Старые мастера:
величайшие европейские художники читать ~14 мин.
В изобразительном искусстве термин «старые мастера» традиционно относится к величайшим европейским художникам, работавшим в период примерно с 1300 по 1830 гг. Этот период начинается с Проторенессанса, ярким представителем которого был флорентийский художник Джотто ди Бондоне (1267–1337), и далее охватывает художественные стили и направления. Среди них — Ранний Ренессанс XV века (Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи), Северное Возрождение во Фландрии, Голландии, Германии и Англии (Ян ван Эйк), XVI век, включивший в себя Высокий Ренессанс (Микеланджело), венецианскую школу (Тинторетто) и маньеризм (Эль Греко). Затем следует искусство XVII века в стиле барокко (Питер Пауль Рубенс) и золотой век голландской живописи (Ян Вермеер). Завершает эту эпоху XVIII век, отмеченный стилями рококо (Франсуа Буше), неоклассицизма (Жак-Луи Давид) и романтизма (Гойя).
Критерии, по которым художника причисляют к старым мастерам, достаточно размыты. На практике в эту категорию включают всех значимых художников указанного периода. Хотя многие искусствоведы избегают этого термина из-за его неточности, он широко используется галереями и аукционными домами для классификации и отделения великих европейских живописцев прошлого от художников современной эпохи.
Картины старых мастеров хранятся в большинстве лучших художественных музеев мира, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Старая пинакотека в Мюнхене, музей Прадо в Мадриде, Национальная галерея в Лондоне, галерея Уффици во Флоренции и музеи Ватикана в Риме, а также в ведущих публичных галереях Америки, например в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Список старых мастеров
Категория старых мастеров иллюстрируется (но ни в коем случае не ограничивается) следующими художниками:
ГОТИКА – ИКОНОПИСЬ – ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА – ПРОТОРЕНЕССАНС
Чимабуэ (Ченни ди Пеппо) (ок. 1240–1302)
╰ Известен своим циклом фресок в церкви Сан-Франческо в Ассизи.
Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319)
╰ Великий художник сиенской школы, известный алтарным образом «Маэста» для Сиенского собора.
Джотто ди Бондоне (1267–1337)
╰ Первый великий мастер фресковой живописи Проторенессанса (капелла Скровеньи, Падуя).
Симоне Мартини (1284–1344)
╰ Готический художник сиенской школы; испытал влияние Джотто и Дуччо ди Буонинсенья.
Жан Пюсель (ок. 1290–1334)
╰ Французский художник-миниатюрист, известный иллюминированием религиозных рукописей.
Амброджо Лоренцетти (активен в 1319–1348)
╰ Итальянский готический художник, представитель сиенской школы живописи.
Пьетро Лоренцетти (активен в 1320–1345)
╰ Художник сиенской школы, испытавший влияние Джотто и флорентийского Проторенессанса.
Феофан Грек (ок. 1340–1410)
╰ Константинопольский иконописец, оказавший ключевое влияние на новгородскую и московскую школы иконописи.
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350–1411)
╰ Один из пионеров интернациональной готики, фламандский мастер алтарных картин.
Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414)
╰ Знаменитый фламандский мастер книжной миниатюры.
Андрей Рублёв (ок. 1360–1430)
╰ Самый известный русский иконописец Средневековья; считается учеником Феофана Грека.
Лоренцо Монако (букв. «Лоренцо-монах») (1370–1425)
╰ Художник родом из Сиены, представитель интернациональной готики, работавший во Флоренции.
Мазолино (1383–1440)
╰ Художник и ювелир, работал вместе с Мазаччо над фресками капеллы Бранкаччи.
Братья Лимбург (активны в 1390–1416)
╰ Нидерландские мастера книжной миниатюры, создатели «Прекраснейшего часослова герцога Беррийского».
Пизанелло (Антонио ди Пуччо Пизано) (ок. 1394–1455)
╰ Итальянский художник-портретист, работавший в стиле интернациональной готики.
Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1395–1450)
╰ Готический художник сиенской школы, известный алтарными образами, написанными темперой.
Ангерран Картон (Шаронтон) (ок. 1410–1466)
╰ Иллюминатор и художник, известный благодаря «Авиньонской Пьёте».
Жан Фуке (1420–1481)
╰ Лучший французский художник XV века. Один из первых мастеров, принёсших искусство Ренессанса во Францию.
Дионисий (ок. 1440–1502)
╰ Ведущий русский иконописец московской школы, известный росписями Ферапонтова и Иосифо-Волоцкого монастырей.
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427)
╰ Влиятельный художник, работавший в стиле интернациональной готики, известный благодаря картине «Поклонение волхвов».
Филиппо Брунеллески (1377–1446)
╰ Один из величайших архитекторов Раннего Ренессанса во Флоренции; спроектировал купол флорентийского собора.
Лоренцо Гиберти (1378–1455)
╰ Флорентийский скульптор, работавший на стыке интернациональной готики и классического стиля; создатель «Врат Рая».
Донателло (1386–1466)
╰ Величайший скульптор Раннего Ренессанса.
Франческо Скварчоне (1395–1468)
╰ Наиболее известен как учитель Андреа Мантеньи; эксперт по построению перспективы и ракурсам.
Паоло Уччелло (1397–1475)
╰ Получил известность благодаря картине «Битва при Сан-Романо» и виртуозному использованию перспективы.
Джованни ди Паоло (ок. 1400–1482)
╰ Самобытный религиозный художник сиенской школы.
Фра Анджелико (ок. 1400–1455)
╰ Религиозный художник, известный фресками в монастыре Сан-Марко.
Томмазо Мазаччо (1401–1428)
╰ Один из основоположников живописи Раннего Возрождения. Величайший из ранних флорентийских художников.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472)
╰ Итальянский гуманист, архитектор, теоретик искусства; автор трактатов «О статуе», «О живописи», «О зодчестве».
Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469)
╰ Флорентийский художник, работавший для семьи Медичи, испытал влияние Мазаччо, был учителем Боттичелли.
Доменико Венециано (1410–1461)
╰ Художник венецианского происхождения, мастер фрески и масляной живописи, известный алтарным образом «Мадонна с младенцем и святыми» (т. н. Алтарь Cвятой Лючии).
Андреа дель Кастаньо (ок. 1420–1457)
╰ Влиятельный флорентийский художник эпохи Возрождения, известный своей фреской «Тайная вечеря».
Пьеро делла Франческа (1420–1492)
╰ Итальянский художник эпохи Возрождения, один из пионеров и теоретиков линейной перспективы.
Антонелло да Мессина (1430–1479)
╰ Портретист из Сицилии, один из первых итальянских мастеров, освоивших масляную живопись.
Андреа Мантенья (1430–1506)
╰ Мастер эпохи Ренессанса, чьи картины выделяются мастерством в передаче перспективы и детализацией.
Мелоццо да Форли (1438–1494)
╰ Североитальянский мастер квадратуры и ракурса.
Донато Браманте (ок. 1444–1514)
╰ Ведущий архитектор эпохи Возрождения, пользовался покровительством папы Юлия II.
Алессандро Боттичелли (1445–1510)
╰ Мастер флорентийского Ренессанса, создатель «Рождения Венеры».
Доменико Гирландайо (1449–1494)
╰ Самый популярный и плодовитый мастер фрески во Флоренции в 1480-х годах.
Перуджино (1450–1523)
╰ Известен фресками Сикстинской капеллы и влиянием на молодого Рафаэля.
Пожалуйста, обратите внимание: ряд старых мастеров творили как в период Раннего, так и Высокого Возрождения. В таких случаях они отнесены к тому периоду, с которым их творчество связано наиболее тесно.
ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС
Лука Синьорелли (1450–1523)
╰ Мастер фресковой росписи и рисунка человеческой фигуры; повлиял на творчество Микеланджело.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
╰ Величайший художник и рисовальщик эпохи Возрождения («Тайная вечеря», «Мона Лиза»).
Филиппино Липпи (1457–1504)
╰ Ведущий флорентийский художник-фрескист, сын Фра Филиппо Липпи.
Пьеро ди Козимо (1462–1522)
╰ Художник Раннего Возрождения, известный прежде всего своими оригинальными мифологическими картинами.
Фра Бартоломео (1472–1517)
╰ Влиятельный художник флорентийского Высокого Возрождения.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564)
╰ Величайший скульптор Ренессанса («Пьета», «Давид») и живописец, известный фресками Сикстинской капеллы на темы из Книги Бытия и фреской «Страшный суд» в Риме.
Рафаэль (Раффаэлло Санти) (1483–1520)
╰ Величайший представитель живописи Высокого Ренессанса, известный своими ватиканскими фресками («Станцы Рафаэля»).
Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547)
╰ Один из ведущих портретистов Высокого Ренессанса. Соперник Рафаэля, протеже Микеланджело.
Андреа дель Сарто (1486–1530)
╰ Известен своими гризайлевыми фресками и знаменитым алтарным образом «Мадонна с гарпиями». Лидер Высокого Возрождения во Флоренции после 1510 года.
Корреджо (1489–1534)
╰ Пармский художник, известный иллюзионистскими фресками и алтарными картинами маслом.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА
Джентиле Беллини (ок. 1429–1507)
╰ Мастер монументальных исторических полотен из жизни Венеции и портретов дожей.
Джованни Беллини (1430–1516)
╰ Один из основоположников венецианской школы живописи; пионер яркой, колористически насыщенной масляной живописи.
Витторе Карпаччо (ок. 1465–1526)
╰ Венецианский художник, испытавший влияние Джентиле Беллини, известен циклом картин «История святой Урсулы».
Джорджоне (1477–1510)
╰ Один из основоположников венецианской школы живописи Высокого Возрождения.
Лоренцо Лотто (1480–1556)
╰ Художник Высокого Ренессанса, известный своими психологическими портретами и религиозными картинами.
Тициан (ок. 1488–1576)
╰ Величайший мастер венецианской школы, виртуоз колорита, работавший в техниках масляной живописи и фрески.
Андреа Палладио (1508–1580)
╰ Величайший венецианский архитектор эпохи Позднего Возрождения, основоположник палладианства.
Якопо Бассано (1515–1592)
╰ Художник-маньерист, известный своей портретной и библейской жанровой живописью.
Якопо Тинторетто (1518–1594)
╰ Крупнейший венецианский художник Позднего Ренессанса, автор монументальных религиозных произведений.
Паоло Веронезе (1528–1588)
╰ Один из ведущих колористов Венеции, прославленный своей монументальной картиной «Брак в Кане Галилейской».
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (ФЛАНДРИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ГЕРМАНИЯ)
Роберт Кампен (Флемальский мастер) (ок. 1378–1444)
╰ Фламандский художник, известный благодаря Триптиху Мероде.
Ян ван Эйк (1390–1441)
╰ Фламандский художник, автор Гентского алтаря — шедевра христианского искусства.
Стефан Лохнер (ок. 1400–1451)
╰ Немецкий художник кёльнской школы, известный как автор «Алтаря городских покровителей».
Рогир ван дер Вейден (1400–1464)
╰ Ведущий религиозный живописец Северного Возрождения, мастер алтарных картин.
Дирк Баутс (ок. 1415–1475)
╰ Один из первых фламандских художников, использовавших единую точку схода для построения перспективы; известен своим религиозным искусством.
Петрус Кристус (ок. 1410–1475)
╰ Фламандский художник, ученик Яна ван Эйка, наиболее известен своим «Портретом молодой девушки».
Ганс Мемлинг (ок. 1433–1494)
╰ Фламандский художник-портретист и автор религиозных алтарных картин; представитель школы Брюгге.
Михаэль Пахер (1435–1498)
╰ Австрийский художник и скульптор, известный «Алтарём отцов Церкви».
Хуго ван дер Гус (1440–1482)
╰ Нидерландский живописец, известный такими произведениями религиозного искусства, как «Алтарь Портинари».
Мартин Шонгауэр (1448–1491)
╰ Художник-график, гравёр и живописец из Кольмара.
Иероним Босх (1450–1516)
╰ Один из величайших и самых загадочных художников Северного Возрождения, известный сложными нравоучительными работами.
Квентин Массейс (ок. 1465–1530)
╰ Фламандский художник антверпенской школы, известный своими сатирическими и светскими портретами.
Матиас Грюневальд (1470–1528)
╰ Известен экспрессивными религиозными картинами; автор «Изенгеймского алтаря».
Альбрехт Дюрер (1471–1528)
╰ Величайший художник и гравёр Северного Ренессанса.
Лукас Кранах Старший (1472–1553)
╰ Ведущий художник эпохи Возрождения в Германии, известен своей придворной портретной живописью.
Альбрехт Альтдорфер (1480–1538)
╰ Ярчайший представитель дунайской школы пейзажа, автор картины «Битва Александра Македонского с Дарием».
Ханс Бальдунг (Грин) (1484–1545)
╰ Немецкий художник эпохи Возрождения, гравёр; автор расписного алтаря во Фрайбургском соборе.
Иоахим Патинир (1485–1524)
╰ Один из основоположников пейзажа как самостоятельного жанра в европейской живописи.
Ганс Гольбейн Младший (1497–1543)
╰ Один из величайших портретистов в истории.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
╰ Ведущий фламандский художник своего времени, мастер пейзажа и жанровых сцен.
Николас Хиллиард (1547–1619)
╰ Английский художник-миниатюрист, известный своими портретными миниатюрами, часто в овальном формате.
МАНЬЕРИЗМ
Россо Фьорентино (1494–1540)
╰ Флорентийский художник; вместе с Приматиччо был одним из основателей школы Фонтенбло.
Якопо Понтормо (1494–1556)
╰ Флорентийский мастер фрески и масляной живописи; автор утраченных фресок в церкви Сан-Лоренцо.
Джулио Романо (1499–1546)
╰ Главный помощник Рафаэля, известный своими иллюзионистскими фресками в Мантуе и Риме.
Пармиджанино (1503–1540)
╰ Художник-маньерист из Пармы, известный благодаря картине «Мадонна с длинной шеей».
Аньоло Бронзино (1503–1572)
╰ Портретист-маньерист, испытал влияние Понтормо, также известен своими эскизами для гобеленов.
Джорджо Вазари (1511–1574)
╰ Художник, архитектор, историограф, известный благодаря книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550).
Федерико Бароччи (1526–1612)
╰ Один из крупнейших художников-маньеристов центральной Италии.
Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593)
╰ Наиболее известен своими причудливыми маньеристскими портретами, составленными из фруктов, овощей и цветов.
Джамболонья (1529–1608)
╰ Один из крупнейших и наиболее влиятельных скульпторов-маньеристов, работавший в Риме и Флоренции.
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614)
╰ Выдающийся художник испанского Ренессанса, известный своими экспрессивными духовными работами и портретами.
БАРОККО
Лодовико Карраччи (1555–1619)
╰ Сооснователь Академии вступивших на правильный путь и болонской школы.
Агостино Карраччи (1557–1602)
╰ Сооснователь, вместе с братьями, болонской школы живописи.
Аннибале Карраччи (1560–1609)
╰ Художник болонской школы барокко, известен фресками в галерее Фарнезе в Риме.
Франсиско Рибальта (1565–1628)
╰ Каталонский религиозный художник, пионер тенебризма и натурализма в Испании.
Караваджо (1571–1610)
╰ Итальянский художник, основоположник реализма в европейской живописи, мастер тенебризма.
Гвидо Рени (1575–1642)
╰ Художник болонской школы в стиле барочного классицизма, испытавший влияние Караваджо, Рафаэля и античности.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
╰ Ключевая фигура искусства барокко, мастер исторической живописи и портрета.
Адам Эльсхаймер (1578–1610)
╰ Влиятельный немецкий пейзажист и мастер исторической живописи. Оказал влияние на Рубенса.
Баттистелло Караччоло (1578–1635)
╰ Неаполитанский художник, ученик и один из первых последователей Караваджо.
Доменикино (1581–1641)
╰ Художник болонской школы, известен фресками, алтарными образами, пейзажами.
Джованни Ланфранко (1582–1647)
╰ Вдохновлённый творчеством Корреджо художник-фрескист Высокого барокко, представитель неаполитанской школы.
Симон Вуэ (1590–1649)
╰ Лидер французских художников в Риме; позже официальный придворный художник Людовика XIII.
Хосе де Рибера (1591–1652)
╰ Испанский художник-реалист, работавший в Неаполе.
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери) (1591–1666)
╰ Итальянский художник, рисовальщик, глава болонской школы барочной живописи.
Жорж де Латур (1593–1652)
╰ Французский художник-караваджист, известный религиозными и жанровыми картинами.
Артемизия Джентилески (1593–1656)
╰ Первая женщина, избранная членом Академии изящных искусств во Флоренции.
Якоб Йорданс (1593–1678)
╰ Фламандский художник эпохи барокко, известный жанровой живописью, портретами, эскизами для гобеленов.
Никола Пуссен (1594–1665)
╰ Один из величайших художников-классицистов в истории, основоположник академизма.
Пьетро да Кортона (1596–1669)
╰ Один из величайших мастеров фресковой живописи итальянского Высокого барокко.
Джованни Бернини (1598–1680)
╰ Ведущий скульптор и архитектор эпохи барокко, ключевая фигура искусства Контрреформации.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664)
╰ Мастер кьяроскуро, известный своими религиозными картинами и натюрмортами.
Антонис ван Дейк (1599–1641)
╰ Вундеркинд, ученик Рубенса, прославившийся своими аристократическими портретами.
Диего Веласкес (1599–1660)
╰ Придворный художник, возможно, величайший старый мастер испанской школы.
Клод Лоррен (1600–1682)
╰ Классический пейзажист, создатель идеализированного пейзажа.
Братья Ленен (Антуан, Луи, Матье) (ок. 1600–1677)
╰ Французские художники-реалисты, портретисты; известны своими крестьянскими сценами.
Джованни Бенедетто Кастильоне (Иль Грекетто) (1609–1664)
╰ Генуэзский живописец и гравёр, изобретатель монотипии, известен библейскими сценами с животными.
Маттиа Прети (Il Cavaliere Calabrese) (1613–1699)
╰ Влиятельный художник-фрескист; работал в Неаполе, оказал влияние на Луку Джордано.
Сальватор Роза (1615–1673)
╰ Известен своими романтическими пейзажами и батальными сценами.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682)
╰ Успешный художник испанского барокко, мастер религиозных и жанровых сцен.
Шарль Лебрен (1619–1690)
╰ Французский художник, возглавлял Королевскую академию живописи и скульптуры, известен эскизами для гобеленов.
Карло Маратта (Маратти) (1625–1713)
╰ Ведущий итальянский художник позднебарочного классицизма, работавший в русле идей Контрреформации.
Лука Джордано (1634–1705)
╰ Ведущий декоратор конца XVII века в стиле неаполитанского барокко.
Андреа Поццо (1642–1709)
╰ Мастер иллюзорных фресок в технике квадратуры эпохи Высокого барокко.
Франческо Солимена (1657–1747)
╰ Крупнейший художник-фрескист Позднего барокко в Неаполе в 1690–1730 гг.
Гиацинт Риго (1659–1743)
╰ Французский портретист, известный парадными портретами Людовика XIV и королевской семьи.
ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ
Франс Снейдерс (1579–1657)
╰ Признанный мастер барочного натюрморта, антверпенская школа.
Франс Халс (1582–1666)
╰ Один из величайших портретистов в искусстве XVII века.
Хендрик Тербрюгген (1588–1629)
╰ Голландский художник-реалист, утрехтская школа караваджизма.
Геррит ван Хонтхорст (1592–1656)
╰ Караваджист, испытавший сильное итальянское влияние, член утрехтской школы.
Виллем Клас Хеда (1594–1680)
╰ Специалист по живописи натюрмортов в жанре ванитас, харлемская школа.
Питер Клас (1597–1660)
╰ Ведущий мастер натюрмортов в поджанре «завтраки».
Питер Янс Санредам (1597–1665)
╰ Художник-архитектурист, славится точно изображёнными церковными интерьерами.
Адриан Брауэр (1605–1638)
╰ Известен жанровыми сценами из жизни таверн.
Рембрандт ван Рейн (1606–1669)
╰ Один из величайших художников в истории, мастер портрета и кьяроскуро.
Ян Давидс де Хем (1606–1683)
╰ Художник-натюрмортист, представитель утрехтской и антверпенской школ.
Адриан ван Остаде (1610–1685)
╰ Художник крестьянских сцен, харлемская школа.
Давид Тенирс Младший (1610–1690)
╰ Голландский реалист, мастер крестьянских и караульных сцен.
Хармен ван Стенвейк (1612–1656)
╰ Ведущий представитель жанра натюрморта ванитас.
Эмануэль де Витте (1615–1692)
╰ Художник-архитектурист, известен изображением церковных интерьеров.
Герард Терборх (1617–1681)
╰ Мастер жанровой живописи, харлемская школа.
Виллем Калф (1619–1693)
╰ Известен натюрмортами, особенно в стилях pronkstilleven (роскошный натюрморт) и ванитас.
Альберт Кёйп (1620–1691)
╰ Мастер пейзажной живописи, дордрехтская школа.
Ян Стен (1626–1679)
╰ Мастер жанровых сцен из жизни таверн, лейденская школа.
Самюэл ван Хогстратен (1627–1678)
╰ Мастер жанровой живописи; известен интерьерами с глубокой линейной перспективой и «ящиками-обманками».
Якоб ван Рёйсдал (1628–1682)
╰ Мастер пейзажной живописи, харлемская школа, известен картиной «Еврейское кладбище».
Габриэль Метсю (1629–1667)
╰ Мастер камерных интимных жанровых сцен.
Питер де Хох (1629–1683)
╰ Представитель делфтской школы голландской жанровой живописи.
Ян Вермеер (1632–1675)
╰ Великий художник делфтской школы, мастер жанровой живописи, получивший широкое признание лишь в XIX веке.
Мейндерт Хоббема (1638–1709)
╰ Ученик Якоба ван Рёйсдала. Один из последних крупных голландских пейзажистов-реалистов.
Рашель Рюйш (1664–1750)
╰ Одна из самых известных художниц, работавших в жанре цветочного натюрморта.
РОКОКО
Жан-Антуан Ватто (1684–1721)
╰ Особенно известен своей картиной «Паломничество на остров Киферу» и работами в жанре «галантных празднеств».
Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770)
╰ Прославился своими грандиозными фресками в Вюрцбургской резиденции.
Каналетто (1697–1768)
╰ Знаменитый мастер ведуты (городского пейзажа).
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779)
╰ Один из величайших художников-натюрмортистов XVIII века.
Франсуа Буше (1703–1770)
╰ Создатель «мифологии галанта», изображений одалисок, эскизов для фарфора и гобеленов.
Франческо Гварди (1712–1793)
╰ Мастер ведуты из венецианской школы, отличался свободной, почти импрессионистической манерой письма.
Бернардо Беллотто (1721–1780)
╰ Племянник Каналетто, известный городскими пейзажами Венеции, Дрездена, Варшавы.
Жан-Батист Грёз (1725–1805)
╰ Популярный мастер сентиментальной жанровой живописи с морализаторским подтекстом и выразительных портретов.
Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806)
╰ Наиболее известен картиной «Качели» и серией «фантазийных портретов».
Ангелика Кауфман (1741–1807)
╰ Портретистка эпохи рококо и художница неоклассического направления, работала в Риме и Лондоне.
Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842)
╰ Придворная художница королевы Марии-Антуанетты и европейской аристократии.
НЕОКЛАССИЦИЗМ
Антон Рафаэль Менгс (1728–1779)
╰ Немецкий портретист, придворный художник, друг Иоганна Винкельмана и теоретик неоклассицизма.
Жак-Луи Давид (1748–1825)
╰ Художник, выразивший в страстном классическом стиле идеалы своей эпохи, мастер исторической и политической картины.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867)
╰ Ведущий представитель европейского академизма XIX века.
РОМАНТИЗМ
Франсиско Гойя (1746–1828)
╰ Испанский придворный художник, один из величайших портретистов и предтеча романтизма («Маха обнажённая»).
Уильям Блейк (1757–1827)
╰ Религиозный художник-символист, гравёр и книжный иллюстратор.
Антуан-Жан Гро (1771–1835)
╰ Французский художник, ученик Жака-Луи Давида, один из основоположников романтизма в живописи; оказал влияние на Жерико и Делакруа.
Термин «старый мастер» не следует путать с условными именами, которые присваивают известным, но анонимным художникам того же периода. Таких мастеров обычно называют по их главному произведению или месту его хранения. Например: Мастер Домашней книги, неизвестный немецкий художник, названный по серии рисунков из так называемой «Домашней книги», хранящейся в замке Вольфегг; Мастер святой Цецилии, неназванный итальянский художник, автор алтарного образа святой Цецилии; Мастер Страстей Ливерсбергских, немецкий художник, автор цикла «Страсти Христовы», находящегося в настоящее время в Кёльне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?