Фотографы XIX века читать ~28 мин.
Современная художественная фотография в огромной степени обязана операторам, учёным, изобретателям и другим современным художникам девятнадцатого века, которые стали первопроходцами в тех процессах, из которых развилась современная фотография. Эти люди внесли огромный вклад в изобразительное искусство – не в последнюю очередь благодаря влиянию фотографии на пленэр-импрессионизм, – а также в историю фотографии. Кроме того, их изобретения привели к появлению новых отраслей науки, подаривших нам новые виды искусства, включая анимацию и видео.
Ниже приводится список наиболее известных фотографов и фотографических фирм XIX века, имена которых на слуху у коллекционеров и дилеров.
Здесь представлен краткий список величайших фотографов XIX века.
Антуан Самюэль Адам-Саломон (1811-1881)
Уроженец Франции, Адам-Саломон начал свою жизнь как скульптор и перенёс свои художественные таланты – по некоторым данным, чрезмерно – в фотографию. Будучи приверженцем драпировки, бокового освещения и ретуши, он сотрудничал с Каржатом, Надаром и другими фотографами в семи томах «Современной галереи», опубликованных во Франции в 1850-х годах.
Роберт Адамсон (1821-1848)
Имя Роберта Адамсона, родившегося в 1821 г. близ Сент-Эндрюса, неразрывно связано с именем Дэвида Октавиуса Хилла. За свою короткую жизнь Адамсон совместно с Хиллом сделал более 1500 калотипов шотландских знаменитостей, рабочих и жанровых сцен, взяв на себя ответственность за технику фотографирования. Техническое мастерство Адамсона прекрасно сочеталось с артистизмом Хилла, и калотипы, созданные этими двумя людьми, до сих пор не имеют себе равных.
Джузеппе Алинари (1836-1890) и Леопольдо Алинари (умер в 1865 г.)
Фирма «Братья Алинари» была основана во Флоренции в 1834 г. и быстро заняла место среди ведущих итальянских фотографов. Алинари сделал много тысяч больших (12x16») альбомных отпечатков европейских церквей, исторических зданий и художественных ценностей. Фирма также выпустила ряд карт-де-визитов. На гравюрах Alinari иногда встречается фамилия Барди, финансировавшего типографию.
Джеймс Андерсон (Айзек Аткинсон) (1813-1877)
Джеймс Андерсон родился в Камберленде и большую часть своей трудовой жизни провёл в Италии, сначала как скульптор, а к 1849 г. как профессиональный фотограф. Андерсон создал многие сотни коммерческих фотографий Рима и предметов искусства в итальянских музеях. Он умер в Риме в 1877 году. Семейная фирма просуществовала до 1960-х годов.
Джеймс Крейг Аннан (1864-1946)
Джеймс Крейг Аннан, сын Томаса Аннана, родился в Гамильтоне, Шотландия, в 1864 году. Он обучался в мастерской своего отца и в 1890 г. был ответственным за изготовление копий работ Хилла и Адамсона и их распространение в США и Европе.
Томас Аннан (1829-1887)
Ведущий шотландский портретный и пейзажный фотограф, Аннан в течение многих лет работал в Глазго, создавая фотоиллюстрированные книги и реестр трущоб Глазго для Фонда благоустройства города Глазго. В 1878 г. было выпущено ограниченное издание фотографий трущоб Глазго.
Оттомар Аншутц (1846-1907)
Как и Мейбридж, Аншутц экспериментировал с моментальной фотографией, создавая превосходные снимки птиц и животных в зоопарке Бреслау. В 1886 г. он использовал систему Мейбриджа из 24 соединённых между собой камер для фотографирования немецких военных маневров и марширующих войск. С целью совершенствования методов военной подготовки Аншутц в 1887 г. разработал тахископ, представлявший собой разновидность зоетропа с цилиндром, установленным на горизонтальной оси, с 24 изображениями, которые при вращении создавали впечатление движения.
Эдвард Энтони (1818-1888)
В 1841 г. Энтони выполнил первую фотографическую съёмку по заказу американского правительства – съёмку северо-восточной границы с Канадой. Через год, в 1842 г., он совместно с Джонасом Эдвардсом открыл портретную студию в Вашингтоне, где в 1843 г. фотографировал членов Конгресса. Вместе со своим братом Х.Т. Энтони основал фирму по продаже фототоваров, которая в 1859 г. выпускала и продавала, в частности, стереоскопические виды Нью-Йорка.
Эжен Атже (1856-1927)
Самоотверженный человек, умерший в нищете после почти тридцати лет фотографирования меняющегося облика Парижа, Атже при жизни был, к сожалению, обделён вниманием. Однако с 1930 г., когда была опубликована подборка его фотографий, значение его уникальной формы уличной фотографии стало все более осознаваться как свидетельства парижской архитектуры конца XIX – начала XX вв. См. также: Викторианская архитектура конца XIX века.
Эдуард Бальдус (1820-1882)
Родился в Германии в 1820 г., работал во Франции и стал французским гражданином. Кроме фотосъёмки пейзажей и альпийских видов, Бальдус создал тысячи калотипов и фотографий Парижа с памятников, статуй и предметов искусства на мокрой пластине. Как и многие другие, кто делал большие отпечатки, Бальдус пострадал от растущей популярности дешёвых carte-de-visite и ушёл из фотографии.
Джордж Н. Барнард (1819-1902)
Джордж Барнард, использовавший метод дагерротипии, был одним из 15 фотографов, нанятых Мэтью Брейди для съёмки Гражданской войны в США, и в 1866 г. сопровождал генерала Шермана в его походе через Джорджию. В 1865 году он опубликовал альбом документальных фотографий как отчёт о кампании под названием Photographic views of Sherman’s campaign.
Х. Уолтер Барнетт (1862-1934)
Проработав несколько лет в Австралии и Америке, Барнетт обосновался в Англии, открыв портретную студию на Гайд-парк Корнер. Умение создавать лучшие образы своих натурщиков, особенно светских женщин, которые стекались в его студию, принесло Барнетту мировую известность.
Уильям Барро (1810-1890)
Наиболее известен своими двумя томами «Мужчины и женщины дня» , опубликованными в 1888-89 годах, Барро сделал кабинетные портреты многих известных государственных деятелей, художников и представителей аристократии Викторианской эпохи.
Ипполит Байяр (1801-1887)
Портретный и пейзажный фотограф, Байяр был одним из первых экспериментаторов в области фотографии, и в 1839 г. ему удалось получить позитивные фотографии на бумаге. Однако Баярд обнародовал свой метод только в 1840 г., что лишило его признания в качестве одного из первых изобретателей фотографии. Байярд так и не стал профессиональным фотографом, предпочитая сохранять статус любителя и используя в то или иное время практически все известные фотографические процессы. В течение 15 лет, с 1866 по 1881 год, он был почётным секретарём Французского общества фотографии.
Ричард Бирд (1802-1888)
Несмотря на то, что Бирд, начавший свою трудовую деятельность в качестве торговца углём в Лондоне, скорее всего, никогда лично не фотографировал, он заслуживает места здесь как один из первых, а возможно, и крупнейших предпринимателей в области фотографии. Именно ему принадлежит коммерческая реализация многих достижений в области фотографии, включая увеличение, сокращение времени экспозиции и ручное окрашивание дагерротипов. В 1841 г. Бирд открыл в Лондоне первую в Англии публичную фотостудию.
Феличе А. Беато (1832-1909)
Наиболее известен как военный фотограф, сделавший жуткие снимки Опиумной войны 1860 г. Беато много путешествовал по Ближнему и Среднему Востоку, а затем отправился с Робертсоном в Крым. В 1860 г. он отправился в Китай и фотографировал Опиумную войну. В 1885 г. он освещал кампанию в Судане, которая привела к неудачной попытке освободить генерала Гордона в Хартуме.
Фрэнсис Бедфорд (1816-1894)
Известный топографический фотограф, Бедфорд создавал неизменно хорошие фотографии английских соборов, замков, памятников и пейзажных сцен, часто в виде карт-де-визит или стереоскопических отпечатков. В 1862 г. он запечатлел путешествие принца Уэльского по Ближнему Востоку.
Луи Огюст Биссон (1814-1876) и Огюст Розали Биссон (1826-1900)
После открытия в 1841 году одной из первых дагерротипных мастерских в Париже под названием Bisson Freres братья в 1860 году посетили Швейцарию в составе свиты императрицы Евгении и сделали там одни из самых ранних и великолепных альпийских фотографий в истории фотографии. Братья Биссон Фрерс также известны своими фотографиями французских и итальянских церквей и соборов, а также ранними портретами.
Сэмюэл Борн (1834-1912)
В 1860-1870-х гг. он фотографировал пейзажи в Индии, Кашмире и Гималаях, преодолевая при этом бесчисленные неудачи и трудности. Позднее Борн открыл фотостудии в Бомбее, Калькутте и Симле.
Мэтью Брэди (1823-1896)
Мэтью Брэди, один из самых известных американских фотографов XIX века, стал профессиональным фотографом в 1844 г. и вскоре стал пользоваться большим спросом за свои прекрасные портреты, хотя из более чем 30 000 фотографий, сделанных его фирмой в 1861 г., менее 100 приписываются самому Брэди. Когда началась Гражданская война в США, Брейди собрал команду фотографов и запечатлел этот конфликт для потомков. В отличие от Фентона и Робертсона в Крыму, Брейди и его команда не стеснялись показывать ужасы войны. Шесть тысяч негативов его команды были приобретены военным министерством в 1875 г., и они составляют полную летопись Америки тех лет.
Кальдези и Ко
Кальдези родился в Италии, жил и работал в Англии. В сотрудничестве с Монтекки, а затем с Бландфордом, Кальдези сделал множество ранних фотографий сокровищ искусства в английских коллекциях; наиболее известны его «Фотографии драгоценностей выставки сокровищ искусства» , проходившей в Манчестере в 1857 г., и «Фотографическая галерея исторических портретов» , опубликованная Кольнаги в 1864 г. В 1860-х годах Кальдези и его партнёры также выпускали портреты в стиле «карт-де-визит».
Генри Гершель Хей Камерон (1852-1911)
Был младшим сыном Джулии Маргарет Камерон. Как и следовало ожидать, он находился под сильным влиянием стиля своей матери, создавая портреты актёров и знаменитостей. Льюис Кэрролл однажды сказал о нем, что он был единственным профессиональным фотографом, который осмелился создать портрет, в точности похожий на оригинал. Камерон открыл студию в Лондоне, но позже оставил фотографию, чтобы стать актером.
Джулия Маргарет Камерон (1815-1879)
Джулия Маргарет Камерон родилась в Индии и была матерью шестерых детей; с фотографией её познакомила дочь в 1863 г., и она с характерным энтузиазмом принялась за новое увлечение. Г-жа Камерон, без сомнения, была одной из самых интересных фигур во всей истории фотографии. Во второй половине своей жизни она создала, используя мягкий фокус и крупный план, одни из величайших портретных работ всех времён, которые можно поставить в вину только её привычке сентиментализировать своих натурщиков и недостаточной тщательности и мастерства в проявке и обработке. (См. также: Пикториализм)
Несмотря на эти недостатки, общепризнанно, что её лучшие портреты не имеют себе равных, и сегодня они пользуются большим спросом у коллекционеров. В 1875 г. миссис Камерон проиллюстрировала серией странных фотографий «Идиллии короля» Теннисона , взгляд на которые подтверждает превосходство её портретов над её попытками позировать группами людей для иллюстрации сюжета.
С момента своего изобретения в 1830-х годах фотография постоянно сталкивалась с вопросами эстетики и отношения к другим видам изобразительного искусства, в частности к живописи. Даже сегодня искусствоведы продолжают дискутировать на тему: является ли фотография искусством?
Этьен Каржа (1828-1906)
Каржа начал свою карьеру в искусстве карикатуры, которому он следовал в течение десяти лет. О его фотографической технике однажды было сказано следующее: “Он не мучает их, не выкручивает им шеи, не искажает руки или ноги… он только просит их принять естественную позу”. Карьят, работавший в Париже, фотографировал многих известных людей; среди его лучших портретов – портреты Бодлера и Сары Бернар.
Антуан Клоде (1797-1867)
Родился во Франции, но большую часть жизни прожил в Англии. В 1841 г. он значительно усовершенствовал процесс Дагера, сократив время экспозиции, а затем внёс ещё ряд вкладов в развитие фотографии. Среди них – использование окрашенных фонов и света в тёмной комнате. В 1853 г. он был назначен фотографом королевы Виктории. Кроме дагерротипных портретов, Клоде создал множество стереоскопических фотографий.
Чарльз Клиффорд (1820-1863)
Хотя Клиффорд родился в Англии, большую часть своей жизни он жил и работал в Испании и стал придворным фотографом королевы Изабеллы Второй. Он сделал большое количество калотипических фотографий топографии и архитектуры Испании, а также изучил произведения искусства, хранящиеся в испанских музеях. В 1861 г. Клиффорд посетил Англию и сделал официальные портреты королевы Виктории. Умер он в Мадриде в 1863 году.
Роберт Корнелиус (1809-1893)
Американский пионер фотографии, Корнелиус в начале 1830-х годов специализировался на серебрении, что привело его к знакомству с дагерротипом. В результате он создал эпохальный автопортрет – один из первых в истории фотографических портретов человека. В начале 1840-х годов он организовал две самые первые фотостудии в Америке.
Джозеф Кандалл (1818-1895)
Историк искусства, ставший фотографом, Кандалл делал пейзажные и архитектурные фотографии для журнала Деламотта «The Sunbeam». Позже, в сотрудничестве с Даунсом, а затем с Флемингом, он создал портреты в стиле «карт-де-визит» и серию фотографий архитектурных деталей собора в Уэллсе. Биографические сведения о современных мастерах архитектурной фотографии см: Бернд и Хилла Бехер (р. 1931, 34).
Луи Жак Манде Дагер (1787-1851)
Дагер, давший своё имя дагерротипу, несомненно, является самым известным из изобретателей фотографии. Начав свою трудовую деятельность в качестве художника-сценографа в парижских театрах и художника, Дагер заинтересовался фотографией и в 1829 г. вступил в партнёрство с Ньепсом. Через десять лет и шесть лет после смерти Ньепса он написал описание процесса дагерротипии, которое за два года разошлось более чем тридцатью тиражами. Дагер был осыпан почестями, включая Pour le Merite от Пруссии и пожизненную пенсию от французского правительства.
Джордж Дэвисон (1856-1930)
Одарённый фотограф-любитель, Дэвисон, как и Эмерсон, был приверженцем «натуралистической школы» в фотографии. В 1898-1912 гг. он был управляющим директором компании Kodak Ltd. Дэвисон умер во Франции в 1930 году.
Филип Генри Деламотт (1820-1889)
Успешный фотограф-калотипист, работавший в Лондоне, Деламотт в течение двух с половиной лет фотографировал реконструкцию Хрустального дворца в Сиденхеме, а в середине 1854 г. сделал, вероятно, первую в Англии фотографию для прессы – вид на открытие дворца королевой Викторией. Деламотт опубликовал ряд фотографических книг и журналов, а также редактировал в 1859 г. «Солнечный луч», ранний фотографический журнал.
Андре Дисдери (1819-1889)
Дисдери, придворный фотограф Наполеона Третьего, был человеком, наиболее ответственным за введение carte-de-visite и, соответственно, популяризацию дешёвой фотографии. В 1850-1860-х годах Дисдери, имевший студии в Париже, Лондоне и Мадриде, снимал портреты многих членов королевских семей и высшего света Европы.
Чарльз Лютвидж Доджсон (он же Льюис Кэрролл) (1832-1898)
Хотя Льюис Кэрролл наиболее известен как автор «Алисы в стране чудес», он также был энтузиастом-любителем фотографии. В течение более чем двадцати лет он создавал превосходные портреты детей и знаменитостей. Кэрролл всегда лучше всего получался с детьми, и, возможно, поэтому его фотографии маленьких девочек (мальчиков Кэрролл не любил) являются одними из самых очаровательных образцов детской фотографии викторианской эпохи. В 1880 г., возможно, из-за популярности процесса сухой пластины, который он считал нехудожественным, Кэрролл отказался от фотографии.
Максим Дю Камп (1822-1894)
Известный французский исследователь, он поначалу пренебрежительно относился к фотографии. Однако в 1849 г. он совершил путешествие по Ближнему Востоку вместе с писателем Гюставом Флобером и по возвращении опубликовал книгу, содержащую сто двадцать пять его фотографий, Egypte, Nubie, Palestine et Syrie, которая вышла в Париже в 1852 году.
Джонас М. Эдвардс (1813-1898)
Будучи вместе с Эдвардом Энтони и другими соучредителями Национальной галереи дагерротипных миниатюр, Эдвардс в 1840-50-е годы сделал портреты многих известных американских деятелей.
Elliott & Fry
Одна из самых известных и плодовитых фирм коммерческих фотографов в Лондоне, Elliott & Fry в течение многих лет работала по адресу 55 Baker Street, London. Они создавали визитные и кабинетные фотографии, многие из которых до сих пор хранятся в частных и государственных коллекциях.
Питер Генри Эмерсон (1856-1936)
После четырёх лет любительской работы Эмерсон в 1886 г. стал профессиональным фотографом и в течение следующих десяти лет выпустил семь книг о жизни и ландшафте Восточной Англии, иллюстрируя их своими фотографиями. Эмерсон был ведущим сторонником «натуралистической школы» в фотографии, которая выступала против искусственности фотографии того времени: ретуши, составных отпечатков, сделанных с нескольких негативов, и слишком жёсткого фотографического стиля того времени. Сегодня фотографии Эмерсона, хотя и не считаются столь высоко оценёнными, как раньше, но все же представляют собой пример реакции на «академические» стандарты своего времени.
Уильям Ингленд (1830-1896)
В течение девяти лет главный фотограф Лондонской стереоскопической компании снимал стереоскопические виды в Европе и Америке. В 1863 г. Ингленд начал работать самостоятельно и в течение более чем двадцати лет создал получившие широкое признание фотографии топографических сцен в Швейцарии и Италии.
Роджер Фентон (1819-1869)
Уроженец Ланкашира, Фентон впервые заинтересовался фотографией в начале 1840-х годов во время обучения живописи маслом у Поля Делароша в Париже. В конце 1840-х годов Фентон стал членом Калотипического клуба, а затем организовал Лондонское фотографическое общество (ныне Королевское фотографическое общество Великобритании), став в январе 1853 г. его первым секретарём. Одним из ранних заказов Фентона была съёмка в 1851 г. работ на подвесном мосту через Днепр в Киеве, который в то время строил Чарльз Виньоль, член Калотипического клуба. Вскоре Фентон завоевал международное признание своими пейзажами и видами английских соборов, натюрмортами и интимными съёмками королевской семьи. Он также фотографировал рисунки и классическую скульптуру в Британском музее. Однако наибольшую известность ему принесли 360 фотографий Крымской войны, сделанных для манчестерского издателя Томаса Агню. В 1858 г. Фентон стал вице-президентом Королевского фотографического общества, но в 1862 г., в зените своей славы, оставил фотографию.
Фрэнсис Фрит (1822-1898)
Начав свою жизнь с ученика бакалейщика, Фрит заинтересовался фотографией в конце 1840-х годов и в 1850 г. стал партнёром фотографической фирмы в Ливерпуле, а затем переехал в Рейгейт (Суррей), где фирма Frith & Co. просуществовала до 1970 года. На протяжении почти пятидесяти лет Фрит был самым продуктивным пейзажным фотографом в Англии, и за это время его фирма создала сотни тысяч фотографий Британских островов, Европы, Ближнего и Среднего Востока. В 1864 г. Фрит опубликовал «Фотограф-сплетник» в Гастингсе, а в 1865 г. он проиллюстрировал роман Лонгфелло «Гиперион».
Александр Гарднер (1821-1882)
Гарднер родился в Шотландии, в 1856 г. уехал в Америку и стал ассистентом Мэтью Брэди, с которым впоследствии поссорился. В 1863 г. Гарднер покинул студию Брейди и стал работать самостоятельно. В 1866 г. он опубликовал «Книгу фотографических зарисовок гражданской войны», а позднее работал над «Галереей мошенников» для Вашингтонского полицейского управления.
W. Gregory & Co (51, Strand, London)
Компания W. Gregory & Co, чьи студии находились в Лондоне, запомнилась прежде всего тем, что в 1890-х гг. сделала обширную подборку снимков военной, военно-морской и парадной формы. Благодаря большому формату и чёткости их фотографии представляют большую ценность для военных историков.
Виконтесса Хаварден (1822-1865)
Выдающийся фотограф-любитель, работы виконтессы Хаварден до сравнительно недавнего времени были малоизвестны. Она жила в Кенсингтоне (Лондон), где в начале 1850-х гг. начала делать сотни фотографий своих пяти дочерей, а также множество маскарадных и жанровых сцен. Ряд её портретов имеет «испанский» характер, возможно, потому, что мать виконтессы Хаварден, Каталина Паулина Алессандро, была испанского происхождения.
Сэр Джон Фредерик Уильям Гершель (1792-1871)
Выдающийся английский астроном и учёный немецкого происхождения, Гершель был первым человеком, который использовал слово «фотография» (от греческого – написанный светом). Его открытие использования ртутной кислоты и «гипо», изобретение «синей печати», а также поощрение микрофотографии стали важным вкладом в совершенствование ранних фотографических процессов.
Дэвид Октавиус Хилл (1802-1870)
В сотрудничестве с Адамсоном Хилл, который был посредственным художником, в середине 1840-х годов создал более пятнадцати сотен калотипов с изображением известных людей, жанровых сцен и простых жителей Шотландии. Хилл обратился к фотографии как к вспомогательному средству в своей живописи, получив заказ на создание картины в честь подписания Акта об отделении Свободной церкви Шотландии на огромном полотне. Через 18 лет после смерти Адамсона, в i860 г., Хилл попытался вернуться к фотографии, но не смог повторить совершенства своих прежних работ. Было сделано множество репродукций работ Хилла и Адамсона, лучшими из которых, несомненно, являются репродукции, сделанные Томасом Аннаном на рубеже веков.
Hills & Saunders
Из своих мастерских в Лондоне и графствах Хиллс и Сондерс сделали большое количество видовых и кабинетных фотографий британских знаменитостей во второй половине XIX века. Особо следует отметить многочисленные фотографии принцессы, впоследствии королевы, Александры и других членов королевской семьи.
Уильям Генри Джексон (1843-1942)
Джексон поселился в Омахе и вместе со своим братом руководил процветающим ателье. Он фотографировал строительство железнодорожной линии Union Pacific, а в 1870-х годах создал более двух тысяч фотографий американского Запада.
Доктор Томас Кит (1827-1895)
Используя процесс калотипии, Кит, который был фотографом-любителем, сделал в 1850-х годах несколько самых ранних фотографий видов Эдинбурга и его окрестностей.
Вильгельм Лангенхайм (1807-1874) и Фридрих Лангенхайм (1809-1879)
Родившиеся в Германии братья Лангенхайм в 1840-х годах работали в Филадельфии, занимаясь дагерротипией известных американских личностей и топографических сцен. Сегодня они наиболее известны благодаря сорока дагерротипам Ниагарского водопада, сделанным в 1845 году. С 1849 г. Лангенхаймы безуспешно пытались заинтересовать американскую публику калотипами, а с 1851 г., с лучшими результатами, – стереоскопическими фотографиями. В 1850-х годах братья выпускали слайды, иллюстрирующие известные сказки и песни.
Гюстав ЛеГрей (1820-1862)
В 1850-х годах ЛеГрей приобрёл репутацию виртуозного фотографа благодаря своим крупноформатным фотографиям морских пейзажей с облаками, которые обычно делались с двух негативов, где облачный покров накладывался на морской пейзаж. ЛеГрей, как и многие другие профессиональные фотографы, начинал свою трудовую деятельность как художник и в 1848 г. открыл в Париже свою студию фотопортретов. ЛеГрей оставил фотографию в 1860 г., вероятно, из-за растущей популярности carte-de-visite.
Лондонская стереоскопическая и фотографическая компания
Одна из крупнейших известных фотографических компаний со студиями в Лондоне, выпускавшая на протяжении последних десятилетий XIX в. тысячи карт-де-визитов, кабинетных и стереоскопических фотографий.
Роберт Макферсон (1811-1872)
Шотландец по происхождению, Макферсон жил и работал в Риме. В 1850-х гг. он занялся фотографией и стал одним из ведущих фотографов римского искусства и древностей. Макферсон также известен как автор «Путеводителя по скульптурам Ватикана», опубликованного в 1863 г., и как изобретатель фотографической литографии.
Поль Мартен (1864-1942)
Сын французского фермера, переехавшего в Англию, Поль Мартен был одним из первых фотографов, снимавших «откровенной камерой». Мартин был очень одарённым фотографом-любителем, любил гаджеты и делал свои самые яркие снимки незаметно, пряча камеру в чемодане. Его фотографии жизни рабочего класса в Лондоне и на морском побережье совершенно естественны и непостановочны. Позже Мартин снимал театральные постановки и ночной Лондон.
Джон Джабез Эдвин Мэйолл (1810-1901)
Американский фотограф дагерротипных портретов, который, как считается, родился в Бирмингеме, некоторое время жил в Америке, а в 1847 г. вернулся в Англию. Мэйолл основал сеть весьма успешных фотоателье в Лондоне и провинциях и, отказавшись от дагерротипов, занялся производством карт-де-визитов и кабинетных фотографий. В 1853 г. он запатентовал устройство для «виньетирования» (преднамеренного затемнения краёв отпечатков для придания им мягкого эффекта). В 1877-78 гг. Майолл был мэром Брайтона.
Сэмюэл Морзе (1791-1872)
Морзе родился в Чарльстоне, штат Массачусетс, и наиболее известен как изобретатель электрического телеграфа и кода Морзе. Однако Морзе был также известным фотографом-первопроходцем. Свой первый дагерротип он сделал в 1839 г., а в 1840 г. открыл студию. Хотя Морзе вскоре отказался от активной фотосъёмки, он продолжал интересоваться этим искусством, обучая, в частности, Мэтью Брэди и Эдварда Энтони.
Джеймс Мадд (1821-1896)
Некогда дизайнер по текстилю, Мадд стал профессиональным фотографом, специализирующимся на портретах. Работавший в Манчестере в 1854-1870 годах, Мадд известен не только своими портретами, но и великолепными пейзажными фотографиями.
Эдвард Майбридж (1830-1904)
Майбридж, урождённый Эдвард Маггеридж, родился в Лондоне и был изобретателем мгновенной фотографии. Наиболее известна его работа «Локомоция животных» – серия фотографий, демонстрирующих движение животных и людей, созданная в период с 1872 по 1885 гг. и опубликованная Филадельфийским университетом в 1887 году. Считается, что эта серия возникла в результате пари, заключённого железнодорожным миллионером Лейландом Стэнфордом.
Стэнфорд был уверен, что у бегущей лошади все четыре копыта находятся в воздухе, заключил пари на 25 000 долларов и обратился за помощью к Мейбриджу, чтобы тот помог ему доказать свою правоту. Используя двенадцать отдельных камер, расположенных с интервалом в двадцать семь дюймов, каждая из которых имела выдержку 1/1000 секунды и работала от чёрной нити, натянутой поперёк пути, Майбридж смог получить двенадцать фотографий, каждая из которых показывала различные стадии движения лошади, когда она разрывала нить, и доказал правоту Стэнфорда. В 1881 г. Майбридж экспериментировал с ранним типом кинопроектора – «зоопраксископом».
Надар (псевдоним Гаспар Феликс Турнашон) (1820-1910)
Некогда карикатурист, Надар имел репутацию лучшего портретного фотографа Франции. О его портретах писали: «Они слишком верны природе, чтобы понравиться натурщикам, даже самым красивым». Надар, в отличие от Джулии Маргарет Камерон, не обожествлял своих натурщиков и редко фотографировал женщин. Одной из немногих женщин, которых он фотографировал, была Жорж Санд, любовница Шопена. В 1858 г. Надар приобрёл мировую известность, сделав первую фотографию с воздушного шара, а позднее, во время осады Парижа, командовал корпусом наблюдения за воздушными шарами. В 1860 году с помощью магниевых вспышек Надар сфотографировал катакомбы Парижа.
Шарль Негре (1820-1879)
В 1850 г. Негре открыл в Париже портретную мастерскую. Он известен не только своими калотипными портретами и жанровыми сценами, но и архитектурными фотографиями. В 1854 г. Негре изобрёл фотогальванографический процесс для фотомеханического воспроизведения изображений. Он был одним из основателей Французского общества фотографии.
Жозеф Никифор Ньепс (1765-1833)
Ньепс был изобретателем «неподвижного изображения» и в 1826 г. после более чем восьмичасовой выдержки сделал самую раннюю известную фотографию с натуры – вид из окна своего дома наверху близ Граса во Франции. Он назвал этот процесс «гелиографией». Кроме экспериментов с гелиографами, Ньепс также усовершенствовал фотоаппарат, первым применив сильфон и ирисовую диафрагму в камерах собственного изготовления.
Уильям Нотман (1826-1891)
Родившись в Великобритании, Нотман уехал в Канаду и с середины 1850-х годов занимался фотографией этой страны. Нотман также фотографировал известных личностей того времени, включая Буффало Билла и Сидящего Быка. Его работы представляют собой ценный материал о жизни, людях и обычаях Канады во второй половине XIX века.
Тимоти О’Салливан (1840-1882)
Член группы фотографов, снимавших Гражданскую войну в США, О’Салливан работал с Гарднером и предоставил фотографии для Фотографического сборника военных зарисовок. После войны он работал фотографом в правительстве, делая великолепные беспристрастные снимки вновь открытых территорий на западе.
Карло Понти (1823-1893)
Изобретатель «мегалетоскопа», устройства для просмотра панорамных фотографий, Понти был одним из ведущих итальянских фотографов, специализировавшихся на жанровых сценах и топографических видах. В 1860-х годах Понти издал несколько альбомов своих фотографий под названием «Ricordo di Venezia».
Уильям Лейк Прайс (1810-1896)
Хотя Прайс создавал фотографии всего восемь лет, в течение этого периода его работы были разнообразны и значительны. Работы Прайса варьировались от cartes-de-visite и фотографий предметов искусства до больших комбинированных отпечатков, получаемых путём вырезания и склеивания нескольких позитивов для создания одного отпечатка. Комбинированные отпечатки – это фотографический процесс, который Прайс одним из первых начал популяризировать. В 1858 году он опубликовал «Руководство по фотографическим манипуляциям», в котором попытался изложить свои эстетические представления о фотографии.
Оскар Густав Рейландер (1813-1875)
Швед по происхождению, Рейландер, за исключением, возможно, Пича Робинсона, был самым известным представителем «пикториальной фотографии». В 1857 г. он создал своё шедевр «Два пути жизни», моралистическое исследование добродетели и порока, включавшее довольно смелые для того времени этюды обнажённой натуры. Картина «Два пути жизни», созданная из более чем 30 негативов, была куплена королевой Викторией для принца Альберта, который повесил её в своём кабинете! Воодушевлённый успехом, Рейландер создал множество других комбинированных отпечатков и продолжал работать как профессиональный фотограф до самой своей смерти в 1875 году.
Джеймс Робертсон (активная деятельность 1852-1865 гг.)
Робертсон начал свою жизнь как дизайнер медалей, которые он выставлял в Королевской академии в Лондоне. В 1850-х годах Робертсон опубликовал виды Мальты, Константинополя и Афин. Однако наиболее известен он как фотограф Крымской войны. Позже он снимал сцены в Палестине и Сирии, а также сцены в Индии после мятежа 1857/58 гг.
Генри Пич Робинсон (1830-1901)
Приверженец стиля «пикториальной фотографии», Робинсон добился успеха в 28 лет благодаря своей фотографии «Угасание», представлявшей собой комбинированный отпечаток, сделанный с пяти негативов. Робинсон почти полвека оказывал влияние на композицию фотографии, но, хотя он был первоклассным техником, искусственность его метода – использование фотомонтажа, пасты и ножниц для получения, казалось бы, одного отпечатка – была впоследствии осмеяна фотографами-натуралистами.
Оливье Франсуа Ксавье Сарони (1820-1879)
Сарони, родившийся в Канаде, но проживавший в Англии, был самым успешным из провинциальных фотографов. У него была студия в Скарборо. В 1870-х годах он разработал новую технику увеличения.
Камиль Сильви (активная деятельность 1857-1869 гг.)
Сильви – французский фотограф-пейзажист и портретист, работавший в Лондоне. Самая известная его пейзажная фотография – речная сцена (ок. 1860 г.) – была сделана с двух негативов: речного и небесного. Впоследствии Сильви отличался элегантностью своих светских портретов и был одним из лучших фотографов 1850-60-х годов, который даже предоставлял реквизит или фон, связанный с портретируемым, если он был известен.
Сэмюэл Смит (1802-1892)
Сэмюэл Смит поселился в Висбехе в 1847 г.; в 1852 г. он занялся фотографией и сделал сотни калотипов местных зданий и кораблей в гавани. Его фотографии, одни из последних, сделанных этим способом, представляют интерес не только как прекрасные образцы калотипов, но и как свидетельство изменения облика города и порта Висбех в середине XIX века.
Шарль Сулье (1840-1876)
Французский пейзажный и альпийский фотограф, работавший во второй половине XIX в., Сулье наиболее известен своими фотографиями руин Парижа после Коммуны 1871 г., сделанными в сотрудничестве с Феррье.
Альберт Сэндс Саутворт (1811-1894); Джозайя Джон Хоуз (1808-1901)
Саутворт и Хоуз были партнёрами в Бостоне с 1844 года. Дагерротиписты, они сделали портреты многих известных американцев, в том числе Гарриет Бичер-Стоу, Лонгфелло и Дэниела Вебстера. Саутворт и Хоуз были одними из первых американских фотографов, показавших сцены реальной жизни Бостона.
Карл Фердинанд Штельцнер (1806-1894)
Штельцнер открыл фотопортретную студию в Гамбурге в 1842 году в партнёрстве с Германом Биоу. Ему принадлежит заслуга в создании первых в мире фотографий для прессы: руины района Альстер в Гамбурге после большого пожара 1842 года.
Альфред Штиглиц (1864-1946)
Ведущий пионер американской художественной фотографии рубежа веков, один из основателей отделившейся от неё Фотосекции и соучредитель Эдварда Штайхена (1879-1973) Малых галерей Фотосекции. Он редактировал и издавал журнал «Camera Work» (1902-17).
Сэр Бенджамин Стоун (1838-1914)
Богатый человек, сэр Бенджамин Стоун считал фотографию идеальным методом фиксации меняющихся или исчезающих обычаев и церемониальных событий в Великобритании. Стоун создал первые в истории фотографии коронации, сделанные в Вестминстерском аббатстве. В 1905 г. он опубликовал двухтомник «Фотографии сэра Бенджамина Стоуна». Большую часть своей личной коллекции фотографий он передал в Бирмингемскую справочную библиотеку.
Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877)
Изобретатель фотографии на бумаге, Тальбот в 1835 г. создал, как считается, самую раннюю фотографию – вид из окна своего дома в аббатстве Лакок, Уилтшир. Независимо от Дагера, работавшего во Франции, Тальбот открыл другой фотографический процесс, которому он дал название «калотипия». Работая в своём фотографическом заведении в Рединге, Тальбот в 1844-1846 гг. выпустил первые в мире книги, иллюстрированные фотографиями: «Карандаш природы» и «Солнечные картины в Шотландии».
Позднее, в 1847 г., он сделал 66 калотипов предметов испанского искусства для книги сэра У.С.Максвелла «Анналы художников Испании». В 1852 г. Тальбот экспериментировал с фотоглифической гравюрой, развив её в фотогравюрный процесс. Он также изготовил большое количество калотипов. Признанный пионер графического искусства, Тальбот умер в аббатстве Лакок в 1877 г., дожив до внедрения процесса сухой пластины и, таким образом, зарождения фотографии в том виде, в котором она применяется сегодня.
Джон Томсон (1837-1921)
Джон Томсон не только был фотографом, но и увлекался исследованиями и публиковал, обычно в виде книг, пейзажные и этнографические фотографии Китая, Камбоджи и Малаккского пролива. В Англии в 1877 г. Томсон сделал документальные фотографии лондонской уличной жизни.
Уолтер Бентли Вудбери (1834-1885)
Вудбери родился в Манчестере и в возрасте пятнадцати лет эмигрировал в Австралию. В 1855 г. он стал профессиональным фотографом, а в 1859 г. посетил остров Ява и сделал множество топографических фотографий этого острова. В 1863 г. Вудбери поселился в Англии и посвятил остаток своей трудовой жизни изобретению фотографий.
Дэвид Уилки Уинфилд (1837-1887)
Уинфилд – художник и фотограф-любитель, специализировавшийся на портретных фотографиях известных викторианцев крупным планом. Он создал множество прекрасных этюдов, которыми восхищалась Джулия Маргарет Камерон, на которую он оказал непосредственное влияние и чей стиль очень похож на его.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?