Две сестры, Фернан Леже: анализ читать ~3 мин.
Две сестры – Фернан Леже.
Одна из самых известных
картин художника ХХ века в
жанре неоклассицизма.
Имя: Две сестры (1935)
Художник: Фернан Леже (1881-1955)
Материал: Масло на холсте
Жанр: Фигурная живопись
Стиль: Классицизм
Находится: Gemaldegalerie SMPK, Берлин
Описание
Фернан Леже, наряду с Матиссом (1869-1954), Жоржем Браком (1882-1963), Робером Делоне (1885-1941) и Марселем Дюшаном (1887-1968) является одним из ведущих авторов французской живописи в первые годы ее существования в 20 веке. Он сделал себе имя в абстрактном искусстве в 1910-х годах, когда разработал свою собственную форму кубизма известную как «тубизм», примером которой являются такие работы, как «Обнаженные в лесу» (1909-10, Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло), Контраст форм (1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) и Солдаты играющие в карты (1917, Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло). Оказавшись инвалидом после войны в 1917 году, он объединил свои чувства товарищества со своими собратьями с твердой верой в силу «машины», эстетику которой иллюстрирует Механик (Национальная галерея Канады). Вскоре после этого он откликнулся на «Призыв к порядку» – классическое возрождение в современном искусстве – серией образных картин, в том числе: «Три женщины» (Le Grand Dejeuner) (1921, MOMA, Нью-Йорк) и «Обнаженная натура на красном фоне» (1923, Художественный музей, Базель). «Две сестры» также принадлежат к классицистской традиции, хотя – как показывают ее органические формы – написаны в более расслабленном стиле Леже 1930-х годов.
Формула, которую использует здесь Леже, аналогична формуле «Обнаженные на красном фоне» (1923) – два мощно смоделированных тела серого цвета, соединенных общим контуром и вырисовывающихся на фоне плоской цветной земли. Но настроение намного нежнее и лиричнее, а эффект гораздо менее иератический и суровый, чем у более ранней работы. Различия являются результатом отказа Леже от строго фронтальной точки зрения и использования им свободной органической линии, которая следует ритмическому курсу, подчиняющемуся законам природы – тяжеловесно проходит по плечам и бедрам, быстрее по завиткам волос и быстро по пальцам рук и ног. Цветущая ветвь символична: девушки подобны нимфам на лугу – сравнимы с скульптурой «Три нимфы» (1930-38, Tate Collection, Лондон) Аристид Майоль – и их доброжелательное присутствие говорит о мире и достатке. Желтая земля ярко сияет и на фоне нее стальные тела принимают вид видения.
Натурализм из двух сестер и других картин Леже начала 1930-х годов, относящихся к современному искусству, начинает постепенно уходить с 1927 года, когда в органические формы его ранних «анимированных пейзажей» он начал вводить натюрморты, которые соперничают за первенство с механистическими, геометрическими объектами, на которых он до сих пор сосредотачивался. Параллельно с этим изменением работали несколько его друзей, в том числе Амеди Озенфант (1886-1966) и Ле Корбюзье (1887-1965), которые отказались от строгих формальных ограничений пуристской живописи в тот же период и обратились к фигуративным предметам.
Объяснение других картин современного классицизма
Сезанн
Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (1900)
Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Пикассо
Сидящая женщина (1920)
Музей Пикассо, Париж.
Две женщины, бегущие по пляжу (Гонка) (1922) Пикассо,
Музей Пикассо, Париж.
Карло Карра
Пьяный джентльмен (1916)
Частная коллекция.
Джорджо де Кирико
Песня о любви (1914)
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Тайна и меланхолия улицы (1914)
Частное собрание.
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Для анализа работ художников-кубистов, таких же как Фернан Леже, см:
Как Ценить Картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?