Купулы – доисторические петроглифы читать ~14 мин.
Купулы – это самое раннее известное доисторическое искусство, они были обнаружены на всех континентах, кроме Антарктиды и создавались во все три эпохи каменного века – палеолит, мезолит и неолит, а также в исторические времена. Они были описаны как наиболее распространённый вид наскального искусства. Сам термин «купула» был недавно изобретён всемирно известным археологом Робертом Беднариком в попытке дать последовательное название феномену, который до сих пор назывался «ямы», «впадины», «чаши», «чашечные камни», «ямки», «чашечки» и даже «выбоины». Большая часть информации о купулах, содержащейся в этой статье, с благодарностью получена из убедительного анализа Беднариком существующих проявлений этого необычного вида искусства.
Чтобы увидеть, как купулы вписываются в эволюцию наскального искусства по всему миру, см.: Хронология доисторического искусства.
Что такое купула?
Согласно Беднарику и его коллегам (2003), купула – это петроглиф полусферической формы, созданный ударом, существующий на горизонтальной или вертикальной поверхности. Это определение включает три критерия:
1. Как петроглиф (образец наскального искусства), он должен быть создан рукой человека. Этот критерий можно установить исключив все доступные естественные объяснения.
2. Хотя это может произойти на любой поверхности (горизонтальной, наклонной или вертикальной), купула должна быть образована несколькими ударами. Таким образом, при условии, что состояние её поверхности не подверглось чрезмерной эрозии под воздействием погодных условий, её горная структура должна иметь некоторые микроскопические признаки удара, такие как раздробленные частицы и сколы на поверхности. В случае очень мягких пород могут быть следы макроскопических следов инструмента.
3. Она должна быть сделана намеренно и обладать некоторой неутилитарной или символической функцией, даже если может присутствовать дополнительная утилитарная функция. Хотя это часто невозможно определить археологически, это важнейшая определяющая характеристика купулы.
Короче говоря, купулы – это полусферические, чашеобразные, неутилитарные культурные знаки, которые были выбиты на поверхности скалы руками человека.
Купулы должны быть искусственными наскальными рисунками
Чтобы выявить истинный образец искусства, необходимо устранить все естественные причины. Это включает археологические и геологические особенности, такие как:
Флювиальные выемки
образовавшиеся в результате размывающего действия камней и гальки движущейся водой.
Литологические метки
Например, ямы на полу из мозаичного песчаника, вызванные кумулятивными подземными напряжениями.
Явления в результате растворения
Например, точечная коррозия, вызванная локальной гранулированной или массовой эрозией. В эту категорию также входят гнаммы (отверстия в горных породах, увеличенные за счёт химического выветривания) и тафоны (полусферические пустоты, обычно заметные в песчанике, долерите, известняке, риолитовом туфе и гранитных породах).
Снэймы (Snames)
Термин изобретённый археологом Клеггом (2007) для обозначения относительно значительных впадин песчаника, также известных как Опферкессель.
При идентификации купул, созданных руками человека, такая идентификация обычно гарантируется, когда есть следы инструментов, использованных при их изготовлении или если полости расположены таким образом, что намеренность очевидна. То же самое относится к плотным скоплениям купулоподобных пустот на вертикальных стенах пещер или убежищ.
Художественная маркировка купул не должна быть бесполезной
Существует широкий спектр искусственных чашеобразных полостей, которые также следует отличать от настоящих купул. Вот некоторые примеры:
Шлифованные выемки
Это глубокие круглые выемки или углубления, работающие как ступки для пестелей используемые для измельчения таких материалов, как продукты питания, лекарства, пигменты и тому подобное. Они обычно шире и глубже купул и обычно встречаются только на горизонтальных поверхностях.
Игровые отверстия
В разных частях мира (особенно в Африке) создавали ряды небольших углублений в связи с различными играми. Их не следует путать с настоящими купулами.
Литофонные впадины
Также должны быть исключены отверстия, обнаруженные на скалах с литофоническими свойствами, функция которых связана исключительно с передачей звука или музыкальных нот.
Следы клевания
Также исключаются крошечные углубления, вызванные клеванием.
Гравюры
Небольшие углубления, образующие часть гравюр следов животных и человеческих следов, не следует рассматривать как купулы.
Метаты горных пород
(также называемые камнями кверна) – это каменная плита с углублением, которая выполняет функцию измельчителя материалов, например продуктов питания.
Другие искусственные углубления
Существует немало других типов антропных и утилитарных пустот, которые не следует путать с настоящими купулами, например, углубления в скалах, служащие отверстиями для хранения, а также чашеобразные углубления, образованные современным оборудованием и многие другие.
Когда были сделаны купулы?
Самая старая куполообразная порода – это округлый булыжник, обнаруженный в древнем ущелье Олдувай в Танзании, датируемый примерно 1,7 миллиона лет до нашей эры. Хотя настолько старые образцы мало чем отличаются от одного или двух примеров из гораздо более поздней эпохи верхнего палеолита, они, вероятно, являются утилитарными пустотами, а не образцами купулярного искусства. Как бы то ни было, настоящие купулы произошли от самых ранних культур орудий труда. Действительно, древнейшее искусство на каждом населённом континенте состоит из линейных бороздок и купул. В Австралии, например, самые старые наскальные рисунки Кимберли и наскальные рисунки полуострова Бурруп имеют различные типы и узоры купул.
Искусство купул восходит к эпохе нижнего палеолита, на сотни тысячелетий предшествуя более знаменитые граветтские и мадленские наскальные рисунки. Однако изготовление купул – это не только искусство палеолита. Например, в Индии, где обитают петроглифы Бхимбетка – самое раннее искусство в мире – купулы также создавались в эпоху мезолита (10 000–6 000 лет до н.э.) и неолита (6000–2000 лет до н.э.), а также в предшествующий период верхнего палеолита. В Европе многие купулы датируются неолитическими мегалитами и другими памятниками мегалитического искусства как бронзового, так и железного века и даже средневековьем.
Любопытно, что, несмотря на очевидную долговечность и всемирное распространение, это искусство, по словам Беднарика, является одной из наименее исследованных форм петроглифов (за исключением тех случаев, когда она содержит небольшие рисунки), а также одной из наименее понятых форм.
Каковы основные характеристики купул?
Купулы обычно встречаются группами, часто по несколько сотен (даже тысяч) в одном месте. Одиночные купулы очень редки. Почти все образцы имеют диаметр от 1,5 до 10 сантиметров, но встречаются и более крупные экземпляры. Средняя глубина составляет от 10 до 12 миллиметров (меньше на очень твёрдых породах), хотя были обнаружены образцы глубиной более 10 см. Они могут находиться на горизонтальных, наклонных или вертикальных поверхностях скал, но очень редко на потолках скальных пород: заметное исключение составляет пещера Grotte Boussaingault во Франции. В качестве приблизительного ориентира, купулы, обнаруженные на поверхностях с уклоном менее 45 градусов, составляют более 50 процентов всех известных примеров.
Значительный процент купул встречается на валунах, а не на каменных полах или стенах пещер.
Многие купулы, включая самые старые образцы из Бхимбетки и Дараки-Чаттана, встречаются на очень твёрдых, устойчивых к эрозии типах горных пород, таких как кварцит, гнейсовидный гранит и даже кристаллический кварц. Однако, учитывая крайнюю древность жанра, тафономическая логика подсказывает, что этого и следовало ожидать.
Примечательно, что некоторые купольные участки были переработаны более поздними художниками иногда несколько тысяч лет спустя. Например, одна купула в Мода Бхата в Индии, созданная около 7000 лет до н.э., была повторно обработана около 200 г. н.э.
Где встречаются купулы?
В общем, купулы существуют почти во всех зонах, богатых петроглифами в мире.
Они были обнаружены по всей Америке, в том числе: Соединённые Штаты, особенно на западе; Канада (участок петроглифов Гершель, Саскачеван); Мексика (Серро Калера); Коста-Рика, Панама (территория Чирики), Колумбия (Рока-де-лос-Афиладорес, Рока-де-лас-Купулас, Рока-де-лас-Эспиралес, Рока-ла-Фамилия и Рока-дель-Мангон); Бразилия (Кайсарас или Риачо Сантана, Пиауи); Аргентина (Куэва Эпуллан Гранде); Перу (Лунгумари Пунтилья, комплекс Торо Муэрто); Боливия (Ачокалла, Инка Хуаси, Лакатамбо, Торо Муэрто, Кочабамба); Гайана, Суринам и Чили. За пределами Северной и Южной Америки купулы существуют на всем азиатском континенте, включая Индию, Внутреннюю Монголию, восточную Сибирь, Китай, Непал и особенно Японию – на самом деле, японские сокровища, вероятно, лучше всех засекречены из всего искусства купул. На Ближнем Востоке купулы были обнаружены по всему Аравийскому полуострову. В Европе очень много образцов, а эстонские купулы составляют все известное там наскальное искусство. И в Македонии и в Ирландии купулы составляют более половины всех известных петроглифов. Другие европейские места были обнаружены в Италии, Швейцарии, Австрии, Германии, Дании и Скандинавии. В Африке купулы широко распространены от Сахары до Южной Африки, включая места племенного искусства в Кении, Ботсване и на других территориях. В Океании, купулы есть на многих островах Тихого океана, Папуа-Новой Гвинее, Новой Ирландии, Соломоновых островах, Вануату и Новой Каледонии. Огромное количество встречается в Австралии, в основном на севере и в Тасмании, но не в Новой Зеландии.
Где находятся самые старые известные купулы?
Самое раннее известное искусство изготовления купул, датируемое между 290 000 и 700 000 до н.э., находится в центральной Индии. Две кварцитовые пещеры в регионе Мадхья-Прадеш в центральной Индии – пещера Аудиториум в Бхимбетке и ещё одно каменное убежище в Дараки-Чаттане – там обнаружили ряд купул, зажатых между твёрдым слоем верхнего уровня среднего палеолита и нижним уровнем, принадлежащим нижнему палеолиту (Палеолитическая ашельская культура). Из-за неподвижности первых купул в Бхимбетке был установлен минимальный возраст 290 000 лет, что эквивалентно последней дате, когда-либо известной для ашельских обломков. Считается, что образцы купул Дараки-Чаттана (всего около 500) относятся к тому же периоду, если не раньше. Археологические исследования подтвердили, что они были сделаны людьми, которые использовали рубящие орудия, похожие на олдованскую культуру раннего нижнего палеолита.
В Европе самое древнее известное искусство изготовления купул (а также самое раннее наскальное искусство) – это серия из 18 чаш, обнаруженных на нижней стороне известняковой плиты, покрывающей неандертальскую могилу ребёнка во французской пещере Ла Феррасси. Это погребальное искусство, хотя и является частью среднего палеолитического мустьерского кладбища, датируется периодом от 70 000 до 40 000 лет до нашей эры (Беднарик). Другие европейские купулы существуют в нескольких других позднемустьерских памятниках, а также в местах, связанных с ранним ориньякским искусством (40 000-25 000 до н.э.) и мадленским искусством (15 000-10 000 до н.э.).
Купулы относительно распространены в африканском искусстве, но у нас нет чётких доказательств их древности. Недавнее археологическое открытие кварцитовых купул в южной части Калахари (регион Кораннаберг) выявило окаменелости и инструменты, датируемые ашельским периодом среднего каменного века, но точная датировка петроглифов ещё не проведена. То же самое и с большой купулой, обнаруженной на острове Сай в Судане, возраст которой может составлять около 200 000 лет.
В Австралии традиция изготовления купул восходит, по всей вероятности, к раннему периоду колонизации, начиная с 60 000 лет до н.э. Однако известные купулы – это в основном образцы в пещерах из песчаника, который гораздо менее устойчив к климату, чем гранит или квацит. Так что кажется маловероятным, что здесь сохранилась большая часть палеоискусства. Даже в этом случае возраст нескольких мест может быть несколько десятков тысяч лет. К основным кандидатам в старейшее искусство изготовления купул в Австралии относятся: группа купул в гроте в гранитных скалах Turtle Rock, расположенном в северном Квинсленде; десятки купольных панелей в гранитном районе Пилбара; купулы, найденные глубоко в известняковых пещерах на юге Австралии. Возраст этих петроглифов может составлять от 30 000 до 60 000 лет. Ждём положительных тестов.
Искусство создания купул может быть намного старше
Все самые старые известные купулы появляются на чрезвычайно твёрдых и устойчивых к погодным условиям породах. Учитывая огромные физические усилия, необходимые для создания таких выбоин, логика подсказывает, что они вряд ли были самым ранним из созданных произведений искусства – наскальные художники наверняка работали бы на более мягких (более лёгких) камнях, прежде чем перейти к действительно твёрдым типам. Таким образом, мы можем ещё обнаружить защищённые от непогоды купулы в более мягких породах гораздо большей древности.
Кроме того, по словам Беднарика из-за успеха Homo erectus в пересечении открытого моря для колонизации островов – 830 000 лет до н.э. – у гомо эректус «явно был язык». А поскольку язык – это система символов, такой атрибут вполне согласуется с созданием петроглифических символов в виде купул в тот же период.
Как были сделаны купулы?
Технология изготовления купул была частично подтверждена в недавней серии исследовательских экспериментов, проведённых индийским археологом Дж. Кумаром, целью которых было воспроизвести купулы, обнаруженные в Дараки-Чаттане, Индия. В ходе пяти экспериментов были записаны детали об использованных камнях-молотах, времени, необходимом для создания каждой купулы и количестве требуемых ударов.
Для купулы 1, обработанной на глубину 1,9 мм, потребовалось 8 490 ударов, что потребовало 72 минуты фактического рабочего времени. Купула 2, обработанная на глубину 4,4 мм, потребовала 8400 ударов, что потребовало 66 минут фактического рабочего времени, прежде чем тестер достиг полного истощения. Купулуа 3 потребовала 6916 ударов, чтобы достичь глубины 2,55 мм; Купула 4 потребовала 1817 ударов, чтобы достичь глубины 0,05 мм; Купула 5 потребовала 21 730 ударов и достигла глубины 6,7 мм.
Эксперименты ясно продемонстрировали, что вырубка купулы из твёрдой породы требует колоссальных затрат энергии. Учитывая, что в Дараки-Чаттане более 500 купул, можно легко оценить серьёзность этого начинания. Изготовление купул было нетривиальным занятием – по крайней мере, там, где использовался твёрдый камень.
Для чего нужны купулы? Зачем их создавали?
Ни один палеоэксперт ещё не представил убедительного объяснения культурного или художественного значения купул: мы и не должны ожидать этого. Купулы – это, прежде всего, образец поведения – образец, общий почти для всех известных доисторических культур по всему миру, – и это культурное поведение наших самых ранних предков можно понять только после гораздо более глубокого исследования мировых верований и ценностей палеолитического человека.
Из современных теорий купулы ассоциируются с ритуалами плодородия или «церемониями увеличения». Например, Беднарик цитирует отчёт учёного археолога Маунтфорда, который засвидетельствовал изготовление купул в центральной Австралии в 1940-х годах в качестве ритуала увеличения количества розовых какаду. Аборигены полагали, что в скале, в которой были выбиты купулы, содержится жизненная сущность этой птицы, а минеральная пыль, поднимающаяся в воздух в результате этого удара, оплодотворяла самок какаду и, таким образом, увеличивала производство яиц, которые аборигены ценили как источник пищи. Беднарик использует этот пример, чтобы продемонстрировать, насколько бесполезно теоретизировать о значении и цели древнего искусства без понимания этнографических верований его создателя.
Купулы – это действительно настоящий вид искусства?
Этот вопрос основан на довольно сомнительном предположении, что мы знаем, что такое искусство. Если допустить, что мы делаем это предположение, наше определение искусства, безусловно, будет достаточно широким, чтобы включать неутилитарную культурную деятельность, практикуемую во всем мире людьми почти всех рас и цветов кожи. Одно лишь его повсеместное распространение, не говоря уже о требуемых огромных усилиях, привлекает наше внимание. Можно пойти дальше и сказать, что создание купул – гораздо более мощное культурное выражение, чем маринованная тигровая акула или череп, украшенный платиной и бриллиантами, которые являются иконами современного искусства, любезно предоставленными Дэмиеном Хёрстом.
Последнее слово по этому поводу принадлежит самому Беднарику, который признает, что ему “трудно рассматривать купулы как артефакт нашей систематики”. По его словам, наш единственный вариант – “рассматривать их как уцелевшие следы определённых моделей поведения. В той или иной форме или моде они представляют собой попытку проникнуть в породу очень специфическим способом”.
Для получения информации о более поздних культурах см.: История искусства. О самой ранней живописи и скульптуре см.: Энциклопедия визуальных искусств.
Подробнее об искусстве и культуре эпох плейстоцена и голоцена см.: Искусство каменного века Ирландии (в основном это мегалитическая архитектура).
Подробную информацию о самой ранней резьбе из слоновой кости, изображающей человеческую фигуру, см. в статье Венера из Холе Фельс.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?