Сфумато читать ~3 мин.
В изобразительном искусстве термин «сфумато» (от итал. sfumato — «затуманенный», «исчезающий как дым») обозначает особую технику в масляной живописи. Она позволяет смягчать очертания фигур и предметов, создавая иллюзию окутывающего их воздуха. Цвета и тона неуловимо переходят друг в друга, благодаря чему достигается эффект лёгкой дымки без видимых линий и границ. Сам Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 1452–1519) описывал эту технику как смешение красок “без линий и границ, наподобие дыма”.
Эффект сфумато достигается путём нанесения множества тончайших, полупрозрачных слоёв краски (лессировок). Это создаёт плавный тональный спектр от тёмных участков к светлым. Картина словно оказывается подёрнута невидимой вуалью, которая смягчает яркие области и высветляет тёмные, рождая ощущение гармонии и загадочности.
Четыре канона живописи Возрождения
Сфумато относят к одному из четырёх основных живописных подходов, разработанных в эпоху Возрождения. Остальные три — это унионе, канджианте и кьяроскуро.
Унионе (итал. unione — «объединение», «союз») — техника, разработанная Рафаэлем. Она, подобно сфумато, предполагает плавность переходов, но сохраняет при этом яркость и насыщенность цветов.
Канджианте (итал. cangiante — «меняющийся») — приём, который использовал Микеланджело. Он заключается в изображении теней с помощью другого, более тёмного или менее насыщенного цвета. Например, жёлтый объект в тени мог изображаться с помощью красных или охристых оттенков.
Кьяроскуро (итал. chiaroscuro — «свет-тень») — это техника, основанная на резком контрасте между светом и тенью. Она позволяет драматически выделить объём и форму объектов. Позднее Караваджо довёл этот приём до предела в тенебризме.
ТЕРМИНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цвет в живописи
Фреска
Панно.
Применение и мастера сфумато
Величайшим мастером сфумато был Леонардо да Винчи. Яркими примерами служат его картины «Мадонна в скалах» (ок. 1483–1486, Лувр, Париж; вторая версия ок. 1495–1508, Национальная галерея, Лондон) и всемирно известный портрет «Мона Лиза» (ок. 1503, Лувр, Париж). Именно нежнейшая дымка, окутывающая черты лица и знаменитую улыбку Джоконды, является хрестоматийным образцом этой техники живописи.
Технику сфумато, окончательно сформировавшуюся в период Высокого Возрождения, также успешно применяли в своём творчестве флорентиец Фра Бартоломео (1472–1517), венецианский художник Джорджоне (1477–1510) и мастер эмилианской школы Корреджо (1489–1534), чьи работы отличаются особой мягкостью и чувственностью. Позднее к этой технике обращался художник-маньерист Федерико Бароччи (1535–1612).
Другие достижения живописи Ренессанса
Искусство кватроченто (XV век) и чинквеченто (XVI век) внесло и другие важные достижения в развитие живописи. К ним относится освоение линейной перспективы для передачи глубины пространства и сложных ракурсов. Художники научились реалистично изображать свет и его отражения от различных поверхностей, достигнув высокого натурализма в портретах и натюрмортах, который позже лёг в основу живописи барокко.
Итальянское Возрождение также ознаменовало завершение перехода от темперной живописи к масляной. Техника письма маслом, впервые освоенная мастерами нидерландского (Ян ван Эйк, Роберт Кампен, Рогир ван дер Вейден) и немецкого Возрождения (Маттиас Грюневальд, Ганс Гольбейн Младший), распространилась и в Италии. С особым энтузиазмом её восприняли художники Венеции, чей влажный климат меньше подходил для темперы, чем климат Флоренции или Рима. (См. также наше эссе: Как ценить картины).
О другом способе рисования: Гризайль.
Связанные термины: Глоссарий по живописи.
- Живопись эпохи Ренессанса
- Медиа-проект Ольги Гуревич и Натальи Ситниковой Реликтовый свет
- «Пробуждение весны. Живопись и графика Олега Толстого»
- Фабрика Argenta – молодая и динамичная компания по производству керамической плитки
- Как приобрести недвижимость в Испании: нюансы оплаты
- Лучшие произведения молодых художников Белгорода, представленные в зале «Родина», отправятся в Москву, на Всероссийскую выставку
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?