Фотографы XIX века читать ~28 мин.
Современная художественная фотография во многом обязана фотографам, учёным, изобретателям и другим деятелям искусства XIX века, которые стали первопроходцами в создании тех процессов, из которых выросла современная фотография. Эти люди внесли огромный вклад в изобразительное искусство — не в последнюю очередь благодаря влиянию фотографии на импрессионизм и пленэрную живопись, — а также в историю фотографии. Кроме того, их изобретения привели к появлению новых форм искусства, таких как анимация и кинематограф.
Ниже приводится список наиболее известных фотографов и фотографических фирм XIX века, имена которых на слуху у коллекционеров и дилеров.
Здесь представлен краткий список величайших фотографов XIX века.
Антуан Самюэль Адам-Саломон (1811-1881)
Уроженец Франции, Адам-Саломон начал свою карьеру как скульптор и перенёс в фотографию свои художественные таланты, по мнению некоторых — даже избыточно. Будучи приверженцем эффектных драпировок, бокового освещения и ретуши, он сотрудничал с Каржа, Надаром и другими мастерами при работе над семитомным изданием «Современная галерея», опубликованным во Франции в 1850-х годах.
Роберт Адамсон (1821-1848)
Имя Роберта Адамсона, родившегося в 1821 году близ Сент-Эндрюса, неразрывно связано с именем Дэвида Октавиуса Хилла. За свою короткую жизнь Адамсон совместно с Хиллом сделал более 1500 калотипов шотландских знаменитостей, рабочих и жанровых сцен, отвечая за техническую сторону съёмки. Техническое мастерство Адамсона прекрасно сочеталось с артистизмом Хилла, и созданные ими калотипы до сих пор считаются непревзойдёнными.
Леопольдо Алинари (умер в 1865 г.) и Джузеппе Алинари (1836-1890)
Фирма «Братья Алинари» была основана во Флоренции в 1852 году и быстро заняла место среди ведущих итальянских фотографов. Братья Алинари сделали тысячи больших (12x16 дюймов) альбуминовых отпечатков с видами европейских церквей, исторических зданий и произведений искусства. Фирма также выпускала фотографии формата «карт-де-визит». На отпечатках Alinari иногда встречается фамилия Барди — человека, финансировавшего типографию.
Джеймс Андерсон (Айзек Аткинсон) (1813-1877)
Джеймс Андерсон родился в Камберленде и большую часть своей жизни провёл в Италии, сначала как скульптор, а к 1849 году — как профессиональный фотограф. Андерсон создал сотни коммерческих фотографий Рима и предметов искусства из итальянских музеев. Он умер в Риме в 1877 году. Семейная фирма просуществовала до 1960-х годов.
Джеймс Крейг Аннан (1864-1946)
Джеймс Крейг Аннан, сын Томаса Аннана, родился в Гамильтоне, Шотландия, в 1864 году. Он обучался в мастерской своего отца и в 1890 году занимался изготовлением копий работ Хилла и Адамсона для их распространения в США и Европе.
Томас Аннан (1829-1887)
Ведущий шотландский портретный и пейзажный фотограф, Аннан много лет работал в Глазго, создавая фотоиллюстрированные книги и фотографический архив трущоб города для Фонда благоустройства Глазго. Ограниченное издание фотографий трущоб Глазго было выпущено в 1878 году.
Оттомар Аншутц (1846-1907)
Подобно Майбриджу, Аншутц экспериментировал с моментальной фотографией, создавая превосходные снимки птиц и животных в зоопарке Бреслау. В 1886 году он использовал систему из 24 соединённых камер для съёмки немецких военных манёвров. Для совершенствования методов военной подготовки Аншутц в 1887 году разработал «электротахископ» — устройство для демонстрации движущихся изображений, в котором 24 снимка размещались на вращающемся диске, создавая при просмотре иллюзию движения.
Эдвард Энтони (1818-1888)
В 1841 году Энтони выполнил первую фотографическую съёмку по заказу американского правительства — съёмку северо-восточной границы с Канадой. Год спустя, в 1842 году, он совместно с Джонасом Эдвардсом открыл портретную студию в Вашингтоне, где в 1843 году фотографировал членов Конгресса. Вместе со своим братом Г. Т. Энтони он основал фирму по продаже фототоваров, которая с 1859 года выпускала и продавала, в частности, стереоскопические виды Нью-Йорка.
Эжен Атже (1856-1927)
Атже, самоотверженно посвятивший почти тридцать лет съёмке меняющегося облика Парижа и умерший в нищете, при жизни, к сожалению, не получил признания. Однако с 1930 года, когда была опубликована подборка его работ, значение его уникальной уличной фотографии как свидетельства парижской архитектуры конца XIX – начала XX веков стало общепризнанным. См. также: Викторианская архитектура конца XIX века.
Эдуард Бальдюс (1820-1882)
Родился в Пруссии в 1820 году, работал во Франции и стал французским гражданином. Кроме пейзажей и альпийских видов, Бальдюс создал тысячи калотипов и мокроколлодионных фотографий парижских памятников, статуй и предметов искусства. Как и многие другие мастера, делавшие большие отпечатки, Бальдюс пострадал от растущей популярности дешёвых «карт-де-визит» и оставил фотографию.
Джордж Н. Барнард (1819-1902)
Джордж Барнард, работавший в технике дагерротипии, был одним из 15 фотографов, нанятых Мэтью Брейди для съёмки Гражданской войны в США. В 1866 году он сопровождал генерала Шермана в его походе через Джорджию. В 1865 году он опубликовал альбом документальных фотографий как отчёт о кампании под названием «Фотографические виды кампании Шермана».
Х. Уолтер Барнетт (1862-1934)
Проработав несколько лет в Австралии и Америке, Барнетт обосновался в Англии, открыв портретную студию на Гайд-парк-Корнер. Умение создавать лучшие образы своих моделей, особенно светских женщин, которые стекались в его студию, принесло Барнетту мировую известность.
Уильям Барро (1810-1890)
Наиболее известен своими двумя томами «Мужчины и женщины дня», опубликованными в 1888-89 годах. Барро сделал кабинетные портреты многих известных государственных деятелей, художников и аристократов Викторианской эпохи.
Ипполит Байяр (1801-1887)
Портретный и пейзажный фотограф, Байяр был одним из первых экспериментаторов, которому в 1839 году удалось получить позитивные отпечатки на бумаге. Однако он обнародовал свой метод только в 1840 году, из-за чего не получил заслуженного признания как один из пионеров фотографии. Байяр так и не стал профессиональным фотографом, предпочитая статус любителя и используя в разное время практически все известные фотографические процессы. В течение 15 лет, с 1866 по 1881 год, он был почётным секретарём «Французского фотографического общества».
Ричард Бирд (1802-1888)
Хотя Бирд, начавший свою карьеру торговцем углём в Лондоне, скорее всего, никогда лично не фотографировал, он заслуживает места в этом списке как один из первых и крупнейших предпринимателей в области фотографии. Именно ему принадлежит коммерческая реализация многих новшеств, включая увеличение снимков, сокращение времени экспозиции и ручное окрашивание дагерротипов. В 1841 году Бирд открыл в Лондоне первую в Англии публичную фотостудию.
Феличе А. Беато (1832-1909)
Наиболее известен как военный фотограф, сделавший шокирующие снимки Второй опиумной войны 1860 года. Беато много путешествовал по Ближнему и Среднему Востоку, а затем отправился с Джеймсом Робертсоном в Крым. В 1860 году он был в Китае, где фотографировал войну. В 1885 году он освещал кампанию в Судане, которая привела к неудачной попытке освободить генерала Гордона в Хартуме.
Фрэнсис Бедфорд (1816-1894)
Известный топографический фотограф, Бедфорд создавал неизменно качественные фотографии английских соборов, замков, памятников и пейзажей, часто в виде «карт-де-визит» или стереоскопических отпечатков. В 1862 году он запечатлел путешествие принца Уэльского по Ближнему Востоку.
Луи Огюст Биссон (1814-1876) и Огюст Розали Биссон (1826-1900)
Открыв в 1841 году одну из первых дагерротипных мастерских в Париже под названием Bisson Frères, братья в 1860 году посетили Швейцарию в свите императрицы Евгении. Там они сделали одни из первых и самых впечатляющих альпийских снимков в истории фотографии. Братья Биссон также известны своими фотографиями французских и итальянских церквей и соборов, а также ранними портретами.
Сэмюэл Борн (1834-1912)
В 1860-1870-х годах он фотографировал пейзажи в Индии, Кашмире и Гималаях, преодолевая бесчисленные трудности. Позднее Борн открыл фотостудии в Бомбее, Калькутте и Симле.
Мэтью Брейди (1823-1896)
Один из самых известных американских фотографов XIX века, Мэтью Брейди стал профессионалом в 1844 году и вскоре прославился своими прекрасными портретами. Хотя из более чем 30 000 фотографий, сделанных его фирмой к 1861 году, менее 100 приписываются самому Брейди. Когда началась Гражданская война в США, Брейди собрал команду фотографов, чтобы запечатлеть этот конфликт для истории. В отличие от Фентона и Робертсона, снимавших в Крыму, команда Брейди не боялась показывать ужасы войны. Шесть тысяч негативов его команды были приобретены Военным министерством в 1875 году и сегодня составляют бесценную летопись Америки тех лет.
Кальдези и Ко
Кальдези родился в Италии, но жил и работал в Англии. В сотрудничестве с Монтекки, а затем с Бландфордом, Кальдези сделал множество ранних фотографий сокровищ искусства из английских коллекций. Наиболее известны его работы «Фотографии драгоценностей с выставки сокровищ искусства», проходившей в Манчестере в 1857 году, и «Фотографическая галерея исторических портретов», опубликованная издательством Кольнаги в 1864 году. В 1860-х годах Кальдези и его партнёры также выпускали портреты в формате «карт-де-визит».
Генри Гершель Хей Камерон (1852-1911)
Младший сын Джулии Маргарет Камерон. Как и следовало ожидать, он находился под сильным влиянием стиля своей матери, создавая портреты актёров и знаменитостей. Льюис Кэрролл однажды сказал о нём, что он был единственным профессиональным фотографом, который осмелился создать портрет, в точности похожий на оригинал. Камерон открыл студию в Лондоне, но позже оставил фотографию, чтобы стать актёром.
Джулия Маргарет Камерон (1815-1879)
Джулия Маргарет Камерон родилась в Индии и была матерью шестерых детей. С фотографией её познакомила дочь в 1863 году, и она с характерным энтузиазмом принялась за новое увлечение. Миссис Камерон, без сомнения, была одной из самых интересных фигур в истории фотографии. Во второй половине своей жизни она создала, используя мягкий фокус и крупный план, одни из величайших портретов всех времён. К недостаткам её работ можно отнести лишь склонность автора к сентиментальности и некоторую небрежность в проявке и печати. (См. также: Пикториализм)
Несмотря на это, общепризнанно, что её лучшие портреты не имеют себе равных и сегодня пользуются большим спросом у коллекционеров. В 1875 году миссис Камерон проиллюстрировала серией фотографий «Идиллии короля» Теннисона, взгляд на которые подтверждает превосходство её портретов над попытками иллюстрировать сюжеты с помощью постановочных групп.
С момента своего изобретения в 1830-е годы фотография постоянно вызывала споры о её эстетической ценности и месте среди других видов изобразительного искусства, в частности живописи. Даже сегодня искусствоведы продолжают дискутировать на тему: является ли фотография искусством?
Этьен Каржа (1828-1906)
Каржа начал свою карьеру в искусстве карикатуры, которым занимался десять лет. О его фотографической технике однажды было сказано: “Он не мучает их, не выкручивает им шеи, не искажает руки или ноги… он только просит их принять естественную позу”. Каржа, работавший в Париже, фотографировал многих известных людей; среди его лучших работ — портреты Бодлера и Сары Бернар.
Антуан Клоде (1797-1867)
Родился во Франции, но большую часть жизни прожил в Англии. В 1841 году он значительно усовершенствовал процесс Дагера, сократив время экспозиции, а затем внёс ещё ряд вкладов в развитие фотографии. Среди них — использование окрашенных фонов и безопасного красного света в тёмной комнате. В 1853 году он был назначен фотографом королевы Виктории. Кроме дагерротипных портретов, Клоде создал множество стереоскопических фотографий.
Чарльз Клиффорд (1820-1863)
Хотя Клиффорд родился в Англии, большую часть своей жизни он провёл в Испании и стал придворным фотографом королевы Изабеллы II. Он сделал большое количество калотипических фотографий, запечатлев топографию и архитектуру Испании, а также произведения искусства из испанских музеев. В 1861 году Клиффорд посетил Англию, где сделал официальные портреты королевы Виктории. Он умер в Мадриде в 1863 году.
Роберт Корнелиус (1809-1893)
Американский пионер фотографии, Корнелиус в начале 1830-х годов специализировался на серебрении, что привело его к знакомству с дагерротипом. В результате он создал эпохальный автопортрет — один из первых в истории фотографических портретов человека. В начале 1840-х годов он организовал две самые первые фотостудии в Америке.
Джозеф Кандалл (1818-1895)
Историк искусства, ставший фотографом, Кандалл делал пейзажные и архитектурные фотографии для журнала Деламотта «The Sunbeam». Позже, в сотрудничестве с Даунсом, а затем с Флемингом, он создавал портреты в формате «карт-де-визит» и серию фотографий архитектурных деталей собора в Уэллсе. Биографические сведения о современных мастерах архитектурной фотографии см: Бернд и Хилла Бехер (р. 1931, 34).
Луи Жак Манде Дагер (1787-1851)
Дагер, давший своё имя дагерротипу, несомненно, является самым известным из изобретателей фотографии. Начав свой путь как художник-сценограф в парижских театрах, Дагер заинтересовался фиксацией изображений и в 1829 году вступил в партнёрство с Ньепсом. Через десять лет, и спустя шесть лет после смерти Ньепса, он опубликовал описание процесса дагерротипии, которое за два года разошлось более чем тридцатью тиражами. Дагер был осыпан почестями, включая прусский орден Pour le Merite и пожизненную пенсию от французского правительства.
Джордж Дэвисон (1856-1930)
Одарённый фотограф-любитель, Дэвисон, как и Эмерсон, был приверженцем «натуралистической школы» в фотографии. В 1898-1912 годах он был управляющим директором компании Kodak Ltd. Дэвисон умер во Франции в 1930 году.
Филип Генри Деламотт (1820-1889)
Успешный фотограф-калотипист, работавший в Лондоне, Деламотт в течение двух с половиной лет фотографировал реконструкцию Хрустального дворца в Сиденхеме. В середине 1854 года он сделал, вероятно, первую в Англии фотографию для прессы — вид на открытие дворца королевой Викторией. Деламотт опубликовал ряд фотографических книг и журналов, а также редактировал в 1859 году «Солнечный луч», ранний фотографический журнал.
Андре Дисдери (1819-1889)
Дисдери, придворный фотограф Наполеона III, был человеком, который внёс наибольший вклад в распространение формата «карт-де-визит» и, соответственно, в популяризацию дешёвой фотографии. В 1850-1860-х годах Дисдери, имевший студии в Париже, Лондоне и Мадриде, снимал портреты многих членов королевских семей и высшего света Европы.
Чарльз Лютвидж Доджсон (он же Льюис Кэрролл) (1832-1898)
Хотя Льюис Кэрролл наиболее известен как автор «Алисы в стране чудес», он также был увлечённым фотографом-любителем. В течение более чем двадцати лет он создавал превосходные портреты детей и знаменитостей. Кэрроллу всегда лучше всего удавались съёмки детей, и, возможно, поэтому его фотографии маленьких девочек (Кэрролл не любил фотографировать мальчиков) являются одними из самых очаровательных образцов детской фотографии викторианской эпохи. В 1880 году, возможно, из-за популярности процесса сухой пластины, который он считал нехудожественным, Кэрролл отказался от фотографии.
Максим Дю Камп (1822-1894)
Известный французский путешественник и писатель, он поначалу пренебрежительно относился к фотографии. Однако в 1849 году он совершил путешествие по Ближнему Востоку вместе с Гюставом Флобером и по возвращении опубликовал книгу «Египет, Нубия, Палестина и Сирия», содержащую сто двадцать пять его фотографий, которая вышла в Париже в 1852 году.
Джонас М. Эдвардс (1813-1898)
Будучи вместе с Эдвардом Энтони и другими соучредителем «Национальной галереи дагерротипных миниатюр», Эдвардс в 1840-50-е годы сделал портреты многих известных американских деятелей.
Elliott & Fry
Одна из самых известных и плодовитых коммерческих фотофирм в Лондоне, Elliott & Fry в течение многих лет работала по адресу 55 Baker Street. Они создавали визитные и кабинетные фотографии, многие из которых до сих пор хранятся в частных и государственных коллекциях.
Питер Генри Эмерсон (1856-1936)
После четырёх лет любительской практики Эмерсон в 1886 году стал профессиональным фотографом и в течение следующих десяти лет выпустил семь книг о жизни и ландшафте Восточной Англии, проиллюстрировав их своими снимками. Эмерсон был ведущим сторонником «натуралистической школы» в фотографии, которая выступала против искусственности, свойственной фотографии того времени: ретуши, составных отпечатков с нескольких негативов и излишне жёсткого стиля. Сегодня фотографии Эмерсона, хотя и ценятся не так высоко, как прежде, представляют собой важный пример реакции на «академические» стандарты своего времени.
Уильям Ингленд (1830-1896)
В течение девяти лет был главным фотографом Лондонской стереоскопической компании, снимая стереоскопические виды в Европе и Америке. В 1863 году Ингленд начал работать самостоятельно и в течение более чем двадцати лет создавал получившие широкое признание фотографии топографических сцен в Швейцарии и Италии.
Роджер Фентон (1819-1869)
Уроженец Ланкашира, Фентон впервые заинтересовался фотографией в начале 1840-х годов во время обучения масляной живописи у Поля Делароша в Париже. В конце 1840-х годов Фентон стал членом Калотипического клуба, а затем организовал Лондонское фотографическое общество (ныне Королевское фотографическое общество Великобритании), став в январе 1853 года его первым секретарём. Одним из ранних заказов Фентона была съёмка в 1851 году работ на подвесном мосту через Днепр в Киеве, который в то время строил Чарльз Виньоль. Вскоре Фентон завоевал международное признание своими пейзажами, видами английских соборов, натюрмортами и съёмками королевской семьи. Он также фотографировал рисунки и скульптуру в Британском музее. Однако наибольшую известность ему принесли 360 фотографий Крымской войны, сделанных для манчестерского издателя Томаса Агню. В 1858 году Фентон стал вице-президентом Королевского фотографического общества, но в 1862 году, в зените своей славы, оставил фотографию.
Фрэнсис Фрит (1822-1898)
Начав свой путь учеником бакалейщика, Фрит заинтересовался фотографией в конце 1840-х годов и в 1850 году стал партнёром в фотографической фирме в Ливерпуле, а затем переехал в Рейгейт (Суррей), где фирма Frith & Co. просуществовала до 1970 года. На протяжении почти пятидесяти лет Фрит был самым продуктивным пейзажным фотографом в Англии. За это время его фирма создала сотни тысяч фотографий Британских островов, Европы, Ближнего и Среднего Востока. В 1864 году Фрит опубликовал «Фотограф-сплетник» в Гастингсе, а в 1865 году проиллюстрировал роман Лонгфелло «Гиперион».
Александр Гарднер (1821-1882)
Гарднер родился в Шотландии, в 1856 году уехал в Америку и стал ассистентом Мэтью Брейди, с которым впоследствии поссорился. В 1863 году Гарднер покинул студию Брейди и начал работать самостоятельно. В 1866 году он опубликовал «Книгу фотографических зарисовок Гражданской войны», а позднее работал над «Галереей мошенников» для полицейского управления Вашингтона.
W. Gregory & Co (51, Strand, London)
Компания W. Gregory & Co, чьи студии находились в Лондоне, запомнилась прежде всего тем, что в 1890-х годах сделала обширную подборку снимков военной, военно-морской и парадной формы. Благодаря большому формату и чёткости их фотографии представляют большую ценность для военных историков.
Виконтесса Хаварден (1822-1865)
Выдающийся фотограф-любитель, чьи работы до недавнего времени были малоизвестны. Она жила в Кенсингтоне (Лондон), где в начале 1850-х годов начала делать сотни фотографий своих пяти дочерей, а также множество маскарадных и жанровых сцен. Ряд её портретов имеет «испанский» характер, возможно, потому, что мать виконтессы Хаварден, Каталина Паулина Алессандро, была испанского происхождения.
Сэр Джон Фредерик Уильям Гершель (1792-1871)
Выдающийся английский астроном и учёный, Гершель был первым, кто использовал слово «фотография» (от греческих слов «свет» и «пишу»). Его открытие фиксирующих свойств гипосульфита натрия (известного как «гипо»), изобретение процесса цианотипии («синей печати»), а также поощрение микрофотографии стали важным вкладом в развитие ранних фотографических процессов.
Дэвид Октавиус Хилл (1802-1870)
В сотрудничестве с Адамсоном, Хилл, который был художником, в середине 1840-х годов создал более полутора тысяч калотипов с изображением известных людей, жанровых сцен и простых жителей Шотландии. Хилл обратился к фотографии как к вспомогательному средству для живописи, получив заказ на картину в честь подписания Акта об отделении Свободной церкви Шотландии. Через 18 лет после смерти Адамсона, в 1860 году, Хилл попытался вернуться к фотографии, но не смог повторить совершенства своих прежних работ. Было сделано множество репродукций работ Хилла и Адамсона, лучшими из которых являются копии, сделанные Томасом Аннаном на рубеже веков.
Hills & Saunders
Из своих мастерских в Лондоне и других городах Англии, Хиллс и Сондерс сделали большое количество визитных и кабинетных фотографий британских знаменитостей во второй половине XIX века. Особо следует отметить многочисленные фотографии принцессы, впоследствии королевы, Александры и других членов королевской семьи.
Уильям Генри Джексон (1843-1942)
Джексон поселился в Омахе и вместе с братом руководил процветающим ателье. Он фотографировал строительство железнодорожной линии Union Pacific, а в 1870-х годах создал более двух тысяч фотографий американского Запада.
Доктор Томас Кит (1827-1895)
Используя процесс калотипии, Кит, который был фотографом-любителем, в 1850-х годах сделал несколько самых ранних фотографий видов Эдинбурга и его окрестностей.
Вильгельм Лангенхайм (1807-1874) и Фридрих Лангенхайм (1809-1879)
Родившиеся в Германии братья Лангенхайм в 1840-х годах работали в Филадельфии, создавая дагерротипы известных американских личностей и топографических сцен. Сегодня они наиболее известны благодаря сорока дагерротипам Ниагарского водопада, сделанным в 1845 году. С 1849 года Лангенхаймы безуспешно пытались заинтересовать американскую публику калотипами, а с 1851 года, с лучшими результатами, — стереоскопическими фотографиями. В 1850-х годах братья выпускали слайды, иллюстрирующие известные сказки и песни.
Гюстав Ле Грей (1820-1862)
В 1850-х годах Ле Грей приобрёл репутацию виртуозного фотографа благодаря своим крупноформатным морским пейзажам с выразительными облаками. Для этого он, как правило, использовал технику комбинированной печати с двух негативов: один для моря, другой для неба. Ле Грей, как и многие другие фотографы, начинал как художник и в 1848 году открыл в Париже свою портретную студию. Он оставил фотографию в 1860 году, вероятно, из-за растущей популярности формата «карт-де-визит».
Лондонская стереоскопическая и фотографическая компания
Одна из крупнейших фотографических компаний со студиями в Лондоне, выпускавшая на протяжении последних десятилетий XIX века тысячи «карт-де-визит», кабинетных и стереоскопических фотографий.
Роберт Макферсон (1811-1872)
Шотландец по происхождению, Макферсон жил и работал в Риме. В 1850-х годах он занялся фотографией и стал одним из ведущих фотографов римского искусства и древностей. Макферсон также известен как автор «Путеводителя по скульптурам Ватикана», опубликованного в 1863 году, и как изобретатель фотолитографии — процесса переноса фотографического изображения на камень для литографской печати.
Поль Мартен (1864-1942)
Сын французского фермера, переехавшего в Англию, Поль Мартен был одним из первых, кто практиковал съёмку «скрытой камерой». Мартен был очень одарённым фотографом-любителем, любил технические новинки и делал свои самые яркие снимки незаметно, пряча камеру в чемодане. Его фотографии жизни рабочего класса в Лондоне и на морском побережье совершенно естественны и непостановочны. Позже Мартен снимал театральные постановки и ночной Лондон.
Джон Джабез Эдвин Мэйолл (1810-1901)
Американский фотограф-дагерротипист, который, как считается, родился в Бирмингеме, некоторое время жил в Америке, а в 1847 году вернулся в Англию. Мэйолл основал сеть весьма успешных фотоателье в Лондоне и провинциях. Отказавшись от дагерротипов, он занялся производством «карт-де-визит» и кабинетных фотографий. В 1853 году он запатентовал устройство для «виньетирования» (преднамеренного затемнения краёв отпечатка для создания мягкого эффекта). В 1877-78 годах Мэйолл был мэром Брайтона.
Сэмюэл Морзе (1791-1872)
Морзе родился в Чарльстоне, штат Массачусетс, и наиболее известен как изобретатель электрического телеграфа и кода Морзе. Однако он был также и выдающимся фотографом-первопроходцем. Свой первый дагерротип он сделал в 1839 году, а в 1840 открыл студию. Хотя Морзе вскоре отошёл от активной фотосъёмки, он продолжал интересоваться этим искусством, обучая, в частности, Мэтью Брейди и Эдварда Энтони.
Джеймс Мадд (1821-1896)
Бывший дизайнер по текстилю, Мадд стал профессиональным фотографом, специализирующимся на портретах. Работая в Манчестере в 1854-1870 годах, Мадд прославился не только своими портретами, но и великолепными пейзажными фотографиями.
Эдвард Майбридж (1830-1904)
Майбридж, урождённый Эдвард Маггеридж, родился в Лондоне и был пионером моментальной фотографии. Наиболее известна его работа «Движение животных» — серия фотографий, демонстрирующая локомоцию животных и людей, созданная в период с 1872 по 1885 год и опубликованная Пенсильванским университетом в 1887 году. Считается, что эта серия возникла в результате пари, заключённого железнодорожным магнатом Леландом Стэнфордом.
Стэнфорд был уверен, что в одной из фаз галопа все четыре копыта лошади отрываются от земли, заключил пари на 25 000 долларов и обратился за помощью к Майбриджу. Используя двенадцать камер, расположенных с интервалом в двадцать семь дюймов, каждая из которых имела выдержку 1/1000 секунды и срабатывала от нити, натянутой поперёк пути, Майбридж смог получить двенадцать последовательных снимков. Они показали различные стадии движения лошади и доказали правоту Стэнфорда. В 1881 году Майбридж экспериментировал с «зоопраксископом» — ранним устройством для проецирования движущихся изображений.
Надар (псевдоним Гаспар Феликс Турнашон) (1820-1910)
Бывший карикатурист, Надар имел репутацию лучшего портретного фотографа Франции. О его портретах писали: “Они слишком верны природе, чтобы понравиться натурщикам, даже самым красивым”. Надар, в отличие от Джулии Маргарет Камерон, не идеализировал своих моделей и редко фотографировал женщин. Одной из немногих женщин, которых он снимал, была Жорж Санд. В 1858 году Надар приобрёл мировую известность, сделав первую в истории фотографию с воздушного шара, а позднее, во время осады Парижа, командовал корпусом аэронаблюдателей. В 1860 году с помощью магниевых вспышек Надар сфотографировал катакомбы Парижа.
Шарль Негр (1820-1879)
В 1850 году Негр открыл в Париже портретную мастерскую. Он известен не только своими калотипными портретами и жанровыми сценами, но и архитектурными фотографиями. В 1854 году Негр изобрёл фотогальванографический процесс для фотомеханического воспроизведения изображений. Он был одним из основателей «Французского фотографического общества».
Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833)
Ньепс был изобретателем гелиографии — первого в истории метода получения зафиксированного изображения. В 1826 году после более чем восьмичасовой выдержки он сделал самую раннюю из известных фотографий с натуры — вид из окна своего дома близ Граса во Франции. Кроме экспериментов с гелиографией, Ньепс также усовершенствовал камеру-обскуру, первым применив в ней мех для фокусировки и ирисовую диафрагму.
Уильям Нотман (1826-1891)
Родившись в Великобритании, Нотман уехал в Канаду, где с середины 1850-х годов занимался фотосъёмкой этой страны. Нотман также фотографировал известных личностей того времени, включая Буффало Билла и Сидящего Быка. Его работы представляют собой ценный материал о жизни, людях и обычаях Канады во второй половине XIX века.
Тимоти О’Салливан (1840-1882)
Член группы фотографов, снимавших Гражданскую войну в США, О’Салливан работал с Гарднером и предоставил фотографии для «Фотографического сборника военных зарисовок». После войны он работал правительственным фотографом, делая великолепные беспристрастные снимки вновь открываемых территорий на американском Западе.
Карло Понти (1823-1893)
Изобретатель «мегалетоскопа», устройства для просмотра панорамных фотографий, Понти был одним из ведущих итальянских фотографов, специализировавшихся на жанровых сценах и топографических видах. В 1860-х годах Понти издал несколько альбомов своих фотографий под названием «Ricordo di Venezia».
Уильям Лейк Прайс (1810-1896)
Хотя Прайс активно занимался фотографией всего восемь лет, его работы этого периода были разнообразны и значительны. Они варьировались от «карт-де-визит» и съёмки предметов искусства до больших комбинированных отпечатков, которые он получал путём вырезания и склеивания нескольких позитивов. Прайс был одним из первых, кто начал популяризировать этот фотографический процесс. В 1858 году он опубликовал «Руководство по фотографическим манипуляциям», в котором попытался изложить свои эстетические представления о фотографии.
Оскар Густав Рейландер (1813-1875)
Швед по происхождению, Рейландер, за исключением, возможно, Генри Пича Робинсона, был самым известным представителем «пикториальной фотографии». В 1857 году он создал свой шедевр «Два пути жизни», моралистическую аллегорию о добродетели и пороке, включавшую довольно смелые для того времени этюды обнажённой натуры. Картина «Два пути жизни», созданная из более чем 30 негативов, была куплена королевой Викторией для принца Альберта. Воодушевлённый успехом, Рейландер создал множество других комбинированных отпечатков и продолжал работать как профессиональный фотограф до самой своей смерти в 1875 году.
Джеймс Робертсон (активная деятельность 1852-1865 гг.)
Робертсон начал свою карьеру как гравёр медалей, которые он выставлял в Королевской академии в Лондоне. В 1850-х годах он опубликовал виды Мальты, Константинополя и Афин. Однако наиболее он известен как фотограф Крымской войны. Позже он снимал Палестину и Сирию, а также сцены в Индии после восстания сипаев 1857-1858 годов.
Генри Пич Робинсон (1830-1901)
Приверженец «пикториальной фотографии», Робинсон добился успеха в 28 лет благодаря своей работе «Угасание», представлявшей собой комбинированный отпечаток с пяти негативов. Робинсон почти полвека оказывал влияние на фотографическую композицию, но, хотя он был первоклассным техником, искусственность его метода — использование фотомонтажа для создания кажущегося единым отпечатка — впоследствии была осмеяна фотографами-натуралистами.
Оливье Франсуа Ксавье Сарони (1820-1879)
Сарони, родившийся в Канаде, но проживавший в Англии, был одним из самых успешных провинциальных фотографов. У него была студия в Скарборо. В 1870-х годах он разработал новую технику увеличения.
Камиль Сильви (активная деятельность 1857-1869 гг.)
Сильви — французский пейзажный и портретный фотограф, работавший в Лондоне. Самая известная его пейзажная фотография, речная сцена (ок. 1860 г.), была сделана с двух негативов: один для реки и другой для неба. Сильви отличался элегантностью своих светских портретов и был одним из лучших фотографов 1850-60-х годов. Он часто использовал реквизит или фон, связанный с профессией или увлечениями портретируемого.
Сэмюэл Смит (1802-1892)
Сэмюэл Смит поселился в Уисбиче в 1847 году; в 1852 году он занялся фотографией и сделал сотни калотипов местных зданий и кораблей в гавани. Его фотографии, одни из последних, сделанных этим способом, представляют интерес не только как прекрасные образцы калотипии, но и как свидетельство изменения облика города и порта Уисбич в середине XIX века.
Шарль Сулье (1840-1876)
Французский пейзажный и альпийский фотограф, работавший во второй половине XIX века. Сулье наиболее известен своими фотографиями руин Парижа после Коммуны 1871 года, сделанными в сотрудничестве с Феррье.
Альберт Сэндс Саутворт (1811-1894); Джозайя Джон Хоуз (1808-1901)
Саутворт и Хоуз были партнёрами в Бостоне с 1844 года. Работая в технике дагерротипии, они сделали портреты многих известных американцев, в том числе Гарриет Бичер-Стоу, Генри Лонгфелло и Дэниела Вебстера. Саутворт и Хоуз были одними из первых американских фотографов, показавших сцены из реальной жизни Бостона.
Карл Фердинанд Штельцнер (1806-1894)
Штельцнер открыл фотопортретную студию в Гамбурге в 1842 году в партнёрстве с Германом Биоу. Ему приписывают создание первых в мире фотографий для прессы: руины района Альстер в Гамбурге после большого пожара 1842 года.
Альфред Штиглиц (1864-1946)
Ведущий пионер американской художественной фотографии на рубеже веков, один из основателей группы «Фото-Сецессион». Совместно с Эдвардом Штайхеном (1879-1973) основал «Малые галереи Фото-Сецессиона». Он редактировал и издавал журнал «Camera Work» (1902-17).
Сэр Бенджамин Стоун (1838-1914)
Богатый человек, сэр Бенджамин Стоун считал фотографию идеальным методом фиксации меняющихся или исчезающих обычаев и церемоний в Великобритании. Стоун создал первые в истории фотографии коронации, сделанные в Вестминстерском аббатстве. В 1905 году он опубликовал двухтомник «Фотографии сэра Бенджамина Стоуна». Большую часть своей личной коллекции фотографий он передал в Бирмингемскую справочную библиотеку.
Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877)
Изобретатель калотипии — процесса фотографической печати на бумаге, Тальбот в 1835 году создал, как считается, свою самую раннюю фотографию — вид из окна его дома в аббатстве Лакок, Уилтшир. Независимо от Дагера, Тальбот открыл собственный фотографический процесс. Работая в своём заведении в Рединге, Тальбот в 1844-1846 годах выпустил первые в мире книги, иллюстрированные фотографиями: «Карандаш природы» и «Солнечные картины Шотландии».
Позднее, в 1847 году, он сделал 66 калотипов для книги сэра У. С. Максвелла «Анналы испанских художников». В 1852 году Тальбот экспериментировал с фотоглифической гравюрой, развив её в фотогравюрный процесс. Он также изготовил большое количество калотипов. Признанный пионер графического искусства, Тальбот умер в аббатстве Лакок в 1877 году, дожив до появления процесса сухой пластины, который ознаменовал рождение фотографии в её современном виде.
Джон Томсон (1837-1921)
Джон Томсон был не только фотографом, но и исследователем. Он публиковал, обычно в виде книг, пейзажные и этнографические фотографии Китая, Камбоджи и Малаккского пролива. В Англии, в 1877 году, Томсон создал серию документальных фотографий, посвящённых уличной жизни Лондона.
Уолтер Бентли Вудбери (1834-1885)
Вудбери родился в Манчестере и в возрасте пятнадцати лет эмигрировал в Австралию. В 1855 году он стал профессиональным фотографом, а в 1859 году посетил остров Ява и сделал множество его топографических фотографий. В 1863 году Вудбери поселился в Англии и посвятил остаток своей жизни фотографическим изобретениям.
Дэвид Уилки Уинфилд (1837-1887)
Уинфилд — художник и фотограф-любитель, специализировавшийся на портретах известных викторианцев крупным планом. Он создал множество прекрасных этюдов, которыми восхищалась Джулия Маргарет Камерон, на которую он оказал непосредственное влияние и чей стиль очень похож на его.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?