Картины Брэдшоу читать ~11 мин.
В области наскального искусства аборигенов термин «рисунки Брэдшоу» или «фигуры Брэдшоу» относится к выдающейся традиции наскального искусства Кимберли, распространённой в северо-западном регионе Западной Австралии. Параллели этому стилю находят в Арнем-Ленде на соседней Северной территории. Рисунки названы в честь Джозефа Брэдшоу (1854–1916), первого европейца, обнаружившего их в 1890-х годах. Они представляют собой в основном небольшие длиннотелые человеческие фигуры, украшенные аксессуарами, такими как головные уборы, кисточки и сумки, а также вооружённые копьями и бумерангами. Эти изображения давно получили признание за свой элегантный и очень своеобразный стиль.
Рисунки Брэдшоу представляют собой, пожалуй, самый изящный и известный стиль доисторического искусства на австралийском континенте. Никто точно не знает, кто, когда и в какой период создал эти изображения, что только усиливает их загадочность. В любом случае, они не являются самым ранним искусством этого региона. Древнейшее известное изображение Брэдшоу в Кимберли датируется примерно 15 500 годом до н.э. Однако более поздние работы могли быть созданы и в 3000 году до н.э., что совпадает с началом традиции наскальной живописи Ванджина. В современном обществе аборигенов они известны под разными названиями, включая «Гвион», «Гиро», «Киро» или «Дженека».
Роль доктора Грэма Уолша
В 1980–1990-х годах пиктограммы Брэдшоу интенсивно изучал доктор Грэм Л. Уолш. Он пересёк обширные земли северной Австралии в поисках искусства каменного века, сделав десятки тысяч фотографий и собрав огромный объём данных. Это сделало его ведущим мировым экспертом по наскальному искусству Кимберли. Уолш также прославился двумя фундаментальными книгами: «Величайшее наскальное искусство Австралии» (1988) и «Брэдшоу: Древние наскальные рисунки северо-запада Австралии» (1994).
К сожалению, Уолш находился под сильным влиянием очевидной «культурной уникальности» пиктограмм и петроглифов Брэдшоу. Это было связано с тем, что стиль появился уже полностью сформированным, словно привнесённым извне, и имел мало общего с последующей традицией Ванджина. В результате Уолш отказался верить, что рисунки Брэдшоу были созданы предками нынешних аборигенов. Эта точка зрения была провокационной и необоснованной, хотя она не должна умалять его неоценимый вклад в изучение этой традиции.
Примечание: недавняя уран-ториевая датировка пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) возрастом почти 38 000 лет до н.э. убедительно свидетельствует, что аборигены были способны создавать высокохудожественные произведения в самый ранний период верхнего палеолита, задолго до появления стиля Брэдшоу.
Датировка
Как было сказано выше, рисунки Брэдшоу не являются древнейшим искусством данного региона. В Западной Австралии и на Северной Территории эта честь принадлежит купулам — глубоко выветренным чашеобразным углублениям. За ними следует традиция наскальной живописи, включающая в основном изображения животных, а также отпечатки и трафареты рук, абстрактные знаки и другие геометрические символы. Например, в 2008 году на северо-западном побережье Кимберли было обнаружено изображение тилаколео — «сумчатого льва», вымершего около 44 000 года до н.э., что позволяет предположить создание рисунка в эпоху раннего верхнего палеолита.
Считается, что все эти виды древнего искусства появились до Последнего ледникового максимума (около 24 000–18 000 годов до н.э.). Однако, как и в случае с наскальным искусством полуострова Бурруп в Пилбаре и наскальным искусством Убирра в Национальном парке Какаду, лишь малая часть искусства Кимберли была датирована. Поэтому невозможно точно сказать, относится ли оно к эпохе верхнего палеолита (40 000–10 000 годов до н.э.), мезолита (около 10 000–6 000 годов до н.э.) или неолита (около 6 000–2 000 годов до н.э.).
В настоящее время для определения возраста рисунков Брэдшоу используются научные методы датировки, включая ускорительную масс-спектрометрию (AMS), уран-ториевое датирование (U/Th) и оптически стимулированную люминесценцию (OSL). Метод OSL был использован для датировки осиного гнезда, которое было построено поверх рисунка Брэдшоу. Возраст гнезда оценили в 15 500 лет до н.э., что означает, что сам рисунок как минимум не моложе.
Однако археологи продолжают находить странности. Например, около 13 000 года до н.э. аборигены в Кимберли перестали использовать копья с несколькими зубцами и начали применять каменные наконечники. Это важное изменение в охотничьем вооружении не отражено ни на одном из рисунков Брэдшоу, что позволяет предположить, что традиция живописи может предшествовать этой технологической смене.
См. также рисунок углём из Наварлы Габарнманг в Арнем-Ленде, Северная территория — древнейшее наскальное искусство в Австралии, которое было датировано углеродным методом 26 000 годом до н.э.
Типы и хронология рисунков Брэдшоу
Искусство Брэдшоу практически не имеет сходства ни с одним стилем живописи, предшествующим ему в хронологии Кимберли. Нет никаких намёков на связь между ним и какой-либо предшествующей иконографией или культурой. К настоящему времени выявлено около одиннадцати типов антропоморфных изображений, относящихся к стилю Брэдшоу. Каждый из них отражает значительные культурные изменения, а сильные различия в степени выветривания рисунков указывают на то, что эта культура доминировала в регионе в течение очень длительного периода. Чтобы понять, как рисунки Брэдшоу вписываются в эволюцию искусства каменного века, см.: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Эрудитская эпоха
Термин «эрудитская эпоха» был использован доктором Уолшем для обозначения двух периодов: периода Брэдшоу (подразделяющегося на фигуры с кисточками, фигуры с поясами и фигуры в элегантном движении) и периода фигур в одежде. Считается, что характерные изменения в изображении одежды указывают на то, что художественные новшества сопровождали значительные и широкомасштабные культурные перемены.
В эту эпоху художники-аборигены отдавали явное предпочтение определённому типу скальной поверхности — а именно, вертикальным склонам из твёрдой, гладкой породы. Только на таком «холсте» они могли продемонстрировать исключительное владение линией и сложную детализацию. Кроме того, акцент сместился от изображений животных к тщательно одетым человеческим фигурам, представленным в группах.
Примечание: лучшие образцы пальцевой росписи аборигенов см. в статье Пещерное искусство Куналды (18 000 лет до н.э.).
Период Брэдшоу
На картинах Брэдшоу преимущественно изображены человеческие силуэты, которые кажутся «парящими» в воздухе или показаны танцующими, бегущими или охотящимися. Пол редко выделяется, но мышцы конечностей и плеч, как правило, хорошо прорисованы. Хотя Джозеф Брэдшоу описывал картины как включающие оттенки синего и жёлтого, большинство фигур Брэдшоу окрашены в глубокий пурпурно-красный, тёмно-бордовый или красно-коричневый цвет. Встречаются и более редкие полихромные фигуры. (См. также: Цветовая палитра доисторического периода). Фигуры на изображениях Брэдшоу обычно имеют высоту от 40 до 50 сантиметров, изредка достигая 2 метров.
Тонкая детализация изображений и контроль линий, когда пряди волос нарисованы толщиной 1–2 миллиметра, позволяют предположить, что для нанесения краски могли использоваться перья. Следы пера, обнаруженные в одном из мест, подтверждают эту гипотезу.
Фигуры с кисточками
Эти фигуры характеризуются кисточками, свисающими с их рук и талии, а также нарукавными повязками, головными уборами конической формы и бумерангами. Этот стиль является самым ранним, наиболее детализированным и самым распространённым в традиции Брэдшоу. Он возник в уже развитом виде, без каких-либо предшествующих форм. Под изображениями этого типа не было найдено других стилей, что позволяет считать его первым в хронологической последовательности.
Хотя фигуры с кисточками довольно статичны, они обладают большим разнообразием декоративных украшений, таких как нарукавные, локтевые и грудные повязки, а также браслеты. Различные шнуры, ленты и кисточки подвешены к плечам или подмышкам. Специфическая «тройная кисточка» встречается настолько часто, что служит опознавательным знаком стиля.
Формы головных уборов, как правило, более натуралистичны, чем у фигур с поясами. Из-за обилия декоративных элементов эти изображения стали называть «церемониальными фигурами».
Фигуры с поясами
Несмотря на сходство с «фигурами с кисточками», фигуры с поясами, как правило, более крепкие, с меньшими ногами и ступнями, и носят иные аксессуары. Исчезают все разновидности локтевых повязок, а все верхние браслеты заменяются одной формой. Но самым большим изменением стала замена тройной кисточки на пояс, в честь которого и был назван стиль.
Художники продемонстрировали новое владение профильной перспективой плеча, что привело к увеличению числа изображений в профиль. Кроме того, детали рук заменены маленькими круглыми кистями, хотя оружие и другие предметы теперь чётко показаны удерживаемыми в этих новых руках, а не прилегающими к предплечью.
Несколько статичный характер фигур с кисточками исчез, сменившись большим движением. Действительно, из всех фигур Брэдшоу именно фигуры с поясами чаще всего изображаются участвующими в каких-либо церемониях или танцах.
Элегантные фигуры
Эти фигуры сильно отличаются от предыдущих типов тем, что они почти всегда изображаются стоящими на коленях, бегущими или охотящимися с бумерангами и колючими копьями. Место этого стиля трудно определить в хронологии Брэдшоу, поскольку эти фигуры не нарисованы поверх более ранних работ, и никакие другие изображения не перекрывают их. Как следует из названия, эти фигуры обычно вовлечены в какую-то деятельность, в частности, в сцены охоты.
Элегантные фигуры обычно миниатюрны и раскрашены монохромно. Их стандартная форма довольно проста и не украшена. Мужчин гораздо больше, чем женщин. Мужчины часто вооружены короткими копьями с несколькими зубцами и бумерангами. У них два основных типа головных уборов: простая шапочка с помпоном или головной убор с откидным верхом. Элегантные женщины обычно изображаются участвующими в церемониях или повседневной деятельности.
Появление элегантных фигур с их активным охотничьим образом жизни, отсутствием аксессуаров и украшений, похоже, отражает серьёзное изменение окружающей среды и образа жизни. Как будто жизнь внезапно стала труднее.
Любопытно, что в этот период также впервые регулярно появляются полуживотные-полулюди (териантропы), часто вооружённые обычным человеческим оружием.
В этом стиле живописи Брэдшоу также впервые использует абстрактные знаки (например, пунктир), чтобы изобразить движение и действие. Пунктирные линии вокруг раны, нанесённой копьём, либо представляют «брызги крови», либо являются «индикаторами действия» удара оружия. Художники также используют восклицательные знаки рядом со ртами людей и животных, чтобы изобразить звуки голоса или призыва. Кроме того, художники демонстрируют лучшее понимание натурализма и линейной перспективы.
Интересно, что в то время как почти все виды рисунков Брэдшоу подверглись значительному вандализму, «элегантные фигуры» остались совершенно невредимыми.
Период фигур в одежде
Этот период является отдельным этапом развития традиции Брэдшоу. Уолш назвал эти фигуры так из-за их сходства с деревянными прищепками для одежды, хотя другие историки используют термин «фигуры с прямыми частями». Обычно они изображаются в неподвижной позе и раскрашиваются красным пигментом, но иногда кажется, что части их тела (руки, ноги, талия) отсутствуют. Это происходит из-за выцветания белого и жёлтого цветовых пигментов. Фигуры иногда принимают агрессивную позу и часто вооружены копьями с несколькими зубцами. Они по-прежнему изображают реальных людей, а не богов, но с возрастающей степенью схематизации.
Разновидности этого стиля: «статичная фигура», «фигура-палка», «классическая фигура» и «фигура с сужающимися контурами». Эти фигуры можно увидеть на большом количестве изображений, что говорит о том, что над стилем работало либо огромное количество художников в течение короткого периода времени, либо меньшее их число в течение длительного периода. Степень выветривания указывает на последнее.
Другой набор необычных человеческих фигур см. в знаменитых гравюрах из пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.), обнаруженных недалеко от Палермо на Сицилии.
Кто нарисовал наскальные рисунки Брэдшоу?
Одна из главных загадок, связанных с Брэдшоу, заключается в том, почему они так самобытны, изысканны и так сильно отличаются от других австралийских наскальных рисунков. Размышляя над этим вопросом и отмечая сходство между Брэдшоу и наскальным искусством Африки и центральной Индии, Уолш пришёл к радикальному выводу. Он считал, что рисунки были созданы чужаками, которые пришли, нарисовали свои картины, а затем ушли, и что эти люди не были предками современных аборигенов.
Эта точка зрения лишена веских оснований. Во-первых, наскальная живопись Арнемленда включает стиль фигур Динами/Мими, которые имеют много общего с рисунками Брэдшоу в Кимберли. Это сходство настолько широко распространено и специфично, что некоторые учёные считают, что эти два региона когда-то были частью одной зоны наскальной живописи. Иными словами, рисунки Брэдшоу не так уж и уникальны. Во-вторых, рисунки Брэдшоу остаются в значительной степени недатированными. Без установленной хронологии можно сделать очень мало выводов о развитии стиля. В-третьих, археологические данные свидетельствуют о том, что эти рисунки создавались в течение очень долгого времени. Если традиция существовала 15 000 или более лет, практически невозможно представить, что она была создана «чужой группой», которая затем исчезла, не оставив никаких других следов своего пребывания.
Статьи по теме
- Подробнее о доисторической живописи: Наскальная живопись.
- О «царапинах» на камнях: Петроглифы.
- О выгравированных рисунках: Доисторические наскальные рисунки.
- О древних искусствах и ремёслах южной части Тихого океана см.: Океаническое искусство.
- Наскальное доисторическое искусство
- Доисторическое наскальное искусство
- Наскальное искусство, ледниковый период
- Франко-кантабрийское наскальное искусство
- Наскальные рисунки Убирра: характеристики, датировка, хронология
- В свободном полёте
- «Чердачные истории». Детский спектакль
- Наварла Габарнманг, рисунок углём: самое древнее искусство Австралии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?