Глоссарий живописи:
значение терминов, используемых в изобразительной живописи читать ~45 мин.
Академическая доска
Экономичная основа для масляной живописи. Изготавливается из нескольких склеенных листов картона. Лицевая сторона покрывается грунтом из свинцовых белил, мела и масла, а оборотная часто окрашивается в серый цвет. В конце XIX века такие доски были очень популярны.
Академия изящных искусств
Предшественница современных художественных вузов. Список учебных заведений, предлагающих курсы живописи, смотрите по ссылке: Курсы живописи.
Акриловые краски
Пигменты, смешанные с дисперсией акриловой смолы (синтетической смолы, получаемой полимеризацией эфиров акриловой кислоты). Этот материал для живописи появился в начале 1960-х годов. Акриловая живопись предоставляет художнику значительную свободу. В качестве основы можно использовать практически любую поверхность, предварительно покрыв её одним слоем акрилового грунта. Краски можно наносить пастозно (техника импасто) слоем до 12,5 мм без риска шелушения или растрескивания. Для создания эффекта акварельной размывки акриловые краски можно разбавлять водой. Они быстро высыхают и, по желанию, могут быть покрыты лаком.
Аэрограф
Инструмент, напоминающий толстую ручку, с небольшим резервуаром для краски у сопла. Сжатый воздух, подаваемый из баллона или компрессора, распыляет лак, фиксатив или краску. Аэрограф позволяет создавать как тонкие линии, так и широкие мазки.
Алкидные краски
Современный вид красок, которые могут служить дополнением к масляным. Их отличительная черта — равномерная скорость высыхания. Алкидные краски можно использовать для подмалёвка, и они отлично подходят для лессировки по высохшему масляному слою. Как самостоятельный материал, они сохраняют след кисти и пастозность мазка (импасто) хуже, чем масляные краски, однако эти характеристики могут соответствовать определённым техникам живописи.
Alla Prima
Итальянский термин, означающий написание картины за один сеанс. Особенно часто применяется к масляной живописи. Французский аналог — au premier coup. Это наиболее подходящий метод для работы в технике густого, пастозного мазка (импасто). Картинам, созданным в этой технике, часто свойственны энергичность, свежесть цвета и живость, которых не всегда удаётся достичь при более спланированном подходе.
Алтарный образ
Украшенный экран, панель или несколько панелей, неподвижных или створчатых, которые устанавливаются на алтаре или за ним. Как правило, на них размещают живописные изображения или рельефы. Алтарь из двух створок называется диптих, из трёх — триптих, а из пяти и более — полиптих. Великим примером полиптиха является Гентский алтарь («Поклонение мистическому агнцу») Хуберта и Яна ван Эйков, находящийся в соборе Святого Бавона в Генте, Бельгия. Примером триптиха может служить «Алтарь Донна» Ганса Мемлинга, хранящийся в Национальной галерее в Лондоне. Изначально термин «диптих» применялся к римскому кодексу — книге из двух скреплённых табличек.
Архивная бумага
Любая бумага для акварели, на сто процентов состоящая из хлопка или льна, с нейтральным или слабощелочным pH.
Армянский болюс
Насыщенная красная глина тонкого помола, используемая в качестве грунта под позолоту на деревянных панелях. Глубокий цвет глины оптически обогащает эффект от тончайшего слоя металла.
Искусство
Может быть классифицировано различными способами. Основные категории включают: Пластические искусства (скульптура, керамика); Изобразительное искусство (в частности, живопись, скульптура, гравюра); Прикладное искусство (промышленный дизайн и другие виды дизайна); Декоративное искусство (дизайн и орнаментация предметов); Визуальные искусства (широкая категория, охватывающая все вышеперечисленные). Подробнее см.: Виды искусства.
Живопись на стекле
Техника росписи на обратной стороне стеклянных листов. При этом художнику приходится работать в обратном порядке, начиная с тех мазков, которые при обычном методе были бы завершающими. Картины, выполненные таким образом, отличаются долговечностью и яркостью, поскольку краски защищены стеклом. С обратной стороны изображение часто дополнительно защищают листом фольги.
Пчелиный воск
Имеет множество применений в искусстве, включая: смешивание со скипидаром для получения восковой политуры для отделки картин, написанных маслом, темперой и алкидными красками; смешивание с лаком и скипидаром для приготовления среды для масляной живописи; в виде твёрдой пасты с небольшим количеством скипидара для создания пастозных мазков (импасто); смешивание со скипидаром и венецианской смолой в качестве клея для переклейки картины.
Связующее вещество
Компонент краски, скрепляющий частицы пигмента и создающий сплошное покрытие. Термин также может относиться к камеди, которая используется как связующее в пастели и акварели.
Пузырь
С середины XVII века художники хранили смешанные с маслом пигменты в маленьких пузырях из свиного мочевого пузыря. Чтобы достать краску, художник прокалывал пузырь, выдавливал нужное количество, а затем затыкал отверстие. Следующим шагом в эволюции упаковки для красок стал шприц. В 1840 году появился складной тюбик.
Протекание
Эффект, при котором один цвет перетекает в другой. Наиболее характерен для акварели, где второй или третий цвет наносится на ещё влажный слой краски. Результат не всегда предсказуем, но опытный художник может примерно его контролировать. В масляной живописи протекание связано с такими пигментами, как асфальт, которые могут смешиваться с соседними красками уже после нанесения, влияя на оптические и физические свойства картины.
Смешивание
Термин, относящийся в основном к масляным, акриловым или алкидным краскам. Он означает смягчение резких границ между цветами. Для этого художник может использовать веерную кисть или кончик пальца.
Побеление лака
Дефект, который может появиться на лаковом покрытии картин и иногда на полированной мебели. Причинами могут быть: нанесение лака во влажных условиях, хранение картины в прохладном месте на сквозняке или воздействие влаги, которую могут выделять некоторые газовые обогреватели. Внешне это явление напоминает налёт на ягодах тёмного винограда. Если налёт находится на поверхности лака, его обычно можно удалить, аккуратно протерев ватным тампоном. Если же он образовался под слоем лака, что случается редко, единственным решением будет удаление старого покрытия и нанесение нового.
Кляксография
Метод, разработанный Александром Козенсом и подробно описанный им в книге «Новый метод содействия воображению в создании оригинальных пейзажных композиций» (1786). Суть метода в том, что случайная клякса или мазок на бумаге могут послужить отправной точкой для создания воображаемой композиции. Леонардо да Винчи упоминал схожий подход, предлагая искать образы в пятнах на стенах. В XX веке сюрреалисты экспериментировали с похожей техникой, складывая бумагу поверх красочного пятна для получения фантастической формы, которая могла бы стать основой для произведения.
Корпусная краска
Термин, описывающий непрозрачные краски, в отличие от прозрачных (лессировочных).
Бристольский картон
Жёсткий и прочный многослойный картон, подходящий для работы пером и тушью, а также акварелью и гуашью.
Полировальник
Инструмент для полировки металлической или иной поверхности. Его изготавливают из закалённой стали или полудрагоценного камня — агата. В XV веке Ченнино Ченнини в своём трактате «Книга об искусстве» упоминает об использовании для этих целей куска гематита.
Кабинетные картины
Старинное название небольших станковых картин.
Камера-люцида
Оптический прибор, позволяющий копировать объект с помощью призмы. Лучи света от модели отражаются от призмы и проецируют изображение на бумагу. Регулируя призму и используя линзы, можно изменять размер копии. Этот прибор был изобретён Уильямом Хайдом Волластоном около 1807 года.
Камера-обскура
Ещё одно оптическое устройство для копирования, значительно большее по размеру, чем камера-люцида. Его принцип основан на том, что лучи света, проходя через небольшую линзу в стенке затемнённого ящика, проецируются (напрямую или через зеркало) на лист бумаги. Этот принцип был впервые отмечен Аристотелем. Ранние астрономы использовали камеру-обскуру для наблюдения за звёздами; арабский учёный Альхазен (Ибн аль-Хайсам) описал её в этом контексте в начале XI века. Вероятно, первую камеру-обскуру сконструировал Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Джованни Баттиста делла Порта, скорее всего, был первым, кто описал её использование для рисования в своей работе «Натуральная магия» (1558). См.: Глоссарий по художественной фотографии.
Холст на картоне
Плотный картон, на одну сторону которого наклеен хлопковый или льняной холст, края которого загнуты на оборотную сторону. Лицевая сторона грунтуется так же, как и академическая доска.
Карнация
Устаревший термин, обозначающий розоватый, телесный цвет в женских портретах.
Плотницкий карандаш
Графитовый карандаш с плоским овальным в сечении деревянным корпусом и широким стержнем, который позволяет проводить как толстые, так и тонкие линии. Популярен для набросков и рисования.
Казеин
Молочный белок, используемый в качестве связующего вещества для казеиновых красок. Его получают путём высушивания творога из скисшего молока, который затем измельчают в желтоватый порошок. Казеин растворяется в воде только в присутствии щёлочи, например аммиака, поэтому казеиновые краски после высыхания становятся водостойкими. Разновидность клея на основе творога использовали ещё египтяне, греки и римляне. Он также служил столярным клеем для соединения досок в панелях.
Кассоне
Итальянское слово, обозначающее свадебный сундук. В эпоху Возрождения было модно расписывать кассоне. Флоренция была законодательницей этой моды, а среди художников, украшавших сундуки, были Боттичелли и Уччелло. Эта традиция угасла к концу XV века, когда на смену расписным пришли резные дубовые сундуки.
Наскальная живопись
Доисторическое пещерное искусство, примерами которого являются:
Наскальные рисунки пещеры Шове (Валлон-Пон-д’Арк, Франция);
Наскальные рисунки пещеры Коске (около Марселя, Франция);
Наскальные рисунки пещеры Пеш-Мерль (Кабрере, Юг-Пиренеи, Франция);
Наскальные рисунки пещеры Ласко (Монтиньяк, Дордонь, Франция);
Наскальные рисунки пещеры Альтамира (около Сантильяна-дель-Мар, Кантабрия, Испания).
Керамика
Небольшие керамические пластины — круглые, овальные, квадратные и прямоугольные — использовались некоторыми художниками для создания миниатюр или небольших картин, максимальный размер которых составлял около 30 см (12 дюймов). Ограничение по размеру связано с хрупкостью материала. Роспись могла выполняться маслом, акварелью, гуашью, темперой или более современными материалами, такими как казеиновые, акриловые и алкидные краски.
Мел
Палочки из подготовленного карбоната кальция. В белом виде используются для рисования на тёмной тонированной бумаге или для добавления бликов в рисунки, выполненные пером и тушью. См. Рисунки мелом.
Древесный уголь
Один из древнейших материалов для рисования; обугленные палочки использовались ещё в ранних наскальных рисунках. Его применяли римляне, и на протяжении всей истории искусства этот материал появляется снова и снова. Часто он служил для создания предварительных набросков. Разные породы дерева дают уголь с разными свойствами: ива и бук обычно дают хрупкие палочки, а виноградная лоза — самые мягкие и чёрные. Уголь можно наносить на бумагу напрямую, а затем растушёвывать с помощью тортильона (растушки), кисти, кончика пальца, куска ткани или ластика-клячки. Готовые рисунки необходимо закреплять фиксативом. См. Рисунки углём.
Кьяроскуро
Контрастное использование света и тени в живописи. Художники, известные своим мастерством в технике кьяроскуро, включают Леонардо да Винчи, Караваджо и Рембрандта.
Чинквеченто
Итальянское название XVI века. Обычно используется в контексте изобразительного искусства в Италии периода 1500–1600 годов.
Стекло Клода
Небольшое выпуклое зеркало, которое с обратной стороны не посеребряли, а чернили. Идея заключалась в том, что выпуклая форма уменьшала сцену, а затемнённое стекло отражало только основные массы объекта. Художник садился спиной к пейзажу и держал стекло так, чтобы видеть отражение через плечо. Считается, что этот приём придумал Клод Лоррен (1600–1682). Стекло Клода было популярно в XVII и XVIII веках, и его можно встретить в использовании и сегодня.
Расслоение
Термин, означающий нарушение сцепления между слоями краски на картине.
Коллаж
Метод создания картин, в котором помимо живописи используются самые разнообразные материалы и часто создаётся определённая степень рельефности. Могут применяться бумага, открытки, текстиль, фрагменты дерева, мех, мелкие камни, металлическая фольга и т.д. Этот приём развился из papiers collés, популярного развлечения XIX века. В начале XX века сюрреалист Курт Швиттерс создал множество значительных работ в этой манере. Макс Эрнст также был увлечён свободой этой техники.
Цветовой круг
Подробнее о цветовом круге и других теоретических аспектах см.: Теория цвета в живописи.
Конкретное искусство
Стиль геометрической абстракции, в котором картины лишены натуралистических образов и вместо них содержат геометрические мотивы.
Мелки Конте
Изобретённые Николасом Жаком Конте палочки из спрессованной смеси пигмента и связующего вещества. Выпускаются в цветах: сангина, сепия и чёрный. Они не содержат жира и позволяют создавать очень тонкие и чувствительные работы. См. также Рисунки мелками Конте.
Картон «Кокиль»
Иллюстрационный картон, предназначенный для коммерческой графики. Рабочая поверхность имеет тиснение в виде мелких точек, линий или текстуры. При рисовании по нему мелком или карандашом создаётся эффект полутонового изображения.
Перекрёстная штриховка
Техника создания глубины тона в рисунках пером, тушью и карандашом, а также в офорте и гравюре. Линии наносятся последовательно, сначала в одном направлении, а затем пересекаются под углом. Этот приём также может использоваться в гравюре на дереве для получения светлых тонов.
Разбавитель
Любая жидкость, которая делает вещество менее концентрированным или густым, в отличие от растворителя, который его растворяет.
Рамка для рисования
Прямоугольная рама с натянутой сеткой из проволоки или нитей, которую художник устанавливает между собой и моделью. Рама помогает изолировать объект и, если на бумаге нарисована такая же сетка, позволяет быстро и точно перенести основные контуры и детали.
Сиккативы
Вещества, которые добавляют в масляные краски для ускорения их высыхания. Идея состоит в том, чтобы, по возможности, все краски сохли с одинаковой скоростью. К быстросохнущим пигментам относятся умбра, сиена, охра и свинцовые белила; к медленносохнущим — краплак, слоновая кость чёрная и киноварь.
Сухая кисть
Техника, при которой на кисть набирается минимальное количество краски, и ею легко проводят по поверхности холста или бумаги. Для достижения наилучших результатов используются щетинные или плоские кисти.
Голландская живопись (XVII век)
Эпоха, известная как Золотой век голландской живописи, связана со школой голландского реализма, ведущими представителями которой были Рембрандт и Вермеер.
Ушная сера
Случайная добавка в некоторые краски для улучшения их текучести, идея конца XVII века.
Мольберт
Деревянная или металлическая подставка для холста, панели или планшета. Мольберты варьируются от маленьких, лёгких треног для эскизов до больших студийных моделей, способных удерживать холст высотой до 3,65 м (12 футов) и оснащённых механизмами для подъёма, опускания и наклона. Существуют также настольные мольберты, которые позволяют установить планшет почти вертикально или под небольшим углом, что удобно для работы акварелью.
Подмалёвок (Ebauche)
В масляной живописи — первый слой краски. Он должен содержать мало масла, чтобы последующие слои хорошо сцеплялись с ним. В масляной живописи первые слои всегда должны быть тонкими; если они слишком насыщены маслом, а сверху наносится густая краска, разная скорость высыхания почти наверняка приведёт к растрескиванию.
Карандаш «Эбони»
Инструмент для рисования с толстым, гладким стержнем из чёрного графита, позволяющий создавать широкий диапазон тонов.
Эшопп (Échoppe)
Игла для офорта, остриё которой скошено до овальной формы. Она позволяет проводить линии различной толщины и может использоваться для доработки и расширения определённых штрихов. Это был излюбленный инструмент художников-графиков XVII века, таких как Жак Калло (1592–1635).
Энкаустика
Один из древнейших методов живописи, практикуемый как минимум с 3000 года до н.э. Одними из лучших сохранившихся примеров являются фаюмские портреты, созданные около III века н.э. Краски на основе пчелиного воска наносились на основу в горячем виде с помощью шпателей или кистей, а затем «вплавлялись» раскалённым металлическим инструментом. Этот метод был практически забыт к IX веку. Граф де Кейлюс, французский археолог и гравёр, в XVIII веке безуспешно пытался возродить интерес к энкаустике. В 1831 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд написал несколько сцен в этой технике в Мюнхенской резиденции. Изобретение шпателей с электрическим подогревом несколько оживило интерес, но в целом это трудоёмкая и неудобная техника.
Иллюстрационный картон
Плотный многослойный картон с лицевой стороной из качественной белой бумаги, которая может иметь грубую, матовую («not») или гладкую (hot-pressed) фактуру.
Фаюмские портреты
Тип натуралистического погребального портрета, распространённый в эллинистическом и римском Египте примерно с 50 г. до н.э. по 250 г. н.э.
Фиксатив
Жидкость, представляющая собой шеллак в метиловом спирте или раствор синтетической целлюлозы. Предназначена для распыления на рисунки углём, мягким карандашом, мелом или пастелью для их закрепления и предотвращения смазывания. Распылять следует осторожно, так как слишком обильное нанесение может привести к растеканию и размытию рисунка. При работе с пастелью всегда следует проводить пробы, так как фиксатив может изменить тональность и оттенки.
Фреска
Искусство, зародившееся ещё в минойской и других ранних цивилизациях. В древности существовали даже небольшие переносные фрески; некоторые из них были найдены на Крите и датируются примерно 1000 годом до н.э. Фрески пишутся пигментами, растёртыми в воде, которые наносятся непосредственно на свежую, ещё влажную штукатурку — этот метод известен как buon fresco (чистая фреска). Когда роспись наносится на сухую штукатурку, она называется secco fresco (сухая фреска). Предварительный рисунок, называемый синопия, наносится на нижний слой штукатурки (arriccio) кистью с использованием смеси красновато-коричневой глины и воды. Если композиция сложная, может быть подготовлен картон, который затем переносится на стену (см. Рулетка). Далее художник определяет, какую площадь он сможет расписать за день, и наносит верхний слой штукатурки — интонако. На этом слое нужно работать быстро и без ошибок. Фреска secco может быть выполнена темперой, клеевыми или казеиновыми красками. Перед началом работы стену следует хорошо пропитать известковой водой. Эпоха Возрождения подарила миру величайших мастеров фресковой живописи. Она началась с Джотто (например, его капелла Арена в Падуе), продолжилась работами Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции, «Афинской школой» Рафаэля в Ватикане и достигла своей вершины в росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.
Фроттаж
Процесс получения оттиска текстуры какого-либо предмета путём натирания бумаги, положенной на него. Примером фроттажа является копирование рельефов на бумагу. Макс Эрнст был одним из сюрреалистов, исследовавших эту технику в поиске визуальных стимулов для своего подсознания. В его работе «Происхождение маятника» можно заметить, что часть дизайна была создана натиранием грубых досок.
Жанровая живопись
Изображение сцен повседневной жизни. См: Лучшие художники-жанристы.
Гессо
В широком смысле — это смесь гипса или подобного вещества с клеем. Его назначение — создать гладкий, твёрдый, белый грунт для живописи. Из-за своей твёрдости и хрупкости он не подходит для нанесения на холст или металл и предназначен для деревянных панелей. Метод заключался в следующем: сначала на деревянную панель наклеивали грубый муслин или лён. После высыхания наносили первый слой грубого грунта — gesso grosso. Через два-три дня наносили несколько слоёв тонкого gesso sottile. После застывания гессо его поверхность можно было отшлифовать пемзой до гладкости и твёрдости слоновой кости. В самых ранних рецептах гессо, известных со времён Средневековья, использовался пергаментный клей и вымоченный парижский гипс. Вместо клея также применяли творог из скисшего молока. Более поздние рецепты включали клей из кроличьей шкурки, а также осаждённый мел и свинцовые белила. На поверхность гессо можно было наносить узоры с помощью штампов, а также украшать её позолотой или лепниной.
Жестуальная живопись
Стиль экспрессивной живописи, основоположником которого считают Ван Гога. Позднее его развивали американские художники, такие как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Роберт Мазервелл, а также европейцы, как Жорж Матьё, Пьер Сулаж и Вольс.
Стекло
Основа для живописи на его обратной стороне. Важно, чтобы оно было достаточно прочным; лучше всего подходит листовое стекло хорошего качества, без искажений, которые могли бы испортить изображение.
Лессировка
В живописи этот термин означает нанесение тонкого прозрачного слоя краски поверх уже высохшего слоя, который может быть как непрозрачным, так и прозрачным. В акварели для лессировки используется только вода, в акриловой живописи — акриловая среда и вода. Для лессировки масляными красками в качестве разбавителя могут служить льняное или маковое масло, скипидар или уайт-спирит. Лессированные цвета оптически «выступают» вперёд, в то время как непрозрачные «отступают». Эта техника позволяет достичь очень богатых, полупрозрачных эффектов. Например, обратите внимание на чрезвычайную насыщенность малинового цвета на некоторых картинах Тициана, полученную путём лессировки этих участков краплаком.
Золотой фон
Многие художники XV и XVI веков использовали в качестве фона сусальное золото, нанесённое на всю поверхность или её часть. Основой служил грунт гессо. Поверх него кистью наносили тонкий слой красной глины — болюса, часто называемого армянским. Затем наносился клей, как правило, из яичного белка с небольшим количеством воды. После этого хрупкий лист золота подхватывали широкой кистью из мягкого волоса, называемой «лампензель», и укладывали на место. Каждый лист обычно накладывался на соседний с нахлёстом около 5 мм. До полного затвердевания клея поверхность можно было украшать узорчатыми штампами. После высыхания золото полировали агатовым зубком до желаемого блеска. Наиболее подходящим материалом для живописи по золоту была темпера; масло тоже можно было использовать, но могли возникнуть проблемы со сцеплением. Немецкая школа живописи особенно преуспела в этой технике. Стефан Лохнер оставил несколько изысканных религиозных сцен, в которых яркие синие и глубокие малиновые тона великолепно смотрятся на золотом фоне. Другой метод использования золота разработал Боттичелли, в частности, в его «Рождении Венеры», где он втирал золотой порошок в волосы фигур. О чрезвычайной тонкости сусального золота свидетельствует Ченнино Ченнини, который в «Книге об искусстве» сообщает, что из одного дуката можно было изготовить 145 листков, достаточных для покрытия площади около 6,5 м² (70 кв. футов).
Гуашь
В широком смысле — это акварель, выполненная непрозрачными, корпусными красками, а не только прозрачными. Самые ранние признаки этого метода восходят к Древнему Египту, где пигменты связывали камедью трагакант и/или мёдом. Дюрер использовал эти краски в своих детальных зарисовках природы. Гуашь была популярна среди французских, итальянских и швейцарских акварелистов, которые ценили её за привлекательную, слегка меловую поверхность после высыхания. Франсуа Буше достиг чрезвычайного мастерства в этой технике, точно предсказывая, как будут выглядеть цвета после высыхания.
Градация
Плавный переход тона в акварельной заливке, создающий эффект осветления или затемнения цвета по мере его стекания по бумаге. Это достигается путём добавления воды или, наоборот, большего количества краски в кисть.
Грануляция
Эффект, который может быть достигнут при работе с акварельной заливкой, когда используются краски с тяжёлыми частицами пигмента. Французский ультрамарин, чёрная слоновая кость, умбра, сиена и охра создают эффект грануляции, если наносить их на почти горизонтально расположенный лист.
Резец (штихель)
(также называется: бурин) Твёрдый стальной инструмент для гравировки по металлу или дереву. Режущая часть может иметь ромбовидное, квадратное или прямоугольное сечение. Инструмент вставляется в небольшую деревянную ручку грибовидной формы.
Гризайль
Тип монохромной живописи, выполненной в оттенках серого. Результат часто напоминает скульптурный рельеф. Прекрасными примерами являются изображения Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста на внешних створках Гентского алтаря братьев Ван Эйк в соборе Святого Бавона в Генте.
Грунт
Покрытие, наносимое на поверхность, на которой будет создаваться картина. Так, грунтом для деревянной панели является гессо. Холст проклеивают, а затем грунтуют. Такие основы, как акварельная бумага или пергамент, служат одновременно и опорой, и грунтом.
Камеди
Основным связующим веществом для акварели является гуммиарабик, который получают из некоторых видов акаций, произрастающих в Африке, Азии и Австралии. Трагакант используется в качестве связующего для мелков и пастели; его получают из кустарника астрагал, произрастающего в Малой Азии.
Древесноволокнистые плиты
(также называемые: оргалит, масонит) Эти плиты изготавливаются из древесных отходов и/или макулатуры. Лицевая сторона представляет собой гладкую твёрдую поверхность, а обратная имеет текстуру, напоминающую холст. Плиты подходят для масляных красок, если их проклеить и загрунтовать, а также для акриловых красок, если покрыть их акриловым грунтом. При размерах более 50x60 см требуется установка рёбер жёсткости.
Геральдика
Искусство, восходящее к древнему обычаю отличать народы (например, греков и римлян), военачальников и знатных особ с помощью знаков на их щитах. Позже появились такие символы, как белый конь саксов и леопарды Вильгельма Завоевателя. Эти знаки не были наследственными, а просто выбирались владельцем. Собственно геральдика начинается в XIII веке. Художник, работающий в этой области, должен использовать ограниченную палитру специальных цветов (тинктур), к которым относятся: Or (золото/жёлтый), Argent (серебро/белый), Azure (лазурь/синий), Purpure (пурпур), Gules (червлень/красный), Vert (зелень), Sable (чернь/чёрный).
Историческая живопись
Повествовательные картины с возвышенным моральным посылом. См: Лучшие художники исторического жанра.
Импасто
Техника нанесения густого, пастозного слоя краски или пастели.
Имприматура
Тонкий слой краски, который наносится поверх грунта. Многие художники предпочитают не работать непосредственно на белой поверхности, поэтому они наносят тонкий, нежирный слой краски, такой как красная охра, жжёная умбра или холодный зелёный.
Живопись тушью
Вид живописи на водной основе, популярный в Китае и Японии.
Ирландская живопись
См. Знаменитые ирландские художники (1600–2000); Лучшие ирландские художники (2010).
Слоновая кость
Листы слоновой кости толщиной около 1,5 мм (1/16 дюйма) или меньше считаются стандартной основой для миниатюрной живописи. Также используются другие материалы: керамические пластины, различные виды картона, пергамент, а иногда даже выделанная куриная кожа.
Пейзажная живопись
Изображение видов природы без значительных человеческих фигур или деятельности. См: Лучшие художники-пейзажисты.
Манекен
Деревянная фигурка, от совсем маленькой до натуральной величины, которая может использоваться вместо натурщика. Конечности манекена могут двигаться только так же, как у человека. Популярные портретисты XVIII века использовали их, одевая в одежду заказчика и тем самым избавляя клиентов от долгих часов неподвижного позирования.
Кожа
Не лучшая основа для масляной живописи, так как этот материал подвержен порче из-за множества факторов и его сложно контролировать. Известны случаи использования кожи французскими художниками для небольших картин. В Национальной галерее искусств в Вашингтоне хранится парадный щит из кожи с изображением «Юного Давида» работы Андреа дель Кастаньо; его размеры: 114,3 см в высоту, 81,2 см в ширину вверху и 43,1 см внизу.
Рисование (Limning)
Устаревший термин для обозначения рисунка или живописи.
Муштабель
Длинный деревянный стержень с мягким шариком на одном конце, который художник использует для опоры руки при работе над мелкими деталями. Он держит муштабель в левой руке, упирает шарик в край холста, а затем опирается правой рукой с кистью на стержень.
Маскирующая жидкость
Состав на основе латекса или камеди, используемый для временного покрытия участков работы, которые необходимо защитить от попадания краски.
Средневековая живопись
Строго говоря, сюда входят все произведения, созданные в период с 450 по 1450 год, хотя это понятие можно использовать и в более узком смысле для описания периода 1000–1400 годов.
Медиум (Техника)
Метод, в котором работает художник; масляная живопись, гуашь, пастель, перо и тушь, офорт, коллаж, скульптура и т.д. — всё это разные техники. В другом смысле «медиум» может означать добавку к краскам, например, льняное масло для масляных красок, яичный желток для темперы или камедь для акварели.
Мегилп
(также: магилп) Медиум для масляной живописи XVIII века, смесь льняного масла, мастичного лака и свинцового глёта. Это желеобразное, слегка мутное и желтоватое вещество. Он облегчает работу с красками, но со временем делает красочный слой хрупким и вызывает сильное растрескивание.
Металл
В основном используются медные листы, хотя существуют работы, написанные на алюминии, железе, стали и цинке. Подходящие краски — акриловые, алкидные и масляные. Металлические листы следует обезжирить, а затем загрунтовать. Картины на металле подвержены повреждениям при перепадах температуры и, если листы тонкие, при неосторожном обращении.
Миниатюрная живопись
Маленькая картина, обычно не более 15 см (6 дюймов) в диаметре. Величайшие школы миниатюрной живописи процветали в Англии в XVI и XVII веках. Лидерами были такие мастера, как Николас Хиллиард, семья Оливеров и Джон Хоскинс. Портреты почти всегда помещались в искусно выполненные золотые медальоны. Миниатюры можно писать маслом, акварелью, гуашью и темперой. Самые маленькие кисти (№ 000) изготавливаются из тончайшего соболиного волоса. Хотя Хиллиард писал миниатюрные портреты, которые могли поместиться в кольца, самые маленькие из когда-либо созданных работ принадлежат канадцу Жерару Легаре, который умудряется работать на булавочных головках диаметром от 0,8 до 6,3 мм.
Смешанная техника
Использование двух или более техник в одной картине. Например, пастель и тушь, пастель и акварель, темпера и акварель и т.д.
Современная живопись
Неопределённый термин, который традиционно относится к работам, созданным после 1860 года. Для анализа таких работ, созданных в XIX или XX веках, см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Мозаика
Метод украшения полов, стен и потолков крошечными фрагментами (тессерами) из камня, смальты или керамики, закреплёнными в мастике, гипсе или цементе. Зародился на Крите и в Древней Греции. Самая большая мозаика в мире украшает стены библиотеки Национального автономного университета Мексики. Она покрывает четыре стены, две самые большие из которых имеют площадь 1203 м² (12 949 кв. футов) каждая и изображают доиспанское прошлое. Самая большая мозаика в Британии — римская, она находится в Вудчестере, Глостершир, и датируется примерно 325 г. н.э. Она была раскопана в 1793 году, имеет площадь 14,88 м² и состоит из 1,5 миллиона тессер. В настоящее время она законсервирована под землей.
Многолинейный резец
Инструмент, используемый, в частности, в гравюре на дереве, который позволяет прорезать до пяти или шести параллельных линий за один раз. Его можно использовать для перекрёстной штриховки или создания текстуры.
Монументальная живопись (фрески)
Картины, которые выполняются непосредственно на стене. Техники могут включать фреску (buon и secco), масло, темперу, казеин и акрил. Во всех случаях художник должен убедиться, что стена прочная, а её поверхность правильно подготовлена для выбранной техники. Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, написал самую большую фреску эпохи Возрождения. С помощью своего сына Доменико он создал «Рай» на стене Зала Большого совета во Дворце дожей в Венеции. Её размеры — 22 м в длину и 7 м в высоту, и она содержит более 100 фигур. Самой большой картиной в Великобритании является овальная композиция «Триумф мира и свободы» сэра Джеймса Торнхилла (1676–1734) на потолке Расписного зала в Королевском военно-морском колледже в Гринвиче. Её размеры — 32,3 м на 15,4 м, и на её создание у Торнхилла ушло 20 лет (1707–1727).
Нейл-арт
Форма искусства росписи ногтей.
Беспредметное искусство
Форма абстрактной живописи, которая не содержит образов, отсылок или ассоциаций с миром природы. Также называется конкретным искусством.
Масла
Художники использовали необычайное разнообразие масел в своих попытках достичь идеальной консистенции краски и качества работы. Основным маслом для масляных красок сегодня является льняное, хотя в него могут добавлять маковое масло, чтобы замедлить высыхание. В истории экспериментировали со следующими маслами, иногда с пагубными последствиями для картины: ореховое, подсолнечное, конопляное, сафлоровое, розмариновое, гвоздичное, кедровое, маковое, лавандовое и тунговое.
Масляная живопись
Эта техника не была изобретена внезапно; история, приписывающая её создание братьям Ван Эйк, неверна, хотя они и внесли большой вклад в развитие этого метода. До XV века художники в основном полагались на фреску и темперу — обе эти техники, несмотря на их достоинства, не позволяли достичь такой глубины и сияния цвета. Такие художники, как Пьеро делла Франческа (ок. 1410/20–1492), Филиппо Липпи (ок. 1406–1469) и особенно Антонелло да Мессина (1430–1479), экспериментировали, добавляя масло и лак в яичную темперу для получения более яркой и насыщенной палитры. Сегодня краски в основном изготавливаются на льняном масле. Основой может служить холст, древесноволокнистая плита, деревянные панели или подготовленная бумага. Кисти в основном из свиной щетины, так как они достаточно упруги для работы с густыми красками; для нанесения красок также используются мастихины. Технически работа всегда начинается с тонкого подмалёвка, а затем, при желании, завершается более густыми слоями. Для создания особых переходов и фактур можно использовать пастозные мазки (импасто) и лессировки. После завершения и полного высыхания — процесса, который может занять до года и более, — картину можно покрыть смоляным или восковым лаком. См. также: Ирландские художники-маслописцы.
Аутсайдерская живопись
Подкатегория искусства аутсайдеров; работы художников, находящихся за пределами основной культуры.
Кисти
Первые известные образцы, вероятно, использовались в Египте и представляли собой пучки тонкого тростника, привязанные к ручке; в Британском музее хранится одна такая кисть, датируемая примерно 1900 г. до н.э. С тех пор в ход шли самые разные виды волоса и щетины. Кроме попыток использовать человеческий волос, были испробованы волосы по крайней мере следующих животных: лошади, коровы, быка, соболя, колонка, ласки, белки, скунса, циветты, пищухи, барсука, пони, козы, медведя. Использовалась свиная щетина из Китая, Индии, Польши, Франции и с Балкан. Даже китовый ус синих, финских, сейваловых и горбатых китов шёл в дело. Также применяются растительные волокна агавы, юкки, сизаля, пальмы и гикори. В целом, кисти из волоса предназначены для акварели, гуаши, миниатюр, туши и темперы, а кисти из щетины — для масляных и акриловых красок. Формы кистей могут быть следующими: круглая, плоская, «кошачий язык» (филберт), шрифтовая (риггер), веерная и флейц. В XVIII веке маленькие кисти из соболя или другого волоса, обычно закреплённые в гусиных перьях, называли «карандашами».
Техники живописи
См: Как понимать живопись.
Художники
Список лучших европейских художников (ок. 1300–1815) см: Старые мастера: Биографии.
Жанры живописи
Категории картин, включающие: исторический жанр, портрет, бытовой жанр, пейзаж и натюрморт.
Мастихин, шпатель
Оба инструмента сделаны из тонкой, гибкой закалённой стали. Шпатель (нож для палитры) имеет прямую ручку и предназначен для смешивания красок на палитре или для её очистки. Мастихин (нож для живописи) имеет изогнутую ручку, чтобы пальцы не касались окрашиваемой поверхности; они бывают разной формы — от маленьких лопаточек до длинных и узких.
Палитра
Необходимый для живописи цветом инструмент. Термин «палитра» означает: (1) Поверхность, на которой художник смешивает краски. Это может быть традиционная деревянная палитра прямоугольной или овальной формы, а также стационарная студийная палитра. Художники также используют металлические и керамические палитры, столы со стеклянной столешницей, а для работы на пленэре существуют одноразовые блоки из жиронепроницаемой бумаги. (2) Набор красок, которые использует художник. В целом, старые мастера использовали меньше красок, чем художники нашего времени. Отчасти это объясняется тем, что химики предоставили современному художнику гораздо больший выбор; но также мастера эпохи Возрождения и их современники обычно использовали продуманную систему подмалёвка, которая расширяла возможности верхних слоёв пигментов. См. Советы по смешиванию цветов.
Живопись на досках
Популярная основа до появления холста в XV веке. Одним из главных преимуществ деревянных панелей была их очень гладкая поверхность, что делало их идеальными для проработки мелких деталей.
Пантограф
Инструмент для уменьшения или увеличения рисунков, использующий простую систему рычагов; известен с XVII века.
Бумага
Материал, получаемый из древесной массы, тряпья или других волокнистых материалов. Считается, что искусство изготовления бумаги зародилось в Китае при Цай Луне около 105 г. н.э. Вероятно, изобретение было перенесено с Дальнего Востока в Тёмные века. В Европе бумага впервые появилась в Испании и Италии в XII веке.
Разнообразие художественных техник потребовало создания множества видов бумаги. В целом их можно разделить на две категории: из древесной целлюлозы и из тряпья. Первая обычно используется в учебных целях или для эскизов. Бумага из тряпья производится из качественного хлопкового или льняного сырья и имеет три типа поверхности: «горячего прессования» (гладкая, слегка блестящая), «холодного прессования» (матовая) и «торшон» (грубая, с крупнозернистой текстурой). Бумага бывает не только белой, но и самых разных оттенков — от чёрного до кремового и серого. Художники, работающие пастелью, часто выбирают цветную бумагу. Существуют также бумаги с особой текстурой, такие как «Энгр» или «Ходжкинсон». Бумага для печати может быть изготовлена из шелковицы, а в некоторых восточных видах используется трава и тростник. Бумага подходит для всех техник, кроме масляной и алкидной живописи; для них требуется предварительная проклейка и грунтовка. Ганс Гольбейн был художником, который использовал подготовленную бумагу для предварительных набросков маслом.
Папирус
Вид бумаги, изготавливаемый древними египтянами из тростника Cyperus papyrus. Полоски тростника укладывали друг на друга, смачивали водой, отбивали, а затем высушивали на солнце.
Пергамент
Обработанные шкуры животных (овец, свиней, коз). Для изготовления пергамента шкуры очищали, обрабатывали известью для удаления шерсти и шлифовали. Для высшего сорта пергамента (веллум) предпочитали шкуры молодых телят или нерождённых ягнят. Плиний Старший утверждает, что пергамент был изобретён Эвменом II (197–159 гг. до н.э.) из Пергама. Он оставался основным материалом для письма до появления бумаги в XII веке.
Пастель
Техника живописи или рисования сухими красящими мелками с минимальным количеством связующего вещества; именно поэтому пастельные работы сохраняют свой яркий и свежий вид практически бесконечно. Главная опасность для них — сотрясение, так как от резкого удара частицы краски могут осыпаться. Пастель состоит из чистого пигмента, смешанного с инертным наполнителем (например, каолином) и небольшим количеством связующего (трагакантовая камедь, казеин или обезжиренное молоко), а затем спрессованного в мелки. Эта техника развилась из рисования мелом. В XVIII веке в ней работали многие французские художники, в том числе Морис Кантен де Латур (1704–1788), Жан-Батист Шарден (1699–1779) и Жан-Этьен Лиотар (1702–1789). Позже Эдгар Дега (1834–1917) в полной мере использовал возможности пастели в своих знаменитых сценах из балетной жизни. Пастелью следует работать на бумаге с шероховатой поверхностью («зубцом»), которая удерживает частицы пигмента. Растушёвывать пастель можно кистью, кончиком пальца или тортильоном. Закрепление пастели вызывает споры, так как фиксатив может изменить тона и оттенки. См. также Рисунки пастелью.
Перо
Первоначально для письма и рисования использовались птичьи перья (гусиные, лебединые, индюшачьи), которые оставались основным инструментом для работы тушью до XIX века. Святой Исидор Севильский упоминает о перьевой ручке ещё в VII веке. В 1809 году Джозеф Брама запатентовал машину для нарезки перьев на отдельные наконечники. В 1822 году был запатентован метод изготовления перьев из рога и панциря черепахи с наконечниками из алмаза или рубина. Стальные перья различных типов начали появляться в конце XVIII века и к середине XIX века вытеснили птичьи. Самый ранний образец металлического пера был найден в Помпеях и сейчас находится в музее Неаполя. Многие восточные художники до сих пор используют перья, вырезанные из тонкого бамбука. См. также Рисунки пером и тушью.
Карандаш (см…. Кисти)
Графитовые карандаши в деревянной оболочке появились в конце XVII века в Англии. На континенте их называли «английскими карандашами» (crayons d’Angleterre). Именно французский изобретатель Никола Жак Конте (1755–1805) разработал процесс смешивания глины с графитом для получения карандашей разной твёрдости. См. Карандашные рисунки.
Пентименто
Проявление первоначального рисунка или изображения, которое было закрашено; это явление особенно характерно для масляной живописи. Оно вызвано тем, что со временем верхний слой краски становится более прозрачным. Некоторые картины голландского художника XVII века Питера де Хоха подвержены этому явлению: сквозь платья женщин и мебель могут проступать, как призраки, чёрно-белые плитки пола или скрытые фигуры.
Пиктограммы
Доисторические изображения и символы, созданные для выражения и передачи идей или информации.
Пигмент
Подробнее о красках, лаках и других красящих веществах для художников см.: Цветные пигменты: история, виды.
Этюд (Pochade)
Быстрый, грубый набросок пейзажа, выполненный на пленэре; обычно он служит подготовительным материалом для более крупной и законченной картины.
Портретное искусство
Индивидуальные, групповые портреты или автопортреты. См. также: Лучшие художники-портретисты.
Квадратура
Техника иллюзионистской живописи, обычно в потолочных фресках, которая создаёт впечатление, будто архитектурное пространство комнаты расширяется в воображаемый мир. Эту технику практиковали Андреа Мантенья, Корреджо, Пьетро да Кортона и Андреа Поццо.
Кватроченто
Итальянское название XV века. Обычно используется в контексте изобразительного искусства в Италии периода 1400–1500 годов.
Религиозная живопись
Термин, обычно используемый в узком смысле для обозначения христианских икон, фресок, алтарных образов и иллюминированных рукописей.
Наскальное искусство
Включает наскальную живопись и другие пиктограммы каменного века.
Качалка (рокер)
Широкий инструмент с зазубренным полукруглым лезвием, который используется для зернения пластины в технике меццо-тинто. Название получил из-за раскачивающегося движения при работе.
Рулетка
Инструмент в виде мелкозубчатого колёсика на ручке, который может использоваться для работы по металлической пластине. Второе применение — для переноса большого рисунка (картона) на стену, холст или панель. Рулеткой проводят по основным линиям на картоне, создавая ряд крошечных отверстий. Затем картон прикладывают к поверхности, и по линиям проходятся мешочком с порошкообразным углём или графитом.
Живопись песком
(также: песочная мозаика, земляная живопись) Своеобразный метод живописного выражения, впервые применённый индейцами Северной Америки, особенно навахо. Картины часто достигают 6 метров в диаметре. Их создают на земле: песок рассыпают слоем около 13 мм, разравнивают, а затем на эту поверхность насыпают разноцветные пески, формируя символические узоры, которые часто используются в магических и религиозных обрядах. Рисование песком также встречается в Тибете, Японии и у австралийских аборигенов.
Скребок (скорпер)
Твёрдый металлический инструмент с квадратным или закруглённым концом, используемый для удаления материала с непропечатываемых участков в гравюре на дереве.
Шабёр (скребок)
Инструмент для офорта и гравюры, треугольный в сечении, который используется для удаления заусенцев или неровностей, а также для ослабления тона на определённых участках.
Скретчборд
Картон, покрытый слоем гипса, белой глины или мела, смешанного с клеем. Поверхность может быть белой или покрытой чёрной тушью. Появился в XIX веке. Художник может процарапывать изображение, имитируя гравюру, а также добавлять штрихи пером и тушью. В основном используется в коммерческой графике.
Прописка (скумблинг)
Нанесение полупрозрачного или непрозрачного слоя краски поверх другого участка в масляной живописи, не перекрывая его полностью.
Сфумато
Происходит от итальянского слова sfumato, означающего «затуманенный», «дымчатый». Это тончайшая, хорошо контролируемая градация тона, создающая мягкий, туманный эффект. Леонардо да Винчи наиболее эффективно использовал этот приём в работе над «Моной Лизой».
Сграффито
Техника процарапывания верхнего слоя краски для обнажения нижнего слоя другого цвета, грунта или основы. Термин был введён в употребление Отто фон Фальке в 1507 году.
Сиккатив
Вещество, добавляемое в масляные краски для значительного ускорения их высыхания. Действует быстрее, чем осушители, и предназначен для ускорения высыхания отдельных красок, а не для выравнивания скорости высыхания всей палитры.
Силуэт
Небольшое изображение, часто профиль головы, целая фигура или простая сцена, выполненные сплошным тёмным пятном на светлом фоне. Название произошло от фамилии Этьена де Силуэта (1709–1767), непопулярного французского министра финансов, чья крайняя скупость дала имя этому экономному художественному приёму.
Синопия
Красно-коричневый мел, используемый для создания подготовительного рисунка для фресок.
Паутина
Некоторые художники выбирают для работы необычные материалы, часто не задумываясь об их долговечности. Один из самых странных примеров находится в Честерском соборе в Англии — это небольшая религиозная картина, написанная на ткани, сотканной из паутины.
Стереохромия
(также: живопись жидким стеклом) Метод, введённый Иоганном Непомуком фон Фуксом в 1825 году. Жидкое стекло используется в качестве связующего для красок, а затем наносится в качестве защитного покрытия.
Натюрморт
Композиция из неодушевлённых предметов, таких как кухонная утварь, еда, цветы, растения и чучела животных. См. также: Лучшие художники-натюрмортисты.
Пуантель
Нанесение маленьких точек или мазков цвета кончиком кисти, которую часто держат под прямым углом к основе. Уильям Холман Хант был одним из тех, кто экспериментировал с этой манерой, как и Жорж Сёра, работавший в стиле пуантилизма.
Подрамник
Деревянная рама, на которую натягивают холст для живописи. Углы рамы скошены, чтобы в них можно было вбить клинья для регулировки натяжения холста.
Щипцы для натяжки холста
Мощные щипцы с широкими губками для захвата холста при его натяжении на подрамник. Они помогают обеспечить равномерное натяжение при закреплении холста.
Тапа
Полинезийское слово, означающее ткань из коры. Её изготавливают из внутренней коры различных деревьев, включая хлебное дерево, инжир и шелковицу, сбивая волокна вместе. Мастерами по изготовлению тапы являются коренные жители Океании, хотя её также производят в Южной Америке, Индонезии и тропической Африке. Тапу расписывают, но чаще украшают с помощью блочной печати.
Темпера
В широком смысле этот термин означает использование пигментов, смешанных с такими связующими, как яичный белок, целое яйцо, яичный желток, казеин, животный клей или желатин. В узком смысле это означает настоящую яичную темперу, в которой используется только яичный желток. Это одна из самых долговечных техник, доступных художнику.
Тенебризм
Техника живописи эпохи барокко, применявшаяся Караваджо, Риберой, Жоржем де Латуром и другими художниками для драматического выделения светом определённых участков картины на тёмном фоне.
Текстиль
Ткани, которые использовались и используются для живописи, включают: льняной и хлопковый холст, батист, шёлк, мешковину, парусину и синтетику. Все они требуют определённой подготовки и грунтовки. Как правило, для этого ткань проклеивают, а затем грунтуют масляным, клеевым или акриловым грунтом. Точно неизвестно, почему художники эпохи Возрождения начали отказываться от деревянных панелей в пользу холста. Возможно, эта тенденция началась с росписи знамён и так называемых «фламандских тканей», заменявших гобелены. Некоторые из египетских фаюмских портретов были выполнены на холсте, а затем наклеены на доску (метод маруфляж). Следы ранней живописи на холсте были найдены в доколумбовом искусстве Южной Америки. Теофил упоминает об использовании холста, а Плиний Старший пишет, что император Нерон заказал свой портрет высотой 120 футов (36,57 м), который должен был быть написан на холсте.
Тондо
Картина, панель, рельеф или натянутый холст круглой формы (от лат. rotundus — круглый).
Тортильон (растушка)
Палочка из скрученной промокательной или другой мягкой бумаги, которая используется для растушёвки пастели, мела или угля. Также может использоваться для удаления излишков влаги с небольших участков в акварели.
Трагакант
Связующее вещество из растения астрагал, используемое в акварельных красках и пастели.
Треченто
Итальянское название XIV века. Обычно используется в связи с изобразительным искусством в Италии периода 1300–1400 годов.
Trompe-l’œil (обманка)
Иллюзионистическая живопись, создающая обманчивое впечатление реальности. См. также Квадратура и Оп-арт.
Подводная живопись
Техника, разработанная Антонио де ла Хаво в 1977 году для работы под водой. Он смешивает краски с маслом, глицерином и воском и пишет на панелях, покрытых водонепроницаемой плёнкой. В костюме аквалангиста он работает на глубине до 30 м (100 футов) в течение 20 минут. Затем эскизы завершаются на поверхности.
Ценность картин
Список самых ценных картин см.: Самые дорогие картины: Топ-10 и Самые дорогие картины: Топ-20.
Лаки
Защитные покрытия для картин, написанных маслом, темперой, акрилом, алкидом, гуашью и акварелью. Лаки могут быть изготовлены из натуральных или синтетических смол, с добавлением натуральных или синтетических восков для придания матовости или желаемого блеска. Хороший лак должен довольно быстро сохнуть, быть эластичным, устойчивым к растрескиванию, побелению и пожелтению. Лаки на основе натуральных смол, которые использовались веками, включают мастику, копал и даммар. В целом, современные лаки на основе синтетических смол превосходят натуральные, так как не создают нежелательных оптических эффектов и более стабильны. Пресловутый «галерейный лак», любимый торговцами XIX века, представлял собой тёмно-коричневый копаловый лак, который придавал картине вид «старины и респектабельности», но в то же время делал её почти неузнаваемой. Джон Констебл был одним из тех, кто пострадал от любителей покрывать картины этой «патокой».
Венецианская живопись
Лирический, колористический стиль, заложенный Джованни Беллини и развитый Джорджоне, Тицианом, Веронезе и Тинторетто. Его ярким примером являются великолепные венецианские алтари XVI века. О влиянии художников Венеции см.: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Стены
Картина, выполненная непосредственно на стене или потолке, называется монументальной росписью или фреской. Поверхность стены должна быть тщательно подготовлена, чтобы обеспечить максимальное сцепление красок. Для фресковой живописи это подразумевает нанесение специальной штукатурки. Для масляной живописи стену необходимо тщательно изолировать, а затем покрыть свинцовой грунтовкой. Для акриловых красок поверхность следует обработать акриловым медиумом с водой для закрепления штукатурки. Большие картины маслом на холсте иногда наклеиваются на стену (маруфляж) с помощью различных клеёв; традиционным является состав из свинцовых белил и масла, иногда с добавлением даммарного лака для увеличения липкости. Используются и современные синтетические клеи, хотя их недостатком может быть необратимость, что затруднит перемещение картины в будущем.
Заливка (отмывка)
Нанесение разбавленной акварели на основу. Бумага на планшете должна быть наклонена под углом около десяти градусов. Большое количество краски смешивается в ёмкости, и используется большая кисть. Начинать следует сверху, проводя горизонтальные мазки и лишь слегка касаясь бумаги. Пока краска ещё влажная, её можно осветлить или промокнуть сухой кистью, промокательной бумагой или куском ткани.
Акварельная живопись
В строгом смысле, это работа только прозрачными красками на белой бумаге, где смешение цветов достигается путём наложения одного слоя на другой; например, жёлтый поверх синего даёт зелёный. Как и термин «темпера», «акварель» в широком смысле включает гуашь, плакатные краски и дизайнерские краски. Если бумага является основой для акварели или смежных техник, её всегда следует натягивать на планшет, чтобы предотвратить коробление при работе с большим количеством воды.
Смачиватель
Жидкость, добавляемая в небольших количествах в акварель для уменьшения поверхностного натяжения и, таким образом, улучшения текучести красок. Традиционным средством была бычья желчь, но сейчас существуют синтетические препараты, схожие по действию с моющими средствами.
Деревянные панели
До XV века и появления холста почти все переносные картины в Европе выполнялись на деревянных панелях. Фламандские и французские художники предпочитали дуб, итальянцы — белый тополь, немцы — сосну. Но использовались и другие породы дерева, включая бук, кедр, каштан, пихту, лиственницу, липу, красное дерево, оливу и грецкий орех. Большие панели изготавливались из нескольких досок, скреплённых не только клеем, но и шпонками или обрешёткой с обратной стороны. Все панели требуют грунтовки (см. гессо) и изоляции, если на них предполагается работать маслом. Темперу можно наносить прямо на грунт. Интересный факт об экономии ранних художников: во время реставрации картин, пострадавших от наводнения во Флоренции, были обнаружены свидетельства того, что некоторые панели были сделаны из досок, уже изъеденных древоточцем на момент написания картин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?