Наскальное искусство, ледниковый период читать ~43 мин.
«Наскальное искусство», также известное как «наскальное искусство» или «искусство ледникового периода», — это общий термин для любого вида изображений, созданных человеком на стенах, потолке или полу пещеры или скального укрытия. Это понятие не включает предметы «мобильного искусства» (небольшие переносные объекты, такие как статуэтки венер или украшенные камни), поскольку наскальное искусство является неотъемлемой частью внутренней поверхности пещеры.
Примечание: если не указано иное, все даты на этой странице относятся к периоду до нашей эры (до н.э.).
Что такое пещерное искусство? Общие характеристики
Большая часть наскальных изображений находится в неглубоких скальных укрытиях, например, образованных нависающими скалами. Однако некоторые изображения создавались в полной темноте глубоких, необитаемых пещер, и их редко кто-либо видел. Этот термин используется в основном в контексте искусства каменного века, возникшего во время последнего ледникового периода, примерно между 40 000 и 10 000 годами до н.э. — в период, известный как «верхний палеолит».
Археологам ещё предстоит точно определить, кто создавал это наскальное искусство. Принято считать, что подавляющее большинство произведений было создано «человеком разумным» (Homo sapiens), представители которого начали прибывать в Европу из Африки около 40 000 лет до н.э. Важные находки были сделаны в Индии, Индонезии, Сибири, Австралии и других регионах, однако большая часть наших знаний о палеолитическом искусстве основана на раскопках в европейских пещерах, особенно на юге Франции и севере Испании.
Пещерное искусство делится на пять основных видов:
отпечатки и оттиски рук, а также следы пальцев («пальцевый флютинг»);
абстрактные знаки;
фигуративная живопись;
наскальные гравюры;
рельефная скульптура.
К пещерному искусству обычно не относят более древние культурные отметки, такие как купулы, поскольку учёные расходятся в оценке их значимости.
Распространённость и возраст этих пяти основных форм значительно различаются. В целом, отпечатки рук и абстрактные символы — наиболее распространённые виды, тогда как рельефная скульптура встречается реже всего и лишь в нескольких пещерах. Большинство изображений в пещерах — это крупные животные: хищники или объекты охоты. Художники также изображали небольшое количество человеческих фигур. Несомненно, самые впечатляющие — это полихромные росписи в пещерах Ласко и Альтамира, а также монохромные изображения в пещере Шове. Цель и значение этого древнего искусства до сих пор остаются предметом широких дискуссий. Учёные предложили множество теорий, включая шаманизм, ритуалы для удачной охоты, культовое поведение и нейроэстетику.
Примечание: Ведущие специалисты в области наскального искусства (прошлого и настоящего):
Дени Пейрони (1869–1954) — ведущий специалист по наскальной живописи Перигора;
Анри Брейль (1877–1961) — возможно, величайший из первопроходцев в этой области;
Андре Леруа-Гуран (1911–1986) — один из первых великих современных археологов и палеонтологов;
Жан Клотт (род. 1933) — советник ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) и ЮНЕСКО, вероятно, величайший из ныне живущих экспертов по искусству европейского ледникового периода.
Каковы истоки наскального искусства?
Всё известное доисторическое искусство (за исключением купул и примитивных каменных фигурок) связано с человеком современного вида, который впервые появился в Африке около 200 000 лет до н.э. и начал мигрировать на север, в Европу и Азию, примерно после 100 000 лет до н.э. Он достиг Австралии через юго-восточную часть Азии около 60 000 лет до н.э. и появился в скованной льдами Западной Европе около 40 000 лет до н.э. По прибытии в Европу он постепенно вытеснил местных неандертальцев, чья ДНК полностью исчезла из археологических находок в течение последующих 10 000 лет.
Археологи и палеоантропологи не знают точно, когда и где современный человек впервые начал создавать «искусство». Однако самыми древними образцами искусства, которые удалось научно датировать, является серия абстрактных гравюр с перекрёстной штриховкой, обнаруженная в пещере Бломбос на побережье Южной Африки (датируется 70 000 годом до н.э.). Похожие находки были сделаны в пещере Дипклоф у залива Эландс, к северу от Кейптауна (датируются 60 000 годом до н.э.). Эти открытия, относящиеся к мобильному, а не к наскальному искусству, позволяют предположить, что истоки пещерного искусства лежат в Африке и датируются не позднее чем 70 000 годом до н.э. Почти наверняка ряд африканских пещер с рисунками и гравюрами всё ещё ждёт своего открытия.
После находок в Дипклоф следующий пласт артефактов датируется примерно 39 000–37 000 годами до н.э. и происходит из разных концов света. К ним относятся:
нарисованные абстрактные знаки в пещере Эль-Кастильо на севере Испании (39 000 лет до н.э.);
трафареты рук в пещере на острове Сулавеси в Индонезии (37 900 лет до н.э.);
абстрактные петроглифы (похожие на найденные в Бломбос) в пещере Горама на Гибралтаре (37 000 лет до н.э.).
Эти находки служат убедительным доказательством того, что художники каменного века в разных частях мира создавали похожие изображения. Это подтверждает гипотезу, что современный человек приобрёл художественные способности ещё до того, как покинул Африку.
Когда появилось наскальное искусство?
Самые ранние формы искусства зародились в Африке, а древнейшее известное наскальное искусство появилось почти одновременно в Европе и Индонезии. С тех пор его развитие шло скачкообразно. Высокое качество рисунков и гравюр в пещерах Шове (30 000 лет до н.э.), Коске (25 000 лет до н.э.) и Кюссак (25 000 лет до н.э.) демонстрирует, что прогресс не был равномерным и поступательным. Художественные техники развивались, затем могли быть забыты и открыты заново. Тем не менее, определённые абстрактные мотивы (например, знаки-тектиформы) и техники живописи или резьбы по камню встречаются в локальных группах памятников. Как правило, художники на всём европейском континенте, а иногда и за его пределами, повторяли одни и те же темы и стили. При этом вероятно, что ни один из этих древних художников или резчиков по камню не знал об успехах, достигнутых в других пещерах.
Хронологическая шкала
Ниже представлена хронологическая шкала, включающая важнейшие памятники наскального искусства со всего мира.
200 000 | Появление современного человека в Африке к югу от Сахары. |
100 000 | Начало последнего ледникового периода (завершение — 10 000 лет до н.э.). |
90 000–70 000 | Начало миграции современного человека на север из Африки. |
70 000 | Пещера Бломбос: абстрактные гравюры, Южная Африка. |
60 000 | Пещера Дипклоф: гравюры на яичной скорлупе, Южная Африка. |
Прибытие современного человека в Австралию. | |
40 000 | Прибытие современного человека в Западную Европу. |
Начало ориньякской культуры (завершение — 25 000 лет до н.э.). | |
39 000 | Настенные знаки в пещере Эль-Кастильо, Кантабрия, Испания. |
37 900 | Трафареты рук и рисунки в пещере на Сулавеси, Индонезия. |
37 000 | Абстрактные гравюры в пещере Горама, Гибралтар. |
35 000 | Гравюры Абри-Кастанет, Дордонь, Франция. |
Наскальные рисунки пещеры Фумане, холмы Лессини, Верона, Италия. | |
34 000 | Пещера Альтамира: абстрактные символы и отпечатки ладоней. |
30 000 | Наскальные рисунки пещеры Шове, долина Ардеш, Франция. |
Пещерное искусство Колибойя, природный парк Апузени, Румыния. | |
26 500 | Гравюры в Грот-де-Дёз-Увертюр («Пещере двух входов»), долина Ардеш. |
26 000 | Наскальный рисунок в Наварла-Габарнманг, Австралия. |
25 000 | Начало граветтской культуры (завершение — 20 000 лет до н.э.). |
Наскальные рисунки пещеры Коске, недалеко от Марселя, Франция. | |
Гравюры в пещере Кюссак, Дордонь, Франция. | |
Наскальные рисунки пещеры Пеш-Мерль, Кабрере, Франция. | |
Трафареты рук в пещере Гаргас, Верхние Пиренеи, Франция. | |
24 000 | Искусство пещеры Рукадур, Керси, Лот, Франция. |
23 000 | Наскальные рисунки пещеры Куньяк, Гурдон, Лот, Франция. |
Рельеф «Венера Лоссельская», скальное укрытие Лоссель, Дордонь, Франция. | |
Рельеф лосося из пещеры Абри-дю-Пуассон, Франция. | |
20 000 | Начало солютрейской культуры (завершение — 15 000 лет до н.э.). |
18 130 | Наскальные рисунки пещеры Ла-Пилета, Малага, Испания. |
18 000 | Пальцевый флютинг в пещере Кунальда, равнина Налларбор, Австралия. |
17 500 | Абстрактные знаки пещеры Ле-Плакар, Шаранта, Франция. |
17 200 | Каменные рельефы Рок-де-Сер, Шаранта, Франция. |
17 000–13 000 | Наскальные рисунки пещеры Ласко: вершина пещерной живописи. |
16 000 | Наскальные рисунки пещеры Ла-Пасьега, Пуэнте-Вьесго, Испания. |
15 000 | Начало мадленской культуры (завершение — 10 000 лет до н.э.). |
Наскальные рисунки Альтамиры: апогей искусства каменного века. | |
Скальный фриз Кап-Блан, Дордонь, Франция. | |
14 000 | Наскальные рисунки пещеры Фон-де-Гом, Дордонь, Франция. |
Наскальные рисунки пещеры Тито-Бустильо, Астурия, Испания. | |
Пещера Руффиньяк («Пещера ста мамонтов»), Франция. | |
13 500 | Рельефы бизонов из Тюк-д’Одубер, Центральные Пиренеи, Франция. |
13 000 | Гравюры в пещере Труа-Фрер («Трёх братьев»), Верхние Пиренеи, Франция. |
12 500 | Наскальные рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш), Россия. |
12 000 | Рисунки углём в пещере Нио, Верхние Пиренеи, Франция. |
Скульптурный фриз Рок-о-Сорсье, Вьенна, Франция. | |
Гравюры в пещере Ле-Комбарель, Дордонь, Франция. | |
11 000 | Гравюры в пещере Аддаура, Монте-Пеллегрино, Италия. |
10 000 | Окончание ледникового периода. |
7500 | Куэва-де-лас-Манос («Пещера рук»), Аргентина. |
Где находится наскальное искусство?
Наскальные изображения можно найти на всех континентах, кроме Антарктиды. В Европе открыто около 350 памятников, от самой южной оконечности Пиренейского полуострова (Гибралтар) до российского Урала. Из них почти половина (около 160) находится во Франции. Существует несколько регионов с высокой концентрацией памятников, все они расположены в области франко-кантабрийского искусства (40 000–10 000 лет до н.э.) на севере Испании и юге Франции. К ним относятся:
Дордонь на юго-западе Франции (Абри-Кастанет, Кюссак, Лоссель, Абри-дю-Пуассон, Ласко, Фон-де-Гом, Руффиньяк, Ле-Комбарель, Кап-Блан);
Французские Пиренеи (Гаргас, Тюк-д’Одубер, Труа-Фрер, Нио);
Приморские Альпы (Шове, Грот-де-Дёз-Увертюр, Шабо, Эббу);
Кантабрия на северном побережье Испании (Эль-Кастильо, Альтамира, Ла-Пасьега, Тито-Бустильо).
Пятый центр искусства каменного века — плато Швабский Альб в Баден-Вюртемберге, Германия (Холенштайн-Штадель, Холе-Фельс, Фогельхерд, Гайсенклёстерле — см. резные фигурки из слоновой кости Швабского Альба). Однако он известен только своими мобильными резными фигурками, такими как «Человек-лев» из Холенштайн-Штаделя, а не наскальным искусством.
В других частях Европы множество пещер с наскальным искусством находится в Португалии, Италии, Сицилии, Сербии, Хорватии, Румынии и России.
Информации о палеолитическом искусстве в Китае очень мало, за исключением древней керамики, найденной в пещере Сяньжэньдун (18 000 лет до н.э.) в провинции Цзянси и пещере Юйчаньянь (16 000 лет до н.э.) в Хунани.
Как можно видеть, распространение наскального искусства очень неравномерно, что отчасти обусловлено влиянием как минимум трёх факторов:
1. Геологическая среда. Например, в холмистом карстовом или известняковом ландшафте (как в долине Ардеш в регионе Рона — Альпы), вероятно, будет гораздо больше пещер и скальных укрытий, чем в гранитном ландшафте или низменном речном бассейне.
2. Климат. Например, высокая концентрация пещер во Французских Пиренеях и Испанской Кантабрии, по-видимому, географически связана с границами ледникового покрова. По мере отступления ледника на север в эпоху мезолита (около 10 000–5000 лет до н.э.), уводя с собой стада оленей, пещеры теряли своё значение как церемониальные или ритуальные центры. Для сравнения, на острове Сулавеси в Индонезии, где никогда не было ледников, пещеры — единственные места, которые предлагают надёжное укрытие от проливных дождей и суровых условий джунглей.
3. Местные культурные традиции. Ряд пещер имеет долгую историю использования в качестве «художественных галерей» (хотя и с длительными периодами забвения), что свидетельствует о тенденции художников возвращаться в уже существующие сакральные места. Это может быть связано с преемственностью ритуалов или других церемоний. Кроме того, наличие одной украшенной пещеры, по-видимому, стимулировало появление других в том же районе. Примеры включают Монте-Кастильо, где находится несколько важнейших доисторических пещер Испании (Эль-Кастильо, Ла-Пасьега, Лас-Монедас и Лас-Чименеас), а также пещерный комплекс Тюк-д’Одубер и Труа-Фрер в департаменте Арьеж в центральных Пиренеях.
Установление чётких закономерностей в распределении пещер каменного века затруднено, поскольку многие из них, вероятно, остаются неоткрытыми, заваленными или находятся под водой. Во-первых, не все пещеры доступны: некоторые (например, Шове и Ласко) были запечатаны на тысячелетия оползнями, и другие могут быть скрыты подобным образом. Даже в известных пещерах некоторые залы могут оставаться недоступными. Во-вторых, многие прибрежные пещеры и укрытия, вероятно, были разрушены из-за повышения уровня моря. Например, после последнего оледенения уровень Средиземного моря поднялся примерно на 115 метров, затопив ряд пещер, включая Коске. В то же время пещера Колибойя в румынском природном парке Апузени страдает от постоянных наводнений, которые до недавнего времени мешали спелеологам обнаружить её наскальное искусство. Наконец, из-за нехватки ресурсов некоторые скальные укрытия могут оставаться неисследованными. В Африке, например, существуют сотни древних пещер, которые могут содержать произведения искусства, но вряд ли будут изучены из-за отсутствия финансирования.
Скальные укрытия и глубокие пещеры
Как упоминалось в начале статьи, пещерное искусство встречается в двух типах мест: в неглубоких скальных укрытиях и в глубоких пещерах.
Скальные укрытия обычно были обитаемы (в них жили охотники-собиратели со своими семьями), поэтому люди находились в непосредственной близости от гравюр, рисунков и барельефов. В результате изображения часто искажались, повреждались или стирались, особенно рисунки. С другой стороны, именно укрытия, как правило, освещённые дневным светом, использовались для создания каменных скульптур, таких как настенные фризы.
Напротив, археологические данные свидетельствуют, что глубокие пещеры обычно были необитаемы. В них бывали только сами художники и, возможно, узкий круг их соплеменников. Более того, их посещало очень небольшое количество людей. Таким образом, искусство в глубоких пещерах создавалось не для всеобщего обозрения, а для каких-то иных целей — возможно, церемониальных.
Поделиться
Поделиться ссылкой в соцсетях: