Пещера Гаргас, трафареты рук читать ~9 мин.
Пещера Гаргас (Grotte de Gargas) – одна из самых красивых пещер в Пиренеях и важный объект доисторического искусства, относящийся к ранней фазе граветтского искусства, предшествующей последнему ледниковому максимуму. Наиболее известна трагическая коллекция из более чем 200 трафаретов рук, в основном красного и чёрного цветов, многие из которых лишены пальцев или их частей. Это стало причиной непрекращающейся дискуссии об обычаях и медицинских условиях верхнего палеолита и их связи (если таковая имеется) с наскальным искусством.
Кроме этих жутких наскальных рисунков, Гаргас содержит около 150 выдающихся наскальных гравюр с изображением животных. Исключительные примеры можно увидеть на Большом панно быков (Panneau du Grand Taureau) и Панно мамонтов (Panneau de Mammouth).
Хотя заселение пещеры человеком датируется сотнями тысячелетий, начиная с ашельской и мустьерской культур орудий, самое раннее искусство, как полагают, датируется примерно 25 тыс. лет до н.э., что согласуется с датировкой по углероду-14 кости, застрявшей в трещине в стене рядом с несколькими ручными трафаретами. Эта хронология также согласуется с прямыми датами, полученными по рисункам рук из пещеры Коскер на южном побережье Франции. Гравировки и отпечатки рук продолжали появляться в Гаргасе в течение следующего периода солютрейского искусства (20 000-15 000 лет до н.э.), но затем, по-видимому, прекратились, что привело археологов к выводу о том, что первоначальный вход в пещеру, видимо, обрушился около 15 000 лет до н.э., запечатав пещеру до её открытия в современную эпоху. Все материалы, извлечённые из пещеры, хранятся в Институте палеонтологии человека в Париже и Музее естественной истории в Тулузе.
Местонахождение, открытие, датировка
Пещера Гаргас (Grotte de Gargas) расположена на окраине Верхней Гаронны, недалеко от Монтрежо, в департаменте Верхние Пиренеи на юго-западе Франции. К другим памятникам доисторического искусства во Французских Пиренеях относятся: пещера Тук д’Одубер (13 500 лет до н.э.), пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.) и пещера Ниау (12 000 лет до н.э.).
Хотя о некоторых частях пещеры было известно ещё в XVI веке, а две главные камеры были научно исследованы в конце XIX века несколькими учёными, в том числе аббатом Анри Брейлем и Эмилем Картайяком, только в 1906 году местный учёный Феликс Регно обнаружил в ней палеолитическое искусство. С тех пор было проведено множество археологических исследований как литических индустрий, так и наскальной живописи пещеры. Полученные радиоуглеродные даты относятся к 29 500 годам до н.э. (кость бизона; 25 000 лет до н.э. (скрытая кость на «Панели рук») и 23 500 лет до н.э. (рог северного оленя). Однако самым древним искусством в пещере, вероятно, являются примитивные рисунки на пальцах, которые могут датироваться ещё 29,5 тыс. лет до н.э.
Планировка пещеры
Пещера Гаргас имеет более 500 м галерей на двух уровнях. Верхняя пещера узкая и довольно извилистая, содержит несколько образцов фигурной наскальной живописи, а также множество пальцевых рифлений; нижний уровень гораздо больше и шире (140 м в длину на 25 м в ширину) и содержит основные камеры (salles): Палата I, Палата II и «Малая комната» Chambre du Camarin). (Примечание: эти два уровня не были связаны между собой до обвала скалы, произошедшего в Средние века).
Все ручные трафареты Гаргаса находятся в нижней пещере, как и большинство гравюр, которые вырезаны в основном в боковых камерах, таких как Chambre du Camarin. В последней – вероятно, из-за более гладкой поверхности стен и уединённой атмосферы – находится 105 из 148 фигурных гравюр, или 71% от общего числа гравюр пещеры.
Характеристика пещерного искусства Гаргас
Настенное искусство Гаргаса весьма разнообразно. Оно включает:
231 раскрашенный отпечаток руки.
148 фигурных петроглифов, изображающих лошадей, бизонов, козерогов, оленей, европеоидов, мамонтов и птиц (см. ниже).
рисунки животных, изображающие бизонов, козерогов и лошадей;
бесчисленные следы пальцев («макароны») на потолке и стенах, некоторые из которых представляют собой рисунки животных.
пиктограммы женских гениталий.
абстрактные знаки, состоящие из чёрных или красных точек и других геометрических символов.
преднамеренные брызги цвета или участки пигмента на стенах.
Чтобы понять, как отпечатки рук, гравировки и росписи в пещере Гаргас вписываются в эволюцию культуры каменного века, см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Трафареты рук
Рассеянный ореол пигмента краски вокруг большинства отпечатков рук указывает на то, что они были созданы путём сплёвывания или сдувания порошка (обычно через костяную трубку) на влажную стену, при этом рука прижималась к поверхности стены, или нанесения краски вокруг руки с помощью (моховой) подушечки.
Наиболее распространённые красящие пигменты изготавливались из красных (охра или гематит – оксид железа) или чёрных (древесный уголь или оксид марганца) пигментов, смешанных с животным жиром и другими материалами. Всего 143 руки имеют чёрный цвет, 80 – красный, 5 – коричневый, 2 – бистер (жёлто-коричневый) и 1 – белый (см. также: Цветовая палитра доисторического периода)
Из 231 отпечатка рук 22 были идентифицированы как правые руки, 136 – как левые. По размеру они были идентифицированы как принадлежащие взрослым мужчинам, взрослым женщинам, подросткам и (в двух случаях) младенцам. Однако, учитывая большое количество повторений, можно предположить, что речь идёт о сравнительно небольшом числе людей (40-50).
Все это согласуется со многими другими наборами отпечатков рук в других местах. Например, наскальные рисунки Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания (39 тыс. лет до н.э.); наскальные рисунки Альтамира в Антильяна-дель-Мар, Кантабрия, Испания (34 тыс. лет до н.э.); наскальные рисунки Шове в ущелье Ардеш, Франция (ок. 30 тыс. лет до н.э.); наскальные рисунки Шове в ущелье Ардеш, Франция (ок. 30 тыс. лет до н.э.). до н.э.); наскальные рисунки Печ Мерль в Лоте, Франция (ок. 25 тыс. до н.э.); неолитическая «Пещера рук» (Куэва де лас Манос) в Санта-Крус, Аргентина (ок. 7 тыс. до н.э.).
Изуродованные руки
Уникальность трафаретов рук Гаргаса заключается в том, что многие из них изуродованы. Из 231 отпечатка руки 10 целы и полны, но на 144 отсутствуют суставы, сегменты или целые пальцы. Остальные 70 отпечатков не поддаются той или иной идентификации. В мире известны только две пещеры с такими повреждёнными или изуродованными отпечатками рук: одна – близлежащая пещера Тибиран (Grotte Tibiran-Jaunac) во французских Пиренеях (ок. 20 тыс. лет до н.э.), другая – пещера Мальтравиесо в Касересе (Эстремадура, Испания) (ок. 18 тыс. лет до н.э.).
Интерпретация мутиляций
До сих пор не существует единого научного мнения относительно причины (причин) уродства. Основные предположения:
❶ Ритуальная или шаманистская ампутация. На первый взгляд, такое увечье было бы недопустимо в культуре охотников-собирателей с высокой физической подготовкой. Однако подобная ампутация до сих пор встречается, по крайней мере, в одном обществе охотников-собирателей – дани – в Новой Гвинеи, которые в рамках ритуала мести отрезают молодым женщинам кончики пальцев. Многие женщины дани, изуродованные таким образом, продолжают вязать и плести с большой ловкостью. Ампутация пальцев также практикуется на юге Африки у охотников-собирателей кхое.
❷ Язык жестов – пальцы загибаются назад перед изготовлением трафарета (физически неправдоподобно, если не невозможно);
❸ Обморожение – правдоподобно, хотя бы потому, что большие пальцы (которые лучше кровоснабжаются) всегда целы;
❹ Болезнь (включая обморожение). Это, пожалуй, наиболее вероятная причина, и она подробно исследована доктором А. Сахли, чьи клинические исследования показывают, что руки Гаргаса были либо деформированы в результате болезни, либо ампутированы. В пользу этой точки зрения говорит обнаружение в Гаргасе трёхмерных отпечатков культёй пальцев, оставленных в мягкой глине. Аналогичные слепки были найдены в пещере Ласко в Дордони. К возможным заболеваниям, объясняющим подобные деформации, относятся: болезнь Айнхума, болезнь Рейно, деформирующий ревматизм, тяжёлый полиартрит или даже проказа.
Наскальные гравюры
В Гаргасе находится около 150 исключительных гравированных рисунков самых разнообразных животных, включая птиц, которые были приписаны граветтианцу учёным аббатом Анри Брейлем на основании сравнительного изучения некоторых гравированных камешков, найденных в отложениях пола пещеры. Особый интерес в этой наскальной живописи представляют многочисленные наложения, позволяющие проследить стилистическую эволюцию – от контура к натуралистической фигуре – в граветтском периоде. Эта образная эволюция состояла из трёх основных этапов:Фаза 1
Линии проводятся одним пальцем или вырезаются простым острым или заострённым инструментом. Фигуры животных обычно сводятся к очертаниям только головы, или головы и шеи, или головы, шеи и холки. Рога и панты представляют большую проблему: они могут быть выгравированы в кручёной или полукрученой перспективе, а также в полный профиль. Изображаемые животные в основном ограничиваются зубрами, северными оленями, горными козлами и сусликами.
Фаза 2
На этой фазе контур животного расширяется за счёт передних, а затем и задних конечностей. Фигуры остаются жёсткими и шаблонными, но появляется больше реализма в виде криволинейного рисунка, а также таких деталей, как волосы, глаза, уши, ноздри, рот и копыта. Ближе к концу этого этапа рисуются ноги, чтобы передать движение. Кроме того, сюжеты становятся более разнообразными: появляются лошади, мамонты, птицы.
Фаза 3
На этой стадии рисунки становятся более крупными: например, Большой бык и Большая лошадь в Chambre du Camarin, длина которых превышает 1,5 м. Для изображения грив и других участков лохматой шерсти вводится штриховка. Ближе к концу периода пещерные гравёры вводят технику соскабливания как для придания дополнительной ширины вырезанной линии, так и для цветовой дифференциации. (Любопытно, что на этом этапе сокращается количество изображаемых животных и происходит частичный возврат к незавершённым фигурам.
Среди других известных памятников каменного века франко-кантабрийского пещерного искусства можно назвать следующие:
Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух отверстий) (26,5 тыс. лет до н.э.)
Гравюры пещеры Куссак (ок. 25 тыс. до н.э.).
Пещера Рукадур (ок. 24 тыс. до н.э.).
Гравировки долины Коа, Португалия (ок. 22 тыс. до н.э.).
Гравировки и рельефы пещеры Рок-де-Серс (ок. 17 тыс. до н.э.).
Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 тыс. до н.э.).
Рок-о-Сорсьер, Англ-сюр-л’Англин (ок. 12 тыс. до н.э.).
О самых ранних в мире доисторических рисунках и гравюрах
см: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?