«Сатурн, пожирающий своего сына», Гойя, анализ читать ~5 мин.
В 1819 году художник приобрёл двухэтажный домик под Мадридом, известный как «Дом Глухого». Предыдущий владелец так же, как и Гойя, был глухим (художник потерял слух после тяжёлой болезни и сам чудом остался жив). Прямо на стенах дома Гойя написал 14 очень необычных и зловещих картин, самая жуткая из которых – «Сатурн, пожирающий своего сына».
Название: «Сатурн, пожирающий своего сына» (Saturno Devorando a su hijo) 1819-23
Художник: Франсиско де Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
Материал: Настенная живопись, перенесённая на холст
Жанр: Мифологическая картина
Направление: Романтизм
Находится: Музей Прадо, Мадрид
Описание
Франсиско Гойя-и-Люсьентес был ведущей фигурой испанской живописи в период 1785-1820 годов. Достойный преемник великих старых мастеров в испанском барокко, как Эль Греко (1541-1614), Хусепе Рибера (1591-1652), Сурбаран (1598-1664) и Веласкес (1599-1660), Гойя пережил смутные времена. Французская революция (1789-95), например, нарушила мир 18 века и привела непосредственно к серии континентальных катастроф, включая Войну на полуострове (1808-14), когда армии Наполеона вторглись в Испанию.
Между тем, сама Испания находилась под властью Абсолютной монархии, поддерживаемой средневековой католической церковью, находящейся в тени инквизиции. Кроме того, с 46 лет сам Гойя страдал глубокой глухотой и периодическими приступами депрессии. В результате он превратился – в своей частной картине – в форму тёмного романтизма, что иллюстрируется четырьмя различными наборами произведений искусства: группой небольших картин на олове известной как его серия «Фэнтези и изобретения» (1793 г.); его серия офортов «Каприсы» («Los Caprichos») (1797-99); его серия гравюр «Бедствия войны» (1810-20) и его фрески известные как «Чёрные картины» (1819-23).
Состоящая – в разной степени – из карикатурного искусства в стиле Хогарта, кошмарных фэнтезийных картин и графических изображений звериной жестокости, эта коллекция работ представляет собой мрачную реакцию Гойи на жизнь: в частности, на жестокие и трагические события, происходившие в Испании в 1800-х годах. Однако обратите внимание, что ни одна из этих работ не была предназначена для общественного потребления и все они резко контрастировали с его «официальной» продукцией портретного искусства и религиозных картин для испанского королевского двора и знати.
Сатурн, пожирающий своего сына, одно из самых ужасных и незабываемых образов Гойи, принадлежит к серии так называемых «Чёрных картин». Эти фрески были нарисованы Гойей прямо на гипсовых стенах его фермерского дома (известного как Quinta del Sordo, «Вилла глухого»), расположенная на берегу реки Мансанарес недалеко от Мадрида, которую он купил в качестве последнего убежища в 1819 году. Сначала он украсил стены более возвышенными изображениями, но со временем заменил их набором гораздо более жестоких и тревожных фресок, которые, без сомнения, отражали его растущую депрессию и паранойю, а также страхи по поводу приближающейся смерти. Гойя не писал об этих картинах, не известно, чтобы о них говорил и не пытался назвать их. Имена были выбраны другими людьми спустя годы после его смерти, исходя из предполагаемого содержания и значения каждого произведения. Более того, картины оставались нетронутыми на стенах почти 50 лет: только в 1874 году они были перенесены со стен на холсты.
«Сатурн, пожирающий своего сына» – это историческая картина иллюстрирующая миф о римском боге Сатурне, которого преследовало пророчество о том, что он будет свергнут одним из своих сыновей и съел каждого из них через несколько мгновений после их рождения. В конце концов, его жена спрятала его шестого сына, Юпитера, который должным образом сверг Сатурна, как и предсказывало пророчество. Хотя сюжет якобы вдохновлён более традиционным «Сатурном, пожирающим своего сына» (1636, Прадо, Мадрид) Питера Пауля Рубенса (1577-1640), каннибалистическая свирепость, с которой Сатурн Гойи поедает своего ребёнка, делает его ужасающе уникальным.
По сути, картина представляет собой виртуозную визуализацию бешеного психопата, пойманного во тьме, который не может контролировать своё убийственное поведение. Грубая нагота Сатурна, растрёпанные волосы и борода, широко раскрытые глаза и агрессивные движения – всё указывает на состояние истерического безумия. Он уже оторвал и съел своему ребёнку голову, правую руку и часть левой руки и вот-вот откусит ещё одну левую руку. Он так крепко сжимает мёртвого ребёнка, что его костяшки побелели, а из ладоней сочится кровь. Кроме того, есть свидетельства того, что на исходном изображении – до того, как оно был перенесён на холст, – у бога был частично вертикальный фаллос, что наполняло работу ещё более глубоким ужасом.
Как обычно, некоторые вопросы остаются неясными. Начнём с того, что округлые ягодицы и бедра недоеденной жертвы в руках Сатурна не принадлежат мальчику или мужчине. Поэтому ясно, что он ест одну из своих дочерей. И она не ребёнок, а хорошо развитая молодая женщина. Так что все это значит? Действительно ли это аллегорическая картина и если да, то кого представляет Сатурн? Некоторые искусствоведы полагают, что он может символизировать автократическое испанское государство, пожирающее собственных граждан; другие интерпретируют Сатурн как Французскую революцию или даже Наполеона. Сам Гойя не дал ответа на этот вопрос. В 1823 году вместе со своей молодой домработницей он переехал в Бордо во Франции, где умер пять лет спустя.
Объяснение других испанских картин
Менины (1656 г.) («фрейлины») Диего Веласкеса. Групповой портрет. Музей Прадо, Мадрид.
Третье мая 1808 г. (1814 г.), историческая картина Франсиско Гойи. Музей Прадо, Мадрид.
Колосс (1808-12) (Эль Колосо) – Франсиско Гойя Мифологическая картина. Музей Прадо, Мадрид.
Авиньонские девицы (1907) – картина Пикассо, Протокубиз. Музей современного искусства (MOMA), Нью-Йорк.
Герника (1937) Пикассо. Рейна София, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) Пикассо. Кубистский портрет. Коллекция Тейт, Лондон.
Оценка искусства
Об анализе романтических картин таких художников, как Франсиско де Гойя, см: Как ценить картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?