Живопись тушью и смывкой читать ~3 мин.
В изобразительном искусстве термин «живопись тушью и размывкой» относится к традиционной восточноазиатской технике. В Китае она известна как шуймохуа (水墨畫), в Японии — как суйбокуга (水墨画) или суми-э (墨絵), а в Корее — как сумукхва (수묵화).
Традиционными материалами служат чёрная тушь, бумага или шёлк. Тушь наносят кистями с длинным ворсом, который изготавливают из шерсти козы, волка, барсука, кролика или других животных. Готовую картину монтируют на свитки, которые можно повесить на стену или хранить в свёрнутом виде.
Тушь изготавливается в виде твёрдых брусков из сажи и связующего вещества. Перед работой художник растирает брусок с водой на специальном камне-тушечнице до получения нужной консистенции. См. также: Рисунки пером и тушью.
В основе этого искусства лежат «четыре сокровища кабинета учёного» (文房四宝, вэньфан сыбао): кисть (笔, би), тушь (墨, мо), бумага (纸, чжи) и тушечница (砚, янь) — камень для растирания туши. Каждый из этих инструментов имеет символическое значение и требует мастерского обращения.
История
Живопись тушью и размывкой зародилась в китайском искусстве. Считается, что её основоположником был художник и поэт Ван Вэй (王維) в эпоху искусства династии Тан (618–907). Позднее, около 1350 года, техника проникла в Японию, где достигла расцвета в эпоху Муромати (1338–1573) среди художников и каллиграфов. Даты развития азиатской живописи см. в статье: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 лет до н.э. — настоящее время).
К выдающимся китайским мастерам этого жанра относятся Бада Шаньжэнь, Чжан Дацянь, Сюй Бэйхун, Ми Южэнь и Ци Байши. Среди японских мастеров известны Дзёсэцу, Сюбун, Сингэй (Гэйами), Огури Сотан и Хасэгава Тохаку. Подробнее см.: Китайские художники. О стилях живописи на Индийском субконтиненте см.: Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.) и Постклассическая индийская живопись (XIV – XVI вв.).
Стиль и философия
Подобно каллиграфии, в китайской живописи мазок кисти — это не просто способ нанесения краски, а философское или эмоциональное высказывание. С различными стилями и техниками мазка ассоциируются дзен-буддизм и конфуцианство. Художник держит кисть вертикально и управляет её ритмичными движениями от плеча. Этот вид искусства требует высокой точности, поскольку мазок невозможно исправить после нанесения. Об эстетике дальневосточной живописи см.: Традиционное китайское искусство: Характерные черты. См. также: Японское искусство.
Эта техника живописи глубоко связана с философией даосизма и дзэн-буддизма. Художники стремились не к фотографической точности, а к передаче «ци» (气) — жизненной энергии или духа предмета. Ценятся спонтанность, простота и умение выразить суть через минимальное количество мазков. Пустое, незакрашенное пространство на бумаге так же важно, как и изображение, символизируя полноту и безграничность.
Западная живопись тушью
Западные художники, будучи менее знакомы с каллиграфической традицией, использовали тушь преимущественно для подготовительных этюдов, а также литературных и топографических иллюстраций, а не как самостоятельное средство для создания станковых работ.
В графике точность и стойкость линии, проведённой тушью, значительно превосходят линию, выполненную сухими материалами. Тушь исторически изготавливали из углеродистых пигментов (например, бистр из древесной сажи), ягод или красителей, полученных из насекомых и моллюсков. Современная индийская тушь на основе шеллака или камеди более устойчива к выцветанию.
Изначально тушь наносили пером для макания — предшественником современных перьевых ручек, фломастеров и рапидографов. Ряд старых мастеров использовали тушь для создания выдающихся произведений рисунка. Среди них — Гойя, Никола Пуссен, Рембрандт и Джон Констебл. К более поздним представителям относятся Эдуард Мане и Пабло Пикассо.
Определения и объяснения различных видов искусства см. в разделе «Типы искусства». Прочитайте также о стилях и истории живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?