Полиптих, многопанельный алтарь читать ~4 мин.
Полиптихи были превосходным алтарным искусством и часто заказывались церковными властями для вдохновения своих прихожан, подобно тому, как витражи или иллюзионистские фрески, известные как квадратура, использовались для благоговения и просвещения зрителей. Полиптих, служивший алтарной частью, обычно состоял из большого центрального изображения Богородицы с младенцем, Рождества, Воскресения или другой подобной библейской сцены), фланкированного меньшими религиозными картинами святых или выдающихся фигур из Библии. Под центральной панелью часто располагалась пределла, ширина которой идеально подходила для изображения повествовательных сцен из (скажем) жизни святого.
О меньших форматах см: Диптих (двухпанельные работы) и Триптих (трехпанельные работы).
Что такое полиптих?
В христианском искусстве слово «полиптих» (от греческого «много створок») относится к многоэлементным панельным картинам – обычно соединённым петлями, позволяющими откидывать большинство или все панели. Одним из самых известных примеров этой формы религиозного искусства является 12-панельный Гентский алтарь (ок. 1432 г.) фламандского художника Яна ван Эйка.
Количество панелей в полиптихе обычно равно трём или более: в «триптихе» – три панели; в «квадриптихе» – четыре; в «пентаптихе» – пять; в «гексаптихе» – шесть; в «гептаптихе» – семь; в «октаптихе» – восемь и так далее. Вместо росписи полиптих может состоять из многоэлементной резьбы по дереву, как алтарный образ церкви Святой Марии (1477-89) Вейта Штосса, или включать в себя и роспись, и резьбу (Страстное ретабло, 1483; Национальный музей Средневековья, Париж).
Полиптихи были популярны в Италии с XIII века – в частности, в сиенской школе средневековой живописи, лидер которой Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319) создал 84-панельный полиптих Маэстинский алтарь (1308-11) – одно из сокровищ треченто – который был перенесён в публичной процессии из мастерской Дуччо в собор на фоне большого общественного празднования. Полиптихи также регулярно появлялись во фламандской живописи с конца XIV века и далее, но в основном исчезли в XVI веке. Прекрасным примером является алтарный образ святого Колумбы (1455, Альте Пинакотека, Мюнхен) работы Рогира ван дер Вейдена (1400-1464). Художники Кёльнской школы живописи создали несколько выдающихся многопанельных алтарных картин, таких как Алтарь «Жизнь Богородицы» (1465-75), полиптих, написанный для церкви Святой Урсулы в Кёльне – ныне разделённый между Альте Пинакотекой в Мюнхене и Национальной галереей в Лондоне.
В Германии в эпоху поздней готики (ок. 1400-1550 гг.) резные деревянные полиптихи часто использовались в качестве алтарных предметов. Так назывался Шницальтар, который состоял либо из резной деревянной центральной части, фланкированной расписными крыльями (Изенгеймский алтарь, 1512-15, автор Маттиас Грюневальд), либо из полностью резного алтарного образа с большой средней частью и крыльями с четырьмя-шестью сценами, плюс венчающая надстройка и пределла. См. также: Немецкое готическое искусство (1200-1550).
Список знаменитых полиптихов
Маэста (1311) Сиена Музей оперы дель Дуомо. Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319)
Полиптих Тарлати (1332) Пьеве ди Санта Мария, Ареццо. По Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348)
Полиптих «Квартези» (Золотые руки Святого Николая) (1425) Ватиканский музей. По Джентиле да Фабриано (1370-1427)
Пизанский полиптих (1425-6) Музей Каподимонте, Неаполь. По Мазаччо (1401-28)
Печчий алтарь (1426) Сан-Доменико, Сиена. По Джованни ди Паоло (ок. 1400-82)
Гентский алтарь (ок. 1432) Собор Святого Баво, Гент. По Ян ван Эйк (1390-1441)
Святой Франциск, Блаженный Райнер, Иоанн Креститель (1444) Флоренция. Автор Сассетта (1392-1450)
Полиптих «Страшный суд» (1450) Музей Отель-Дьё, Боне. Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Алтарный образ Сан-Дзено (1458) Церковь Сан-Дзено, Верона. Автор Андреа Мантенья (1431-1506).
Полиптих Мизерикордия (1462) Пинакотека Комунале, Сансеполькро. Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Полиптих Святого Августина (1470) Различные музеи. Перуджино (1450-1523)
Алтарь Монтефиоре дельи Асо (1471) Различные музеи. Карло Кривелли (1435-1495)
Алтарь Святого Вольфганга (1481) Церковь Святого Вольфганга, Аберзее. Автор Михаэль Пахер (1435-1498)
Ретабло «Страсти» (1483) Национальный музей эпохи Средневековья, Париж. Неизвестные художники (резьба и роспись по дереву)
Алтарный образ церкви Святой Марии (1489) Базилика Святой Марии, Краков Вейт Штосс (1447-1533)
Полиптих Святого Доминика (1508) Museo Civico, Реканати. По Лоренцо Лотто (1480-1557)
Алтарный образ в Херрготтскирхе, Креглиген-ам-Таубе (1510) По Тильман Рименшнайдер (1460-1531)
Альтерпик Изенгейма (1515) Музей д’Унтерлинден, Кольмар. Матиас Грюневальд (1475-1528)
Алтарный образ Страстей/Младенчества Христа (1515-20) MNMA, Париж. Неизвестные скульпторы
Алтари Санто-Доминго-эль-Антигуо (1579) Кафедральный собор Толедо. Автор – Эль Греко (1541-1614).
Дополнительные ресурсы
Христианское искусство (Византийская эпоха) (ок. 400-1200).
Средневековое христианское искусство (600-1200)
Венецианские алтари (1500-1600)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?