Энкаустика читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве слово «энкаустика» обозначает как краску, так и технику живописи, в которой используется горячий пчелиный воск для связывания красящих пигментов и облегчения их нанесения на поверхность. Это изобретение греческого искусства и его название происходит от греческого слова, означающего «вжигание».
Краска наносится на живописную поверхность (обычно на деревянную панель или стену), после чего её подогревают, чтобы краска растеклась в однородное эмалевое покрытие, лишённое следов кисти. Древние художники наносили краску кистями и шпателями, создавая изображение. По завершении работы они прикладывали к поверхности картины горящий факел для повторного разогрева воска, в результате чего он прочно соединялся с пигментами и со стеной панели. В настоящее время для создания такого же эффекта используются тепловые лампы, тепловые пушки и даже электрические утюги. Эти современные инструменты дают художнику больше времени для работы с материалом. Самый простой рецепт энкаустики предполагает добавление пигментов в пчелиный воск, но можно использовать и другие виды восков и смол.
Характеристики
Энкаустика универсальна, как и любая живописная среда, и обладает рядом текстурных и цветовых преимуществ, которые делают её прекрасной альтернативой масляной живописи в самых разных ситуациях. Его можно полировать до блеска, моделировать, лепить, сочетать в смешанных работах с коллажем и другими предметами хлама.
Самое главное, что воск остывает практически мгновенно, с минимальным временем высыхания, и при этом его всегда можно переработать. А поскольку пчелиный воск непроницаем, он не портится, не темнеет и не желтеет, и энкаустические картины не нужно защищать, размещая их под стеклом.
Энкаустика также экологически безопасна, так как не выделяет токсичных паров и не требует использования растворителей. Единственным недостатком энкаустики является необходимость поддерживать её в расплавленном состоянии, хотя современные средства позволяют сделать это сравнительно легко.
Истоки и история
Энкаустическая живопись зародилась в классической древности. Согласно римскому историку Плинию, писавшему в I веке н.э., её якобы изобрели греческие художники в эпоху классической греческой живописи (ок. 480-323 гг. до н.э.), используя приёмы, заимствованные у корабельных художников, которые применяли воск для защиты корпусов своих судов от непогоды. (Плиний даже упоминает имена двух художников, которые первоначально обучались как корабельные живописцы).
Техника быстро стала одним из основных методов живописи в египетском, греческом, римском и византийском искусстве, в частности христианском византийском искусстве. Плиний также записал, что энкаустическая краска использовалась в скульптуре и других пластических искусствах, для окраски мраморных и терракотовых изделий, так как при нагревании смесь воска и пигмента обладала особенно сильным клеящим свойством.
См. также нашу статью: Как понимать живопись.
Портреты мумий из Фаюма
Энкаустическая краска широко использовалась для панно, в классической, а затем эллинистической греческой живописи. К сожалению, из-за скоропортящегося характера этих деревянных панелей не сохранилось ни одной качественной греческой панели, равно как и римских копий. Лучшими из сохранившихся энкаустических картин являются портреты мумий из оазиса Фаюм, выполненные в греческом стиле (ок. 50 до н.э. – 250 н.э.), написанные греческими художниками в Египте, которые были обнаружены в бассейне Фаюма, к западу от Нила, к югу от Каира, в окрестностях Хавары, Ахмима и Антинополиса.
После побед Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) в Египте поселилось значительное число греков, которые вскоре переняли обычаи местных жителей, в том числе и мумификацию умерших. Состоятельные семьи обычно заказывали портрет покойного, который прикреплялся к мумии в качестве памятного знака. Эти портреты стали одной из самых знаменитых находок в постпирамидном египетском искусстве.
Византийское искусство
Стиль религиозного искусства, известный как иконопись, получивший развитие в монастырях восточной Византии, также использовал энкаустическую восковую краску на переносных деревянных панелях. Самая большая коллекция таких произведений находится в монастыре Святой Екатерины на Синае, основанном в VI веке императором Юстинианом.
В период Тёмных веков в Западной Европе (ок. 400-800 гг.) энкаустическая краска вышла из употребления и была заменена темперой в VIII-IX веках. Темперная живопись была более быстрой, простой и дешёвой, чем её более кропотливый и дорогостоящий аналог.
Однако традиция энкаустики широко использовалась в средневековой живописи во всем восточно-православном регионе, включая Россию и Константинополь. Подробнее см: Русская средневековая живопись (950-1100 гг.), особенно Новгородская школа иконописи (1100-1500 гг.). К числу крупнейших русских иконописцев, использовавших как энкаустику, так и темперу, относятся: Феофан Грек (ок. 1340-1410), основатель новгородской и московской школ; Андрей Рублёв (ок. 1360-1430), самый известный русский иконописец; Дионисий (ок. 1440-1502), последние великие мастера средневекового русского искусства.
Энкаустическая живопись в современную эпоху
Европейские художники, такие как Винсент Ван Гог (1853-1890) и Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794-1872), добавляли воск в масляную краску, чтобы облегчить выделение прозрачных участков цвета. В ХХ веке техника энкаустики была возрождена в мексиканских фресках, созданных Диего Риверой (1886-1957), а также американским художником Джаспером Джонсом (р. 1930), основателем поп-арта, который использовал её в ряде изображений американского флага.
Подробно о цветовых пигментах и других красителях, использовавшихся в энкаустических работах на протяжении многих веков, см: Цвет в живописи.
ФОРМЫ ИСКУССТВА
Значение и объяснения см. В разделе «Типы искусства».
ТЕРМИНОЛОГИЯ ЖИВОПИСИ
Список см.: Глоссарий по живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?