Виллем Кальф:
голландский художник натюрмортов, амстердамская школа читать ~4 мин.
Виллем Кальф — голландский художник, мастер натюрморта и один из старых мастеров амстердамской школы голландского реализма. Он специализировался на роскошных натюрмортах с банкетными сценами, известных как Pronkstilleven, где изображались дорогие золотые, серебряные и стеклянные сосуды.
Яркость и сияние его красок свидетельствуют о виртуозной работе со светом, сравнимой с мастерством Яна Вермеера (1632–1675). Как и многие натюрморты той эпохи, включая работы его современника Яна Давидса де Хема (1606–1683), картины Кальфа содержат элементы жанра ванитас. Однако художник в первую очередь стремился запечатлеть на холсте эстетическую красоту предметов в соответствии с новой эстетикой искусства протестантской Реформации. К концу карьеры он также стал дилером и оценщиком произведений изобразительного искусства. Одной из его самых известных работ является «Натюрморт с чашей наутилуса» (1662). Кальф остаётся одним из величайших голландских художников-реалистов XVII века.
Краткое описание искусства голландского Золотого века см: Голландская живопись XVII века (1600-1680).
Ранняя карьера
Кальф родился в Роттердаме в 1619 году в семье богатого торговца тканями. О его ранних годах известно немного, но предполагается, что на него повлиял Франс Рейкхальс (1600–1647) — местный художник, известный небольшими крестьянскими сценами с натюрмортами из фруктов и овощей.
После смерти матери, около 1640 года, Кальф переехал в Париж, который был важным центром искусства барокко и местом притяжения для фламандских художников. Сведения о его образовании скудны, но, возможно, именно в Париже он получил профессиональные уроки. Ранние работы Кальфа — это в основном небольшие интерьерные сцены и несколько натюрмортов, например «Кухонный натюрморт» (Галерея старых мастеров, Дрезден). Даже в этих работах заметна его страсть к натюрморту: предметы он располагал на переднем плане, а фигуры людей — на заднем, часто изображая их размыто. Считается, что именно в Париже он написал свою самую большую картину — «Натюрморт с доспехами» высотой около 2 метров.
Расцвет натюрморта: Vanitas и Pronkstilleven
В 1651 году Кальф вернулся в Голландию и в 1653 году поселился в Амстердаме. К этому времени натюрморт как самостоятельный жанр уже расцвёл в Нидерландах, хотя свой вклад в его развитие внесли также немецкие и французские художники, такие как Георг Флегель (1566–1638) и Себастьен Стоскопф (1597–1657).
Хотя мотивы натюрморта встречались в религиозном искусстве и иллюминированных манускриптах и ранее, как отдельный жанр он утвердился лишь в XVII веке. Благодаря работам Жака де Гейна (1565–1629), Хармена ван Стенвика (1612–1656) и Абрахама ван Бейерена (1620–1690) натюрморты стали наделяться морализаторским смыслом в жанре «ванитас». В таких картинах использовались символические предметы — черепа, срезанная кожура лимона, увядающие цветы — для изображения бренности жизни. «Натюрморт с чашей наутилуса» (1662, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) — характерный пример работы Кальфа с элементами vanitas.
Расцвет натюрморта в Северной Европе был связан с ростом благосостояния среднего класса, который тратил деньги на предметы роскоши, включая масляную живопись. Амстердам превращался в город богатых купцов, желавших демонстрировать своё богатство. Кальф и ван Бейерен стали ведущими мастерами на рынке роскошных натюрмортов, создавая сверхреалистичные Pronkstilleven. На их полотнах изображались экзотические фрукты, дорогие турецкие ковры, китайский фарфор, а также золотые и серебряные сосуды, окутанные мерцающей, бархатистой атмосферой.
Среди ярких примеров творчества Кальфа — «Натюрморт» (1653, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Натюрморт с акваманилом, фруктами и кубком наутилуса» (1660, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Его использование света и тени перекликается с техникой кьяроскуро Рембрандта, а мастерство в передаче текстуры и световых бликов сравнимо с работами Яна Вермеера.
Дилер изобразительного искусства
Кальф добился финансового успеха при жизни, став одним из самых востребованных мастеров натюрморта и голландской реалистической жанровой живописи. Он держал большую студию, где его ученики многократно копировали и воспроизводили наиболее популярные композиции. После 1680 года он, по-видимому, оставил живопись, чтобы сосредоточиться на торговле произведениями искусства. Художник умер в Амстердаме в 1693 году.
О ведущих представителях жанра «ванитас», известного как «куски завтрака» (ontbijt или ontbijtjes) и критиковавшего человеческое чревоугодие, см.: Виллем Клас Хеда (1594–1680) и Питер Клас (1597–1660).
Наследие
К XVIII веку Золотой век голландской живописи подошёл к концу. Натюрморты голландских художников стало трудно отличить от работ фламандских, немецких или французских мастеров. Наследниками голландской традиции в XVIII веке по праву считаются французские художники Жан-Батист Удри и Жан Шарден.
В XIX веке творчество Кальфа было практически забыто. Однако в XX веке, после реставрации многих его работ, мастерство художника стали сравнивать с гением Вермеера и Рембрандта. Он был признан одним из лучших художников-натюрмортистов своей эпохи. Традиционно натюрморт считался второстепенным жанром по сравнению с исторической живописью, так как якобы не мог нести глубокого морального посыла. Кальф не только наделил свои работы значительной символикой, но и показал, что красота сама по себе может быть достаточным основанием для искусства — урок, ставший одной из основ современного искусства.
Натюрморты Виллема Кальфа можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?