Три женщины, Фернан Леже:
анализ читать ~6 мин.
Картина «Три женщины», также известная как «Большой обед» («Le Grand Dejeuner»), является одним из самых знаменитых произведений Фернана Леже. На ней изображены три обнажённые женщины, которые пьют чай или кофе в современной квартире.

Название: Три женщины (Le Grand Déjeuner) (1921)
Художник: Фернан Леже (1881–1955)
Материал: Живопись маслом на холсте
Жанр: Жанровая живопись
Движение: Классическое возрождение в современном искусстве
Местонахождение: Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк
Анализ картины
К началу 1920-х годов Фернан Леже утвердился как один из ведущих художников XX века в Париже. Этому способствовал успех его картин «Обнажённая в лесу» (1909–1910), «Контраст форм» (1913), «Солдаты, играющие в карты» (1917) и «Механик» (1920). Наряду с Пикассо и Браком, он стал ключевой фигурой современного искусства во Франции.
С 1910 года главным направлением его творчества было абстрактное искусство, в частности, индивидуальный стиль кубизма, прозванный «тубизмом» за использование цилиндрических форм. Однако работа «Механик» ознаменовала возвращение к классическим формам, и эту тенденцию он развивал в 1920-е годы. Как и в случае с кубизмом, Леже создал собственную версию классицизма, которая сочетала машинную эстетику с монументальностью форм. Это отражало его веру в современную промышленность и идею о том, что искусство и машинный век могут проложить новый путь для французских рабочих.
Тема женской наготы была традиционной для искусства античности, а также для неоклассической живописи и скульптуры конца XVIII – начала XIX веков. Выбор Леже идеально соответствовал идее классического возрождения. Однако тела его натурщиц далеки от канона: они представлены в виде округлых, механистических форм, а их кожа кажется твёрдой и отполированной. Эти машиноподобные черты отражают стремление художника к классической бесстрастности и его веру в утопические идеалы созидания 1920-х годов.
Впервые картина была выставлена на Осеннем Салоне 1921 года. Её приобрёл арт-дилер Леонс Розенберг (1879–1947), но, по-видимому, счёл полотно слишком «суровым», и Леже забрал его. Будучи и сам недоволен результатом, художник переработал картину в 1922 году. Он изменил правую фигуру, написав её в тёмных телесных тонах поверх первоначальной гризайли, а также внёс небольшие изменения в фон и детали интерьера, в основном упростив их. Работа оставалась непроданной до 1925 года и послужила источником вдохновения для нескольких последующих произведений Леже, включая картину «Обнажённая на красном фоне» (1923, Художественный музей Базеля).
По тщательности подготовки, которая заняла у Леже два года, картину «Три женщины» можно сравнить с работой Жоржа Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886, Чикагский институт искусств). В это же время художник создавал и другие, родственные по теме композиции с одной или двумя обнажёнными фигурами.
Существует эскиз 1920 года (Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло), на котором композиция представлена почти в окончательном виде. Также известны две версии маслом меньшего размера под названием «Le Petit Déjeuner». Кроме того, сохранились отдельные рисунки и этюды маслом с изображением женщины с чашкой и двух фигур слева, датированные 1921 годом. Тщательность подготовки свидетельствует о том, что Леже считал эту работу своим «шедевром» и задумывал её как современную «салонную машину». Именно поэтому он решил представить картину на Салоне, а не в галерее своего дилера.
В письмах 1942–1943 годов к Альфреду Барру, который незадолго до этого приобрёл картину для Музея современного искусства, Леже называет «Трёх женщин» «классической» работой, подчёркивая универсальность её сюжета и отсутствие эмоций. Истоки картины лежат в классической традиции французской живописи. В «Письме», опубликованном в журнале Bulletin de l’Effort Moderne в апреле 1924 года, художник сам указал на своих идейных предшественников. Он назвал Ренуара, Жоржа Сёра, Жана Огюста Доминика Энгра и Жака-Луи Давида. В связи с этим «Большой обед» можно сравнить с «Большими купальщицами» Ренуара (Музей Орсе, Париж), «Натурщицами» Сёра (Фонд Барнса, Мерион), «Турецкой баней» Энгра (Лувр) и «Портретом мадам Рекамье» Давида (Лувр).
В том же письме Леже упомянул и других мастеров: Эжена Делакруа, братьев Ленен, Поля Сезанна, Николя Пуссена и Жана Фуке. Иконографические и стилистические параллели можно провести с такими работами, как «Алжирские женщины» Делакруа (Лувр), «Крестьянская семья в интерьере» братьев Ленен (Лувр), поздние «Купальщицы» Сезанна, «Елеазар и Ревекка у колодца» Пуссена (Лувр) и «Мадонна с младенцем и ангелами» Фуке (Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Хотя Леже не упоминает Эдуарда Мане, его «Олимпия» и «Завтрак на траве» (обе — Музей Орсе) являются очевидными предшественниками картины.
Несмотря на многочисленные отсылки к прошлому, «Большой обед» — это подлинно гуманистическое произведение. Оно представляет собой идеализированный образ всеобщего мира, гармонии и красоты. Картина выражает надежды Леже на совершенствование человечества и его веру в цивилизующую миссию искусства. В этом отношении работу следует рассматривать в контексте «оживлённых пейзажей», которые художник писал в тот же период и которые несли схожий утопический посыл.
При этом все детали картины подчёркнуто современны, но в то же время классичны и вневременны. Женщины пьют чай и читают в интерьере, оформленном в духе функционального послевоенного стиля, который продвигал архитектор Ле Корбюзье. Фигуры выглядят так, словно собраны из стандартных, изготовленных на станке деталей. В картине заметно влияние синтетического кубизма с его плоскими цветовыми плоскостями и геометрией. Цветовая палитра и чёткие линии перекликаются с абстрактными работами Пита Мондриана, создателя неопластицизма, который в то время также жил в Париже.
Полотно также свидетельствует о симпатии художника к идеям пуризма, которые развивал Амеде Озанфан. Пуристы призывали к возрождению классической эстетики как символа обновлённой социальной гармонии. Но если Пикассо порой стилизовал свои работы под античность, отказываясь от внешних атрибутов модернизма, то Леже так не поступал. В его творчестве нет мифологизации, нет пронзительной и тревожной ностальгии, свойственной Пикассо. Именно это отсутствие моральных сомнений побудило критика Вальдемара Жоржа назвать искусство Леже «здоровым» и «очищающим». Примером другой работы Леже в этом стиле служит картина «Две сестры» (1935, Берлинская картинная галерея).
Послевоенное классическое возрождение
Классическое движение «Призыв к порядку», распространившееся во Франции и Италии после Первой мировой войны, отражало общую потребность вернуться к вечным идеалам античности после пережитых потрясений.
Этот призыв, ставший противовесом нигилизму дадаизма, был подхвачен многими художниками. В начале 1920-х годов они отошли от довоенных экспериментов и обратились к классической традиции. Одним из них был коллега Леже по кубизму — Пабло Пикассо. Среди его известных неоклассических работ того периода — «Сидящая женщина» (1920), «Большая купальщица» (1921), «Женщины, бегущие по пляжу» (1922) и «Женщина в белом» (1923).
Для сравнения можно привести модернистские работы Джорджо де Кирико, в которых также используются классические мотивы. Примерами могут служить «Тайна и меланхолия улицы» (1914, частная коллекция), «Неопределённость поэта» (1913, Галерея Тейт, Лондон) и «Песнь любви» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Интерпретации других картин XIX и XX веков представлены в разделе: Анализ современной живописи (1800–2000).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА
Для анализа картин современных художников, таких как Фернан Леже, см. статью: Как понимать живопись.
- Две сестры, Фернан Леже: анализ
- Сюрреализм
- Премьера спектакля «Отцы и сыновья» на сцене театра им. Маяковского
- Выставочный проект «МатриархАRT»
- Специалисты итальянского Института Ядерной Физики разрешили загадку картины, приписываемой Леже
- Парижский картинный вор предполагает, что выбросил похищенное в чан с мусором
- Ватикан признал, что картина «Мученичество Святого Лаврентия» не принадлежит кисти Караваджо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?