Сфумато читать ~2 мин.
В изобразительном искусстве термин «сфумато» (производный от итальянского слова fumo, что означает «дым») относится к технике масляной живописи, в которой цвета или тона смешиваются таким тонким образом, что они смешиваются друг с другом без заметных переходов, линии или края. Леонардо да Винчи (1452-1519) сам описал сфумато как смешение цветов «без линий и границ, как дым». Это как если бы между картиной и зрителем была помещена пелена дыма, смягчающая яркие области и осветляющая тёмные, чтобы создать мягкий, незаметный переход между разными тонами.
Сфумато, как правило, предполагающий использование ряда полупрозрачных глазурей для создания постепенного тонального спектра от тёмного к светлому, классифицируется как один из четырёх подходов к живописи в искусстве эпохи Возрождения, другие – Unione, Cangiante и Chiaroscuro.
ТЕРМИНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цвет в живописи
Фреска
Панно.
Художники, которые использовали сфумато
Величайшим представителем сфумато был Леонардо да Винчи, примером которого является его композиция «Дева в скалах» (1483-1455, Лувр, Париж; Национальная галерея, Лондон) и его всемирно известный портрет Джоконда (c.1503, Лувр, Париж), чьи черты лица и улыбка оказываются с типом чрезвычайно нежным затенением, столь характерные для этой техники живописи. Сфумато, не до конца освоенный до эпохи живописи Высокого Возрождения, также успели применить в своей работе флорентиец Фра Бартоломео (1472-1517), венецианский художник Джорджоне (1477-1510), эмилианский художник Корреджо (1490-1534) и религиозный художник-маньерист Федерико Бароччи (1526-1612).
Другие техники живописи эпохи Возрождения
Кроме Сфумато, а также Унионе, Каньянте, Кьяроскуро и Тенебризма, основными практиками которых были Микеланджело (1475-1564), Рафаэль (1483-1520) и, несколько позже, Караваджо (1571-1610) – искусство кватроченто эпохи Возрождения (15 век) и чинквеченто (16 век) внесли ряд важных вкладов в развитие изобразительного искусства. Сюда входило владение линейной перспективой (рисование «глубины») и ракурсом, а также достижения в изображении света в пространстве и его отражения от различных поверхностей, а также в достижении гораздо большей реалистичности в станковой портретной живописи и натюрмортах. Натурализм в живописи барокко, последовал непосредственно за реализмом эпохи Возрождения.
Итальянское Возрождение также стало свидетелем завершения перехода от темперной живописи к масляной. Последняя техника была впервые принята художниками нидерландского Возрождения (это например, Ян Ван Эйк, Роберт Кампен, Роджер Ван Вейден, Иероним Босх) и немецкого Возрождения (например, Маттиас Грюневальд, Стефан Лохнер, Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин и Ганс Гольбейн Младший) до распространения в Италии. С наибольшим энтузиазмом он был воспринят художниками эпохи Возрождения в Венеции, чей влажный климат был менее подходящим для темперы, чем во Флоренции и Риме. (См. также наше эссе по изобразительному искусству: Как ценить картины)
О другом способе рисования: Гризайль.
Связанные термины: Глоссарий по живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?