Trompe l’oeil в изобразительном искусстве читать ~8 мин.
В изобразительном искусстве термин Trompe l’oeil (тромп лёль, но мы будем называть его по-русски «тромплей», если вы не против) относится к технике визуальной иллюзии, при которой глаз зрителя обманывается, думая, что картина на самом деле является трёхмерным объектом, а не просто его двухмерным изображением. Этот тип художественной оптической иллюзии часто встречается в станковой, настенной и архитектурной живописи, а также в скульптуре и архитектуре. Большинство примеров trompe l’oeil это реалистичные изображения и основаны на путанице, вызванной обманчивым применением правил линейной перспективы. Сам термин является французским выражением, означающим «обманывать глаз», и был впервые введён в 17 веке, в эпоху искусства барокко.
Виды
Хотя «trompe l’oeil» охватывает все иллюзорные художественные приёмы в живописи, скульптуре, архитектуре и декоративном искусстве, наиболее распространены два типа:
❶ архитектурная живопись (quadratura), создающая оптическую иллюзию (обычно) более высоких потолков; и
❷ станковая живопись, создающая визуальную иллюзию глубины картины – либо удаляющейся вдаль, либо выступающей в сторону зрителя.
Муха Джотто
Большинство примеров применения этой техники носит юмористический характер – это игра художников с наблюдателями, чтобы поднять вопросы о природе искусства и восприятия, как иллюстрирует история о знаменитом флорентийском художнике Джотто (1267-1337), которая приводится в знаменитой книге Джорджо Вазари «Жизнь художников» (1550). Однажды Джотто решил разыграть старшего художника Чимабуэ (1240-1302), у которого он был подмастерьем. Поэтому, когда тот отвернулся, Джотто нарисовал крошечную муху на фреске, которую писал его мастер. Затем Чимабуэ стал безуспешно пытаться смахнуть муху, но потом понял, что это была иллюзия.
Происхождение и история
Использование trompe-l’oeil возникло почти так же давно, как и сама живопись. Самый известный пример из классической древности относится к римскому искусству и был обнаружен в ходе ряда археологических открытий в Помпеях. Учёные обнаружили римские виллы, украшенные массой настенной живописи, похожей на стенные ниши, замысловатой потолочной штукатуркой, двойными дверями и даже окнами с видом на пышные сады.
Тромплей раннего Возрождения
Чем реалистичнее картина, тем обманчивее Тромплей. Неудивительно поэтому, что художники начали преуспевать в этой форме иллюзионизма только после того, как освоили применение линейной перспективы и смогли создавать реалистичные картины. Это произошло в эпоху Раннего Возрождения в Италии. Одним из первых примеров иллюзионистского христианского искусства этого времени было изображение пещерной часовни, которое легло в основу «Святой Троицы» (1428) работы Мазаччо. Позже кватроченто такие художники, как Андреа Мантенья (1431-1506) – пионер иллюзионистской техники, известной как ракурс (см. его картину Плач над мёртвым Христом) – и Мелоццо да Форли (1438-1494) – изобретатель di sotto in su (крайняя форма ракурса, означающая «снизу вверх») – начал писать иллюзорные потолочные фрески, создавая впечатление большего (часто парящего) пространства для зрителя внизу. Знаменитые примеры из живописи Раннего Возрождения включают: «Камера дельи Спози» Мантеньи в герцогском дворце в Мантуе.
Гризайль
Между тем, фламандская живопись XV века лидировала среди других в своём натурализме, а фламандские художники (Мемлинг, Ван дер Гоес, Босх) одними из первых стали использовать приёмы тромпеля в своих картинах. Прекрасной иллюстрацией является традиция Нидерландского Возрождения расписывать внешние панели алтаря – на которых обычно изображались фигуры святых или доноров – гризайлью, чтобы создать иллюзию скульптур, установленных в нишах стен. См. Алтарь Портинари (ок. 1475 г., Галерея Уффици, Флоренция) работы Гуго ван дер Гуса.
Венеция
Венецианские художники Витторио Карпаччо (1460-1525) и Якопо де Барбари (ок. 1440-1516) были первыми художниками эпохи Возрождения в Венеции, которые добавили на свои картины небольшие обманки, причудливо исследуя границу между изображением и реальностью. Может показаться, что муха села на раму картины, или фальшивая занавеска скрывает часть картины, или кто-то может показаться вылезшим из рамы картины.
Высокое Возрождение также стало свидетелем первых примеров высшего архитектурного trompe l’oeil – известного как Quadratura. Quadratura – это форма иллюзионистской фресковой живописи, при которой на плоский или слегка куполообразный потолок наносится фальшивая куполообразная крыша, создавая таким образом воображаемое пространство над и за пределами его реальных границ. Этот тип trompe l’oeil в архитектурной живописи, как и di sotto in su (потолочные украшения), требует чрезвычайно хороших визуально-пространственных навыков и владения линейной перспективой. В связи с этим многие художники нанимали в помощь себе специалистов квадратуры, называемых квадратуристы (quadraturisti).
Примеры из живописи Высокого Возрождения включают: фреску «Сала делле Проспеттиве» (ок. 1517 г.) на вилле Фарнезина.) на вилле Фарнезина работы Бальдессаре Перуцци (1481-1536); и Успение Богородицы (Пармский собор) (1524-30) работы Корреджо – лидера Пармской школы живописи (1520-1550).
Иллюзионистское искусство получило дальнейшее развитие в эпоху Маньеризма. Примеры квадратуры, взятые из маньеристской живописи, включают: фрески виллы Барбаро (ок. 1561) в Тревизо венецианского колориста Паоло Веронезе (1528-1588). См. также натюрморты и тромплей Хуана Санчеса Котана (1560-1603), например, его «Айва, капуста, дыня и огурец» (ок. 1602, Музей искусств Сан-Диего).
Тромплей в стиле барокко (ок. 1600-1700)
Иллюзионистское искусство, особенно квадратура и другие архитектурные устройства, достигло своего апогея в период искусства барокко. Известные примеры, взятые из живописи барокко, включают: Вечеря в Эммаусе (1602) Караваджо, в которой он пытается спроецировать свои предметы через холст и выйти в наше собственное пространство; Успение Богородицы (1625-7) на нижней стороне купола церкви С. Андреа делла Валле, автор Джованни Ланфранко (1582-1647); Аллегория Божественного Провидения, в Палаццо Барберини, автор Пьетро да Кортона (1596-1669); и Триумф и Апофеоз Святого Игнатия (1691-4, Сан Игнацио, Рим) великого Андреа Поццо (1642-1709), возможно, величайшего из всех квадратуристов.
В середине XVII века иллюзионизм распространился и в испанской колонии Неаполя (в то время второго по величине города Европы после Парижа): см: Неаполитанская школа живописи (ок. 1600-56). О полном иллюзионизме в Неаполе см: Неаполитанское барокко (ок. 1650-1700).
В то же время в Нидерландах тщательно реалистичная жанровая живопись голландской реалистической школы в XVII веке давала широкие возможности для иллюзионизма. Одним из наиболее известных её представителей, отмеченным исключительной линейной перспективой своих интерьеров, был Самуэль Ван Хоогстратен (1627-1678). Такие работы, как «Вид на коридор» (1662, парк Дайрхэм, Великобритания), создают прекрасную оптическую иллюзию большой глубины картинной плоскости. См. также его Тромп-лён (1666-78, Государственный Кунстхалле, Карлсруэ).
Обманки в стиле рококо (ок. 1700-75 гг.)
Наиболее выдающиеся произведения иллюзионизма 18 века, взятые из искусства рококо, включают: фрески Палаццо Лабиа (1745) в Венеции, и знаменитые фрески Вюрцбургской резиденции (1750-3) в парадной столовой (Кайзераал) и потолке Большой лестницы (Трепенхаус) в Вюрцбургском дворце в Германии – работы Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770), при содействии его исключительного квадратуриста Джероламо Менгоцци Колонна (ок. 1688 -1766).
Современный тромплей
Сюрреализм был самым иллюзионистическим из всех направлений искусства 20 века. Одним из самых известных его выразителей в живописи был бельгийский классический художник Рене Магритт (1898-1967), который создал ряд иллюзионистских изображений, включая: «Состояние человека» (1933, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, и «Комната прослушивания» (1933, частная коллекция).
Другие современные художники, которые использовали trompe l’oeil, включают поп-артистов, таких как Энди Уорхол (1928-1987) (Brillo Boxes 1964); фотореализм выразителей, таких как Ричард Эстес (р. 1932) (картины фасадов магазинов); гиперреалистические скульпторы, такие как Дуэйн Хэнсон (1925-1996), Джон Де Андреа (р.1941) и Кэрол Фойерман (р.1945), с их ультранатуралистическими человеческими фигурами из полиэфирной смолы и стекловолокна.
Постмодернистский пример росписи тела: обнажённый портрет Деми Мур (1992), опубликованный в Vanity Fair, в августе 1992.
Оптическое искусство (1960-е)
«Оптическое искусство» или «ретинальное искусство», Оп-Арт для краткости (вариант Кинетического искусства) было специфическим движением живописи, основанным на геометрических конструкциях, которые создают ощущения движения или вибрации. Возникнув в творчестве художника-кинетика Виктора Вазарели (1908-1997), а также в абстрактном экспрессионизме, оно было популяризировано в основном благодаря творчеству британской художницы Бриджет Райли (р.1931).
Другие современные тромплей-художники: Роберт Гобер, Питер Фишли и Дэвид Вайс, Маурицио Каттелан, Гийом Бийль, Кристоп Бушель, Хироши Сугимото, Джанет Кардифф, Рон Мюк и лауреат премии Тёрнера Марк Уоллингер.
Выставка
Крупная выставка под названием «Обманы и иллюзии: Пять веков тромплейной живописи», была проведена с октября 2002 по март 2003 года в Национальной галерее искусств, Вашингтон. Было показано более 100 работ – включая картины, скульптуры, гравюры, рисунки и мозаики – таких художников, как Самуэль ван Хугстратен, Луи-Леопольд Буало, Корнелис Гийсбрехтс, Чарльз Уилсон Пил, Джон Фредерик Пето, Уильям Харнетт и Дуэйн Хансон.
Иллюзионистские картины можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, а также в ряде иезуитских церквей в Италии и других странах.
Другие методы живописи
Более иллюзионистские методы живописи:
СФУМАТО Техника Леонардо для достижения незаметных градаций тона.
КЬЯРОСКУРО Применение света и тени для создания объёма в фигурах.
ТЕНЕБРИЗМ Метод Караваджо в работе со светом и тенью для создания драматического эффекта.
ИМПАСТО Нанесение слоёв краски для создания плотной текстуры на поверхности картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?