Картины Брэдшоу читать ~12 мин.
В области наскального искусства аборигенов термин «картины Брэдшоу» или «фигуры Брэдшоу» относится к экстраординарной традиции наскального искусства Кимберли, практикуемой в северо-западном регионе Западной Австралии, с параллелями в Арнем-Ленд на прилегающей Северной территории. Названные в честь Джозефа Брэдшоу (1854-1916), который был первым европейцем, столкнувшимся с ними в 1890-х годах, эти наскальные рисунки состоят в основном из небольших длиннотелых человеческих фигур, украшенных такими аксессуарами, как головные уборы, кисточки и сумки, и несущих копья и бумеранги, и уже давно получили признание за их элегантный и очень своеобразный стиль – в частности, за количество фигуративных деталей и техническое мастерство художников.
Рисунки Брэдшоу представляют собой, пожалуй, самый красивый и известный стиль доисторического искусства на континенте Австралия. Никто не знает, кто нарисовал картины Брэдшоу, когда и в какой период они были созданы, что только усиливает их загадочность. В любом случае, они не являются самым ранним искусством этого региона. Древнейшая известная картина Брэдшоу в Кимберли – это картина с «кисточкой», датируемая примерно 15 500 г. до н.э., но более поздние могли быть созданы уже в 3 000 лет до н.э., что совпадает с началом традиции наскальной живописи Ванджина, последней разновидности искусства Кимберли. В современном обществе аборигенов они известны под разными названиями, включая «Гвион», «Гиро», «Киро «или «Дженека».
Роль доктора Грэхейма Уолша
В 1980-90-е годы пиктограммы Брэдшоу интенсивно изучались во всем регионе доктором Грэхеймом Л. Уолшем, который пересёк обширные земли северной Австралии в поисках искусства каменного века, сделав десятки тысяч фотографий и собрав массу тщательно изученных данных, которые сделали его ведущим мировым экспертом по наскальному искусству Кимберли. Он также прославился двумя фундаментальными книгами «Величайшее наскальное искусство Австралии» (1988) и «Брэдшоу: Древние наскальные рисунки северо-запада Австралии» (1994).
К сожалению, Уолш оказался под чрезмерным влиянием очевидной «культурной уникальности» пиктограмм и петроглифов Брэдшоу – в основном потому, что этот стиль появился полностью сформированным, как будто привезённым из-за границы, и потому, что он мало походил на последующую традицию Ванджина. В результате он отказался верить, что брэдшоу были созданы предками нынешних аборигенов, и эта точка зрения была провокационной и неоправданной, хотя она не должна затмевать его неоценимый вклад в наше понимание этой традиции.
Примечание: недавняя U/Th датировка пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) почти в 38 000 лет до н.э. окончательно доказывает , что аборигены были способны создавать прекрасное искусство в самом раннем периоде верхнего палеолита, задолго до появления стиля Брэдшоу.
Датировка
Как было сказано выше, картины Брэдшоу не являются древнейшим искусством данного региона. В Западной Австралии и Северной Территории эта честь принадлежит купулам – то есть глубоко выветрившимся чашеобразным углублениям, за которым следует традиция наскальной живописи, включающая в основном изображения животных, а также отпечатки и трафареты рук, а также абстрактные знаки и другие грубые геометрические символы. (Например, в 2008 году на северо-западном побережье Кимберли было обнаружено изображение тилаколео – свирепого «сумчатого льва», который жил в Австралии, пока не вымер около 44 000 лет до н.э.), что позволяет предположить, что картина была создана в начале верхнего палеолита.
Считается, что все эти виды древнего искусства появились до Последнего ледникового максимума (ок. 24 000-18 000 гг. до н.э.). Однако, как и в случае с наскальным искусством полуострова Бурруп в Пилбаре и наскальным искусством Убирра в Национальном парке Какаду, Арнемленд, лишь небольшая часть наскального искусства Кимберли была изучена и датирована, Поэтому невозможно сказать, относится ли оно к эпохе верхнего палеолита (40 000-10 000 лет до н.э.), или мезолита (около 10 000-6 000 лет до н.э.), или неолита (около 6 000-2 000 лет до н.э.).
В настоящее время для определения возраста картин Брэдшоу используются новые научные методы датировки, включая ускорительную масс-спектрометрию (AMS), уран-ториевое датирование (U/Th) и оптически стимулированную люминесценцию (OSL). Так случилось, что OSL был использован для датировки гнезда осы, которое было наложено на картину Брэдшоу. Гнездо было датировано 15 500 лет до н.э., что означало, что картинка была как минимум такой же давности, если не старше.
Однако археологи продолжают находить странности. Например, около 13 000 лет до н.э. аборигены в Кимберли перестали использовать многолезвийные копья и начали применять каменные остроконечники. Однако это важное изменение в охотничьем вооружении не проиллюстрировано ни на одной картине Брэдшоу, что позволяет предположить, что традиция может существовать до смены копья.
См. также рисунок углём из Наварлы Габарнманг в Арнем-Ленд, Северная территория, древнейшее наскальное искусство в Австралии, которое было датировано углеродным методом 26 000 лет до н.э.
Типы и хронология рисунков Брэдшоу
Искусство Брэдшоу практически не имеет сходства с каким-либо стилем живописи, предшествующим ему в последовательности Кимберли, и нет никаких намёков на связь между ним и какой-либо предшествующей иконографией или культурой.
К настоящему времени выявлено около одиннадцати типов антропоморфных изображений, относящихся к идиоме Брэдшоу, каждый из которых отражает значительные культурные изменения, а огромные различия в выветривании рисунков, а также их широкое распространение, похоже, указывают на то, что культура Брэдшоу доминировала в регионе Кимберли в течение исключительно длительного периода времени. Чтобы понять, как картины Брэдшоу вписываются в эволюцию искусства каменного века во всем мире, см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Эрудитская эпоха
Термин «эрудитская эпоха» был использован доктором Уолшем для обозначения двух периодов искусства:
❶ период Брэдшоу, подразделяющийся на: фигурки с кисточками, фигурки с поясками и фигурки с элегантными действиями; и
❷ период фигурок в одежде. Считается, что характерные изменения в одежде указывают на то, что художественные изменения сопровождали значительные и широкомасштабные культурные перемены.
В эту эпоху художники-аборигены отдавали явное предпочтение определённому типу поверхности скалы – а именно, вертикальному скальному склону из твёрдой, гладкой породы. Только на таком «холсте» они могли продемонстрировать исключительное владение линией и сложную детализацию, характерную для типичной композиции Брэдшоу. Кроме того, акцент смещался от изображений животных (или иногда одиноких обнажённых людей) к изображениям тщательно одетых человеческих фигур, изображённых в группах.
Примечание: лучшие образцы пальцевой флейты аборигенов см: Пещерное искусство Куналды (18 000 лет до н.э.).
Период Брэдшоу
На картинах Брэдшоу преимущественно изображены человеческие силуэты, которые, кажется, «парят» в воздухе, или участвуют в танцах, беге, охоте или плясках. Пол редко выделяется, но мышцы конечностей и плеч, как правило, хорошо прорисованы. Хотя Джозеф Брэдшоу описывал картины как включающие оттенки синего и жёлтого, большинство фигур Брэдшоу имеют глубокий пурпурно-красный, тутовый или красно-коричневый цвет. Кроме того, есть более редкие примеры полихромных фигур. (См. также: Цветовая палитра доисторического периода) Фигуры на изображениях Брэдшоу обычно имеют высоту от 40 до 50 сантиметров, изредка поднимаясь до 2 метров.
Тонкая детализация изображений и контроль линий, когда пряди волос нарисованы толщиной 1-2 миллиметра, позволяют предположить, что для нанесения краски на поверхность скалы могли использоваться перья. Следы пера, обнаруженные в одном из мест, подтверждают эту гипотезу.
Брэдшоу с кисточками
Эти фигурки характеризуются характерными кисточками, свисающими с их рук и талии, а также их нарукавными повязками, головными уборами конической формы и бумерангами. Эта идиома – самая ранняя, самая детализированная и самая обширная из стилей Брэдшоу. Он возник в полном объёме и без каких-либо предупреждений. Под наложенной кисточкой Брэдшоу не было найдено никаких других стилей, что позволяет предположить, что этот стиль был определённо первым в линии.
Хотя фигурки Брэдшоу с кисточками довольно статичны, они обладают самым большим, порой причудливым, разнообразием декоративных украшений, таких как нарукавные, локтевые, нагрудные, браслеты и браслеты, а также различные шнуры, ленты и кисточки, подвешенные на плече или подмышкой. Специфическая «тройная кисточка» встречается настолько часто, что сразу же служит опознавательным знаком стиля.
Формы головных уборов, как правило, более натуралистичны, чем у саш брэдшоу. Из-за масштабов этих декоративных придатков эти изображения стали называть «церемониальными фигурами».
Фигурки с поясами
Несмотря на сходство с «фигурами с кисточками», фигуры с поясами, как правило, более крепкие, с меньшими ногами и ступнями, и носят различные аксессуары, а также разнообразные головные уборы. Кроме того, исчезают все разновидности локтевых повязок, а все верхние налокотники заменяются одной формой браслета. Но самым большим изменением стала замена тройной кисточки на пояс, в честь чего и был назван стиль.
Художники продемонстрировали новое владение профильной перспективой плеча, техникой, которая долгое время не удавалась художникам кисточек, что привело к увеличению профильных видов. Кроме того, детали рук заменены маленькими круглыми ручками, хотя оружие и другие артефакты теперь чётко показаны как удерживаемые в новых круглых руках, а не прилегающие к предплечью или расположенные рядом с открытыми пальцами.
Немного статичный характер фигурок Брэдшоу с кисточками теперь исчез, на смену ему пришло больше движения. Действительно, из всех фигурок Брэдшоу, фигурки с кисточками чаще всего появляются на каких-то церемониях или танцах.
Элегантные фигурки
Эти фигурки сильно отличаются от фигурок Брэдшоу с кисточками и поясами тем, что они почти всегда изображаются стоящими на коленях, бегущими или охотящимися с бумерангами и колючими копьями. Более того, место этого стиля трудно определить в хронологии Брэдшоу, потому что это единственные фигуры, которые не написаны поверх более ранних работ, и никакие другие фигуры не накладываются на них. Как следует из названия, эти Брэдшоу обычно вовлечены в какую-то деятельность, в частности, в сцены охоты.
Изящные фигурки обычно миниатюрны и раскрашены в монохром. Их стандартная форма довольно проста и не украшена. Мужчин гораздо больше, чем женщин. Мужчины часто вооружены короткими многоствольными копьями и бумерангами. У них два основных типа головных уборов: простая шапочка Данса с помпоном или головной убор Ватуси с откидным верхом. Элегантные женщины обычно изображаются участвующими в церемониях или повседневной деятельности.
Появление элегантных фигурок с их активным охотничьим образом жизни, отсутствием аксессуаров и украшений, похоже, отражает ещё одно серьёзное изменение окружающей среды и образа жизни. Как будто жизнь внезапно стала труднее.
Любопытно, что в этот период также впервые регулярно появляются полуживотные-полулюди, часто вооружённые обычным человеческим оружием.
В этом стиле живописи Брэдшоу также впервые использует абстрактные знаки (например, пунктир), чтобы изобразить движение и действие. Пунктирные линии вокруг раны, нанесённой копьём, либо представляют собой «брызги крови», либо являются «индикаторами действия» удара оружия. Художники также используют восклицательные линии рядом со ртами людей и животных, чтобы изобразить звуки голоса или призыва. Кроме того, художники демонстрируют лучшее понимание натурализма и линейной перспективы.
Интересно, что в то время как почти все виды картин Брэдшоу подверглись значительному вандализму, «элегантные фигуры» остались совершенно невредимыми.
Период фигурок в одежде
Этот период является отдельным развитием периода Брэдшоу. Его фигуры были названы Уолшем по их сходству с деревянными прищепками для одежды, хотя другие историки используют термин «фигуры с прямыми частями». Обычно они изображаются в неподвижной позе и раскрашиваются красным пигментом, но иногда кажется, что части их тела (руки, ноги, талия) отсутствуют. Это происходит из-за выцветания белого и жёлтого цветовых пигментов. Фигуры иногда принимают агрессивную позу и часто вооружены многоствольными копьями. Они по-прежнему изображают реальных людей, а не богов или церемониальных божеств, но с возрастающей степенью схематизации и искусственности.
Разновидности этой идиомы: «статичная фигура», «фигура-палка», «классическая фигура» и «фигура с сужающимися контурами». Эти фигуры можно увидеть на большом количестве изображений, что говорит о том, что над идиомой «Одежда» работало либо огромное количество искусных художников в течение относительно короткого периода времени, либо меньшее количество художников в течение длительного периода времени. Эффект выветривания указывает на последнее.
Другой набор необычных человеческих фигур см. в знаменитых гравюрах из пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.), обнаруженных недалеко от Палермо на Сицилии.
Кто нарисовал наскальные рисунки Брэдшоу?
Одна из великих загадок, связанных с Брэдшоу, заключается в том, почему они так самобытны, так изысканны и так отличаются в целом от других австралийских наскальных рисунков. Памятуя об этом, а также о сходстве между Брэдшоу и наскальным искусством Африки (северной и южной) и центральной Индии, Уолш основательно задумался над этим вопросом и пришёл к весьма радикальному выводу. Он считал, что Брэдшоу были нарисованы чужаками, которые приехали, нарисовали свои картины, а затем уехали. Он считал, что эти чужаки не были похожи на предков современных аборигенов.
К сожалению, эта точка зрения лишена всякой логики. Во-первых, наскальная живопись Арнемленда включает в себя стиль фигур Динами/Мими, которые имеют много общего с рисунками Брэдшоу в Кимберли. Это сходство настолько широко распространено и настолько специфично, что некоторые учёные считают, что эти два региона когда-то были частью одной зоны наскальной живописи. Другими словами, Брэдшоу не так уж и уникальны. Во-вторых, рисунки Брэдшоу (как и рисунки на Арнемленде и в большинстве других мест Австралии) остаются в значительной степени недатированными. Без установленной хронологии можно сделать очень мало выводов о развитии того или иного стиля, особенно в сравнении с другими стилями, которые могут быть или не быть современными. В-третьих, археологические данные свидетельствуют о том, что эти рисунки создавались в течение очень долгого времени. Но если брэдшоу создавались в течение 15 000 или более лет, практически невозможно представить, что они были созданы «чужой группой» (и стоит ли называть эту группу «чужой», учитывая время её пребывания), которая затем исчезла, как и появилась, не оставив никаких других археологических следов своего обитания в течение более чем пятнадцати тысячелетий.
Статьи по Теме
- Подробнее о доисторической живописи: Наскальная живопись.
- О «царапинах» на камнях: Петроглифы.
- О выгравированных рисунках: Доисторические наскальные рисунки.
- О древних искусствах и ремёслах южной части Тихого океана см.: Океаническое искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?