Доисторическое наскальное искусство читать ~11 мин.
Наскальное искусство – это довольно расплывчатый термин, обозначающий доисторические рукотворные знаки на природном камне. Похожие термины: «наскальная резьба», «наскальные гравировки», «наскальные надписи», «наскальные рисунки» и «наскальная живопись». Этот вид искусства каменного века традиционно делится на две основные категории:
❶ петроглифы: то есть наскальные гравировки или резьба; эта категория также включает произведения доисторической скульптуры, которые являются частью самих камней (известны как настенное искусство), например, рельефную скульптуру.
❷ Пиктограммы: картины или рисунки.
Хотя эти петроглифы и пиктограммы находят на стенах пещер или на открытых участках скал, на практике самое раннее искусство Европы было создано в подземных пещерах, в то время как, скажем, в Северной Африке оно встречается в основном на поверхности. Третья, меньшая категория наскального искусства связана с мегалитами или петроформами, предполагающими расположение камней для создания определённого типа памятников (например, каменный круг Стоунхендж).
Характеристики
Петроглифы обычно создаются путём удаления поверхности скалы, вырезания, процарапывания, сверления или лепки. Отметины могут быть окрашены или закрашены, а также улучшены полировкой. Петроглифы были обнаружены по всему населённому миру, в частности в Африке, Скандинавии, Сибири, на юго-западе Северной Америки, в Северной и Западной Австралии и на Пиренейском полуострове.
Некоторые из этих изображений имеют особое культурное и/или религиозное значение для создавших их обществ. Самым важным, но загадочным типом петроглифов является купула – нефункциональное чашеобразное отверстие, созданное ударным способом в горизонтальной или вертикальной поверхности скалы. Являясь древнейшим видом искусства, купулы были обнаружены на всех континентах, кроме Антарктиды, и продолжали создаваться на протяжении всех трёх эпох каменного века. Купулы также называли «ямами», «впадинами», «чашами», «следами от чаш» и даже «горшечными ямами».
К наиболее значимым объектам гравированного пещерного искусства относятся: пещера Шове (30 000 лет до н.э.), пещера Ле Плакар (17 500 лет до н.э.), пещера Рок-де-Сер (17 200 лет до н.э.), пещера Руффиньяк (14 000 лет до н.э.) и пещера Ле Комбарель (12 000 лет до н.э.).
Глубокая резьба по камню в виде рельефной скульптуры также появилась на относительно ранней стадии, примером чего является знаменитая Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.) – барельеф обнажённой женщины с типичными преувеличенными чертами статуэтки Венеры. Другие важные примеры доисторической рельефной скульптуры: Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) и Рок-о-Сорсьер (12 000 лет до н.э.), известные своими известняковыми фризами; и пещера Тук д’Одубер (13 500 лет до н.э.), известная своими необычными рельефами бизонов, сделанными из необожжённой глины.
Пиктография – это создание монохромных или полихромных изображений путём нанесения пигментов, таких как углерод, марганец и различные оксиды. Поскольку пиктограммы гораздо менее устойчивы к атмосферным воздействиям, чем гравюры, большинство сохранившихся пиктографических изображений представляют собой подземную пещерную живопись, или открытые надписи под нависающей скалой.
Доисторические художники начинали рисовать пальцами. Позже они использовали мелки с кусковым пигментом или кисти, сделанные из шерсти животных или растительного волокна. Наиболее продвинутые техники пиктографии включали рисование распылением с помощью тростника или специально выдолбленных костей. Красящие пигменты , встречающиеся в наскальных рисунках, обычно получали из минеральных, животных или растительных источников (например, глиняные охры, древесный уголь, диоксид марганца, фосфат кальция из толчёных костей животных, морковный сок и ягоды, кровь и моча животных). См. также: Доисторическая цветовая палитра.
Художники каменного века создавали множество различных изображений. Самыми популярными сюжетами были сцены охоты, которые обычно включали изображения бизонов, лошадей, северных оленей, крупного рогатого скота и аурохов. Также изображались львы, мамонты, волки, лисы, зайцы, гиены, рыбы, рептилии и птицы. (См., например, изображения мамонтов красной охрой из Каповой пещеры, 12 500 лет до н.э.).
Для сравнения, изображения людей встречаются реже. Доисторические художники также создали значительное количество абстрактных знаков, включающих точки, линии и другие геометрические мотивы. Кроме того, наскальные рисунки по всему миру включают множество символов, идеограмм, антропоморфов и зооморфов. Что касается этих пиктографических символов, то стоит вспомнить, что пиктограммы легли в основу клинописи и иероглифического письма, а также систем письма, использовавшихся в Древнем Китае, Шумере и Египте. Они до сих пор используются в племенном искусстве и в некоторых неграмотных культурах Африки, Южной и Центральной Америки и Океании. Пожалуй, самыми важными пиктограммами являются пещерные рисунки Мадленского периода в Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.) в регионе Дордонь во Франции и пещерные рисунки Альтамиры (ок. 15 000 лет до н.э.) в Испании – «Сикстинская капелла» живописи каменного века.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
Мегалитическое наскальное искусство лучше всего иллюстрируют сложные спиральные гравюры у входа в неолитическую проходную гробницу Ньюгрейндж, в Ирландии. Однако, хотя Ньюгрейндж является самым известным объектом комплекса Бру-на-Бойнн в графстве Мит, курган мегалитической гробницы Ноут (родственного Ньюгрейнджу объекта) имеет огромное количество наскальных гравировок по окружности. Действительно, в Ноуте, по некоторым данным, хранится около трети всех мегалитических произведений в Западной Европе.
Конечно, наиболее очевидной характеристикой наскального искусства (будь то петроглиф или пиктограмма) является его «художественное» качество, но иногда это самый сложный атрибут для установления. Возьмём, к примеру, купулы. Эти неутилитарные чашеобразные углубления – самый распространённый и разнообразный тип доисторических человеческих меток, однако археологи и антропологи по-прежнему озадачены их смыслом и значением.
Являются ли купулы искусством? Пока никто не знает, но разумно предположить, что они имеют какое-то культурное значение, и этого должно быть достаточно. В конце концов, наскальное искусство традиционно включает в себя широкий спектр рукотворных пометок, например, созданных для обозначения/картографирования территории (геоконтурглифы), изображения звёзд, записи событий или иллюстрации мифов и других ритуалов.
Древнейшее наскальное искусство
Датировка этого древнего искусства может быть очень сложным процессом, часто включающим радиометрические и термолюминесцентные методы. Установить хронологию чрезвычайно древних произведений эпохи нижнего палеолита (2 500 000 – 200 000 лет до н.э.) ещё сложнее, и не в последнюю очередь потому, что зачастую практически невозможно установить, что те или иные знаки являются «рукотворными».
Учитывая это, эксперты считают, что самым ранним наскальным искусством являются петроглифы Бхимбетки – серия из 10 купул и гравировки, которые были обнаружены в 1990-х годах в кварцитовом скальном убежище в Бхимбетке в центральной Индии. Эти знаки датируются по меньшей мере 290 000 лет до н.э., но, скорее всего, они гораздо древнее (около 700 000 лет до н.э. или раньше). Подробнее о хронологии и истории гравюр и рисунков каменного века см: Хронология доисторического искусства.
История и хронология
Наскальные рисунки создавались на протяжении всех трёх периодов каменного века, а именно:
❶ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ ЭРА (2 500 000 – 3 000 лет до н.э.)
Нижний палеолит (2 500 000 – 200 000 лет до н.э.)
Средний палеолит (200, 000 – 40 000 до н.э.)
Верхний палеолит (40 000-10 000 до н.э.)
Ориньякское искусство (40 000-25 000 до н.э.).
Граветтское искусство (25 000-20 000 лет до н.э.).
Солютрейское искусство (20 000-15 000 лет до н.э.).
Мадленское искусство (15 000-10 000 до н.э.).
❷ МЕЗОЛИТИЧЕСКАЯ ЭРА
ок. 10 000 – 4 000 гг. до н.э: Северная и Западная Европа
ок. 10 000 – 7 000 гг. до н.э: Юго-Восточная Европа
ок.10 000 – 8 000 до н.э.: Ближний Восток и остальной мир
❸ НЕОЛИТИЧЕСКАЯ ЭРА
ок.4,000 – 2,000 до н.э.: Северная и Западная Европа
ок. 7 000 – 2 000 гг. до н.э: Юго-Восточная Европа
ок. 8 000 – 2 000 гг. до н.э: Ближний Восток и остальной мир
См. также: Палеолитическое искусство и культура.
Наскальное искусство нижнего палеолита
Этот период связан с очень примитивными петроглифами, похожими на купулы, и грубыми гравировками. К основным произведениям относятся:
Наскальное искусство среднего палеолита
В этот период появляются более сложные формы наскальной резьбы. К основным произведениям относятся:
Верхнепалеолитическое наскальное искусство
Наиболее продуктивная эпоха доисторической наскальной живописи, рисунка и резьбы, примером которой являются великолепные полихромные наскальные рисунки Альтамиры. Основные произведения включают:
Наскальное искусство мезолита
Когда ледниковый период подошёл к концу, по всему миру появились петроглифы и пиктограммы. Подробнее см: Мезолитическое искусство.
Неолитическое наскальное искусство
Неолитическое искусство отличается наскальной живописью под открытым небом и разнообразными мегалитическими гробницами, а также гравюрами и другими произведениями.
Проходная гробница Ньюгрейндж с выгравированными спиралями (ок. 3300-2800 гг. до н.э.) Ко-Мит, Ирландия
Наскальные гравировки «Прекрасные дамы» Ниола Доа (ок. 3 000 лет до н.э.) Ниола Доа, плато Эннеди, Чад Африка
Гавринисский камень № 10 с гравировкой (ок. 3 тыс. до н.э.) Гавринисская неолитическая проходная могила, Бретань, Франция
Египетские пирамиды (26801786 до н.э.) Крупнейшие в мире гробницы, заполненные различными формами мегалитического наскального искусства.
Наскальные рисунки Брандберга (культура Сан) (ок. 2000 лет до н.э.) Массив Бранберг, Намибия
Фигурные росписи Коло (Древняя культура Сандаве) (ок. 2 000 лет до н.э.) Коло, регион Додома, Танзания
Европейское наскальное искусство
Европа особенно знаменита своими пиктографическими наскальными рисунками на юге Франции и Испании. К ним относятся: Панель с лошадьми и Панель со львами и носорогами в пещере Шове; ручные трафареты и полихромные росписи в подводной пещере Коскер; рисунки углём и охрой «Перекрашенные лошади» в пещере Печ-Мерль; невероятный Зал быков в пещере Ласко; рисунки животных в пещере Фонт-де-Гауме и Куэва-де-Ла-Пасиега; необычайно масштабные настенные рисунки в полихромной камере в Альтамире.
Франко-кантабрийское пещерное искусство можно разделить на три фазы. В первой, или нижнеориньякской, фазе на стенах из мягкой глины появляются гравюры, нарисованные пальцем. Это либо простые спирали и фретки, либо грубые изображения животных. Есть рисунки животных, грубые контуры которых выполнены чёрной, жёлтой или красной краской. А есть трафаретные силуэты человеческих рук, созданные путём прикладывания руки к стене и раздувания краски по ней или обводки контура.
На втором или верхнеориньякском этапе мы находим гравюры, картины и рисунки углём животных, изображённых с удивительным следованием природе. Используются красные и чёрные цвета, воспроизводятся наиболее существенные детали тела, а также контуры.
На третьем, или нижнемадленском, этапе и гравюры, и картины достигают высшей стадии своего развития. Пропорции и детали изображаются мастерски. В гравюрах пространства часто изображаются штриховкой. В живописи чёрный цвет частично заполняется коричневым или красным, мастерски используется штриховка.
Кроме художественного интереса, эти изображения дают нам представление о жизни этих палеолитических людей. Мы видим их за основным занятием – охотой, можем изучить их оружие, инструменты и украшения. Художники каменного века были полными мастерами в искусстве передачи движения. Многие их картины полны волнения и оживления, как, например, сцена боя из галереи дель Робле, расположенной недалеко от Морелла-ла-Велья, Кастельон в Испании.
Описание и фото самой древней известной резьбы человеческой фигуры см: Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.). См. также териантропный Человек-лев из Холенштайн Штадель (ок. 38 000 до н.э.).
Африканское наскальное искусство
Африка известна как родина Homo Sapiens, только в зоне южнее Сахары находится более 14 000 зарегистрированных, но до сих пор не исследованных мест доисторической древности. В восточной Африке большинство наскальных рисунков было найдено на огромном внутреннем плато, простирающемся от долины реки Замбези до озера Туркана. Основную часть этих доисторических произведений искусства составляют рисунки, расположенные в основном в центральной части Танзании, которые, как считается, были сделаны предками современного племени сандаве. См. также: Африканское искусство.
Австралийское наскальное искусство
Крупные находки наскального искусства аборигенов в Австралии произошли в Убирре в Арнемленде, северная Австралия («рентгеновские снимки»); Кимберли в Западной Австралии (Брэдшоу); Западный Новый Южный Уэльс (цилиндроконические каменные орудия, называемые циклонами); полуостров Бурруп (Муруджуга) в Западной Австралии (наскальные рисунки); Сидней, Новый Южный Уэльс (наскальные рисунки). Хотя самое раннее наскальное искусство Австралии (Убирр) датируется примерно 30 000 лет до н.э., возраст других материалов, найденных на месте этого искусства, оценивается до 50 000 лет. См. также: Океаническое искусство.
Азиатское наскальное искусство
Пещеры Аудитория и Дараки-Чаттан в штате Мадхья-Прадеш, Центральная Индия, содержат самые древние из известных в мире петроглифов. Другим важным объектом наскального искусства каменного века в Индии являются Скальные приюты Бхимбетка, объект Всемирного наследия ООН, о котором индийским археологам было известно ещё в 1888 году. См. также: Живопись и скульптура Индии.
Наскальное искусство Северной и Южной Америки
Самые известные пиктограммы Южной Америки – это трафареты рук в Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) возле Рио-де-лас-Пинтурас в Аргентине. При этом по всей Америке расположено множество памятников древнего искусства. К ним относятся: Монте-Верде в Чили; Пещера Фелла в Патагонии; Блэкуотер-Драу в восточной части Нью-Мексико, а также многие другие.
Наследие
Наследие этого так называемого «первобытного искусства» есть не что иное, как вся история искусства, потому что все – греческая скульптура, китайская керамика, римская архитектура, эпоха Возрождения, даже маринованная тигровая акула Дэмиена Хёрста – происходит от первого необъяснимого человеческого импульса к творчеству.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?