Куэва-де-лас-Манос:
Пещера рук читать ~4 мин.
Важный памятник доисторического искусства, расположенный в провинции Санта-Крус на юге Аргентины, Куэва-де-лас-Манос (исп. Cueva de las Manos — «Пещера рук») представляет собой комплекс скальных укрытий. Он знаменит своими многочисленными трафаретами и отпечатками рук. Радиоуглеродный анализ остатков костяных трубок, которые использовались для распыления краски, позволил датировать самые ранние изображения приблизительно 7300 годом до н. э.
Примечательно, что рисунки находятся не в самой пещере, а на открытых скальных выступах, обрамляющих её вход. Само укрытие невелико: его глубина составляет 24 метра, а высота свода варьируется от 10 до 2 метров.
Кроме отпечатков рук, здесь сохранилось большое количество наскальной живописи. Она включает сцены охоты и геометрические абстрактные знаки. Считается, что эти изображения создавались в течение длительного периода — примерно с 7300 года до н. э. по 700 год н. э. Это искусство относится к архаическому периоду американской предыстории.
Наряду с объектами в Каверна-да-Педра-Пинтада (Бразилия, 9250 г. до н.э.) и пещерах Токепала (Перу, 9500 г. до н.э.), Куэва-де-лас-Манос признана одним из важнейших памятников культуры охотников-собирателей Южной Америки. В 1999 году комплекс был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подробнее о развитии искусства с древнейших времён: Хронология доисторического искусства.
Местоположение и открытие
Куэва-де-лас-Манос находится в долине реки Пинтурас, на территории Национального парка имени Франсиско П. Морено, в 160 километрах к югу от города Перито-Морено в Патагонии. Пещеру обнаружил монах в 1941 году, а в 1949 году её исследовал археолог Рекс Гонсалес. Однако систематическое изучение началось лишь в конце 1960-х годов. Одним из ведущих исследователей, чей вклад был отмечен ЮНЕСКО, является Карлос Градин.
Отпечатки и трафареты рук
Почти все позитивные отпечатки и негативные трафареты рук расположены на скальных панелях снаружи пещерного укрытия. Большинство силуэтов выполнено красным пигментом (гематит или красная охра), но встречаются и изображения, сделанные углём и марганцем. Для получения белого и жёлтого цветов использовались каолин и натроярозит. (Подробнее о составе красящих пигментов каменного века см.: Доисторическая цветовая палитра).
Большинство отпечатков — левые руки, а их размер соответствует рукам подростков. Это позволяет предположить, что рисунки могли быть частью обряда инициации или посвящения.
В отличие от памятников франко-кантабрийского искусства, таких как пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.), Тибиран (20 000 лет до н.э.) и Мальтравьесо (18 000 лет до н.э.), в Куэва-де-лас-Манос почти нет изображений искалеченных рук. Это может свидетельствовать о менее суровых климатических условиях или о принципиально ином культурном контексте.
Другие наскальные изображения
Кроме изображений рук, Куэва-де-лас-Манос содержит широкий спектр другого наскального искусства. Оно включает динамичные сцены охоты на гуанако и нанду с использованием бола, а также изображения кошачьих и других животных. Здесь присутствуют и пиктограммы: зигзагообразные узоры, красные точки и другие геометрические фигуры, а также стилизованные фигуры людей.
О самых ранних в мире наскальных рисунках и трафаретах рук можно прочитать в статье: Древнейшее искусство каменного века: Топ-50 работ.
Датировка
Древнейшие следы пребывания человека в Куэва-де-лас-Манос датируются 7300 годом до н. э. Первыми обитателями были кочевые охотники-собиратели, чьей основной добычей являлись гуанако. Их наскальное искусство, отнесённое к стилистической группе А, состоит преимущественно из сцен охоты.
Около 5000 года до н. э. возник второй стиль искусства каменного века, классифицируемый как группа B. В нём преобладают трафареты рук, а сцены охоты встречаются редко. Этот стиль оставался доминирующим до периода около 1300 года до н. э., когда росписи стали более схематичными, с появлением антропоморфных и зооморфных фигур.
Третий и последний культурный этап, известный как стилистическая группа C, начался примерно в 500 году до н. э. Он характеризуется абстрактными геометрическими изображениями, выполненными тёмно-сливовым или чёрным цветом, а также минималистичными фигурами животных и людей, нарисованными ярко-красными пигментами.
Эта хронология отличается от той, что прослеживается в наскальном искусстве аборигенов Австралии. Там трафареты рук — одна из самых ранних форм наскальной живописи Кимберли (около 25 000–18 000 лет до н. э.). Сцены охоты, такие как знаменитые рисунки Брэдшоу, появляются значительно позже (около 15 500 лет до н. э.).
Другие доисторические пещеры с отпечатками рук
Отпечатки и трафареты рук встречаются в доисторических пещерах по всему миру. Ниже приведён краткий список наиболее известных мест.
Пещеры Сулавеси (37 900 лет до н.э.), Индонезия
В пещере Леанг Тимпусенг на острове Сулавеси обнаружен древнейший в мире трафарет руки.
Пещера Эль-Кастильо (37 300 лет до н.э.), Испания
Второй по древности трафарет руки происходит из пещерного комплекса ориньякской культуры в Монте-Кастильо.
Пещера Альтамира (17 000 лет до н.э.), Испания
Содержит несколько трафаретов рук, выполненных красным пигментом.
Пещера Шове (30 000 лет до н.э.), Франция
Насчитывает более 500 трафаретов и отпечатков ладоней.
Пещера Коске (25 000 лет до н.э.), Франция
Содержит 65 трафаретов рук, включая несколько изображений с отсутствующими фалангами пальцев.
Пеш-Мерль (25 000 лет до н.э.), Франция
Известна своим панно «Пятнистые лошади», на котором также есть несколько отпечатков рук.
Пещеры Каравари (18 000 лет до н.э.), Папуа – Новая Гвинея
Ключевое место с трафаретами рук в Меланезии.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- «Царь Эдип» Софокла, краткое содержание
- «Гретель во тьме» Луизы Глюк
- Самые востребованные валюты на рынке Форекс
- Лучшие Форекс брокеры 2022 года: как сделать правильный выбор
- Игорь Дрёмин: Фотовыставка «Три стихии» Надежды Найдёновой
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?