«Две сестры», Фернан Леже:
анализ читать ~3 мин.
«Две сестры» — одна из самых известных работ Фернана Леже, созданных в неоклассическом стиле. Это произведение является ярким примером живописи XX века, отражающим тенденцию «возвращения к порядку» в европейском искусстве.
Название: Две сестры (1935)
Художник: Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Léger; 1881–1955)
Материал: Масло, холст
Жанр: Фигуративная живопись
Стиль: Неоклассицизм
Находится: Новая национальная галерея, Берлин (часть Государственных музеев Берлина)
Описание
В первые десятилетия XX века Фернан Леже, наряду с Анри Матиссом, Жоржем Браком, Робером Делоне и Марселем Дюшаном, вошёл в число ведущих мастеров французской живописи. Он обрёл известность в 1910-х годах, разработав собственную версию кубизма, названную критиками «тубизмом» за изображение объёмов в виде цилиндрических форм. Примерами этого стиля служат «Обнажённые в лесу» (1909–1910) и «Солдаты, играющие в карты» (1917).
После ранения на фронте и комиссования в 1917 году Леже соединил чувство фронтового товарищества с верой в эстетическую силу «машины», что отразилось в картине «Механик». Вскоре он откликнулся на «возвращение к порядку» — общеевропейское движение классического возрождения в современном искусстве, отвергавшее радикализм авангарда. В этот период он создал серию монументальных фигуративных картин, включая «Три женщины (Le Grand Déjeuner)» (1921) и «Обнажённая на красном фоне» (1923). «Две сестры» также принадлежат к этой традиции, хотя органические формы свидетельствуют о более раскрепощённом стиле Леже 1930-х годов.
Композиция картины схожа с работой «Обнажённая на красном фоне»: два мощно смоделированных тела серого цвета, объединённых общим контуром, контрастируют с плоским цветным фоном. Однако настроение здесь нежнее и лиричнее, а эффект — менее иератичный и строгий. Этого удалось достичь благодаря отказу от строго фронтального ракурса и использованию свободной, органичной линии. Она плавно очерчивает плечи и бёдра, ускоряется в завитках волос и легко пробегает по пальцам.
Цветущая ветвь символична: девушки подобны нимфам на лугу, что сближает их со скульптурой «Три нимфы» (1930–1938) Аристида Майоля. Их присутствие говорит о мире и изобилии. На фоне сияющего жёлтого цвета «стальные» тела кажутся почти видением.
Натурализм, проявившийся в «Двух сёстрах» и других работах Леже начала 1930-х, начал развиваться в его творчестве с 1927 года. Тогда художник стал вводить в свои композиции органические формы и элементы натюрморта, которые начали вытеснять механистические объекты его раннего периода. В том же направлении двигалось творчество его друзей, Ле Корбюзье и Амеде Озанфана, которые также отошли от строгих канонов пуризма к фигуративности.
Объяснение других картин современного классицизма
Сезанн
Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (1900)
Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Пикассо
Сидящая женщина (1920)
Музей Пикассо, Париж.
Две женщины, бегущие по пляжу (Гонка) (1922)
Музей Пикассо, Париж.
Карло Карра
Пьяный джентльмен (1916)
Частная коллекция.
Джорджо де Кирико
Песнь любви (1914)
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Тайна и меланхолия улицы (1914)
Частное собрание.
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Для анализа работ художников-кубистов, таких как Фернан Леже, см.:
Как ценить живопись.
- Три женщины, Фернан Леже: анализ
- Юбилейная выставка Марины Лейзгольд «LOOK AROUND»
- Игорь Дрёмин: Марина Лейзгольд «LOOK AROUND»
- Французский механик приобрёл давно потерянную картину Ренуара за 700 евро
- «Фрикономика: Экономист-хулиган и журналист-сорвиголова исследуют скрытые причины всего на свете» Стивена Левитта и Стивена Дабнера, краткое содержание
- Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла
- Прикладное искусство: определение
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?