Граветтское искусство читать ~8 мин.
В искусстве каменного века термин «граветтская культура» (или «Граветт») обозначает период культуры верхнего палеолита, длившийся около пяти тысяч лет. Своё название она получила в честь типовой стоянки Ла-Граветт в департаменте Дордонь, Франция. Опираясь на традиции ориньякской культуры, художники Граветта подняли доисторическую скульптуру на новый уровень, о чём свидетельствуют «палеолитические венеры» — статуэтки, которые находят по всей Европе. Другими известными произведениями доисторического искусства этого периода являются трафареты рук в пещере Коске (около 25 000 лет до н.э.) и изображения «Пятнистых лошадей» в пещере Пеш-Мерль (около 25 000 лет до н.э.). Кроме того, опыт граветтских мастеров в технологии изготовления остроконечных клинков способствовал совершенствованию петроглифов и наскальных гравюр.
Традиционно граветтскую культуру делят на два основных ареала: западный граветт, известный по стоянкам во Франции, и восточный, к которому относят такие памятники, как Буран-Кая в Крыму и Козарника в Болгарии. Эта культура распространилась в Европе в период, когда вид неандертальцев (Homo neanderthalensis) был окончательно вытеснен анатомически современными людьми (Homo sapiens, или кроманьонцами), пришедшими из Африки и с Ближнего Востока. В ходе этого процесса последние группы неандертальцев были вытеснены на окраины Европы, в частности на Пиренейский полуостров, и со временем вымерли.
Граветтской культуре предшествовала ориньякская, а за ней последовала солютрейская культура. (См.: Хронология доисторического искусства).
Хронология искусства верхнего палеолита
Ориньякская культура (40 000–25 000 до н.э.)
Солютрейская культура (20 000–15 000 до н.э.)
Мадленская культура (15 000–10 000 до н.э.)
Культура мезолита (от 10 000 до 6 000 до н.э.)
Культура неолита (от 6 000 до 2 000 до н.э.)
Граветтское искусство: история и характеристики
Искусство эпохи Граветта характеризуется в первую очередь искусством малых форм — мобильным искусством. Наиболее известными его образцами являются «палеолитические венеры», вырезанные из бивней мамонта, известняка или другого мягкого камня, а также первые образцы керамики. Возможно, акцент на портативной скульптуре был связан с ухудшением климата вследствие наступления ледникового максимума в Европе около 26 500–19 000 лет назад. В то же время его пещерное искусство, в частности наскальная живопись и гравюры, стало более совершенным. Об этом свидетельствуют артефакты, найденные в пещерах Дордони (Пеш-Мерль, Лабатю, Лажери-От), на средиземноморском побережье (пещера Коске) и в Стране Басков (Истуриц). Кроме того, известно, что граветтские художники внесли свой вклад в создание наскальных изображений в пещере Альтамира в испанской Кантабрии.
Хронология граветтской культуры
К граветтской культуре можно отнести следующие основные произведения изобразительного искусства. (Прочтите о древнейшем доисторическом искусстве).
Венера из Дольни-Вестонице (26 000–24 000 до н.э.)
Эта уникальная статуэтка, старейшая в мире известная науке терракотовая скульптура, была обнаружена на поселении каменного века в Моравской низменности к югу от Брно в Чехии.
Венера из Монпазье (около 25 000 лет до н.э.)
Эта Венера стеатопигического типа вырезана из лимонита. Она была обнаружена в 1970 году недалеко от деревни Монпазье в регионе Дордонь во Франции и датируется ранним периодом граветтской культуры.
Виллендорфская венера (около 25 000 лет до н.э.)
Эта статуэтка стеатопигического типа, вырезанная из оолитового известняка, является одним из самых известных образцов палеолитического искусства. Она хранится в Музее естественной истории в Вене.
Наскальные рисунки в пещере Коске (около 25 000 лет до н.э.)
Вход в пещеру находится под водой на глубине 37 метров, а длина затопленного туннеля составляет около 175 метров, из-за чего большая часть наскальных рисунков была утрачена. В пещере сохранились 65 трафаретов рук и другие пиктограммы. Копии и артефакты выставлены в Национальном археологическом музее в Сен-Жермен-ан-Ле.
Гравюры из пещеры Кюссак (около 25 000 лет до н.э.)
Обнаруженные в 2000 году в Дордони, эти глубокие гравированные изображения бизонов, лошадей и мамонтов стилистически схожи с изображениями в пещерах региона Керси, особенно в Пеш-Мерль.
Наскальные рисунки в пещере Пеш-Мерль (около 25 000 лет до н.э.)
Этот пещерный комплекс граветтской эпохи, расположенный недалеко от Кабрере в Средних Пиренеях, является одной из немногих украшенных доисторических пещер во Франции, которая остаётся открытой для посещения. Он знаменит своими выразительными настенными росписями, в частности, полихромным панно «Пятнистые лошади». (Подробнее о цветных пигментах, используемых граветтскими и мадленскими художниками, см.: Доисторическая цветовая палитра).
Трафареты рук в пещере Гаргас (25 000 лет до н.э.)
Пещера знаменита трафаретными изображениями рук с отсутствующими фалангами пальцев.
Венера из Савиньяно (около 24 000 лет до н.э.)
Эта женская фигурка без рук, вырезанная из серпентина, была найдена недалеко от Модены. Её отнесли к граветтской культуре на основе стилистического сходства с другими известными «венерами».
Мораванская венера (24 000 лет до н.э.)
Эта фигурка, вырезанная из бивней мамонта, была найдена в 1938 году на западе Словакии. Она относится к виллендорф-костёнковскому типу верхнего Граветта.
Искусство пещеры Рукадур (около 24 000 лет до н.э.)
Включает несколько ярких трафаретов рук, гравированные изображения животных и птиц, а также большое количество абстрактных знаков.
Пещера Куньяк (первая фаза, около 23 000 до н.э.)
Обнаружена в 1952 году. В пещере сохранились изображения оленей, гигантских оленей, горных козлов и мамонтов, выполненные углём, а также несколько антропоморфных фигур, относящихся ко второму этапу росписей, который датируется мадленской культурой.
Венера Лоссельская (около 23 000 лет до н.э.)
Этот известняковый барельеф высотой около 46 см изображает лежащую обнажённую женщину. Он был найден в скальном гроте в Дордони и окрашен красной охрой. Этот уникальный образец франко-кантабрийского пещерного искусства в настоящее время выставлен в Музее Аквитании в Бордо.
Венера из Брассемпуи (около 23 000 лет до н.э.)
Это вырезанное из бивня мамонта изображение женской головы было обнаружено в «Пещере папы» (Grotte du Pape) в 1894 году вместе с восемью другими человеческими фигурками. Пещера расположена на юго-западе Франции.
Лосось из Абри-дю-Пуассон (около 23 000 лет до н.э.)
Это рельефное изображение лосося, вырезанное на потолке скального навеса и окрашенное красной охрой, было обнаружено в 1892 году. Это одно из десяти известных изображений рыб в палеолитическом искусстве. Здесь также есть несколько доисторических абстрактных знаков, таких как скалярные символы.
Венера из Леспюг (около 23 000 лет до н.э.)
Эта стилизованная статуэтка высотой около 15 см, вырезанная из бивня мамонта, известна своей гипертрофированной грудью и уникальным изображением юбки, сделанной, возможно, из витых волокон. Она была найдена в 1922 году в пещере Ридо в Леспюг.
Гравюры долины Коа, Португалия (22 000 лет до н.э.)
Крупнейшее в Европе местонахождение наскального искусства под открытым небом. Оно содержит тысячи гравюр с изображениями животных и людей, созданных на протяжении многих эпох, начиная с Граветта.
Венеры из Костёнок (около 22 000 лет до н.э.)
Фигурки, вырезанные из бивня мамонта и известняка, были найдены на стоянках в Воронежской области — в поселениях охотников-собирателей на берегу Дона. Это древнейшие образцы скульптуры, найденные на территории России. См. также: Русское искусство (22 000 до н.э. – 1920 н.э.).
Гагаринские венеры (около 20 000 лет до н.э.)
На стоянке Гагарино в Липецкой области, к северу от хорошо известной группы костёнковских стоянок, была найдена целая серия «венер», вырезанных из вулканической породы и бивня мамонта.
Авдеевские венеры (около 20 000 лет до н.э.)
Стоянка Авдеево расположена недалеко от Курска и вместе с Костёнками и Гагарино образует «треугольник» важнейших граветтских памятников на Русской равнине. Найденные здесь фигурки из бивня мамонта стилистически близки к костёнковским.
Мальтинские венеры (около 20 000 лет до н.э.)
На стоянке Мальта́, расположенной на реке Ангаре недалеко от озера Байкал в Сибири, была обнаружена серия женских статуэток, вырезанных из бивня мамонта. Сейчас они экспонируются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Зарайские венеры (около 20 000 лет до н.э.)
Пара женских фигурок в авдеевском стиле, вырезанных из бивня мамонта. Они были найдены на стоянке в городе Зарайск Московской области. На этой стоянке также была найдена реалистичная статуэтка зубра.
См. также: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Статьи об искусстве каменного века
Для получения информации о мегалитах, которые использовались для создания памятников в эпохи позднего палеолита и неолита, см. следующее:
Скальное убежище Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.)
Памятник искусства аборигенов Австралии, который является современником граветтской культуры в Европе. См. также: Наскальные рисунки Кимберли и Наскальные рисунки полуострова Беррап.
Мегалитическое искусство (около 9000–2000 до н.э.)
Обзор мегалитической архитектуры и искусства на примере таких памятников, как Гаврини, дольмен Зюшен, Ньюгрейндж, Стоунхендж и Наут.
Гёбекли-Тепе (около 9500 г. до н.э.)
Обзор этого знаменитого храмового комплекса в Турции — древнейшего из известных в мире.
Наскальные рисунки в пещере Эль-Кастильо (39 000 до н.э.)
Содержит древнейший в мире образец пещерной живописи.
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Доисторическая цветовая палитра: пигменты художников каменного века
- Древнейшее доисторическое искусство: купулы, гравюры, наскальные рисунки, резьба по слоновой кости
- История искусства: истоки и эволюция изобразительного искусства
- Хронология доисторического искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?