Наскальное искусство, ледниковый период читать ~45 мин.
«Наскальное искусство» – также известное как «наскальное искусство» или иногда «наскальное искусство ледникового периода» – это общий термин, используемый для описания любого вида искусственного изображения на стенах, потолке или полу пещеры или каменного убежища. В это понятие не входят предметы «мобильного (переносного) искусства», небольшие предметы, такие как статуэтки Венеры или отдельные украшенные камни – наскальное искусство является частью внутренней поверхности пещеры.
Примечание: если не указано иное, все даты на этой странице относятся к периоду до нашей эры.
Что такое пещерное искусство? Общие характеристики
Большая часть пещерного искусства находится в неглубоких каменных убежищах, например, образованных нависающими скалами, но некоторые из них были созданы в полной темноте в глубоких необитаемых пещерах и редко были замечены людьми. Также этот термин используется, в основном, в связи с искусством каменного века, возникшим во время последнего ледникового периода, примерно между 40 000 и 10 000 до н.э. – в период, известный как «верхний палеолит».
Археологам ещё предстоит определить, кто создал это наскальное искусство, хотя обычно считается, что его подавляющее большинство было создано «современным человеком» (Homo sapiens), который начал прибывать в Европу из Африки около 40 000 лет до нашей эры. Важные находки были сделаны в Индии, Индонезии, Сибири, Австралии и других местах, но большая часть наших знаний о палеолитическом искусстве основана на раскопках, проводимых в европейских пещерах, особенно на юге Франции и севере Испании.
Пещерное искусство делтся на пять различных видов следующим образом:
❶ Отпечатки рук и отпечатки пальцев.
❷ Абстрактные знаки.
❸ Фигуративная живопись.
❹ Наскальная гравюра.
❺ Рельефная скульптура.
Обычно к пещерному искусству не относят более древние культурные знаки, такие как купулы, поскольку у учёных есть разногласия в оценке их значения.
Распространённость и возраст пяти основных форм значительно различаются. В общем, отпечатки рук и абстрактные символы являются наиболее распространённой формой искусства, в то время как рельефная скульптура встречается реже всего и встречается только в нескольких пещерах. Большинство рисунков, которые появляются в пещерах изображают крупных животных – либо хищников, либо животных, на которых охотятся – хотя художники также изобразили небольшое количество человеческих фигур. Самыми впечатляющими изображениями, несомненно, являются полихромные наскальные рисунки в Ласко и Альтамире и монохромные изображения в Шове. Цель и значение этого древнего искусства продолжают широко обсуждаться. Учёные предложили широкий спектр теорий, включая шаманизм, охотничьи ритуалы, культовое поведение и нейроэстетику и это лишь некоторые из них.
Примечание: ведущие специалисты в области наскального искусства (прошлого и настоящего): Денис Пейрони (1869-1954), знаток наскальной живописи в Перигоре; Анри Брей (1877-1961), возможно, величайший из пионеров; Андре Леруа-Гурхан (1911-1986), первый из великих современных археологов и палеонтологов; Жан Клотт (род. 1933), советник ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) и ЮНЕСКО, возможно, величайший из ныне живущих экспертов по искусству европейского ледникового периода.
Каковы истоки наскального искусства?
Все известное доисторическое искусство (за исключением купул и примитивных каменных фигур) связано с современным человеком, который впервые появился в Африке около 200 000 лет до н.э. и начал мигрировать на север в Европу и Азию примерно после 100 000 лет до н.э. Он прибыл в Австралию через юго-восточную часть азиатского материка около 60 000 лет до н.э. и появился в скованной льдами Западной Европе около 40 000 лет до н.э. По прибытии в Европу он уничтожил местных неандертальцев, чья ДНК полностью исчезла из археологических данных примерно за 10 000 лет.
Археологи и палеоантропологи не знают точно, когда и где современный человек впервые начал создавать «искусство», но самым старым искусством, подлежащим научному датированию, является набор абстрактных гравюр с перекрёстными штрихами, обнаруженный в пещере Бломбос на побережье Южной Африки (датируется 70 000 лет до н.э.). Подобные находки были сделаны в пещере Дьепклоф около залива Эландс, к северу от Кейптауна (датируются 60 000 лет до н.э.). Эти открытия – которые сами по себе связаны с портативным, а не с пещерным искусством – предполагают, что истоки пещерного искусства лежат в Африке, не позднее 70 000 лет до н.э., И почти наверняка ряд африканских пещер, содержащих рисунки и гравюры, все ещё ждут своего обнаружения.
После Дьепклофа следующий набор художественных находок, которые происходят в противоположных концах света, датируется примерно 37–39 000 лет до нашей эры. К ним относятся: нарисованные абстрактные знаки в пещере Эль-Кастильо на севере Испании (39 000 лет до н.э.); ручные трафареты в пещере Сулавеси в Индонезии (37 000 лет до н.э.); и абстрактные петроглифы (похожие на петроглифы в Бломбосе) в пещере Горхэм, Гибралтар (37 000 лет до н.э.).
Эти находки ясно показывают, что художники каменного века делали похожие вещи по всему миру, что подтверждает тот факт, что современный человек приобрёл свои художественные способности ещё до того, как покинул Африку.
Когда появилось наскальное искусство?
С самым ранним искусством, происходящим из Африки и самым ранним известным наскальным искусством, появившимся одновременно в Европе и Индонезии, с тех пор успехи шли всплесками. Высокое качество рисунков и гравюр в пещерах Шове (30 000 до н.э.), Коскер (25 000 до н.э.) и Кюссак (25 000) демонстрирует, что прогресс не был равномерным и устойчивым, а шёл рывками. Художественные техники развивались, затем забывались и открывались заново. Тем не менее, определённые абстрактные мотивы (например, таблички), а также определённые техники живописи и резьбы по камню встречаются в местных группах памятников. Как правило, одни и те же темы и стили повторяются художниками на Европейском континенте, а иногда и за его пределами. И никто из этих примитивных художников или резчиков по камню, вероятно, не знал об успехах, достигнутых в других пещерах.
Хронологическая шкала времени
Вот хронологическая шкала времени, которая включает самые старые памятники наскального искусства со всего мира.
200 000 | Появление современного человека в странах Африки к югу от Сахары. |
100 000 | Начало последнего ледникового периода (окончание 10 000) |
90-70 000 | Современный человек начинает мигрировать на север из Африки. |
70 000 | Пещера Бломбос Абстрактные гравюры, Южная Африка. |
60 000 | Абстрактные гравюры «Яичная скорлупа», Южная Африка. |
Современный человек прибывает в Австралию. | |
40 000 | Современный человек прибывает в Западную Европу. |
Начало ориньякского искусства (заканчивается 25 000) | |
39 000 | Расписные знаки пещеры Эль-Кастильо, Кантабрия, Испания. |
37 900 | Трафареты и картины из пещеры Сулавеси, Индонезия. |
37 000 | Абстрактные гравюры в пещере Горхэма, Гибралтарская скала. |
35 000 | Гравюры Абри Кастанье, Дордонь, Франция. |
Наскальные рисунки Фумане, холмы Лессини, Верона, Италия. | |
34 000 | Пещера Альтамира: абстрактные символы и отпечатки ладоней. |
30 000 | Наскальные рисунки Шове, долина Ардеш, Франция. |
Пещерное искусство Колибайя, природный парк Апузени, Румыния. | |
26 500 | Гравюры Грот дез Дё-Овертюр, долина Ардеш. |
26 000 | Наварла Габарнманг, рисунок скального убежища, Австралия. |
25 000 | Начало граветтского искусства (заканчивается 20 000) |
Наскальные рисунки Коскер, недалеко от Марселя, Франция. | |
Гравюры в пещере Кюссак, Дордонь, Франция. | |
Наскальные рисунки Пеш-Мерль, Кабрере, Франция. | |
Трафареты для рук из пещеры Гарга, Верхние Пиренеи, Франция. | |
24 000 | Пещерное искусство Русадур, Керси, Лот, Франция. |
23 000 | Наскальные рисунки Куньяка, Гурдон, Лот, Франция. |
Скульптура Венеры в Лоссельском приюте, Дордонь, Франция. | |
Рельеф лосося из пещеры Абри дю Пуассон, Франция. | |
20 000 | Начало солютрейского искусства (окончание 15 000) |
18 130 | Наскальные рисунки Ла Пилета, Малага, Испания. |
18 000 | Пещера Коональда Пальцевый флейтинг, равнина Нуллабор, Австралия. |
17 500 | Абстрактные знаки пещеры Ле Плакард, Шаранта, Франция. |
17 200 | Каменные рельефы Рок-де-Сер, Шаранта, Франция. |
17-13 000 | Наскальные рисунки Ласко: вершина наскальной живописи. |
16 000 | Наскальные рисунки Ла-Пасьега, Пуэнте-Вьесго, Испания. |
15 000 | Начало мадленского искусства (заканчивается 10 000) |
Наскальные рисунки Альтамира: апогей искусства каменного века. | |
Скальный Фриз Кап Блан, Дордонь, Франция. | |
14 000 | Наскальные рисунки Фон-де-Гом, Дордонь, Франция. |
Наскальные рисунки Тито Бустильо, Астурия, Испания. | |
Пещера Руффиньяк («Пещера ста мамонтов»), Франция. | |
13 500 | Рельефы бизонов из Тюк д’Одубера, Центральные Пиренеи, Франция. |
13 000 | Гравюры в пещере Труа Фрер, Верхние Пиренеи, Франция. |
12 500 | Наскальные рисунки Каповой (пещера Шульган-Таш), Россия. |
12 000 | Рисунки углём из пещеры Нио, Верхние Пиренеи, Франция. |
Скульптуры фриза Рок-о-Сорсьер, Вена, Франция. | |
Гравюры в пещере Лес Комбарель, Дордонь, Франция. | |
11 000 | Гравюры в пещере Аддаура, Монте-Пеллегрино, Италия. |
10 000 | Ледниковый период заканчивается. |
7500 | Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук), Аргентина. |
Где находится наскальное искусство?
Наскальные рисунки можно найти на всех континентах, кроме Антарктиды. В Европе открыто около 350 памятников, от самой южной оконечности Пиренейского полуострова (Гибралтар) до российского Урала. Из них почти половина (около 160) находится во Франции. Есть несколько плотных точек, все из которых расположены в области франко-кантабрийского пещерного искусства (40 000–10 000 до н.э.), на севере Испании и на юге Франции. К ним относятся:
❶ Дордонь на юго-западе Франции (Абри Кастане, Кюссак, Лоссель, Абри дю Пуассон, Ласко, Фон де Гом, Руффиньяк, Комбарелль, Кап Блан);
❷ Французские Пиренеи (Гаргас, Тюк д’Одубер, Труа Фререс, Нио);
❸ Французские Альпы (Шове, Пещера с двумя входами, Шабо, Эббу);
❹ Кантабрия на северном побережье Испании (Эль-Кастильо, Альтамира, Ла-Пасьега, Тито Бустильо).
Пятый эпицентр искусства каменного века – плато Швабской Юры в Баден-Вюртемберге, Германия (Холенштейн-Штадель, Холе-Фельс, Фогельхерд, Гайсенклостерле – см. Резные фигурки из слоновой кости Швабской Юры). Однако он известен только своими переносными резными фигурками, такими как Человек-Лев из Холенштейн-Штадель, а не наскальным искусством.
В других частях Европы есть множество пещер в Португалии, Италии и Сицилии, Сербии и Хорватии, Румынии и России.
Информации о палеолитическом искусстве в Китае очень мало, за исключением древней керамики, найденной в пещере Сяньрэндун (18 000 лет до н.э.) в провинции Цзянси и пещере Ючанян (16 000 лет до н.э.) в Хунани.
Как видите, распространение наскального искусства очень неравномерно, отчасти из-за влияния как минимум трёх факторов.
❶ Геологическая среда. Например, холмистый карстовый или известняковый ландшафт (например, долина Ардеш в Рона-Альпах), вероятно, будет иметь гораздо больше пещер или каменных убежищ, чем гранитный ландшафт или низменный речной бассейн.
❷ Климат. Например, преобладание пещер во Французских Пиренеях и Испанской Кантабрии, по-видимому, географически связано с развитием Ледяной шапки. По мере того как лёд отступал на север во время мезолита (ок. 10 000–5000 до н.э.), унося с собой стада оленей, пещеры становились менее важными как церемониальные или ритуальные центры. Для сравнения, на острове Сулавеси в незамерзающей Индонезии пещеры – единственные места, которые предлагают надёжное убежище от проливного дождя и общих условий джунглей.
❸ Местные культурные традиции. Например, ряд пещер имеет долгую историю использования в качестве художественных галерей (хотя и чередуется с длительными периодами неиспользования), что свидетельствует о том, что художники, как правило, возвращаются в уже существующие места. Это может быть связано с постоянством ритуалов или других церемоний. Кроме того, наличие одной пещеры, кажется, стимулирует развитие других в данной местности. Примеры включают Монте-Кастильо, где находится несколько важных доисторических пещер Испании, таких как Эль-Кастильо, Ла-Пасьега, Лас-Монедас и Лас-Чименас; а также пещерный комплекс Тюк д’Одубер и Труа Фререс в департаменте Арьеж в центральных Пиренеях на юго-западе Франции.
Установление чётких закономерностей для распределения пещер каменного века затруднено из-за вероятности того, что многие украшенные пещеры остаются неоткрытыми, замурованными или находятся под водой. Начнём с того, что не все пещеры доступны – некоторые (например, Шове и Ласко) были закрыты на тысячелетия оползнями, и другие могут быть захоронены аналогичным образом. Даже некоторые камеры в известных пещерах все ещё могут быть закрыты. Кроме того, многие прибрежные пещеры и убежища, вероятно, были разрушены в результате повышения уровня моря. Например, после последнего оледенения Средиземное море поднялось примерно на 115 метров, затопив ряд пещер, включая Коскер. Между тем, пещера Колибайя в природном парке Апузени в Румынии страдает от постоянного наводнения, которое до недавнего времени не позволяло спелеологам открыть для себя наскальное искусство. Наконец из-за нехватки ресурсовнекоторые укрытия в скалах могут остаться недатированными и необнаруженными. В Африке, например, есть буквально сотни древних пещер, которые могут содержать произведения искусства определённого описания, но которые вряд ли будут исследованы из-за отсутствия финансирования.
Каменные убежища против глубоких пещер
Как упоминалось в начале этой статьи, пещерное искусство можно найти в двух разных типах локаций – либо в неглубоких каменных убежищах, либо в глубоких пещерах.
Приюты обычно были заняты (охотниками-собирателями и их семьями), поэтому люди жили и работали в непосредственной близости от гравюр, рисунков и барельефов. В результате изображения часто искажались, уничтожались или стирались, особенно рисунки. С другой стороны, только укрытия, обычно освещаемые солнечным светом, как правило использовались в качестве площадок для каменных скульптур, таких как настенные фризы.
Напротив, археологические свидетельства показывают, что глубокие пещеры обычно необитаемы, за исключением самих художников и, возможно, небольшого семейного круга. Более того, их посетило очень небольшое количество людей. Таким образом, глубокое наскальное искусство создавалось не для всеобщего обозрения, а по какой-то другой причине – возможно, для церемониальных целей.
Как датируется наскальное искусство?
Возраст наскальных рисунков имеет серьёзные последствия для самой пещеры, а также для изображений на её стенах и потолке. Например, пещера Колибайя, частично затопленное место на северо-западе Румынии, не считалась особо важной до 2009 года, когда исследователи-любители обнаружили несколько рисунков углём. Они были исследованы и датированы французскими экспертами примерно 30 000 лет до н.э. В результате пещера была фактически изолирована и вскоре она станет предметом междисциплинарного международного проекта с участием археологов, антропологов, палеоонтологов и целого ряда специального оборудования. Кроме значительного престижа, это принесёт в регион рабочие места, а также долгосрочные доходы от туризма.
В настоящее время, например, существует три метода датировки наскальных рисунков.
Стилистические методы
Этот метод используется, когда нет подходящего органического материала для тестирования. Исследователи сравнивают изображения или приёмы рисования использованные на конкретной картине, с другими, даты которых уже установлены. Например, в пещере Колибайя французские эксперты оценили дату рисунков от 23 000 до 30 000 лет до н.э., основываясь на стилистическом сравнении с аналогичными рисунками в Шове, которые уже были датированы углём 30 000 лет до н.э. Позже научные исследования установили точную дату 30 000 лет до нашей эры. Впервые этот подход был предложен аббатом Анри Брейем, французским священником и археологом, который основывал его главным образом на наличии или отсутствии искажённой перспективы – где животное изображено в профиль, но его рога, бивни или копыта обращены вперёд. Схема Брейля, которая оказалась неточной, была позже заменена более сложной схемой, разработанной Андре Леруа-Гураном, включающей четыре основных стиля. Но и этого оказалось недостаточно. Сегодня учёные используют более сложные сравнительные методы, основанные на компьютерном картографическом программном обеспечении, но даже они имеют свои ограничения. Например, тот факт, что рисунок A (во французской пещере) нарисован так же, как рисунок Б (в испанской пещере), не означает, что он должен быть создан в то же время. Другая проблема – определить, какие стилистические элементы нужно сравнивать.
Косвенные методы
Этот метод используется, когда датируемые материалы доступны, но не являются частью реального произведения искусства. Например, если изображение покрыто тонким слоем кальцита, то датирование кальцита может установить минимальный возраст. Или, если фрагмент рисунка (или скульптуры) отламывается и позже обнаруживается в датируемых археологических слоях, то датирование слоёв может дать приблизительную дату падения искусства и, таким образом, минимальный возраст самого искусства. Или, если в пещере есть материалы, косвенно связанные с произведениями искусства, такие как цветные пигменты или инструменты для создания пигментов, они тоже могут помочь определить приблизительный возраст. Современный пример косвенного датирования в Австралии включал использование оптически стимулированной люминесценции (OSL) для датирования гнезда ос, лежащего на вершине картины Брэдшоу в Кимберли. Гнездо было датировано по OSL 15 500 г. до н.э., что доказывает, что изображение было как минимум таким же старым.
Прямые методы
Этот метод можно использовать только в том случае, если сам рисунок содержит такой материал, как древесный уголь или другие органические соединения, которые можно непосредственно проверить. Самый распространённый и надёжный метод прямого датирования – это радиоуглеродное датирование – метод изобретённый Уиллардом Либби в конце 1940-х годов – раньше требовал такого количества древесного угля, что приходилось приносить в жертву всю картину, что было едва ли осуществимо. К счастью, развитие ускорительной масс-спектрометрии (1977-87 гг.) означает, что теперь стало возможно получать радиоуглеродные данные по образцам размером с булавочную головку, которые можно выделить из картины, не нанося заметных повреждений. Но даже в этом случае техника не без проблем. Например, если художник использует древесный уголь, полученный путём сжигания куска очень старого дерева, его радиоуглеродная дата будет намного старше, чем дата картины.
Новые методы исследований возраста наскальных изображений
Там, где нет органических материалов для тестирования, что исключает возможность использования радиоуглеродного датирования исследователи могут попробовать множество других методов. К ним относятся: электронный спиновый резонанс (ESR), термолюминесценция (TL), оптически стимулированная люминесценция (OSL) и тестирование урана/тория (U/Th). В 2012 году метод урана/тория был использован для датирования крошечных кальцитовых сталактитов в пещере Эль-Кастильо, которые образовались на красной охре. Он датировал картину по крайней мере 39000 годом до нашей эры, что делает её самой старой наскальной картиной в мире.
Какие бывают виды наскального искусства?
Как было сказано в начале этой статьи, существует пять различных типов наскального искусства: отпечатки рук (включая следы пальцев), абстрактные знаки, фигуративная живопись, гравюра и рельефная скульптура. Последние три связаны с образными произведениями и, в целом, следуют схожей тематике.
Темы
Наскальное искусство – это, в основном, искусство изображения животных, будь то в залитых солнцем скальных убежищах или в тёмных глубоких пещерах. Действительно изображения животных значительно превосходят по численности абстрактные символы (точки, столбцы, круги, линии, треугольники), количество которых можно найти почти в каждой пещере, но изображения животных остаются – по крайней мере, с оптической точки зрения – доминирующим визуальным искусством ледникового периода и ключом к пониманию эстетики наших предков.
Большинство изображённых животных – это взрослые особи, изображённые в профиль, без учёта масштаба. Самые распространённые изображения – лошади. В некоторых пещерах их может превосходить численность бизонов (Альтамира) или оленей (Ла Пасьега) иногда даже носорогов и львов (Шове во время ориньякского периода) или, намного позже, мамонтов (Руффиньяк во время Мадлены). Но в целом лошади преобладают в большинстве регионов и стилей, несмотря на то, что они были гораздо менее распространённой пищей, чем бизоны или северные олени изображения которых также встречаются в большом количестве на протяжении всего верхнего палеолита. Менее популярны львы, носороги и медведи, за исключением Шове. Действительно, ориньякские художники уделяли гораздо больше внимания хищникам и эта тенденция изменилась в начале граветтского периода, около 25 000, когда охота на животных стала излюбленной темой. Рыб изображали редко: два исключения – это рельеф лосося в Абри-дю-Пуассон и рисунок палтуса в Ла-Пилета. Есть также несколько редких примеров воображаемых животных, таких как двурогий «единорог» Ласко. Животные могут быть изображены целиком или представлены просто головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще по отдельности: нет изображений, например, стада или сцен спаривания, хотя беременность наблюдается (La Pileta). Земля редко прорисовывается и никогда не бывает ландшафта. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения – например, большие быки или зубры в Ласко – могут превышать 5 метров в длину.
Также встречаются изображения людей или человекоподобных фигур (на сегодняшний день менее 100), но гораздо реже по сравнению с картинами и гравюрами животных. Кроме того, что рисунки людей очень редки, они, как правило, являются лишь частично законченными и ненатуралистичными (в основном фигурки из палочек). Рисунки полных человеческих фигур являются исключительными (их менее 20), они включают: резные женские фигуры (Laussel, La Magdelaine, Le Roc aux Sorciers) или вырезанные зарисовки женщин на мягких поверхностях (Cussac, Pech-Merle) или гравированные мужчины (Габий, Сен-Сирк, Су-Гран-Лак). Есть несколько загадочных изображений антропоморфов шаманского типа, таких как «Колдун» в Les Trois Freres, а также другие в Fumane, Lascaux, Niaux, Gabillou и Addaura.
Сегменты тела, включая руки и головы, а также женские и мужские гениталии, гораздо более многочисленны и, как правило, чаще всего встречаются в более древних пещерах (Абри Кастане, Шове, Коскер, Пеш-Мерль, Гаргас), хотя изображения женских органов встречаются повсюду в верхнем палеолите (Bedeilhac, Font-Bargeix, Tito Bustillo).
Примечание: люди гораздо чаще встречаются в портативном искусстве, что составляет три четверти всех человеческих образов, созданных во время ледникового периода. Например, фигурки Венеры – скульптуры полных женщин – не имеют аналогов в наскальном искусстве.
Отпечатки рук (и отпечатки пальцев)
Самая простая и самая старая форма самовыражения, обнаруженная в доисторических пещерах, – это отпечатки пальцев иногда называемые «флютингом». Это древнее искусство, которое можно увидеть на мягких глиняных стенах, обычно состоит из бесформенных волнистых линий, но может также изображать фигуры животных и даже гуманоидов. Хорошие примеры можно увидеть в Альтамире, Антильяна-дель-Мар, Бауме-Латронне, Коскере, Кунальде (Австралия) и Руффиньяке.
Отпечатки рук являются одним из наиболее распространённых изображений наскального искусства и встречаются в пещерах каменного века по всему миру, включая Сулавеси (Индонезия), Коскер (Франция), Пещеру Папоротника (Австралия), пещеру Эландс-Бэй (Южная Африка), Эль-Кастильо (Испания), Гаргас (Франция), Мальтравьесо (Испания), Куэва-де-лас-Манос (Аргентина), Альтамира (Испания), Пещеры Восточного Калимантана (Борнео) и многие другие. Согласно последним исследованиям, большинство раскрашенных рук в пещерах принадлежит женщинам.
Есть два основных типа отпечатка руки: раскрашенные отпечатки или трафаретные силуэты. Руку красили (обычно красным, белым или чёрным пигментом), а затем прикладывали к поверхности камня, создавая грубое изображение руки; или прикладывали к стене или потолок и затем через полую трубку над ней пропускали пигмент, оставляя после себя силуэт руки на камне. Иногда трафарет создавался просто, при помощи предмета, смоченного пигментом.
Наиболее яркие примеры ручной росписи происходят, когда отпечатки появляются в кластере. Самые известные примеры находятся в пещере Шове (4 панели с более чем 400 отпечатками ладоней, включая «Панель ручных трафаретов» и «Панель красных точек»); Пещера Эль-Кастильо (кластер из 44 в «Галерее рук»); Куэвас-де-лас-Манос (поверхность скалы, покрытая ручными трафаретами); Пещеры Восточного Калимантана (1500 негативных отпечатков рук в 30 пещерах).
На некоторых отпечатках рук отсутствует палец или часть пальца. Самый трагический пример этого явления – серия изуродованных рук в пещере Гаргас во французских Пиренеях. Хотя в некоторых частях мира, например на юге Африки, практикуются умышленные увечья пальцев, считается, что отпечатки ладоней Гарга являются результатом плохого состояния здоровья.
Абстрактные знаки
Пещеры ледникового периода содержат в два раза больше абстрактных знаков, чем изображения животных. Согласно недавнему исследованию Женевьев фон Петцингер и Эйприл Новелл, этот загадочный вид пещерного искусства, возможно, является самым ранним известным языком живописи. Особого внимания заслуживает тот факт, что 75 процентов всех основных доисторических знаков были введены в ориньякскую эпоху, то есть первую фазу палеолитического наскального искусства. Это говорит о том, что человеческое понимание символического искусства, вероятно, впервые произошло в Африке, предположение, которое, по-видимому, подтверждается открытиями штриховых символов в пещере Бломбос и скальном убежище Дипклоф в Южной Африке.
Всего Петцингер и Ноуэлл выделили 24 основных признака: авиформы, круги, ключицы, сердцевины, штриховку, крестообразные, точки, веерообразные, полукруги, линии, открытые углы, овалы, гребешки, пенниформы, четырёхугольники, почковидные формы, скалярии, змеевидные формы, спирали, треугольные формы, треугольники, униформа, W-знаки и зигзаги. В течение периода известного как верхний палеолит (40 000–10 000 до н.э.), большинство этих форм повторялись снова и снова. Такая преемственность доказывает, что эти отметины были не случайными каракулями, а намеренными знаками.
Они встречаются поодиночке или группами на стенах, потолках и полу в глубоких пещерах, а также в каменных убежищах; они находятся в изолированных местах в пещере или рядом с фигурами животных и людей. У одной из «китайских лошадей» в Ласко есть перистые знаки с обеих сторон передних ног и что-то, напоминающее грудную клетку над головой.
Самый распространённый символ в пещерах ледникового периода, который встречается примерно в 70 процентах мест за все периоды времени, – это линия. Следующими по распространённости были знак открытого угла и точка – оба они встречаются примерно в 42 процентах пещер. Интересно, что и спираль, и зигзаг были редкостью, несмотря на то, что они были чрезвычайно распространены в эпоху голоцена, особенно в мегалитическом искусстве.
Картина
Первоначально считалось, что наскальная живопись постепенно улучшалась, тысячелетие за тысячелетием. Это предположение было опровергнуто, когда в 1994 году было обнаружено искусство в Шове. Проще говоря, оно было слишком сложным для своего предполагаемого возраста. А когда результаты радиоуглеродного датирования подтвердили, что этому искусству было 30 000 лет до н.э., стало ясно, что современный человек создал искусство очень высокого качества намного раньше, чем считалось ранее – всего за 10 000 лет после прибытия в Европу. Даже в этом случае техники наскальной живописи не показывают постепенный, устойчивый прогресс. Вместо этого, похоже, произошёл внезапный прорыв, за которым последовали затишья или даже шаги назад (или прогресс в различных видах искусства, таких как портативная скульптура), за которым последовал дальнейший прогресс. Например, следующее значительное улучшение по сравнению с Шове произошло только в Ласко (17–13 000), примерно 13 000 лет спустя. Но через 2000 лет после этого в Альтамире появился великолепный разноцветный бизон, который считался апогеем наскального искусства ледникового периода.
Роспись пещер обычно выполнялась либо красным, либо чёрным пигментом. Красные цвета – это оксиды железа, такие как гематит или охра. Чёрные – либо диоксид марганца, либо древесный уголь. Подробнее см.: Доисторическая палитра цветов. Исследования используемых пигментов выявили добавление «разбавителей», таких как тальк или полевой шпат, чтобы краска продвигалась дальше, а также «связующих», таких как животные и растительные масла, чтобы пигменты прилипали к поверхности стен.
Картины, как правило, выполнялись с использованием простых контуров или с добавлением некоторого заполнения, хотя иногда достигалась высокая степень сложности – например, некоторые монохромные животные в Шове имеют высококачественную штриховку. Двухцветные и трёхцветные фигуры, появившиеся во времена Мадлены (включая полихромного бизона на потолке в Альтамире), были редким исключением. Цветные пигменты применялись разными способами – либо непосредственно пальцем, либо кусочком древесного угля, удерживаемым как карандаш или кусочком красной охры или кистью из шерсти животных или подушечкой из мха. Иногда, подобно технике ручного трафарета, пигмент растворялся, а затем выдувался через полую трубку, сделанную из кости животного.
Картины были найдены не только на стенах и полах, но и на потолках – задача, которая иногда (например, в Ласко) требовала возведения лестницы или каких-то строительных лесов.
Обычно наскальная живопись создавалась в три этапа, в зависимости от опыта художника, контура поверхности скалы, наличия света и обилия материалов. Возьмём, к примеру, картину с изображением зубра. Сначала чёрным углём или марганцем рисуются очертания и основные черты животного на поверхности камня (либо его можно надрезать краем камня). После этого готовый рисунок заливается красной охрой или другим пигментом. Наконец, края тела животного обычно затемняются более чёрным цветом, чтобы увеличить его трехмерность.
Наскальная гравюра
Доисторические наскальные рисунки более многочисленны, чем картины, но гораздо менее впечатляющие, некоторые едва заметны. Их изрезанные линии – от острого кремня до грубой кирки – могут быть глубокими и широкими или тонкими и поверхностными, в зависимости от характера поверхности породы. В качестве альтернативы, если поверхность слишком грубая для тонких разрезов, художник может полагаться на методы царапания и соскабливания. Затенение можно добавить, воспользовавшись контрастом между белым цветом выгравированных линий и темным цветом камня. Эти петроглифы представляют собой одни из самых ранних произведений искусства на планете (Бломбос, Дипклоф) и обычно встречаются наряду с другими видами искусства, такими как живопись и рельефная скульптура. На самом деле иногда бывает сложно отличить гравюру от скульптуры (Abri du Poisson, Roc de Sers). Лишь несколько пещер (Абри Кастане, Кюссак, Ле Комбарель) украшены исключительно гравюрами.
Гравюр на открытом воздухе гораздо больше, чем в пещерах. Австралия, например, особенно богата разными петроглифами – см. Наскальные рисунки полуострова Бурруп (около 30 000 лет до н.э.). См. Также: Гравюры долины Коа, Португалия (22 000 лет до н.э.).
В Европе самые ранние гравюры ледникового периода встречаются в пещере Горхэм (37 000) и Абри Кастане (35 000), а лучшие образцы – в Ласко, Рок-де-Сер, Les Trois-Freres и Les Combarelles. Самый загадочный пример – это, пожалуй, одна из гравюр в пещере Аддаура, найденная на горе Пеллегрино, недалеко от Палермо, Италия. Там изображена уникальная сцена человеческих жертвоприношений с двумя болезненно связанными поверженными жертвами, окружёнными танцующими фигурами (включая двух шаманов).
Хотя подавляющее большинство наскальных рисунков изображают животных, также можно найти некоторое количество выгравированных абстрактных знаков и человеческих фигур, а также мужские и женские гениталии.
Рельефная скульптура
Доисторическая скульптура – рельефная скульптура – наименее распространённый вид искусства верхнего палеолита. Во Франции он встречается только примерно в 10 процентах известных мест и то только в каменных убежищах, а не в глубоких пещерах. Наиболее важными примерами являются фризы из каменной скульптуры Кап-Блан в Дордонь, Рок-де-Сер в Шаранте и Рок-о-Сорсье в Вене. Кроме того, есть несколько великолепных индивидуальных рельефов, таких как Венера Лаусельская и лосось в Абри-дю-Пуассон, оба в Дордони. Есть ещё один вид пещерной скульптуры – лепка из глины. Созданные исключительно во время среднего или позднего мадленского периода, глиняные рельефы встречаются только в четырёх пещерах французских Пиренеев: Тюк д’Одубер, Бедейак, Лабуиш и Монтеспан. Самым важным из них является Тюк д’Одубер, который известен своими поразительными рельефами зубров на уровне пола, на которых изображены два животных в преддверии беременности. В Бедейлаке есть барельеф бизона, вырезанный на глиняной стене убежища, а глиняная скульптура Монтеспана изображает присевшего медведя.
Какие места наскального искусства можно назвать самыми важными?
Это очень сложный вопрос. Купулы, например, представляют собой самый распространённый, самый загадочный и самый древний вид «пещерного искусства». Поэтому пещера Аудиториум в Индии очень важна. (Для получения дополнительной информации см. Петроглифы Бхимбетки, Мадхья-Прадеш). Но купулы выглядят довольно скучно и никто не понимает, что это такое. Собственно пещерное искусство начинается (насколько нам известно) около 40 000 лет до нашей эры в Европе (пещера Эль-Кастильо на севере Испании) и в Юго-Восточной Азии (в пещере Сулавеси в Индонезии).
Что касается различных видов искусства, пещеры, в которых хранятся самые важные коллекции фигуративного рисунка и живописи включают: Шове, Ласко и Альтамира, а также Нио, Фон де Гом и Ла Пасьега. Пещеры с наиболее важными коллекциями фигуративных гравюр включают Труа Фрер, Ле Комбарель, Кюссак и Рукадур, а рельефная скульптура лучше всего представлена в Лоссель, Рок-де-Сер, Кап Блан, Тюк д’Одубер и Рок-о-Сорсье. Лучшие образцы ручных трафарето можно увидеть на Сулавеси, пещеры Гаргас и Куэва–де–лас–Манос («пещера рук»), в то время как лучшие места с отпечатками пальцев это Пещера Коональда и Руффиньяк. Наконец, пещеры с интереснейшими абстрактными знаками это Эль-Кастильо, Альтамира, Шове, Пеш-Мерль, Рукадур, Ле-Плакард, Ласко и Ла-Пасьега. Для получения дополнительной информации см. следующий далее список самых известных памятников искусства каменного века.
Расписанные пещеры Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.) Кантабрия, Испания
В этой кантабрийской пещере можно найти множество трафаретных отпечатков рук, а также изображения лошадей, северных оленей, мамонтов и собак. Очень известно, в частности, панно с красными дисками, крестообразным знаком, состоящим из почти 200 красных точек. Также здесь находится множество прекрасных гравюр с изображением лошадей в зале Ротонды и знаменитого пещерный человек-зубр. Самым древним искусством в пещере является большой красный диск, который учёные датировали 39 000 лет до н.э. используя метод урана/тория (U/Th). Это самая старая наскальная живопись в Европе.
Пещерное искусство Сулавеси (37 900 г. до н.э.) Индонезия
Старейшее известное азиатское искусство эпохи палеолита. Открытие в пещере Леанг-Тимпусенг, Марош-Пангкеп, ручного трафарета, датируемого не менее 37 900 г. до н.э. и изображения «свиньи», датируемое по крайней мере 33 400 г. до н.э., является ещё одним доказательством того, что наскальное искусство зародилось не в Европе, а было развито в Африке анатомически современным человеком до его миграции по всему миру.
Абстрактные гравюры пещеры Горхэма (37 000 лет до н.э.) Гибралтарская скала
Эта пещера неандертальцев известна своими восемью наскальными рисунками с узорами, подобными тем, что были найдены в Бломбосе и Дипклуфе. Эти петроглифы вызвали сомнения в том, что все гравюры на пещерах были выполнены современным человеком, хотя учёные по-прежнему убеждены, что неандерталец был художественно отсталым.
Гравюры Абри Кастане (35 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Известны своими круглыми вырезанными изображениями женских гениталий. Представляет собой старейшее наскальное искусство во Франции.
Картины пещеры Фумане (35 000 лет до н.э.) Холмы Лессини, Верона, Италия
В Фумане есть несколько картин, выполненных красной охрой, в том числе изображение животного с длинной шеей (возможно, ласки), странного пятиногого существа и антропоморфной фигуры, известной как «Шаман» – в маске с рогами. Самая старая из этих фигур датируется 35 000 лет до н.э., что делает её старейшим известным образцом изобразительного искусства, поскольку она на 1600 лет старше изображений животных на Сулавеси.
Пещерные рисунки в Альтамире (34000 лет до н.э.) Кантабрия, Испания
Доисторическое искусство в этой пещере, считающееся лучшим во всей Испании, создавалось в разные периоды, включая ориньякский и мадленский. Самая ранняя картина представляет собой пару абстрактных символов в форме булавы красной охрой (булавовидной формы), которые датируются методами U/Th по крайней мере 34 000 годами до н.э. Позже, около 15 000 лет до н.э., пещерные художники украсили Большой потолок массой полихромных бизонов, которые являются одними из лучших обнаруженных изображений животных.
Пещерные рисунки Шове (30 000 лет до н.э.) Долина Ардеш, Франция
Шове (30 000 лет до н.э.), наряду с Ласко (ок. 17 000) и Альтамирой (ок. 15 000) считается одним из самых важных памятников живописи каменного века. Из-за необычной сложности его монохромных картин и рисунков, они были подвергнуты огромному количеству прямых датировок, в результате которых был определён точный возраст от 31000 до 28000 лет до нашей эры. Основные рисунки Шове: «Панно со львами»; «Панно из лошадей»; «Панно с носорогами»; и рисунок-гравюра «Колдун». Необычно то, что на многих изображённых животных охотились не ради еды. Также присутствует обилие абстрактных геометрических символов, например, на панели красных точек.
Пещерное искусство Колибайя (30 000 лет до н.э.) Природный парк Апузени, Румыния
Восемь рисунков животных углём, стилистически похожих на рисунки животных в Шове во Франции, самый старый из которых датирован радиоуглеродом – не менее 30 000 лет до н.э. Это делает его старейшим наскальным искусством в Центральной или Юго-Восточной Европе.
Пещерное искусство Де-Увертюрс (26 500 г. до н.э.) Около Шове
Известно прекрасными наскальными рисунками, самые старые из которых датированы углеродом примерно 26 500 г.г. до н.э. В основном найденные в отдалённой части пещеры, они включают около 30 мамонтов, зубров, бизонов и горных козлов, а также нечёткую форму (получеловек-полуживотное), напоминающую «Колдуна» в пещере Габиллу.
Рисунок Наварлы Габарнманг древесным углём (26 000 лет до н.э.) Австралия
Наварла Габарнманг является домом для старейшего аутентифицированного наскального искусства аборигенов в Австралии – выцветшего рисунка углём, сделанного на куске камня и состоящего из 2 пересечённых линий с некоторым заполнением. Возраст фрагмента камня составляет от 28 000 до 45 600 лет, а рисунок напрямую датирован 26 000 годом до нашей эры. Он представляет собой старейшее известное наскальное искусство в Австралии, хотя, учитывая возраст пиктограмм пещеры Сулавеси, вполне вероятно, что в будущем будут найдены гораздо более старые произведения.
Наскальные рисунки в Коскер (25 000 лет до н.э.) Рядом с Марселем, Франция
Созданная в два этапа – сначала, в граветтский период, потом солютрейский – (теперь в основном под водой) пещера Коскер славится своими ручными трафаретами ладоней и изображениями животных (включая некоторые изображения коней и различных морских существ) из которых две трети выгравированы. Кроме того, там находится редкая доисторическая гравюра с изображением пениса и яичек человека, а также загадочная человеческая фигура с головой тюленя.
Пещерные гравюры Кюссака (25 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Объект известен палеолитическими гравюрами животных (мамонтов, бизонов, носорогов, лошадей, горных козлов), а также некоторых птиц (гусей), а также неопознанного животного с открытой пастью и удлинённой формы мордой. Также присутствуют силуэты женских фигур плюс несколько схематических изображений вульвы, а также многочисленные примеры бесформенного флютинга. Самые старые работы пещеры датируются 25 000 лет до нашей эры.
Пещерные рисунки Пеш-Мерль (25 000 лет до н.э.) Кабрере, Франция
Пещера, оформленная в несколько этапов с 25 000 по 13 000 лет до н.э., особенно известна своей впечатляющей картиной известной как «Пятнистые лошади Пеш-Мерль», сопровождаемой несколькими ручными трафаретами. Среди других ярких моментов – «Чёрный фриз» с изображением бизонов и лошадей и рисунок «Раненый», сопровождаемый несколькими абстрактными знаками в виде отпечатков.
Трафареты рук в пещере Гаргас (25 000 лет до н.э.) Верхние Пиренеи, Франция
Наиболее известны своей ужасной коллекцией из более чем 200 отпечатков рук, красных и чёрных, на многих из которых отсутствуют пальцы или части пальцев. Но в Гаргасе также есть более сотни выдающихся изображений животных, примеры которых можно увидеть на «Панно с изображением Большого быка» и «Панно с мамонтами».
Пещерное искусство Рукадур (около 24 000 лет до н.э.) Керси, Лот, Франция
Искусство Рукадур состоит из примерно 150 гравюр с изображениями животных (лошадей, мегакерос, бизонов, зубров, шерстистых мамонтов и птиц), а также большого количества абстрактных знаков, особенно вертикальных линий и кругов.
Пещерные рисунки Куньяк (23 000 лет до н.э.) Гурдон, Лот, Франция.
Пещера известна двумя изображениями раненых людей: одно с тремя вонзаемыми в человека копьями, другое – с семью. В этой же галерее находится тщательно подготовленный фриз с изображением животных красной охрой, в том числе прекрасное изображение длинноволосого козерога. В пещере также есть важный набор из шести знаков идентичных знакам в Пеш-Мерль и типовым памятникам в Ле-Плакар в Шаранте.
Грот в Лосселе, скульптура Венеры (23 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Эта 18-дюймовая барельефная скульптура была одним из 6 рельефов, обнаруженных на большой глыбе известняка в скальном убежище в Лосселе, недалеко от Ласко. В отличие от других известных фигурок Венеры, Лоссельская Венера непереносима и поэтому считается наскальным искусством, а не переносной фигуркой. Первоначально окрашенная в красный цвет, она также известна как «Венера с рогом».
Рельефная скульптура лосося из пещеры Абри дю Пуассон (23 000 лет до н.э.) Франция
Скульптура лосося длиной 1 метр, вырезанная на потолке с низким рельефом, первоначально украшенная красной охрой. В пещере также есть сотни изображений, похожих на силуэты животных, а также большое количество геометрических символов (красные и чёрные точки и линии).
Пещерные рисунки Ла Пилета (18 130 г. до н.э.) Малага, Испания
В пещере находятся произведения искусства каменного века и позднего железного века. Первый набор состоит из около 60 фигур животных (лошадей, коз, быков и горных козлов), окрашенных в жёлтый, оранжевый, красный, белый и чёрный цвета (некоторые нарисованы пальцами), а также некоторых сцен охоты, содержащих человеческие фигуры, вооружённые поднятыми копьями. Кроме того, в пещере имеется около 50 абстрактных знаков (змеевидные формы, спирали, зигзаги, перекрёстные линии, меандры).
Пещера Кунальда (18 000 лет до н.э.), Южная Австралия.
Стены и потолок этой воронки из известняка, которая находится примерно в 70 метрах ниже раскалённой плоской поверхности равнины Налларбор, покрыты примитивными отпечатками пальцев (флютинг, рифление) и царапинами от палок, выполненными в виде решёток и узоров в елочку.
Абстрактные знаки пещеры Ле-Плакард (17 500 г. до н.э.) Шаранта, Франция
Известна своими птичьими абстрактными символами, которые также можно увидеть в пещерах Пеш-Мерль, Куньяк и Коскер. Поскольку Grotte du Placard – единственная из четырёх пещер, чьё искусство было напрямую датировано (17 500-18 000), содержащиеся в ней странные летописные символы были названы «табличками».
Каменные рельефы Рок-де-Сер (17 200 г. до н.э.) Шаранта, Франция
Рок-де-сер, считающийся очень важным эталоном наскального искусства солютрейского периода, известен своим фризом из известняковых блоков, украшенным более чем 50 наскальными рисунками и рельефными скульптурами с изображением зубров, лошадей и других животных.
Пещерные рисунки Ласко (17 000–13 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Одно из величайших в мире мест доисторической наскальной живописи, самые известные камеры Ласко включают «Зал быков» (украшенный зубрами, лошадьми и единорогами); «Осевая галерея» (с изображением большого чёрного быка, трёх «китайских» лошадей и фризом с маленькими лошадьми; «Неф» с его стоящими спиной к спине зубрами; и «Вал» с изображением знаменитого чёрного рисунка мертвеца, птицы и зубра. В Ласко также есть большое разнообразие абстрактных знаков.
Пещерные рисунки Ла-Пасьега (16 000 лет до н.э.) Пуэнте-Вьесго, Испания
Часть той же сети пещер, что и Эль-Кастильо, Ла-Пасьега содержит больше пещерного искусства, чем любое другое место в Испании. Здесь находится более 700 отдельных изображений, в том числе гравюры и изображения животных, а также многочисленные абстрактные пиктограммы, такие как точки, линии, булавовидные формы, многоугольники, тектиформы и символы в форме перьев, а также ряд человеческих фигур. Самое древнее искусство в пещере – серия красных охристых точек – было создано около 19 000 лет до н.э.
Фриз в Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Здесь находится лучший в мире образец скульптуры с рельефом мадленского периода. На 13-метровом фризе изображены лошади и зубры длиной до 2 метров. Вместе с Рок-де-Сер и Рок-о-Сорсье считается эталоном палеолитической резьбы по камню.
Пещерные рисунки в пещере Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.) Дордонь, Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй, Франция
Пещера, внесённая в список шести лучших образцов франко-кантабрийского пещерного искусства известным археологом аббатом Анри Брейем (1877-1961), является одной из выдающихся витрин мадленского искусства заключительного периода палеолита. Наполнение уступает только Ласко в качестве глвного центра полихромной наскальной живописи во Франции. Здесь находятся «Лежащий олень», «Прыгающая лошадь» и «Бизонный фриз».
Пещерные рисунки Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.), Астурия, Испания
Декорированны в течение девяти отдельных фаз, самые старые из которых относятся к 14 000 лет до н.э. Самые известные галереи пещеры: «Галерея лошадей», «Палата Вульв», «Галерея антропоморфов», с двумя человеческими фигурами изображёнными на одном сталактите; и «Пещера Ла Льосета», украшенная мужскими фаллическими символами.
Наскальное искусство в Руффиньяк (14–12 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Эта огромная 8-километровая пещера – крупнейшее место франко-кантабрийского наскального искусства – украшена картинами и гравюрами с изображением животных (среди которых преобладают мамонты, включая самое известное изображение мамонта, известное как «Патриарх»), антропоморфные фигуры, абстрактные знаки и 500 квадратных метров отпечатков пальцев. Самые известные галереи пещеры Руффиньяк: «Священный путь», «Галерея Брей» и «Большой потолок».
Рельефная скульптура бизона в Тюк д’Одубер (13 500 г. до н.э.) Пиренеи, Франция
Наиболее известная своими завораживающими глиняными рельефами трёх бизонов, установленных на полу пещеры, она также содержит гравюры загадочных животных известных как «Монстры», рядом с узким проходом известным как «Кошачья нора».
Пещерные гравюры в Труа Фрер (13 000 лет до н.э.) Верхние Пиренеи, Франция
Наиболее известна пещерным искусством в самой удалённой камере известной как «Святилище». Он состоит из великолепного набора гравюр с животными, а также необычного изображения антропоморфной фигуры известной как «Колдун». Пещера также содержит знаменитую гравюру львицы в натуральную величину, которая находится в зале «Часовня львицы».
Наскальные рисунки Капова (около 12 500 лет до н.э.) Башкортостан, Россия
Капова, самая восточная часть пещерного искусства в Европе известна своими изображениями мамонтов и лошадей красной охрой, относящимися к мадленскому периоду.
Пещерные рисунки и гравюры Нио (12 000 лет до н.э.) Пиренеи, Франция
Замечательный образец мадленского пещерного искусства – двухкилометровые галереи Нио, среди которых «Нуарский салон» с его впечатляющими рисунками углём и гравюрами, включая подробный рисунок самки горного козла; и камера «Reseau Clastres» (сетка из сколов) с её чрезвычайно редким эскизом ласки и уникальной серией доисторических «следов».
Рельефная скульптура Рок-о-Сорсье (около 12 000 лет до н.э.) Вена, Франция
Наиболее известная своим фризом рельефных скульптур с многочисленными фигурами животных и людей, Рок-о-Сорсье вместе с пещерой Рок-де-Сер в Шаранте и гротом Кап-Блан недалеко от Периге – важнейшие центры доисторической каменной скульптуры во франко-кантабрийском регионе.
Пещерные гравюры в Ле Комбарель (12 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Содержит более 600 гравированных рисунков, которые были нанесены в течение примерно двух тысячелетий (12 000–10 000 лет до н.э.). В основном это изображения животных, самым известным из которых является «Пьющий олень».
Гравюры в пещере Аддаура (11 000 лет до н.э.) Монте-Пеллегрино, Италия
Пещера наиболее известна своими наскальными рисунками, на которых изображена одна из самых загадочных сцен, когда-либо появлявшихся в доисторическом искусстве – очевидное ритуальное жертвоприношение или наказание, с более чем десятью танцующими человеческими фигурами.
Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) (7500 г. до н.э.) Аргентина.
Грот в скалах в Южной Патагонии, известный своими коллажами из трафаретов и других отпечатков рук, датированных примерно 7500-7000 годами до нашей эры. На самом деле отпечатки ладоней находятся сразу за пределами пещеры, на различных скалах, обрамляющих вход в пещеру.
Для каких целей создавалось наскальное искусство?
Наскальные изображения ледникового периода создавались почти непрерывно с 40 000 до 10 000 до н.э. И это прекратилось, почти наверняка (по крайней мере, в Европе), из-за изменения климата, а не из-за культурных изменений. (Примечание: по мере того, как лёд отступал на север к полюсу, забирая с собой оленей, земля согревалась и подземные убежища постепенно вытеснялись наземными поселениями).
Для того, чтобы традиция пещерного искусства сохранялась так долго, поколения художников по всей Европе, должно быть, учили рисовать, им объясняли, как получить, смешать и использовать пигменты, как гравировать и лепить рельефы и так далее. Кроме того, наскальное искусство (особенно в глубоких пещерах и некоторых крупных скальных убежищах) должно было считаться очень важным видом деятельности, имеющим большое культурное значение. В конце концов, требуется убедительное оправдание для того, чтобы проползти, иногда метров 500 и более, вдоль узких проходов в кромешной тьме и нарисовать красивую картинку, которую когда-либо увидит лишь крошечная горстка других людей.
Уже одно это опровергает тривиальный ответ о том, что наскальная живопись была всего лишь формой декоративного искусства, созданной охотниками на оленей или бизонов. Ограниченный диапазон представленных видов, их ассоциации на панелях, странные, похожие на палки человеческие фигуры, в том числе пронзённые копьями, а также гибридные животные-люди, загадочные абстрактные знаки – всё это наводит на мысль о гораздо более сложном значении, стоящим за содержанием, закономерностями и местоположением изображений ледникового периода.
Другой популярный, но чрезмерно упрощённый ответ, предложенный Анри Брейем и другими известен как «Магия сочувствия». Брейль считал, что наскальная живопись по своей сути функциональна: создана для того, чтобы приносить удачу охотникам. Таким образом, бизонов рисовали как своего рода магическое заклинание, чтобы увеличить количество добытых реальных животных и, таким образом, обеспечить больше еды. Это объяснение, широко распространённое на протяжении десятилетий, в конце концов рухнуло под тяжестью вопросов, на которые оно не могло ответить. Почему, например, нет сцен охоты? Почему нет сцен спаривания животных? Почему люди – единственные фигуры, убитые копьями? Почему изображены многие животные, а не те, которых регулярно ели обитатели пещеры? Почему на рисунках присутствуют хищники, такие как львы и медведи? Как он объясняет абстрактные символы? В конце концов, большинство экспертов сходятся к выводу, что пещерные художники не рисовали диких животных, которых они хотели убить. Для столь утилитарного ответа все слишком сложно.
Совсем недавно появилось мнение, что наскальное искусство связано с церемониальными мероприятиями. Согласно этой теории, тот факт, что многие из наиболее украшенных пещер были необитаемыми, что значительное количество украшенных камер было расположено в наименее доступных частях пещерного комплекса и что глубокие пещеры посещало лишь очень небольшое количество людей, предполагает, что наскальное искусство не предназначалось для публичного просмотра. Напротив, это было частью церемониальной или квазирелигиозной деятельности – возможно, мало чем отличавшейся от того, что позже наполняло греческие храмы, доступные для небольшого отряда священников, которые приобретали и сохраняли драгоценные изображения своей конкретной культовой фигуры. Пример: скульптура богини Афины из слоновой кости и золота, хранящаяся в греческом храме Парфенон на Акрополе в Афинах. Согласно этой точке зрения, наскальное искусство, как и эти драгоценные предметы использовалось для обогащения и усиления церемониального значения пещеры.
Между тем, другие историки предпочитают шаманскую версию – вполне логичный шаг с учётом того, что шаманизм был широко распространён среди охотников-собирателей верхнего палеолита. Они считают, что пещерное искусство было создано для того, чтобы усилить состояние транса, вызванное условиями в пещере. В конце концов, глубокие и тёмные пещеры – это очень атмосферная среда, лишённая каких-либо звуков (кроме капающей воды) или света. Отрезанный от обычных раздражителей, человек испытывает полную тишину, полную темноту, полную потерю ориентации в пространстве, возможно, даже чувство страха и клаустрофобии. Эти неземные ощущения – идеальный стимул для общения со сверхъестественными силами и картины могли быть созданы таким образом, чтобы вызывать и резонировать с этими силами.
Вариант шаманской теории, разработанный Дэвидом Льюис-Вильямсом, предполагает, что шаманы обычно уходят в темноту пещер, входят в транс, а затем рисуют изображения того, что они «видели», чтобы черпать силу и мудрость от самих стен пещеры.
Теория шаманизма работает с определёнными нарисованными изображениями, но не с искусством, которое требует больше времени (например, рельефная скульптура) или более непонятным (например, абстрактные символы).
Последние объяснения того, зачем люди рисовали на стенах пещер, более конкретны. Один учёный, например, основывает своё объяснение на взаимосвязи между типом животного и формой поверхности стены под ним. Джон П. Миллер, профессор кафедры клеточной биологии и нейробиологии Университета штата Монтана, связывает абстрактные мотивы в древнем наскальном искусстве с анатомическими и нейрофизиологическими характеристиками зрительной коры головного мозга человека. Исследователь Р. Дейл Гатри считает, что основные темы в искусстве палеолита (такие как опасные звери, могущественные животные и тучные фигурки обнажённой Венеры) представляют собой фантазии подростков мужского пола, которые составляли значительную часть населения в то время. Другие исследователи считают, что художники каменного века создавали своё богатейшее искусство в тех областях, где была лучшая акустика, потому что звук был важным элементом любых церемоний, проводившихся в пещере.
Никакое объяснение не может объяснить огромную массу искусства ледникового периода. Некоторые из них почти наверняка связаны с какой-либо религиозной церемонией или ритуалом – например, для замкнутого мира древних жрецов или трансоподобной деятельности шаманов.
Подробный набор дат и событий, относящихся к верхнему палеолиту: Хронология доисторического искусства (от 2,5 млн. до н.э.).
Список самых древних произведений искусства в мире можно найти в статье: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?