Убежище Абри-дю-Пуассон:
палеолитическая пещера с рельефной скульптурой рыбы читать ~4 мин.
Долина реки Везер в регионе Дордонь на юго-западе Франции по праву считается «столицей» доисторической Европы. На её берегах сосредоточено более 150 палеолитических памятников, включая стоянки, гроты и пещеры с наскальным искусством. Один из таких уникальных объектов — Абри-дю-Пуассон.
Абри-дю-Пуассон (с фр. «скальный навес с рыбой») — знаменитый памятник франко-кантабрийского наскального искусства, прославившийся своей доисторической скульптурой лосося. Этот барельеф относится к эпохе палеолитического искусства (около 23 000 лет до н.э.), а именно к граветтской культуре. Изображения рыб — большая редкость для наскального искусства того периода. За всю историю изучения наскальной живописи ледниковой эпохи известно лишь около десяти подобных примеров, и рельеф из Абри-дю-Пуассон является одним из древнейших. (Другие образцы морской фауны можно увидеть в росписях пещеры Коскер).
Хотя первые люди поселились в этом укрытии ещё в ориньякский период, саму скульптуру относят к граветтской культуре. Такой вывод был сделан на основе анализа следов красной и чёрной краски, найденной на рельефе. Датировка также подтверждается стилистическим сходством с другим шедевром этой эпохи — «Венерой из Лосселя» (ок. 23 000 лет до н.э., Музей Аквитании, Бордо, Франция). В 1979 году Абри-дю-Пуассон вместе с другими пещерами и стоянками долины Везер был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чтобы понять, как искусство каменного века в Абри-дю-Пуассон вписывается в хронологию развития культуры в Европе, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Другой знаменитый пример рыбы в пещерном искусстве верхнего палеолита — изображение палтуса в пещере Ла-Пилета (ок. 18 000 лет до н.э.) в муниципалитете Бенаохан, Андалусия, Испания.
Местоположение
Скальный навес Абри-дю-Пуассон расположен в ущелье Горж-д’Анфер (Gorge d’Enfer), в долине реки Везер, недалеко от коммуны Лез-Эзи-де-Таяк в Дордони. Само укрытие очень небольшое — не более 8 метров в ширину и 7 метров в глубину. Оно является частью уникального комплекса доисторических памятников; среди них — скальный навес Кап-Блан, Абри-де-ла-Мадлен, пещеры Ле-Комбарелль и Фон-де-Гом, укрытия Лоссель и Ложери-От, а также (севернее) знаменитая пещера Руффиньяк. В непосредственной близости находятся и менее известные объекты: Абри-Ларте и пещера Орей-д’Анфер, также содержащие образцы палеолитического искусства (украшения и росписи).
Среди других выдающихся памятников доисторического искусства Дордони — гравюры пещеры Кюссак и всемирно известные росписи пещеры Ласко.
Открытие
Хотя планомерные раскопки в долине Везер начались ещё в 1863 году благодаря археологу Эдуару Ларте, само укрытие Абри-дю-Пуассон было обнаружено лишь в 1892 году Полем Жиро. Однако знаменитую скульптуру рыбы, скрытую под слоем лишайника, заметили только в 1912 году. Это сделал Жан Марсан. Уже в следующем, 1913 году, Абри-дю-Пуассон был присвоен статус исторического памятника. Позже его раскопками занимался выдающийся французский исследователь доисторической эпохи Дени Пейрони (Denis Peyrony, 1869–1954). Именно он не позволил вывезти уникальный барельеф из Франции, предотвратив попытку его демонтажа, которую финансировал профессор Карл Шуххардт из Берлинского антропологического музея.
Рельефная скульптура лосося
Самое известное произведение наскального искусства в Абри-дю-Пуассон — это вырезанная на потолке скульптура самца лосося в натуральную величину (длиной около 1 метра). Фигура выполнена в технике низкого рельефа и первоначально была подчёркнута красной охрой. Характерный крючковатый изгиб челюсти указывает на то, что рыба изображена в период нереста. Как уже упоминалось, изображения рыб крайне редко встречаются в наскальной живописи или доисторических гравюрах. Это несоответствие удивляет многих антропологов, поскольку рыболовство, в частности ловля лосося и щуки, было важной частью жизни людей ледниковой эпохи. Этот факт подтверждают многочисленные изображения рыб на бытовых предметах, относящихся к мобильному искусству, и других артефактах.
Лосось, способный плыть против течения для продолжения рода, мог быть для древних людей не только пищей, но и мощным символом. Вероятно, он олицетворял жизненную силу, выносливость и цикличность природы — ежегодное возвращение рыбы в реки совпадало со сменой сезонов и было гарантией выживания общины. Таким образом, рельеф из Абри-дю-Пуассон мог иметь ритуальное значение, связанное с культами плодородия или магическими обрядами для обеспечения удачной охоты и рыбалки.
Подробнее о скульптуре граветтского периода см. статуэтки венер (25 000–20 000 гг. до н.э.).
Другое наскальное искусство
По словам французского палеонтолога Андре Леруа-Гурхана (André Leroi-Gourhan, 1911–1986), рядом с рельефом рыбы также можно различить остатки изображения бизона и чёрный трафарет руки. Примечательно, что этот трафарет был создан не распылением краски (выдуванием через полую кость или прямо изо рта), а обведением контура руки кистью или другим похожим инструментом. Стоит отметить, что этот отпечаток руки оставался незамеченным до 1975 года.
На потолке, а также на обломках скалы, ныне лежащих на полу, видны слабые следы сотен других изображений. Среди них — силуэты, напоминающие животных, и множество абстрактных знаков (точек и линий красного и чёрного цвета). Большинство из них почти невозможно разобрать, за исключением одной гравюры, предположительно изображающей женские гениталии. Сейчас этот фрагмент экспонируется в Национальном музее доисторической эпохи в Лез-Эзи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?