Купулы – доисторические петроглифы читать ~13 мин.
Купулы — это самое раннее известное доисторическое искусство. Их обнаружили на всех континентах, кроме Антарктиды. Купулы создавались на протяжении всех трёх эпох каменного века — палеолита, мезолита и неолита, а также в более поздние исторические времена. Их описывают как наиболее распространённый вид наскального искусства. Термин «купула» был предложен археологом Робертом Беднариком, чтобы дать единое название явлению, которое до этого именовали «ямами», «впадинами», «чашами», «чашечными камнями», «ямками» или «чашечками». Значительная часть информации о купулах, представленной в этой статье, основана на исследованиях Беднарика, посвящённых этому феномену.
Чтобы увидеть, как купулы вписываются в эволюцию наскального искусства по всему миру, см.: Хронология доисторического искусства.
Что такое купула?
Согласно Беднарику и его коллегам (2003), купула — это петроглиф в виде полусферического углубления, созданный на горизонтальной или вертикальной поверхности ударной техникой. Это определение включает три критерия:
1. Будучи петроглифом, то есть разновидностью наскального искусства, купула должна быть создана человеком. Этот критерий устанавливается путём исключения всех возможных естественных объяснений происхождения углублений.
2. Купула может располагаться на любой поверхности — горизонтальной, наклонной или вертикальной, — но она должна быть создана серией ударов. Если её поверхность не подверглась сильной эрозии, то в структуре породы должны сохраняться микроскопические следы ударного воздействия, такие как раздробленные частицы и микросколы. На очень мягких породах могут оставаться и макроскопические следы орудия.
3. Создание купулы должно быть преднамеренным и нести некую неутилитарную или символическую функцию, даже если у неё могло быть и утилитарное назначение. Несмотря на то, что археологически это доказать зачастую невозможно, данный критерий является ключевым для определения купулы.
Таким образом, купулы — это полусферические, чашеобразные, неутилитарные культурные знаки, выбитые человеком на скальной поверхности.
Отличие купул от природных образований
Чтобы идентифицировать купулу как произведение искусства, необходимо исключить природные причины её возникновения. К ним относятся следующие геологические и археологические особенности:
Флювиальные выемки
Образуются в результате эрозионного воздействия камней и гальки, перемещаемых потоками воды.
Литологические формы
Например, ямы на поверхности мозаичного песчаника, возникающие из-за накопленных напряжений в породе.
Карстовые и другие формы растворения
Например, точечная коррозия, вызванная локальной гранулярной или массовой эрозией. В эту категорию также входят гнаммы (отверстия в горных породах, увеличенные за счёт химического выветривания) и тафони (полусферические пустоты, обычно встречающиеся в песчанике, долерите, известняке, риолитовом туфе и гранитных породах).
Снэймы (Snames)
Термин, предложенный археологом Клеггом (2007) для обозначения значительных углублений в песчанике, также известных как Опферкессель (нем. ‘жертвенный котёл’).
Идентификация углублений как рукотворных купул считается достоверной при наличии следов орудий, использованных при их изготовлении, или если их расположение очевидно указывает на преднамеренность. То же самое относится к плотным скоплениям купулоподобных углублений на вертикальных стенах пещер или скальных навесов.
Отличие купул от утилитарных углублений
Существует множество искусственных чашеобразных углублений, которые также следует отличать от подлинных купул. Вот некоторые примеры:
Ступки
Это глубокие круглые выемки, использовавшиеся для измельчения таких материалов, как пища, лекарственные растения или пигменты. Они обычно шире и глубже купул и, как правило, встречаются только на горизонтальных поверхностях.
Лунки для игр
В разных частях мира, особенно в Африке, создавались ряды небольших углублений для различных игр. Их не следует путать с настоящими купулами.
Литофонные углубления
Следует также исключать углубления на скалах с литофонными свойствами, функция которых связана с извлечением звуков или музыкальных нот.
Следы долбления
Мелкие углубления, возникшие в процессе подготовки поверхности для создания других петроглифов, также не являются купулами.
Углубления как часть других изображений
Небольшие углубления, являющиеся частью выгравированных изображений следов животных или человека, не следует считать купулами.
Зернотёрки
Каменные плиты с углублением, которые выполняли функцию измельчения материалов, например, продуктов питания.
Другие искусственные углубления
Существует немало других типов антропогенных и утилитарных полостей, которые не следует путать с настоящими купулами: например, углубления в скалах, служившие для хозяйственных нужд, а также выемки, образованные современным оборудованием.
Когда были сделаны купулы?
Древнейший объект с рукотворным углублением — это округлый булыжник, обнаруженный в ущелье Олдувай в Танзании, датируемый примерно 1,7 миллиона лет до н.э. Однако, вероятно, это было углубление утилитарного назначения, а не образец искусства. Как бы то ни было, настоящие купулы происходят от самых ранних культур, владевших технологией изготовления орудий. Фактически, древнейшее искусство на каждом заселённом континенте представлено именно купулами и линейными нарезками. В Австралии, например, самые старые наскальные рисунки Кимберли и наскальные рисунки полуострова Берруп включают различные типы и узоры из купул.
Искусство купул восходит к эпохе нижнего палеолита, предшествуя на сотни тысяч лет более знаменитой пещерной живописи граветтской и мадленской культур. Однако создание купул — это не только искусство палеолита. Например, в Индии, где находятся петроглифы Бхимбетки — древнейшее искусство в мире, — купулы создавались также в эпохи мезолита (10 000–6000 лет до н.э.) и неолита (6000–2000 лет до н.э.). В Европе многие купулы датируются эпохой неолитических мегалитов и другими памятниками мегалитического искусства как бронзового, так и железного века, и даже Средневековьем.
Любопытно, что, по словам Беднарика, несмотря на свою долговечность и всемирное распространение, это искусство является одной из наименее исследованных и понятых форм петроглифов.
Каковы основные характеристики купул?
Купулы обычно встречаются группами, которые часто насчитывают несколько сотен, а иногда и тысяч, в одном месте. Одиночные купулы очень редки. Диаметр большинства образцов составляет от 1,5 до 10 сантиметров, но встречаются и более крупные экземпляры. Средняя глубина — 10–12 миллиметров (меньше на очень твёрдых породах), хотя были обнаружены образцы глубиной более 10 см. Они могут находиться на горизонтальных, наклонных или вертикальных поверхностях скал, но очень редко на потолках; заметным исключением является пещера Буссенго (Grotte Boussaingault) во Франции. В качестве ориентира, более 50 процентов всех известных купул находятся на поверхностях с уклоном менее 45 градусов.
Значительный процент купул встречается на валунах, а не на полах или стенах пещер.
Многие купулы, включая самые старые образцы из Бхимбетки и Дараки-Чаттана, встречаются на очень твёрдых, устойчивых к эрозии породах, таких как кварцит, гнейсовидный гранит и даже кристаллический кварц. Однако, учитывая крайнюю древность жанра, это вполне ожидаемо с точки зрения тафономии (науки о процессах сохранения ископаемых остатков).
Примечательно, что некоторые участки с купулами подвергались повторной обработке более поздними художниками, иногда спустя тысячи лет. Например, одна купула в Мода Бхата в Индии, созданная около 7000 года до н.э., была обновлена около 200 года н.э.
Где встречаются купулы?
В целом, купулы существуют почти во всех регионах мира, богатых петроглифами.
Они были обнаружены по всей Америке, в том числе в США, особенно на западе; в Канаде (петроглифы Хершеля, Саскачеван); Мексике (Серро-Калера); Коста-Рике, Панаме (территория Чирики), Колумбии (Рока-де-лос-Афиладорес, Рока-де-лас-Купулас и др.); Бразилии (Кайсарас или Риачо-Сантана, Пиауи); Аргентине (Куэва-Эпуллан-Гранде); Перу (комплекс Торо-Муэрто); Боливии (Ачокалла, Инка-Уаси и др.); Гайане, Суринаме и Чили. За пределами Америки купулы существуют на всём азиатском континенте, включая Индию, Внутреннюю Монголию, Восточную Сибирь, Китай, Непал и особенно Японию — японские находки, возможно, являются наиболее полно каталогизированными. На Ближнем Востоке купулы обнаружены по всему Аравийскому полуострову. В Европе очень много образцов, а в Эстонии купулы представляют всё известное наскальное искусство страны. В Македонии и Ирландии купулы составляют более половины всех известных петроглифов. Другие европейские памятники были обнаружены в Италии, Швейцарии, Австрии, Германии, Дании и Скандинавии. В Африке купулы широко распространены от Сахары до Южной Африки, включая места распространения племенного искусства в Кении, Ботсване и на других территориях. В Океании купулы есть на многих островах Тихого океана, в Папуа — Новой Гвинее, Новой Ирландии, на Соломоновых островах, Вануату и в Новой Каледонии. Огромное количество встречается в Австралии, в основном на севере и в Тасмании, но их нет в Новой Зеландии.
Где находятся самые старые известные купулы?
Древнейшие известные купулы, датируемые периодом от 290 000 до 700 000 лет до н.э., находятся в центральной Индии. В двух кварцитовых пещерах в штате Мадхья-Прадеш — пещере Аудиториум в Бхимбетке и скальном навесе в Дараки-Чаттан — был обнаружен ряд купул. Они находились между слоем среднего палеолита и нижележащим слоем, относящимся к ашельской культуре нижнего палеолита. Для купул в Бхимбетке был установлен минимальный возраст в 290 000 лет. Считается, что образцы из Дараки-Чаттан (всего около 500) относятся к тому же периоду или даже старше. Археологические исследования подтвердили, что они созданы людьми, использовавшими рубящие орудия, схожие с теми, что характерны для олдувайской культуры раннего палеолита.
В Европе самое древнее искусство создания купул — это серия из 18 углублений, обнаруженных на нижней стороне известняковой плиты, покрывавшей могилу неандертальского ребёнка во французской пещере Ла-Феррасси. Это погребальное искусство, часть мустьерского захоронения среднего палеолита, датируется периодом от 70 000 до 40 000 лет до н.э. (Беднарик). Другие европейские купулы существуют на нескольких поздне-мустьерских стоянках, а также в местах, связанных с ранним ориньякским искусством (40 000–25 000 лет до н.э.) и мадленским искусством (15 000–10 000 лет до н.э.).
Купулы относительно распространены в африканском искусстве, но у нас нет чётких доказательств их большой древности. Недавнее открытие кварцитовых купул в южной части Калахари (регион Кораннаберг) выявило окаменелости и инструменты, датируемые от ашельского периода до среднего каменного века, но точная датировка петроглифов ещё не проведена. То же самое касается большой купулы, обнаруженной на острове Сай в Судане, возраст которой может составлять около 200 000 лет.
В Австралии традиция изготовления купул, по всей вероятности, восходит к раннему периоду колонизации, начавшемуся около 60 000 лет до н.э. Однако известные купулы находятся в основном в пещерах из песчаника, который гораздо менее устойчив к климату, чем гранит или кварцит. Поэтому маловероятно, что здесь сохранилось много палеоискусства. Тем не менее, возраст нескольких памятников может составлять десятки тысяч лет. К основным кандидатам на звание древнейшего искусства купул в Австралии относятся: группа купул в гроте из гранитных скал Turtle Rock в северном Квинсленде; десятки панелей с купулами в гранитном районе Пилбара; купулы, найденные глубоко в известняковых пещерах на юге Австралии. Возраст этих петроглифов может составлять от 30 000 до 60 000 лет, но точное датирование ещё не проведено.
Возможный более древний возраст купул
Все самые старые известные купулы появляются на чрезвычайно твёрдых и устойчивых к погодным условиям породах. Учитывая огромные физические усилия, необходимые для создания таких углублений, логично предположить, что они вряд ли были самыми первыми произведениями такого рода — доисторические художники наверняка работали на более мягких камнях, прежде чем перейти к самым твёрдым. Таким образом, возможно, ещё будут обнаружены защищённые от непогоды купулы в более мягких породах, имеющие гораздо больший возраст.
Кроме того, по словам Беднарика, успешное пересечение Homo erectus открытого моря для колонизации островов (около 830 000 лет до н.э.) означает, что у них “явно был язык”. А поскольку язык — это система символов, такой атрибут вполне согласуется с созданием петроглифических символов в виде купул в тот же период.
Как были сделаны купулы?
Технология изготовления купул была частично подтверждена в недавней серии экспериментов, проведённых индийским археологом Г. Кумаром. Целью было воспроизвести купулы, найденные в Дараки-Чаттан, Индия. В ходе пяти экспериментов были записаны детали об использованных камнях-молотах, времени, необходимом для создания каждой купулы, и количестве потребовавшихся ударов.
На купулу 1, выбитую на глубину 1,9 мм, потребовалось 8 490 ударов и 72 минуты рабочего времени. На купулу 2, выбитую на глубину 4,4 мм, ушло 8 400 ударов и 66 минут, прежде чем экспериментатор достиг полного истощения. На купулу 3 потребовалось 6 916 ударов для достижения глубины 2,55 мм; на купулу 4 — 1 817 ударов для глубины 0,05 мм; на купулу 5 — 21 730 ударов для глубины 6,7 мм.
Эксперименты ясно продемонстрировали, что вырубка купулы из твёрдой породы требует колоссальных затрат энергии. Учитывая, что в Дараки-Чаттане находится более 500 купул, можно легко оценить серьёзность этого начинания. Создание купул не было тривиальным занятием, по крайней мере, там, где использовался твёрдый камень.
Для чего нужны купулы? Зачем их создавали?
Ни один палеоэксперт ещё не представил исчерпывающего объяснения культурного или художественного значения купул. Купулы — это прежде всего феномен, общий почти для всех известных доисторических культур мира, и это культурное поведение наших самых ранних предков можно понять только после гораздо более глубокого исследования верований и ценностей палеолитического человека.
Согласно современным теориям, купулы ассоциируются с ритуалами плодородия или «церемониями приумножения». Например, Беднарик цитирует отчёт археолога Маунтфорда, который в 1940-х годах был свидетелем изготовления купул в центральной Австралии в качестве ритуала, направленного на увеличение популяции розовых какаду. Аборигены верили, что в скале, где выбивались купулы, содержится жизненная сущность этой птицы, а минеральная пыль, образующаяся от ударов, оплодотворяет самок какаду и, таким образом, увеличивает количество яиц, которые аборигены ценили как источник пищи. Беднарик использует этот пример, чтобы продемонстрировать, насколько бесполезно теоретизировать о значении и цели древнего искусства, не понимая этнографических верований его создателей.
Купулы — это действительно вид искусства?
Этот вопрос основан на предположении, что мы точно знаем, что такое искусство. Если допустить, что мы это делаем, наше определение искусства, безусловно, достаточно широко, чтобы включать неутилитарную культурную деятельность, практикуемую во всем мире людьми почти всех рас. Одно лишь её повсеместное распространение, не говоря уже о требуемых огромных усилиях, привлекает наше внимание. Некоторые исследователи идут дальше, утверждая, что создание купул — это гораздо более мощное культурное явление, чем, например, тигровая акула в формальдегиде или череп, инкрустированный бриллиантами, — знаковые работы современного художника Дэмиена Хёрста.
Последнее слово по этому поводу принадлежит самому Беднарику, который признаёт, что ему “сложно рассматривать купулы в рамках нашей системы классификации артефактов”. По его словам, наш единственный вариант — “рассматривать их как уцелевшие следы определённых моделей поведения. Так или иначе, они представляют собой попытку очень специфическим образом проникнуть вглубь скальной породы”.
Для получения информации о более поздних культурах см.: История искусства. О самой ранней живописи и скульптуре см.: Энциклопедия визуальных искусств.
Подробнее об искусстве и культуре эпох плейстоцена и голоцена см.: Искусство каменного века Ирландии (в основном это мегалитическая архитектура).
Подробную информацию о самой ранней резьбе из слоновой кости, изображающей человеческую фигуру, см. в статье Венера из Холе-Фельс.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?