Убежище Абри-дю-Пуассон:
палеолитическая пещера с рельефной скульптурой рыбы читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Абри-дю-Пуассон («Рыбье скальное укрытие») — знаменитый памятник франко-кантабрийского наскального искусства, прославившийся своей доисторической скульптурой лосося, относящейся к эпохе палеолитического искусства (ок. 23 000 лет до н.э.). Изображения рыб крайне редко встречаются в наскальном искусстве граветтского периода — за всю историю наскального искусства эпохи ледникового периода известно лишь около десяти таких примеров, — и именно этот рельеф является одним из древнейших изображений рыбы, когда-либо обнаруженных. (Другие примеры морской фауны см. также в росписях пещеры Коскер.) Хотя заселение убежища Абри-Пуассон восходит к ориньякскому периоду, скульптура лосося была датирована граветтским периодом после анализа красной и чёрной краски, обнаруженной поверх рельефа. Эта датировка дополнительно подтверждается стилистическим сходством с Венерой из Лосселя (23 000 лет до н.э., Музей Аквитании, Бордо, Франция). В 1979 году Абри-дю-Пуассон было включено ЮНЕСКО в список Всемирного наследия вместе с другими памятниками и пещерами долины Везер. Чтобы понять, как искусство каменного века в Абри-дю-Пуассон вписывается в хронологию древней культуры Европы, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Другой знаменитый рисунок рыбы в пещере верхнего палеолита — изображение палтуса в пещере Ла-Пилета (ок. 18 000 лет до н.э.) в муниципалитете Бенаохан, Андалусия, Испания.
Местоположение
Скальное укрытие Абри-дю-Пуассон расположено в ущелье Горж-д’Анфер, в долине реки Везер, недалеко от Лез-Эзи-де-Таяк в Дордони, Франция. Оно очень небольшое — не более 8 метров (26 футов) в ширину и 7 метров (23 фута) в глубину. Это одна из нескольких пещер в этом районе, содержащих доисторическое искусство; другие включают скальное укрытие Кап-Блан, Абри-де-ла-Мадлен, пещеру Ле-Комбарелль, Абри-де-Лоссель, пещеру Фонт-де-Гом, пещеру Ложери-От, Ла-Мадлен и (к северу) пещеру Руффиньяк, чтобы назвать лишь некоторые из них. Ближайшими соседями являются менее известные укрытия: Абри Лартэ и пещера Орей-д’Анфер, также отмеченные своими образцами палеолитического искусства (украшения и росписи).
другие примеры доисторического искусства в Дордони включают гравюры пещеры Кюсак и росписи пещеры Ласко.
Открытие
Раскопки в долине Везер начались ещё в 1863 году археологом Эдуаром Лартэ, однако само убежище Абри-Пуассон было обнаружено и исследовано только в 1892 году Полем Жиро. Тем не менее, скульптуру рыбы впервые заметил в 1912 году Жан Марсан — она была покрыта лишайниками. В следующем году Абри-дю-Пуассон получило статус исторического памятника, а позже его раскопками занимался знаменитый французский исследователь доисторического периода Дени Пейрони (1869–1954), которому удалось предотвратить попытку (финансируемую профессором Карлом Шуххардтом из Берлинского антропологического музея) демонтировать каменную скульптуру лосося и вывезти её из Франции.
Рельефная скульптура лосося
Самым знаменитым произведением наскального искусства в Абри-Пуассон является выполненная в натуральную величину (1 метр в длину) скульптура самца лосося, измученного нерестом (об этом свидетельствует крючковатый изгиб рта), вырезанная в низком рельефе на потолке и первоначально подчёркнутая красной охрой. Как уже упоминалось, рыбы крайне редко встречаются в наскальной живописи или доисторических наскальных гравюрах, что вызывает недоумение у многих антропологов, поскольку рыбная ловля (лосося и щуки) была важной деятельностью в ледниковую эпоху — факт, подтверждённый многочисленными изображениями рыб на предметах бытового мобильного искусства и других артефактах.
Подробнее о скульптуре граветтского периода см. венеры (25 000–20 000 гг. до н.э.).
Другое наскальное искусство
Рядом с рельефом рыбы, по словам французского палеонтолога Андре Леруа-Гурхана (1911–1986), также видны остатки изображения бизона, а также чёрный трафарет руки. Этот трафарет был выполнен не обычным способом — выплёвыванием или выдуванием жидкой краски через тростинку или полую кость, — а путём обведения контура руки кистью или подобным инструментом. Впрочем, этот отпечаток руки не был замечен до 1975 года.
Также на потолке — и на обломках, отколовшихся и теперь лежащих на полу, — видны нечёткие следы сотен фигуративных изображений (напоминающих силуэты животных), а также большое количество абстрактных знаков (красные и чёрные точки и линии). Большинство фигуративных отметок почти невозможно разобрать, за исключением гравюры, изображающей, по-видимому, женские половые органы; она сейчас экспонируется в Музее доисторической культуры в Лез-Эзи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?