиля пронк, который практиковали Виллем Калф и другие. Его цветовые пигменты также претерпели изменения, поскольку он ввёл более тёплую палитру коричневых оттенков, ассоциирующихся с работами Калфа. Считается, что он оставил живопись около 1670 года и умер в Харлеме около 1680 года. Среди его учеников был его сын Геррет Виллемс Хеда (1625-49), а также другие художники-реалисты, в том числе Маэртен Боэлема де Стомме (1611-1644), Геррет Виллемс Хеда (1625-49), Хендрик Хершоп (1626-1690) и Арнольд ван Берестейн (ок. 1629-54).
Репутация и новое открытие
Несмотря на то, что Харлемские критики почитали Хеду, недостаток информации о его жизни привёл к тому, что большинство современных голландских историков искусства и биографов не обращали на него внимания. Только после переоценки голландской реалистической жанровой живописи французским журналистом и художественным критиком Теофилем Торе-Бургером (1807-1869), который также «заново открыл» великого Яна Вермеера, искусство Хеды стало широко известно и оценено. После просмотра картины Хеды «Натюрморт с золочёным бокалом» (1635) в музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме, Торе-Бургер поставил его в один ряд с великими представителями голландского барокко XVII века, такими как Ян Стен (1626-1679), Самуэль ван Хогстратен (1627-1678), Питер де Хох (1629-1683) и Габриэль Метсю (1629-1667).
Натюрморты Виллема Клаэша Хеды можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Другие голландские художники-реалисты
Биографии других голландских реалистов XVII века см. в следующих статьях:
Геррит ван Хонтхорст (1592-1656) Караваджист утрехтской школы.
Адриан Брувер (1605-1638) Прославился своими картинами из таверн.
Рембрандт (1606-1669) Виртуозный портретист, мастер кьяроскуро.
Якоб Ван Рёйсдал (1628-1682) Харлемский художник-пейзажист.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?