Пещера Гаргас, трафареты рук читать ~8 мин.
Пещера Гаргас (Grotte de Gargas) — одна из красивейших пещер в Пиренеях и важный памятник доисторического искусства. Она относится к ранней фазе граветтской культуры, предшествовавшей последнему ледниковому максимуму. Наибольшую известность пещере принесла загадочная коллекция из более чем 200 трафаретов рук, выполненных преимущественно красной и чёрной краской. Многие из этих изображений лишены пальцев или их частей, что стало причиной непрекращающихся дискуссий об обычаях и медицинских проблемах эпохи верхнего палеолита.
Кроме этих зловещих наскальных рисунков, Гаргас содержит около 150 выдающихся наскальных гравюр с изображениями животных. Примечательные образцы можно увидеть на «Большом панно быков» (Panneau du Grand Taureau) и «Панно мамонтов» (Panneau de Mammouth).
Хотя следы пребывания человека в пещере, относящиеся к ашельской и мустьерской культурам, насчитывают сотни тысячелетий, самое раннее искусство датируется примерно 25 000 годом до н.э. Эта датировка подтверждается радиоуглеродным анализом кости, найденной в трещине стены рядом с несколькими трафаретами рук. Хронология также согласуется с датами, полученными для рисунков рук из пещеры Коске́р. Гравюры и трафареты рук продолжали появляться в Гаргасе и в следующий, солютрейский, период (20 000–15 000 лет до н.э.), но затем их создание прекратилось. Археологи полагают, что около 15 000 года до н.э. первоначальный вход в пещеру обрушился, закупорив её до открытия в современную эпоху. Все артефакты, найденные в пещере, хранятся в Институте палеонтологии человека в Париже и Музее естественной истории в Тулузе.
Местонахождение, открытие, датировка
Пещера Гаргас (Grotte de Gargas) расположена на окраине коммуны Авантиньян, недалеко от Монтрежо, в департаменте Верхние Пиренеи на юго-западе Франции. К другим памятникам доисторического искусства во Французских Пиренеях относятся пещера Тюк д’Одубер (13 500 лет до н.э.), пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.) и пещера Нио (12 000 лет до н.э.).
Хотя некоторые части пещеры были известны ещё в XVI веке, а два главных зала исследовались в конце XIX века такими учёными, как аббат Анри Брейль и Эмиль Картайяк, палеолитическое искусство в ней обнаружил лишь в 1906 году местный исследователь Феликс Регно. С тех пор были проведены многочисленные археологические изыскания. Радиоуглеродные датировки указывают на 29 500 лет до н.э. (кость бизона), 25 000 лет до н.э. (кость, обнаруженная в трещине на «Панели рук») и 23 500 лет до н.э. (рог северного оленя). Вероятно, древнейшим искусством в пещере являются пальцевые рифления («макароны»), которые могут датироваться 29 500 годом до н.э.
Планировка пещеры
Пещера Гаргас имеет более 500 метров галерей на двух уровнях. Верхняя пещера — узкая и извилистая, она содержит несколько образцов фигуративной наскальной живописи и множество пальцевых рифлений. Нижний уровень — гораздо просторнее (140 метров в длину и 25 в ширину) и включает основные залы: Зал I, Зал II и «Малую комнату» (Chambre du Camarin). Эти два уровня не были связаны между собой до обвала скалы, произошедшего в Средние века.
Все трафареты рук Гаргаса находятся в нижней пещере, как и большинство гравюр. Гравюры сосредоточены в основном в боковых камерах, таких как Chambre du Camarin. В последней, вероятно, из-за более гладкой поверхности стен и изолированности, находится 105 из 148 фигурных гравюр, что составляет 71% от их общего числа в пещере.
Характеристика наскального искусства пещеры Гаргас
Настенное искусство Гаргаса весьма разнообразно. Оно включает:
231 трафарет руки, выполненный краской.
148 фигурных гравюр (петроглифов), изображающих лошадей, бизонов, козерогов, оленей, туров, мамонтов и птиц.
живописные изображения бизонов, козерогов и лошадей.
многочисленные пальцевые рифления («макароны») на потолке и стенах, некоторые из которых складываются в изображения животных.
пиктограммы женских гениталий.
абстрактные знаки, состоящие из чёрных или красных точек и других геометрических символов.
намеренные брызги и пятна краски на стенах.
Чтобы понять, как гравюры и росписи пещеры Гаргас вписываются в эволюцию культуры каменного века, см.: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Трафареты рук
Рассеянный ореол пигмента вокруг большинства изображений рук указывает на то, что они создавались путём распыления порошка (обычно через костяную трубку) на влажную стену, к которой была прижата рука. Другим способом было нанесение краски вокруг руки с помощью тампона (например, из мха).
Наиболее распространённые красящие пигменты изготавливались из красной охры (гематит, оксид железа) или чёрного угля (древесный уголь или оксид марганца), смешанных с животным жиром и другими связующими. Всего 143 изображения рук выполнены чёрным цветом, 80 — красным, 5 — коричневым, 2 — бистром (жёлто-коричневым) и 1 — белым. См. также: Цветовая палитра доисторического периода.
Из 231 трафарета 22 идентифицированы как правые руки, а 136 — как левые. По размеру они принадлежали взрослым мужчинам и женщинам, подросткам и, в двух случаях, младенцам. Однако большое количество повторений позволяет предположить, что их оставила сравнительно небольшая группа людей (40–50 человек).
Это согласуется с данными из других пещер с трафаретами рук. Например, наскальные рисунки в пещере Эль-Кастильо в Испании (39 тыс. лет до н.э.), наскальные рисунки Альтамиры в Испании (34 тыс. лет до н.э.), наскальные рисунки Шове во Франции (ок. 30 тыс. лет до н.э.), наскальные рисунки Пеш-Мерль во Франции (ок. 25 тыс. до н.э.) и неолитическая «Пещера рук» (Куэва-де-лас-Манос) в Аргентине (ок. 7 тыс. до н.э.).
Изуродованные руки
Уникальность трафаретов рук в Гаргасе заключается в том, что многие из них выглядят изуродованными. Из 231 изображения только 10 рук целые и полные, а на 144 отсутствуют суставы, фаланги или целые пальцы. Остальные 70 изображений не поддаются точной идентификации. В мире известны ещё только две пещеры с подобными повреждёнными изображениями рук: близлежащая пещера Тибиран (Grotte Tibiran-Jaunac) во французских Пиренеях (ок. 20 тыс. лет до н.э.) и пещера Мальтравиесо в Испании (ок. 18 тыс. лет до н.э.).
Интерпретация увечий
До сих пор не существует единого мнения о причинах этих увечий. Основные гипотезы:
Ритуальная или шаманская ампутация. На первый взгляд, такое членовредительство кажется немыслимым в культуре физически активных охотников-собирателей. Однако подобная практика до сих пор встречается у народа дани в Новой Гвинее, где молодым женщинам отрезают кончики пальцев в знак скорби или мести. Многие женщины дани, изуродованные таким образом, сохраняют ловкость и могут плести. Ампутация пальцев также практиковалась у охотников-собирателей кхойкхой на юге Африки.
Язык жестов: пальцы могли быть согнуты перед созданием трафарета (считается физически маловероятным).
Обморожение: правдоподобная версия, так как большие пальцы, которые лучше снабжаются кровью, на всех изображениях целы.
Болезнь: это наиболее вероятная причина, подробно исследованная доктором А. Сахли. Его клинические исследования показывают, что руки были либо деформированы болезнью, либо ампутированы. В пользу этого говорит обнаружение в Гаргасе трёхмерных отпечатков культёй пальцев в мягкой глине. К заболеваниям, объясняющим такие деформации, относят болезнь Айнхума, болезнь Рейно, деформирующий ревматизм, тяжёлый полиартрит или даже проказу.
Наскальные гравюры
В Гаргасе находится около 150 исключительных гравюр с изображениями разнообразных животных, включая птиц. На основании сравнения с гравюрами на гальке, найденной в отложениях пола пещеры, аббат Анри Брейль отнёс их к граветтской культуре. Особый интерес в этом наскальном искусстве представляют многочисленные наложения изображений, которые позволяют проследить стилистическую эволюцию граветтского периода — от простого контура к натуралистичной фигуре. Эта эволюция проходила в три основных этапа:
Фаза 1
Линии проводились пальцем или вырезались простым заострённым инструментом. Фигуры животных обычно сводились к контуру головы, головы и шеи или головы, шеи и холки. Рога и панты изображались в искажённой или полуискажённой перспективе, а также в профиль. Изображаемые животные в основном ограничивались зубрами, северными оленями, горными козлами и турами.
Фаза 2
На этой фазе контур животного дополняется передними, а затем и задними конечностями. Фигуры остаются жёсткими и схематичными, но появляется больше реализма за счёт криволинейности рисунка и таких деталей, как шерсть, глаза, уши, ноздри, рот и копыта. Ближе к концу этапа ноги начинают изображать в движении. Кроме того, сюжеты становятся разнообразнее: появляются лошади, мамонты, птицы.
Фаза 3
На этой стадии рисунки становятся крупнее: например, «Большой бык» и «Большая лошадь» в Chambre du Camarin превышают 1,5 м в длину. Для изображения грив и участков лохматой шерсти применяется штриховка. Ближе к концу периода пещерные гравёры начали применять технику соскабливания. Это позволяло как расширить вырезанную линию, так и создать цветовую дифференциацию за счёт контраста обработанной светлой породы и тёмной поверхности скалы. Любопытно, что на этом этапе количество изображаемых видов животных сокращается и происходит частичный возврат к незавершённым фигурам.
Среди других известных памятников франко-кантабрийского пещерного искусства каменного века можно назвать следующие:
Пещера Дё-Увертюр (Пещера двух входов) (26,5 тыс. лет до н.э.)
Гравюры пещеры Куссак (ок. 25 тыс. до н.э.)
Пещера Рукадур (ок. 24 тыс. до н.э.)
Гравюры долины Коа, Португалия (ок. 22 тыс. до н.э.)
Рельефы пещеры Рок-де-Сер (ок. 17 тыс. до н.э.)
Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 тыс. до н.э.)
Рок-о-Сорсьер (Утёс Колдунов) (ок. 12 тыс. до н.э.).
О самых ранних в мире доисторических рисунках и гравюрах см.: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
- «Сальваторе» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- Выставка произведений Александра Ястребенецкого. К 60-летию со дня рождения
- «Гиганты ледникового периода»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?