Граветтское искусство читать ~8 мин.
Граветтская эра: краткое содержание
В искусстве каменного века термин «Gravettian» описывает 5000-летний период культуры верхнего палеолита, названный в честь типового объекта «La Gravette», языка земли в Дордони. Основываясь на ориньякских традициях, художники граветтской культуры подняли доисторическую скульптуру на новый продвинутый уровень, о чем свидетельствуют статуэтки Венеры, появившиеся по всей Европе. Другое известное доисторическое искусство этого периода включает ручные трафареты в пещере Коскер (около 25 000 лет до н.э.) недалеко от Марселя и пятнистые лошади в Пеш-Мерль (около 25 000 лет до н.э.) около Каора. Кроме того, опыт Граветта в технологии остроконечных клинков привёл к большему совершенствованию петроглифов и гравюры.
Фактически, граветтская культура традиционно разделяется на два региона: западный, широко известный по пещерным местам во Франции и восточный, известный по пещерным местам, таким как Буран-Кая в Крыму и Козарника в Болгарии. Эта культура появилась во Франции около 25 000 лет до н.э., когда вид Homo Sapiens, известный как неандертальцы (Homo neanderthalensis), был вытеснен анатомически современными людьми (кроманьонцами), которые проникли в Европу из Африки и Ближнего Востока. Во время этого процесса неандертальцы отступили в южную половину Пиренейского полуострова и примерно к 20 000 году до нашей эры большинство из них вымерли.
Эпохе Граветта предшествовала ориньякская эра, а на смену ей пришла солютрейская эпоха. (См.: Хронология доисторического искусства.)
Хронология искусства верхнего палеолита
Ориньякская культура (40 000–25 000 до н.э.)
Солютрейская культура (20 000 – 15 000 до н.э.)
Мадленская культура (15 000 – 10 000 до н.э.)
Культура позднего каменного века
Культура мезолита (от 10 000 до 6 000 до н.э.)
Культура неолита (от 6000 до 2000 до н.э.)
Граветтское искусство: история и характеристика
Искусство эпохи Граветта, прежде всего, характеризуется его мелкомасштабным мобильным искусством в виде статуэток Венеры – в основном резьбой по слоновой кости или известняку и другой мягкой резьбой по камню – а также примитивной формой скульптурного керамического искусства. Акцент на портативную скульптуру, возможно, был связан с ухудшением погодных условий в результате обострения ледникового периода в Европе в период 22 000 – 17 000 лет до нашей эры. Между тем, его наскальное искусство – особенно наскальная живопись и гравюра – стала более точной, о чем свидетельствуют раскопки в скальных пещерах Дордони (Пеш-Мерль, Лабатут, Лажери-От), побережья Средиземного моря (пещера Коскер) и региона Басков (Истурлиц). Кроме того известно, что художники-граветтианцы внесли значительный вклад в наскальные рисунки Альтамира в испанском районе Кантабрия.
Хронология граветтской культуры
К граветской культуре можно отнести следующие основные произведения изобразительного искусства. (Прочтите о древнейшем доисторическом искусстве.)
Венера из Дольни-Вестонице (26 000 – 24 000 до н.э.)
Эта уникальная статуэтка, старейшая известная в мире терракотовая скульптура, была обнаружена в поселении каменного века в Моравской котловине к югу от Брно в Чешской Республике.
Венера из Монпазье (около 25 000 лет до н.э.)
Вырезанная из лимонита стеатопиговая (толстозадая) Венера из Монпазье была обнаружена в 1970 году недалеко от деревни Монпазье в регионе Дордонь во Франции. Она датируется ранней граветтской культурой (25-20 000 до н.э.).
Венера Виллендорфская (около 25 000 лет до н.э.)
Вылепленная из желтоватого оолитового известняка, эта стеатопиговая граветтская статуэтка, как и венера из Дольни-Вестонице, является частью постоянной коллекции наскального искусства в Музее естественной истории в Вене.
Пещерные рисунки Коскер (около 25 000 лет до н.э.)
Доступный только через 500-футовый подводный проход из-за повышения уровня моря, уничтожившего 80 процентов наскального искусства, Коскер до сих пор хранит захватывающий диапазон картин и рисунков, в том числе 65 ручных трафаретов и другие пиктограммы, которые сейчас выставлены в Национальном археологическом музее Сен-Жермен-ан-Ле.
Гравюры из пещеры Кюссак (около 25 000 лет до н.э.)
Обнаруженные в 2000 году недалеко от Ле-Бюиссон-де-Кадуин в Дордони, наскальные изображения бизонов, лошадей и мамонтов, похожи по стилю на изображения в пещерах Керси, особенно в Пеш-Мерль.
Пещерные рисунки Пеш-Мерль (около 25 000 лет до н.э.)
Этот пещерный комплекс граветтской эпохи, расположенный недалеко от Кабрере в Средних Пиренеях, является одной из немногих украшенных доисторических пещер во Франции, которые остаются открытыми для публики – он известен своими драматическими настенными росписями, в частности разноцветными изображениями Пятнистых Лошадей. (Подробнее о цветных пигментах, используемых граветтскими и мадленскими художниками, см.: Доисторическая палитра цветов.)
Трафареты рук в пещере Гаргас (25000 лет до н.э.)
Пещера известна трафаретными изображениями изуродованных рук.
Венера из Савиньяно (около 24 000 лет до н.э.)
Эта женская фигурка, вырезанная из камня (без рук), найденная в Савиньяно-суль-Пунаро, недалеко от Модены, была датирована периодом Граветта после стилистических сравнений с другими известными изображениями Венеры.
Венера Мораванская (24 000 лет до н.э.)
Эта резьба по слоновой кости найденная в 1938 году недалеко от деревни Мораваны-над-Вагом в районе Пьештяны на западе Словакии, относится к виллендорфско-костенковскому или верхнему граветтскому периоду.
Пещерное искусство Рукадур (около 24 000 лет до н.э.)
Включает в себя несколько очень ярких ручных трафаретов, гравированные рисунки животных и птиц и большое количество абстрактных знаков.
Пещера Куньяк (первая фаза, около 23 000).
Обнаружена в 1952 году недалеко от Гурдона, в Лоте. В пещере есть картины и рисунки углём оленей, мегалоцеросов, горных козлов и мамонтов, а также различные фигуры человеческого типа (нарисованные во время второй фазы в эпоху Мадлены), почти идентичные фигурам на Пеш-Мерль.
Венера Лаусельская (около 23 000 лет до н.э.)
Этот 18-дюймовый известняковый барельеф лежащей обнажённой женщины, украшенный красной охрой, был найден в каменном убежище в Дордони. Этот уникальный образец франко-кантабрийского наскального искусства в настоящее время выставлен в Аквитанском музее в Бордо.
Венера из Брассемпуи (около 23 000 лет до н.э.)
Это граветтское резное изображение лица и головы женщины из слоновой кости было обнаружено в «Папской пещере» в 1894 году вместе с восемью другими человеческими фигурами. Эта пещера вместе с «Галереей гиен» расположена недалеко от деревни Брассемпуи, в районе Ланд на юго-западе Франции.
Лосось в пещере Абри-дю-Пуассон (около 23 000 лет до н.э.)
Эта рельефная скульптура лосося, украшенная красной охрой и вырезанная на потолке приюта, была обнаружена в 1892 году и является одной из десяти рыб, которые появляются в наскальном искусстве палеолита. Кроме того, он также имеет несколько доисторических абстрактных знаков, таких как скалярии.
Венера из Леспуги (около 23 000 лет до н.э.)
Эта сильно стилизованная 6-дюймовая статуэтка, вырезанная из клыка слоновой кости известна своей огромной отвисшей грудью и уникальным изображением пряденной нити в виде юбки, свисающей ниже бёдер. Она была найдена в 1922 году в пещере Ридо в Леспуге, в регионе Верхняя Гаронна.
Гравюры долины Коа, Португалия (22 000 лет до н.э.)
Старейшее наскальное искусство под открытым небом в Европе и крупнейшее в мире место палеолитического искусства под открытым небом с тысячами наскальных изображений животных и людей.
Костёнковская Венера (около 22 000 лет до н.э.)
Вырезанная из бивня мамонта женская фигурка была найдена на Костёнковских стоянках в Воронежской области – в поселении охотников-собирателей на берегу Дона на юге России. Это самая старая из известных доисторических скульптур в России. Смотрите также: Русское искусство (22 000 лет до н.э. – 1920 г. н.э.)
Гагаринская Венера (около 20 000 лет до н.э.)
На самом деле существует группа гагаринских венер, вырезанных из вулканической породы, а также из слоновой кости, все из которых относятся к эпохе Граветта. Они включают «двойную Венеру», «молящуюся Венеру», «украшенную Венеру» и «высокую Венеру». Все они были найдены на раскопках близ поселения в Гагарино, недалеко от Липецка, недалеко к северу от хорошо известных Костёнковских городищ в Воронежской области.
Авдеевские Венеры (около 20 000 лет до н.э.)
Третья вершина треугольника Воронеж-Липецк-Курск в центральной части России. Фигурки из Авдеево включают «двойную Венеру» и ещё десяток фигурок, а также фигурки мамонтов, вырезанные из слоновой кости.
Мальтинская Венера (около 20 000 лет до н.э.)
Как и фигурки из Гагарино, эта Венера – одна из нескольких стеатопиговых женских фигур, вырезанных из слоновой кости, которые были обнаружены на реке Ангара, недалеко от озера Байкал в Сибири. Сейчас они экспонируются в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Зарайские Венеры (около 20 000 лет до н.э.)
Пара женских фигурок в авдеевском стиле, вырезанных из бивня мамонта, найденная на стоянке недалеко от Брянска. Это место также известно реалистичной резьбой в виде зубра.
См. Также: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Статьи об искусстве каменного века
Для получения информации о крупных камнях (петроформах), которые использовались для создания памятников в эпоху позднего палеолита и неолита, см. Следующее:
Скальное убежище Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.)
Искусство австралийских аборигенов, современное культуре Граветта. См. Также: Наскальные рисунки Кимберли и Наскальные рисунки полуострова Бурруп.
Мегалитическое искусство (около 9000–2000 лет до н.э.)
Знакомство с мегалитической архитектурой и искусством, включая Гавринис, Могилу Зушена, Ньюгрейндж, Стоунхендж и Ноут.
Гобекли-Тёпе (около 9500 г. до н.э.)
Знакомство с этим знаменитым турецким поселением, старейшим известным религиозным местом в мире.
Пещерные рисунки Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.)
Самый старый известный образец наскального искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?