Наскальные рисунки долины Коа, Португалия читать ~6 мин.
Долина Коа — крупнейший в Португалии район доисторического искусства, расположенный на северо-востоке страны, вдоль португальско-испанской границы. По словам французского специалиста по искусству каменного века Жана Клотта (Jean Clottes), долина Коа представляет собой «самый обширный открытый памятник палеолитического искусства в Европе, если не в мире». Здесь находятся тысячи наскальных гравюр с изображениями животных и человеческих фигур, самые ранние из которых датируются примерно 22 000 годом до н.э. Это делает их древнейшим искусством каменного века из обнаруженных в Португалии. Почти все гравюры Коа созданы под открытым небом, что является чрезвычайно редким явлением для палеолитического искусства Европы. Известными исключениями являются объекты Сьега-Верде в Испании, который теперь входит в тот же объект Всемирного наследия, и Форноль-О во Франции.
С 1995 года группа археологов и других учёных изучает и каталогизирует древнее искусство долины. Одновременно были созданы Археологический парк (Parque Arqueológico do Vale do Côa) и Музей Коа для приёма и информирования посетителей. В реализацию этого масштабного проекта были вовлечены различные организации, включая Министерство культуры Португалии, Португальский институт археологии (Instituto Português de Arqueologia) и Национальный центр наскального искусства (Centro Nacional de Arte Rupestre). В 1998 году доисторические памятники долины Коа были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другие значимые памятники доисторического искусства в Португалии — пещеры Каса-да-Моура и Лапа-ду-Суау, которые также относятся к эпохе верхнего палеолита.
Чтобы понять, как гравюры долины Коа вписываются в общую эволюцию наскального искусства в Европе, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение и открытие
В нижней части долины реки Коа расположено более 80 археологических участков, на которых обнаружены разнообразные петроглифы и выгравированные пиктограммы. Эти участки распределены по трём муниципалитетам: Вила-Нова-де-Фош-Коа, Пиньел и Фигейра-де-Каштелу-Родригу. Ключевые объекты включают Канада-ду-Инферну, Пенаскоса, Кинта-да-Барка и Рибейра-ди-Пискуш.
Расположенные за пределами основной зоны распространения франко-кантабрийского наскального искусства, гравюры долины Коа были обнаружены в начале 1990-х годов. Это произошло незадолго до того, как долину планировалось затопить в рамках крупного проекта строительства плотины. Первые находки сделал местный археолог Нельсон Ребанда, а их палеолитическое происхождение подтвердила исследовательница Мила Симойнш де Абреу. Открытие вызвало широкий общественный резонанс и международную кампанию под лозунгом “Гравюры не умеют плавать”. В конечном итоге это привело к отмене строительства плотины и спасло уникальное искусство от уничтожения.
На сегодняшний день в долине каталогизировано более 5 000 гравированных рисунков. Среди них изображения лошадей, туров (диких быков), бизонов и других животных, а также человеческие фигуры и многочисленные абстрактные знаки и символы.
О другом значимом доисторическом памятнике на Пиренейском полуострове см.: пещера Тито-Бустильо (14 000 лет до н.э.).
Характеристики наскального искусства долины Коа
Древнейшее искусство в долине Коа, за исключением наскального искусства в скальном укрытии Файя, полностью находится под открытым небом. Оно представлено натуралистичными гравюрами животных, относящимися к граветтской культуре (ок. 22 000–20 000 гг. до н.э.). Вторая группа изображений, особенно лошадей с прорисованными намордниками, была выгравирована в последующую эпоху солютрейской культуры (ок. 20 000–18 000 гг. до н.э.). Третья и последняя фаза палеолитической гравировки относится к периоду мадленской культуры (ок. 15 000–10 000 гг. до н.э.), когда художники создавали антропоморфные и зооморфные композиции. Традиция гравировки в Коа продолжалась и в последующие эпохи: мезолит (полунатуралистичные зооморфные изображения), неолит (зооморфные и геометрические мотивы), бронзовый век (антропоморфные фигуры) и железный век (воины с мечами и копьями, а также животные и птицы).
Наскальное искусство долины Коа сосредоточено в трёх основных кластерах. На юге находится небольшая группа гранитных скальных укрытий в Файя. Примерно в 8 км (5 миль) ниже по течению расположен второй кластер на сланцевых скалах по обеим сторонам реки в районах Пенаскоса и Кинта-да-Барка. Наконец, на севере начинается цепочка участков от Рибейра-ди-Пискуш, которая тянется вдоль реки Коа до её слияния с рекой Дуэро.
Всего обнаружено более 200 гравированных панелей, распределённых по 22 группам. Среди изображённых животных преобладают туры, бизоны, олени, лошади и серны. Также есть несколько изображений рыб, небольшое количество геометрических или абстрактных символов (в Пенаскосе и Канада-ду-Инферну) и одна антропоморфная фигура с чётко обозначенным фаллосом (в Рибейра-ди-Пискуш). На участке Файя сохранились редкие расписные гравюры, где красная охра нанесена по контуру рисунка, подчёркивая детали, такие как рот и ноздри животных.
Техники наскальной гравировки
Палеолитические художники использовали несколько техник:
Надрезание (инцизия) твёрдым каменным инструментом. Стиль варьируется от глубоких, чётких линий до тонких и едва заметных царапин.
Выбивание или высекание (пикетаж). Применялись как прямые, так и косвенные удары (с использованием инструмента-посредника).
Соскабливание (абразия). Этот метод заключается в снятии верхнего, более тёмного слоя патины со скалы, чтобы обнажить нижний, более светлый слой камня.
Расписные гравюры. Рисунки подкрашивались либо красной охрой, либо чёрным диоксидом марганца. Сохранилось лишь несколько таких примеров (в основном в Файя). Предполагается, что многие цветные пигменты имели растительное происхождение и со временем выцвели под воздействием погодных условий. (О пигментах см.: Доисторическая палитра.)
В соответствии с традициями палеолитического искусства, художники часто использовали естественные неровности и трещины скальной поверхности, чтобы придать фигурам дополнительный объём и рельеф. Гравюры всегда расположены на вертикальных поверхностях и варьируются по размеру от 15 см до 180 см, хотя чаще всего их высота составляет 40–50 см. Нередко они объединены в сложные многофигурные композиции.
Несмотря на свой возраст и художественную ценность, наскальные гравюры долины Коа очень хрупки. Многие из них настолько мелкие и тонкие, что их трудно разглядеть без специального освещения. Даже некоторые экспонаты в музее могут показаться нечёткими, что подчёркивает мастерство и кропотливую работу древних художников.
О древнейшей форме художественной обработки камня см.: Купульное искусство.
Палеолитическое искусство под открытым небом
Наскальное искусство на открытых поверхностях — большая редкость для верхнего палеолита в Европе, где большинство изображений сохранилось в глубине пещер. Однако за пределами Европы эта традиция была более распространена, особенно в Австралии. Лучшие примеры австралийского наскального искусства под открытым небом включают: гравюры полуострова Баррап (ок. 30 000 лет до н.э.) в регионе Пилбара; наскальное искусство Кимберли (ок. 30 000 лет до н.э.) на севере Западной Австралии; и наскальное искусство Убирр (ок. 30 000 лет до н.э.) в национальном парке Какаду, Арнем-Ленд.
- МФУ Epson L3050 с заводской СНПЧ для дома и офиса
- Детские книги с психотерапевтическим эффектом
- «Лафайет в Соединенных Штатах» Сары Вауэлл, краткое содержание
- Медитативное путешествие на китайском поезде
- Игорь Дрёмин: Выставка Дмитрия Шорина «2я»
- «Девушка в голубом пальто» Моники Хессе, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?