«Сатурн, пожирающий своего сына», Гойя, анализ читать ~4 мин.
В 1819 году Франсиско Гойя приобрёл двухэтажный дом недалеко от Мадрида, известный как «Дом глухого» (Quinta del Sordo). Название закрепилось за усадьбой ещё до покупки её художником, который к тому времени оглох после тяжёлой болезни. На стенах этого дома Гойя создал 14 мрачных и загадочных росписей, самая известная из которых — «Сатурн, пожирающий своего сына».

Название: «Сатурн, пожирающий своего сына» (исп. Saturno devorando a su hijo), 1819–1823
Художник: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes; 1746–1828)
Материал: Настенная живопись (масло по штукатурке), перенесённая на холст
Жанр: Мифологическая живопись
Направление: Романтизм
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Описание
Франсиско Гойя-и-Лусьентес — ключевая фигура в испанской живописи на рубеже XVIII – XIX веков. Продолжая традиции великих старых мастеров испанского барокко, таких как Эль Греко, Хусепе де Рибера, Сурбаран и Веласкес, Гойя творил в переломную эпоху. Французская революция и последующая Пиренейская война (1807–1814), вызванная вторжением Наполеона в Испанию, ознаменовали конец прежнего миропорядка.
Внутренняя обстановка в Испании также была напряжённой: абсолютная монархия опиралась на консервативные силы католической церкви, где всё ещё сохраняла влияние инквизиция. Личные невзгоды, включая глухоту, поразившую художника в 46 лет, и приступы депрессии, усугубляли мрачное восприятие действительности. Это нашло отражение в его «личном» творчестве, отмеченном чертами тёмного романтизма.
К этому периоду относятся несколько знаковых серий работ: картины на жести «Фантазия и вымысел» (1793), серия офортов «Капричос» (1797–1799), гравюры «Бедствия войны» (1810–1820) и, наконец, настенные росписи, известные как «Мрачные картины» (1819–1823). Эти произведения резко контрастировали с официальными заказами — портретами и религиозными полотнами для королевского двора и аристократии.
«Сатурн, пожирающий своего сына» — одна из четырнадцати «Мрачных картин». Эти росписи Гойя создал маслом прямо на оштукатуренных стенах своего дома Quinta del Sordo. Постепенно он покрыл стены тревожными и жестокими образами, которые, вероятно, отражали его душевное состояние: паранойю, депрессию и страх смерти. Сам художник не давал названий этим работам и не оставил письменных свидетельств о них.
Названия были присвоены картинам уже после смерти Гойи на основе их сюжетов. Росписи оставались в доме около 50 лет. Лишь в 1874 году, по инициативе банкира барона Эмиля д’Эрлангера, их с большим трудом перенесли на холсты для сохранения и последующей передачи в музей Прадо.
Анализ сюжета и композиции
Сюжет картины отсылает к древнегреческому мифу о титане Кроносе (в римской мифологии — Сатурн). Согласно предсказанию, он должен был быть свергнут собственным сыном. Опасаясь этого, Кронос пожирал своих детей сразу после рождения. Его жена Рея спасла шестого ребёнка, Зевса (Юпитера), который, повзрослев, исполнил пророчество. Сюжет был популярен в искусстве, его также изображал Питер Пауль Рубенс, однако работа Гойи отличается беспрецедентной экспрессией и жестокостью.
Гойя изображает обезумевшего монстра, охваченного первобытным ужасом. Грубое обнажённое тело, всклокоченные волосы, безумный, широко раскрытый взгляд — всё это передаёт состояние неконтролируемой ярости. Сатурн буквально вгрызается в плоть ребёнка, чья голова и правая рука уже съедены. Пальцы титана так сильно впиваются в спину жертвы, что из-под них проступает кровь. Тёмный фон усиливает ощущение безысходности и погружает сцену в пространство ночного кошмара.
Картина оставляет много вопросов. Искусствоведы отмечают, что тело жертвы имеет женские черты, а не детские пропорции. Это породило множество интерпретаций: является ли работа аллегорией Испании, пожирающей своих детей, или символом беспощадной революции? Сам Гойя не оставил ключа к разгадке. В 1824 году он вместе со своей спутницей Леокадией Вайс переехал в Бордо, где и скончался спустя четыре года.
Другие известные испанские картины
Менины (1656) — групповой портрет Диего Веласкеса. Музей Прадо, Мадрид.
Третье мая 1808 года (1814) — историческая картина Франсиско Гойи. Музей Прадо, Мадрид.
Колосс (1808–1812) — мифологическая картина, приписываемая Франсиско Гойе. Музей Прадо, Мадрид.
Авиньонские девицы (1907) — картина Пабло Пикассо в стиле протокубизма. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.
Герника (1937) — картина Пабло Пикассо. Центр искусств королевы Софии, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) — кубистский портрет Пабло Пикассо. Галерея Тейт, Лондон.
Анализ живописи
Подробнее об анализе картин художников-романтиков, таких как Франсиско де Гойя, читайте в статье: Как ценить картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?