Энкаустика читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве слово «энкаустика» обозначает как особый вид красок, так и технику живописи, в которой для связывания цветных пигментов используется горячий пчелиный воск. Этот метод был изобретён в Древней Греции, а его название происходит от греческого слова, означающего «вжигание».
Краска наносится на подготовленную поверхность (обычно деревянную панель или стену), после чего её нагревают. Это позволяет составу расплавиться и образовать ровное, похожее на эмаль покрытие без следов кисти. Античные художники использовали для работы кисти и шпатели, а по завершении прикладывали к поверхности горящий факел. Повторный нагрев прочно сплавлял воск с пигментами и основой.
Сегодня для достижения того же эффекта применяют тепловые лампы, фены и даже электрические утюги. Современные инструменты дают художнику больше времени для работы с материалом. Простейший рецепт энкаустической краски включает в себя только пигменты и пчелиный воск, но в состав также могут входить и другие виды воска и смол.
Характеристики
Энкаустика — универсальная среда, обладающая рядом текстурных и цветовых преимуществ, которые делают её прекрасной альтернативой масляной живописи. Её можно полировать до яркого блеска, моделировать, использовать для создания рельефных поверхностей, а также сочетать с коллажем и другими элементами в технике джанк-арт.
Воск остывает почти мгновенно, но при этом его всегда можно расплавить и переработать. Поскольку пчелиный воск непроницаем, он не портится, не темнеет и не желтеет. Картины, выполненные в технике энкаустики, не нуждаются в защите стеклом.
Энкаустика экологически безопасна, поскольку не выделяет токсичных паров и не требует использования растворителей. Единственный её недостаток — необходимость постоянно поддерживать краски в расплавленном состоянии, хотя современные инструменты позволяют делать это с относительной лёгкостью.
Истоки и история
Энкаустическая живопись зародилась в античности. По свидетельству римского историка Плиния Старшего (I век н.э.), её изобрели греческие художники эпохи классической живописи (около 480–323 гг. до н.э.). Они переняли приёмы у корабельных мастеров, которые использовали воск для защиты корпусов судов от воды и соли. Плиний даже упоминает имена двух художников, изначально обучавшихся росписи кораблей.
Эта техника быстро стала одним из главных методов живописи в Египте, Греции, Риме и Византии, в частности в раннехристианском искусстве. Плиний также отмечал, что энкаустику применяли в скульптуре и других пластических искусствах для раскрашивания мраморных и терракотовых изделий, так как нагретая смесь воска и пигмента обладала высокой клеящей способностью.
См. также нашу статью: Как понимать живопись.
Фаюмские портреты
Энкаустика широко использовалась для станковой живописи в классический, а затем и в эллинистический периоды греческой истории. К сожалению, из-за недолговечности деревянной основы до нас не дошли ни оригинальные греческие произведения, ни их римские копии.
Лучшими из сохранившихся образцов энкаустики считаются фаюмские портреты (около 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.). Эти изображения в греческом стиле были созданы греческими художниками, жившими в Египте. Их обнаружили в Фаюмском оазисе, к западу от Нила, в окрестностях Хавары, Ахмима и Антинополя.
После завоеваний Александра Македонского (356–323 гг. до н.э.) в Египте поселилось много греков, которые переняли местные обычаи, включая мумификацию усопших. Состоятельные семьи заказывали портреты покойных, которые крепились к саркофагам. Эти произведения стали одной из самых знаменитых находок в искусстве Египта эллинистического и римского периодов.
Византийское искусство и Средние века
В монастырях Восточной Византии развился особый стиль религиозного искусства — иконопись, в которой также применялась энкаустика на деревянных досках. Крупнейшая коллекция таких ранних икон хранится в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, основанном в VI веке императором Юстинианом.
В Западной Европе в период Раннего Средневековья (около 400–800 гг.) энкаустика вышла из употребления. В VIII – IX веках её вытеснила темпера, которая была более быстрой, простой и дешёвой в работе техникой.
Тем не менее традиция станковой живописи на досках сохранялась в средневековом искусстве восточно-православного мира, включая Константинополь и Русь. Однако основной техникой там стала темпера. См. подробнее: Русская средневековая живопись (950–1100 гг.) и Новгородская школа иконописи (1100–1500 гг.). Величайшие русские иконописцы, работавшие темперой: Феофан Грек (ок. 1340–1410), Андрей Рублёв (ок. 1360–1430) и Дионисий (ок. 1440–1502).
Энкаустика в современную эпоху
Некоторые европейские художники, например Винсент Ван Гог (1853–1890) и Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794–1872), добавляли воск в масляные краски для достижения определённых эффектов прозрачности и фактуры. В XX веке техника энкаустики пережила возрождение благодаря мексиканским муралистам, таким как Диего Ривера (1886–1957), и американскому художнику Джасперу Джонсу (р. 1930), одному из основоположников поп-арта, который использовал её в своей знаменитой серии работ с американским флагом.
Подробно о цветовых пигментах и других красителях, использовавшихся в энкаустических работах на протяжении многих веков, см: Цвет в живописи.
ФОРМЫ ИСКУССТВА
Значение и объяснения см. в разделе «Типы искусства».
ТЕРМИНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ
Список см.: Глоссарий по живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?