Уличная фотография читать ~8 мин.
Этот особый жанр художественной фотографии, вероятно, лучше всего понимать как оппортунистическую реакцию фотографа на публичную сцену перед ним. Как правило, уличная фотография – это съёмка случайных взаимодействий повседневной человеческой деятельности в городских районах, но в отличие от документальной фотографии, общее содержание сцены или её точное местоположение несущественны. Главное – это творческое качество снимка. Насколько он интересен, забавен, необычен или проницателен? Очень часто это вопрос времени. Точно такая же сцена, снятая двумя секундами позже или под немного другим углом, может выглядеть совершенно иначе.
Другими словами, настоящее искусство уличной фотографии возникает благодаря видению и чувству времени художника. Кроме того, как всегда, обработка и кадрирование снимка могут сыграть решающую роль в формировании (манипулировании) понимания и оценки зрителем данной сцены. Этот вид уличного искусства заключается в том, чтобы запечатлеть точный момент времени, когда обычное становится необычным. В результате он не имеет ничего общего с постановочной фотографией, также известной как пикториализм, поскольку подлинность остаётся ключевым атрибутом.
К числу самых великих фотографов, исследовавших этот жанр, относятся: Андре Кертеш (1894-1985), Брассай (1899-1984), Анри Картье-Брессон (1908-2004), Роберт Дойсно (1912-1994) и Гарри Виногранд (1928-1984).
Краткое руководство по эстетике и художественной природе искусства, основанного на объективе, см: Является ли фотография искусством?
Сравнение с документальной фотографией
Уличные снимки отличаются от документальной фотографии тем, что уличный фотограф по сути является нейтральным сторонним наблюдателем. Он не стремится делать какие-либо доказательные выводы из снимка. Вместо этого уличная фотография должна «говорить сама за себя». Тем не менее, когда речь идёт о ранних работах до широкого распространения моментальных фотоаппаратов, разделительная линия между этими двумя жанрами может быть более тонкой.
В целом, чем более фактологична или познавательна фотография, тем больше вероятность того, что она документальна. И наоборот, чем более мгновенным или оппортунистическим является снимок, тем больше вероятность того, что это «уличная фотография».
По сравнению с постановочной фотографией
Уличная фотография не имеет ничего общего с пикториализмом, или постановочной фотографией, поскольку подлинность остаётся ключевым атрибутом. Однако, как было сказано выше, это не означает, что уличный фотограф не имеет средств воздействия на зрителя. Обрезка фотографии для исключения определённых деталей может радикально изменить воздействие или смысл снимка. Однако если уличный художник вмешивается в подлинность снимка, он становится постановочным.
Так, например, если фотограф делает снимок съёмочной группы, снимающей карманника, выхватывающего бумажник у ничего не подозревающей жертвы, но затем обрезает фотографию, чтобы убрать все следы съёмочной группы, то он создаёт искусственный снимок, больше похожий на постановочный пример пикториализма. Уличная фотография должна быть реальной.
Как технические достижения повлияли на уличную фотографию
Уличная фотография сформировалась в отдельный или независимый жанр только в 20 веке. Ранняя дагерротипная фотография «Бульвар дю Тампль», сделанная Луи Дагером (1787-1851) в 1838 году, с десятиминутной выдержкой, показывает, что фотографическая оптика и химия ещё не были достаточно быстрыми, чтобы запечатлеть движущийся транспорт или шумные толпы – оба важных элемента уличной фотографии. Действительно, мокрые коллодионные негативы, на которые полагалось большинство фотографов в 1850-х и 1860-х годах, были не намного быстрее и не способствовали спонтанности – тому самому качеству, которое требует уличная фотография.
К счастью, появление сухих негативов в 1870-х годах, а затем желатиновой серебряной плёнки в 1880-х годах сделало весь процесс более удобным для уличной работы. Кроме того, появление 35-мм камеры в середине 1920-х годов стало особым преимуществом для уличных фотографов, так как её размер с ручным управлением позволял легко перемещаться по оживлённым районам, а 35-мм плёнка была достаточно чувствительной, чтобы записывать изображения даже в условиях недостаточного освещения.
В отличие от предыдущих моментальных камер, 35-мм версия позволяла оператору смотреть прямо в видоискатель, а не постоянно смотреть в него, что значительно облегчало передвижение по улицам. Эти технологические разработки в области фотоаппаратуры привели к буму уличной фотографии, особенно в 1940-х, 50-х и 60-х годах.
История уличной фотографии
Хотя и Шарль Боссю (1813-1879) (псевдоним Шарль Марвиль) – наиболее известный своими фотографиями парижских кварталов до их расчистки знаменитым градостроителем бароном Хаусманом – и Эжен Атже (1857-1927) – известный своими фотографиями исчезающей парижской архитектуры на рубеже веков – были пионерами в области уличной фотографии, Их снимки были скорее документальными, предназначенными для хроники уходящей эпохи, чем настоящей уличной фотографией. Несмотря на это, их успех в передаче повседневной жизни французской столицы со временем утвердил их в качестве крестных отцов жанра.
Некоторые эксперты также утверждают, что видят зачатки уличной фотографии в работах Альфреда Штиглица (1864-1946), таких как «Зима, Пятая авеню» (1893) и «Терминал» (1893). Однако эти работы, дополненные природными элементами, такими как дым, дождь и снег, следует рассматривать скорее как «художественные» пикториалистические снимки, чем как настоящую уличную фотографию. Даже знаменитые фотографии начала XX века Пола Стрэнда (1890-1976), такие как «Уолл-стрит, Нью-Йорк» и «Слепая» (1916), по сути, являются пикториалистическими – первая представляет собой угрожающее оптическое изображение всемогущества Уолл-стрит, а слепая женщина имеет в основном документальное воздействие. Короче говоря, подобно Боссю и Атже, и Штиглиц, и Стрэнд были активны на улицах, но уличная фотография не была их целью.
Межвоенные годы: 1920-е и 1930-е годы
В 1920-е и 30-е годы несколько фотографов оказали значительное влияние на развитие уличной фотографии. К ним относятся: Андре Кертеш (1894-1985), известный своими 35-мм снимками «Meudon» (1928) и «Carrefour Blois» (1930); его младший соотечественник Брассай (1899-1984), чьи ночные снимки столицы Франции были опубликованы под названием «Paris de Nuit» (1933); и Анри Картье-Брессон (1908-2004), который отстаивал идею «решающего момента»: см., например, его снимок «За вокзалом Сен-Лазар» (1932). Преданный своей камере Leica, не желая использовать вспышку или кадрировать снимки, Картье-Брессон рекомендовал интуицию и спонтанность как ключевые компоненты творческой уличной фотографии.
Послевоенная эпоха: 1940-е и 1950-е годы
Благодаря техническим усовершенствованиям, упомянутым выше, послевоенные годы стали золотым веком в истории уличной фотографии, как в Америке, так и в Европе. Ряд уличных фотографов в США – в том числе Луис Форер, Роберт Франк, Уильям Кляйн, Сол Лейтер, Хелен Левитт и Лизетт Модель – создали свои лучшие работы в 40-е и 50-е годы.
Например, в 1955-56 годах Роберт Франк путешествовал по Соединённым Штатам, собирая снимки, которые он впоследствии опубликовал под названием «Американцы» (1959). Хотя книга не была посвящена исключительно уличной фотографии, она сделала Фрэнка одним из самых проницательных американских фотографов того времени.
Уличная фотография также процветала в Европе. Во Франции основными практиками были: Робер Доисно (1912-1994) – знаменитый своим снимком «Поцелуй» (1950), на котором изображён моряк, целующий женщину перед Hotel de Ville в Париже – Вилли Ронис (1910-2009) – первый французский фотограф, работавший для журнала LIFE – и Изис (Израиль Бидерманас) (1911-1980) – основная фигура французского движения гуманистической фотографии середины века.
В 1953 году работы Анри Картье-Брессона, Робера Доисно, Рониса, Изиса и Брассая были включены в выставку в Музее современного искусства (Нью-Йорк), которую курировал Эдвард Штайхен (1879-1973), под названием «Пять французских фотографов». Джон Шарковски (1925-2007), преемник Штайхена в МОМА с 1962 по 1991 год, также отстаивал эстетику моментального снимка – жанр, который в Нью-Йорке с большим успехом перенял Гарри Виногранд (1928-1984), некоторые из фотографий которого содержат массу взаимодействий и мини-сюжетов.
Постмодернизм: Середина 60-х – настоящее время
Как и большинство форм постмодернистского искусства, жанр уличной фотографии разделился в конце 60-х и 70-х годов, поскольку художники-постмодернисты – такие как Дуглас Хюблер и Софи Калле, занимающиеся концептуальным искусством – начали включать в свои работы менее спонтанный стиль уличной фотографии.
В последующие десятилетия этот несколько надуманный стиль снимков получил дальнейшее развитие в работах Дайаны Арбус (1923-1971), Джоэла Мейеровица (р. 1938), Филипа-Лорки ди Корсиа (р. 1951), Нан Голдин (р. 1953) и Зои Штраус (р. 1970), все из которых приблизились либо к пикториализму, либо к документалистике. Менее надуманными были работы Брюса Дэвидсона (р. 1933), в частности его серия о Гарлеме, и Эда Руша (р. 1937).
Но две самые большие угрозы для уличной фотографии – это фотожурналистика и компьютерное искусство, в частности, графическое программное обеспечение. Современное искусство становится насыщенным острофокусными медиаизображениями, запечатлевающими моменты высокой драмы, а также компьютерными улучшениями и миниатюрной фотографией замочной скважины. И это ещё не считая влияния видеофильмов. Эта насыщенность имеет тенденцию обесценивать – или, по крайней мере, затмевать – усилия отдельных художников, работающих вне рамок фотожурналистики.
В результате, несмотря на работы таких художников 21 века, как Грэм Уильямс (р. 1961) и Алексей Титаренко (р. 1962), нелегко понять, как уличная фотография сможет сохранить процветающую нишу между документалистикой и фотожурналистикой в 21 веке, если только технология камер мобильных телефонов и социальные медиа-платформы, такие как Facebook, не дадут значительный дополнительный импульс.
Известные фотографы
Биографии некоторых известных фотографов см. ниже:
Ричард Аведон (1923-2004)
Американский портретный, модный фотограф.
Уокер Эванс (1903-1975)
Портретист эпохи депрессии.
Энни Лейбовиц (р.1949)
Фотограф-портретист знаменитостей.
Норман Паркинсон (1913-1990)
Знаменитый портретист на открытом воздухе.
Синди Шерман (р. 1954)
Известна сюрреалистическими автопортретами.
Джефф Уолл (р.1946)
Канадский специалист по постановочной фотографии.
Эдвард Уэстон (1886-1958)
Важный представитель пикториализма.
Выставки уличных фотографий регулярно проводятся в некоторых лучших галереях современного искусства по всему миру.
Подробнее о ранних изобретениях, на которых основывается современное фотоискусство, см: История фотографии (ок. 1800-1900).
ТЕРМИНЫ ФОТОГРАФИИ
Краткое объяснение терминов фотокамеры и фотографии: Глоссарий по художественной фотографии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?