Наскальные рисунки долины Коа, Португалия читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Долина Коа — крупнейший в Португалии район доисторического искусства, расположенный вдоль португальско-испанской границы на северо-востоке страны. По словам Жана Клотта, одного из ведущих мировых специалистов по искусству каменного века, долина Коа представляет собой самый обширный открытый памятник палеолитического искусства в мире. Здесь находится несколько тысяч открытых наскальных гравюр с изображениями животных и человеческих фигур, датируемых примерно 22 000 лет до н.э., что делает их древнейшим искусством каменного века, обнаруженным в Португалии. Не менее важно и то, что почти все гравюры Коа созданы на открытом воздухе. Это чрезвычайно редкое явление для европейского палеолита; исключения составляют лишь Сьега-Верде (Испания) и Форноль-О (Франция). С 1995 года группа археологов и других учёных занимается изучением и каталогизацией древнего искусства в долине реки Коа. Одновременно был создан музей и археологический парк (Parque Arqueológico do Vale do Côa) для приёма и информирования посетителей. В реализацию проекта «Искусство долины Коа» были вовлечены различные организации, включая Министерство культуры Португалии, Португальский институт археологии (Instituto Português de Arqueologia) и Национальный центр наскального искусства (Centro Nacional de Arte Rupestre). В 1998 году доисторические памятники долины Коа были включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Другие значимые памятники доисторического искусства в Португалии — Каса-да-Моура и Лапа-ду-Суау, оба относящиеся к верхнему палеолиту.
Чтобы понять, как гравюры долины Коа вписываются в общую эволюцию наскального искусства в Европе, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение и открытие
В нижней части долины реки Коа расположено 23 археологических участка, на каждом из которых обнаружены разнообразные петроглифы и гравированные пиктограммы. Эти участки распределены по трём муниципалитетам: Вила-Нова-де-Фоз-Коа, Пиньел и Фигейра-де-Каштелу-Родригу, и включают: Алту-да-Булья, Броейра, Канада-да-Морейра, Канада-ду-Инферну/Регу-да-Види, Фонти-Фриейра, Мейяпау, Мойнюш-ди-Сима, Пенаскоса, Кинта-да-Барка, Кинта-ду-Фаришой, Рибейринья, Рибейра-ди-Пискуш/Кинта-душ-Пойуш, Вале-ди-Каброэнш, Вале-да-Каса, Вале-ди-Форну, Вале-ди-Жозе-Эштевиш, Вале-ди-Мойнюш, Вале-да-Фигейра/Тейшуго, Вале-ди-Видейру, Вале-душ-Наморадуш и Вермельоза.
Расположенные за пределами зоны распространения франко-кантабрийского наскального искусства, гравюры долины Коа были обнаружены в начале 1990-х годов местным археологом Нельсоном Ребандой незадолго до того, как долину планировалось затопить в рамках крупного проекта строительства плотины. Их палеолитическое происхождение установила исследовательница Мила Симойнш де Абреу — открытие, которое в конечном итоге привело к отмене строительства плотины и спасло искусство от уничтожения. Искусство представлено более чем 5 000 гравированных рисунков лошадей, турообразных быков, бизонов и других животных, а также человеческих фигур, дополненных многочисленными абстрактными знаками и символами.
Примечание: о другом значимом доисторическом памятнике на Пиренейском полуострове см.: пещера Тито-Бустильо (14 000 лет до н.э.).
Характеристики наскального искусства долины Коа
Древнейшее искусство в долине Коа — полностью открытое, за исключением наскального искусства в скальных укрытиях Файя — представлено натуралистичными гравюрами животных, относящимися к эпохе граветтского искусства (22 000–20 000 гг. до н.э.). Вторая группа изображений животных, особенно лошадей с намордниками, была выгравирована в последующую эпоху сольютрейского искусства (20 000–18 000 гг. до н.э.). Третья и последняя фаза палеолитической гравировки относится к периоду мадленского искусства (15 000–10 000 гг. до н.э.), когда художники создавали антропоморфные и зооморфные композиции. Гравировка в Коа продолжалась и в последующие эпохи: мезолитическое искусство (полунатуралистичные зооморфные изображения), неолитическое искусство (зооморфные и геометрические мотивы), бронзовый век (антропоморфные фигуры) и железный век (антропоморфные фигуры с мечами и копьями, а также животные и птицы).
Наскальное искусство долины Коа сосредоточено в трёх чётко выраженных кластерах. На юге находится небольшая группа гранитных скальных укрытий в Файя. Примерно в 5 милях ниже по течению расположен кластер с обеих сторон реки в Пенаскосе и Кинта-да-Барка, где скалы сложены сланцем. Наконец, на севере начинается цепочка участков от Рибейра-ди-Пискуш и далее вдоль реки Коа до её слияния с Дуэро.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?