Гуашь читать ~4 мин.
Гуашь — термин изобразительного искусства, обозначающий тип водорастворимых красок на клеевой основе. Краска состоит из тонко растёртых пигментов, связующих веществ (гуммиарабик, декстрин, крахмал) и обязательно включает белила. В отличие от акварельной живописи, гуашь благодаря наличию мела или белил становится непрозрачной и даёт более плотную, матовую поверхность. Художники могут использовать различные добавки (акрил, мёд, глицерин), чтобы краска высыхала медленнее и сохраняла пластичность. Гуашь разбавляют водой или жидким клеем для сохранения тональности перед нанесением на белую или тонированную бумагу, картон или шёлк.
Особенности и преимущества
Гуашь обладает рядом уникальных свойств, делающих её привлекательной для художников. Во-первых, будучи непрозрачной, она позволяет создавать плотные покрытия с видимой фактурой мазков. Светлые тона легко перекрывают тёмные, что даёт возможность вносить исправления в процессе работы.
Во-вторых, гуашь очень быстро высыхает, образуя характерную матовую поверхность. Это качество особенно ценят художники-пленэристы, которым необходимо работать быстрее, чем в мастерской. После высыхания краска светлеет, приобретая бархатистую текстуру.
В-третьих, гуашь можно наносить слоями различной толщины — от ультратонких заливок до техники импасто. Современная гуашь выпускается в широкой цветовой гамме, включая флуоресцентные и металлические пигменты. Как художественный материал она особенно полезна при создании эскизов для акриловой и масляной живописи, а также для плакатного искусства, книжных иллюстраций и театральных декораций. (См. также: Как ценить картины)
Подробную информацию о цветных пигментах, используемых в гуаши на протяжении веков, можно найти в разделе: Цвет в живописи.
История развития техники
Техника гуаши формировалась постепенно, начиная со Средневековья. Самые ранние аналоги гуаши — темперные краски Древней Греции и Египта, где в качестве связующего использовались яичные желтки. Однако собственно гуашь как отдельная техника сложилась в средневековой Европе.
Это была характерная техника для восточной и европейской миниатюрной живописи, начиная с XII века. В Европу гуашь пришла около 1300 года — её часто применяли для росписи вееров и декоративных ширм. Термин «гуашь» (от французского gouache — «водяная краска») был введён во Франции в XVIII веке, хотя сама техника существовала значительно раньше.
В эпоху Возрождения художник-маньерист XVI века Паоло Пино (Paolo Pino) впервые начал систематически сочетать акварельную технику с белилами, создавая таким образом прообраз современной гуаши. Расцвет техники пришёлся на конец XIX — начало XX века, когда импрессионисты открыли её преимущества для пленэрной живописи.
Мастера гуаши
Хотя гуашь не является широко распространённой техникой среди профессиональных художников, многие выдающиеся мастера успешно использовали её в своём творчестве. Французский колорист Анри Матисс (Henri Émile Benoît Matisse) применял гуашь для создания знаменитой серии Nu Bleu («Синие обнажённые»). Эти работы выполнялись в технике раскрашенных гуашью бумажных вырезок, которые затем наклеивались на основу.
Среди других знаменитых мастеров — французский художник Жорж Руо (Georges Henri Rouault), который часто сочетал гуашь с другими техниками, создавая произведения, близкие по духу к витражному искусству. Швейцарско-немецкий художник Пауль Клее (Paul Klee), преподаватель Баухауса и пионер абстрактного искусства, активно экспериментировал с гуашью в своих работах, сочетая её с акварелью и другими материалами.
Французский художник Жан Дюбюффе (Jean Philippe Arthur Dubuffet), основатель направления «Ар Брют», использовал гуашь в своих экспериментальных работах, стремясь к максимальной выразительности и отказу от академических норм. В Соединённых Штатах в 1930–1940-х годах американский художник литовского происхождения Бен Шах (Ben Shahn, 1898–1969) создал гуашью ряд значительных панно, посвящённых острым социальным проблемам эпохи.
Русская школа гуаши
В России гуашь получила особое развитие на рубеже XIX — XX веков благодаря художникам объединения «Мир искусства». Мастера этого направления — Валентин Серов, Александр Бенуа, Александр Головин, Борис Кустодиев и другие — создавали гуашью не только эскизы театральных декораций и костюмов, но и самостоятельные станковые произведения. Они оценили декоративные качества этого материала, его способность создавать яркие, насыщенные цветовые решения с характерной матовой поверхностью.
Русские художники значительно расширили возможности гуаши, доказав её полноценность как самостоятельной живописной техники. Их работы продемонстрировали, что гуашь способна конкурировать с традиционными материалами в создании произведений высокого художественного уровня.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?